Оценка физического развития как показателя состояния здоровья ребенка

Физическое
развитие является одним из ведущих
показателей состояния здоровья детей
и подростков и зависит от множества
факторов: наследственности, климата,
особенностей питания, уровня материальной
обеспеченности семьи, соблюдения режима
и т.д. Наблюдение за физическим развитием
детей и подростков — неотъемлемая часть
работы врача любого детского учреждения
(детских яслей, садов, школ, школ-интернатов
и др.). Детальная оценка показателей,
характеризующих физическое развитие,
про­водится при углубленных медицинских
осмотрах детей с участием всех специалистов
перед поступлением в школу и в определенных
«декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м
(Приказ Минздрава СССР
от
10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по
совершенствованию медико-санитарной
помощи подросткам»). В
связи
с этим будущие
специалисты должны овладеть методикой
антропометриче­ских исследований, а
также методами оценки физического
разви­тия.

Для
оценки физического развития детей и
подростков используют следующие
показатели:

  1. соматометрические
    — длина тела (рост), масса тела, окружность
    грудной клетки и др.;

  2. соматоскопические
    — состояние кожных покровов и видимых
    слизистых оболочек, степень развития
    подкожно-жирового слоя,
    состояние
    опорно-двигательного аппарата, степень
    полового развития;

  3. физиометрические
    — жизненная емкость легких, мышечная
    сила, частота пульса, величина
    артериального давления и др.;

  4. состояние
    здоровья.

Методика антропометрических измерений

Антропометрия

совокупность методов и приемов оценки
морфологиче­ских особенностей
человеческого тела; проведение точных
измерений на жи­вых людях с использованием
четко установленных анатомических
точек, стандартных методических приемов
и инструментария.

Главным
требованием при проведении антропометрических
исследова­ний является их строгая
унификация.

Только
единообразие приемов измерений и
использование точного из­мерительного
инструментария могут обеспечить
достоверность и сопостави­мость
полученных результатов. Исследования
должны проводиться на обна­женном
ребенке в светлом, чистом и теплом
помещении. Все измерения должны
проводиться только между, так называемыми,
«антропометриче­скими
точками»
,
под
которыми понимаются определенные точки
на теле, соответствующие ясно выраженным
и легко прощупываемым образованьям
скелета и лежащие, как правило, на
сагиттальной или боковых линиях тела.
Лучшим временем для антропометрических
исследований являются утрен­ние часы,
т.к. в течение дня возможно уменьшение
роста на 1

2 см в связи с уплощением свода стопы,
межпозвоночных хрящей и снижением
тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение
дня вес тела может увеличиваться до 1
кг
и даже более.

Данные
антропометрических измерений заносятся
в индивидуальную для каждого обследуемого
антропометрическую карту.

Соматометрические
признаки
.
Измерение
роста.

Рост стоя и сидя измеряют с по­мощью
деревянного ростомера или металлического
антропометра. Деревянный ростомер
представляет собой стойку, хоро­шо
укрепленную на прочной площадке, высотой
до 2 м с деления­ми по 0,5 см. По стойке
передвигается муфта с планшеткой.

Измерение
роста стоя с помощью ростомера
обследуемый
дол­жен касаться стойки ростомера
четырьмя точками: затылком, межлопаточной
областью, ягодицами и пятками. Голова
устанавливается таким образом, что­бы
нижний край глазницы и верхний край
козелка уха находились в одной
горизонтальной плоскости. Кроме того,
чтобы иметь представление о про­порциях
тела, производят измерение роста сидя,
для чего у стандартных ростомеров
имеется откидное сиденье.

При
измерении роста антропометром позиция
обследуемого такая же, как при измерении
ростомером. С
помощью металлического антропометра
можно опреде­лить также размеры
туловища, верхних и нижних конечностей
и т.д. Для точного измерения пользуются
антропометрическими точками: например,
при измерении длины верхних конечно­стей
— плечевую и пальцевую точки. Ошибка
при измерении не должна превышать 0,5
см.

Определение
массы
тела.

Массу тела
определяют
натощак путем взвешивания на медицинских
весах. Обследуемый должен спокойно
стоять на середине весов. Взвешивание
в одежде и обуви не допускается.

Измерение
окружностей головы, грудной клетки,
плеча, бедра, голени.
Для
измерения пользуются стальной рулеткой
или обыч­ной сантиметровой лентой.
Окружность грудной клетки измеряют в
состоянии покоя, максимального вдоха
и максимального выдо­ха. Ленту
накладывают сзади по нижним углам
лопаток при под­нятых руках. Затем
руки опускают, и лента, соскальзывая,
ложит­ся под углами лопаток. У мужчин
и детей лента проходит спереди по краю
околососкового кружка, у женщин — по
IV ребру. Во время глубокого вдоха и
выдоха лента должна без задержки
сле­довать за движением грудной
клетки.

Соматоскопические
признаки.
При
осмотре (соматоскопии) обращают­
внимание на состояние кожных покровов
и слизистых оболочек(цвет,
тургор, чистота, влажность), степень
жироотложения,
состояние
опорно-двигательного аппарата (костяка,
формы грудной клетки, позвоночника,
формы ног и стопы).

Жироотложение.Развитие
подкожного жирового слоя объек­тивно
определяют
измерением толщины жировой складки на
животе (на
уровне
пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под
лопаткой. Измеренную малым толстотным
циркулем толщину складки де­лят
пополам.
Средним считают жироотложение при
толщине жировойскладки
от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине
жи­ровой
складки
менее 1 см, выше среднего — при толщине
более 2 см.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным

Костяк.
Различают
три типа костяка: тонкий, коренастый и
промежуточный. Тонкий характеризуется
узкими плечами и груд­ной клеткой,
малыми размерами кистей рук и ступней;
корена­стый — широкими плечами и
грудной клеткой, большими разме­рами
кистей рук и ступней.

Форма
грудной клетки
.
Различают
цилиндрическую, кониче­скую, плоскую
и смешанную грудную клетку. Грудная
клетка ци­линдрической формы при
рассматривании спереди и сбоку вы­глядит
равномерно развитой в верхнем и нижнем
отделах, подгрудинный угол округлой
формы и по величине приближается к 90°.
Грудная клетка конической формы имеет
более широкий и выступающий вперед
нижний отдел по сравнению с верхним.
Подгрудинный угол большой, более 90°.
Плоская грудная клетка обыч­но имеет
удлиненную уплощенную форму, подгрудинный
угол сужен, он
менее
90°. У детей младшего возраста часто
бывают сме­шанные формы грудной
клетки. Могут встречаться рахитические
и
редко бочкообразные
формы.

Позвоночник.
Различают
нормальный, лордотический, кифотический
типы позвоночника. Нормальный позвоночник
в сагит­тальной плоскости имеет
S-образную
форму. Шейная и пояснич­ная кривизны
невелики и обращены вперед, грудная
выпуклость обращена назад. Для
лордотического характерна малая шейная
кривизна
и
резко выраженная поясничная. У
кифотического по­звоночника обе
кривизны и выпуклость резко выражены.

К
деформациям позвоночника относятся
право- и левосто­ронние сколиозы
разной степени (рис.1.). При сколиозе I
степени отме­чается слабовыраженная
асимметрия плеч, лопаток. Дефект не
имеет
стойкого
характера, при напряжении мускулатуры
вы­правляется. Сколиоз II степень
характеризуется устойчивым искривлением
вправо или влево, наличием мышечных
компенсаторныхваликов.
При III степени отмечаются глубокие
искривления, сопровождающиеся деформацией
грудной клетки. Начинающиеся изменения
позвоночника можно обнаружить следующим
простым способом: пальцем с нажимом
проводят по верхуш­кам остистых
отростков позвонков, а затем по
образующейся сплошной красной полосе
судят об изменениях в изгибе позво­ночника.

Оценка физического развития как показателя состояния здоровья ребенка

Рис.
1. Виды сколиоза: 1. – грудной, 2.- общий
левосторонний, 3.
S-образный

Форма
ног.
Различают
нормальную, Х-образную и О-образную
форму ног. При определении этого
показателя обследуемый ста­вит пятки
вместе, носки врозь. При правильной
форме ноги со­прикасаются в области
коленных суставов, при О-образной фор­ме
коленные суставы не соприкасаются, при
Х-образной один коленный сустав заходит
за другой.

Форма
стопы.
Различают
нормальную (сводчатую), уплощен­ную
и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия
делают отпе­чатки стопы (плантографию)
(рис. 2). Ватным тампоном, погру­женным
в раствор метиленового синего, смачивают
стопу и ста­вят ребенка на чистый лист
бумаги. Можно использовать также 10 %
раствор полуторахлористого железа.
Бумагу при этом смачи­вают 10 % раствором
танина в спирте.Оценка физического развития как показателя состояния здоровья ребенка

На
полученном отпечатке проводят касательную
к наиболее выступающим точкам внутренней
поверхности стопы. Из сере­дины
касательной восстанавливают перпендикуляр
до наружного края стопы. Затем вычисляют
процентное отношение той части
перпендикуляра, которая прошла через
отпечаток, ко всей длине. Если перешеек
составляет до 50 %, стопу оценивают как
сводчатую, нормальную. Если он составляет
50 — 60%, то стопа упло­щенная. Если
отношение более 60%, имеет место выраженное
плоскостопие.

Физиометрическиепризнаки.Жизненную
емкость легких
определяют
с помощью спирометра. По­сле
предварительного вдоха и выдоха
обследуемый делает максимальный вдох
и затем равномерно выдыхает воздух в
трубку прибора. Измерение про­водят
3 раза и фиксируют лучший результат.

Мышечная
сила рук — характеризует степень развития
мускулатуры, измеряется ручным
динамометром. Для измерения силы кисти
динамометр берут стрелкой к ладони и,
вытянув руку в сторону, с максимальным
напря­жением сжимают его поочередно
правой и левой рукой.

Становую
силу
измеряют
с помощью станового динамометра, ручка
которого устанавливается на уровне
колен обследуемого. Разгибание должно
проводиться с максимальным усилием, но
без рывков. Ноги при этом не должны
сгибаться в коленных суставах.

Частоту
сердечных сокращений
по
пульсу подсчитывают в тече­ние 1 мин.
При наличии нарушений ритма детей всегда
направля­ют на консультацию к
кардиоревматологу.

Показатели
максимального и минимального артериального
дав­ления измеряют аппаратом Рива-Роччи
или тонометром (по ме­тоду Н.С. Короткова)
на правой руке в положении сидя, после
минутного отдыха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки[13]: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

Читайте также:  Вопросы для развития ребенка 4 года

При изучении физического развития детей исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания.

Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы[14]. для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.

О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.

Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.

Дата добавления: 2015-10-14; просмотров: 7505; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9382 — | 7436 — или читать все…

Читайте также:

Источник

ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Показатели
и методы индивидуальной оценки
физи­ческого развития.

Показатели
физического развития детей и подростков.

Соматометрические
признаки.

  1. Рост
    стоя и сидя.
    Измеряется
    с помощью антропометра или росто-метра.

  2. Масса
    тела.
    Измеряется
    медицинскими весами натощак, без одежды
    и обуви

  3. Окружность
    головы, грудной клетки, плеча, бедра,
    голени. Измерение проводится
    м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические
признаки.

При
соматоскопии (осмотре тела) обращают
внимание на:

  1. Состояние
    кожных покровов и слизистых оболочек
    (тургор,
    цвет, чис­тота,
    влажность)

  2. Степень
    жироотложения
    (развитие
    подкожного жирового слоя). Опре­деляют
    по толщине жировой складки на животе
    (в области пупка и на 5-6 см сбоку от
    него), а также под лопаткой: 1-2 см —
    жироотложение сред­нее, менее 1 см —
    ниже среднего, более 2 см — выше среднего.

  3. Состояние
    опорно-двигательного аппарата

Читайте также:  Проект развитие коммуникативных навыков у ребенка

1. Костяк.
Различают
три типа костяка:

а) Тонкий
— узкие плечи, грудная клетка, малые
размеры кистей рук,
стоп.

б) Коренастый
— широкие плечи, грудная клетка, большие
кисти и
стопы

в) Промежуточный

  1. Форма
    грудной клетки:
    цилиндрическая,
    коническая, плоская, сме­шанная

  1. Позвоночник.
    Различают
    3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный
позвоночник 8-образной формы. Шейная и
пояснич­
ная
кривизна выражены не сильно и обращены
вперед. Грудная выпуклость
обращена
назад.

б) Лордотический
позвоночник — малая шейная и резко
выраженная
поясничная
кривизна.

в) Кифотический
— все три кривизны резко выражены.

К
деформациям позвоночника относят
сколиозы
(право-
и левосторон­ние). Выделяют три степени
сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма
ног:

а)
Нормальная б) Х-образная в)
О-образная.

5. Форма
стопы.
Стопа
может быть

а)
Нормальная б) Уплощенная в)
Плоская

4)
Оценка
степени
полового созревания.
Производится
по следующим при­знакам:

  1. У
    девочек — оволосение подмышечных
    впадин, лобка, развитие молочной
    железы, время появления первой менструации

  2. У
    мальчиков — оволосение подмышечных
    впадин, лобка, мутация голоса, оволосение
    лица, развитие кадыка

Физиометрические
признаки.

Включают
в себя:

  1. Жизненная
    емкость легких
    (ЖЕЛ).
    Определяется с помощью спирометра.

  2. Мышечная
    сила рук.
    Определяется
    с помощью ручного дина­мометра

  3. Становая
    сила

    определяется с помощью станового
    динамо­метра

4) Кроме
того могут определяться пульс, артериальное
давление.
После
определения всех параметров (показателей),
физического развития

их
необходимо правильно оценить.

Методы
индивидуальной оценки физического
развития детей и подростков.

В
принципе все методы основаны на
сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных
полученных данных с современными
средними показателями для данной
возрастно-половой группы данного
региона.

Существуют
следующие методы индивидуальной оценки
физического развития:

Метод
сигмальных отклонений.

При
данном методе каждый из индивидуальных
признаков сравнивают со средним
арифметическим этого признака для
данного возраста и находят фактическое
отклонение
по
данному признаку. Затем это фактическое
от­клонение делят на сигму (а) — среднее
квадратичное отклонение и находят
сигмальное
отклонение. Нетрудно понять, что если
сигмальное отклонение отрицательно,
то признак развит ниже средневозрастной
нормы, а если оно положительно, то выше
средней величины для данного возраста.
При этом, развитие
признака оценивается следующим образом:

Сигмальное
отклонение

Развитие
признака

От
-1а до +1а

В
пределах средних величин

От
-1о~ до -2а

Ниже
среднего

Меньше
-2а

Низкое

От
+1а до +2а

Выше
среднего

Больше
+2а

Высокое

Совокупность
сигмапьных отклонений изображают
графически, получая так называемый
профиль
физического развития
в
виде ломаной линии, от­клоняющейся
от центральной вертикальной линии,
соответствующей сред­ним
величинам исследуемых признаков, вправо
или влево в зависимости от
того, развит дачный признак выше или
ниже средней величины.

Недостатком
метода является раздельная (без
взаимосвязи друг с другом) оценка
каждого признака, а также отсутствие
оценки гармоничности разви­тия
ребенка.

Оценка
физического
развития по
шкалам
регрессии.

Отличительной
особенностью данного метода является
то, что признаки оцениваются
не отдельно, а в связи друг с другом.
Сначала определяется рост ребенка и
соответственно росту устанавливаются
нормативы для других пока­зателей.
Далее с этими нормами сравнивают
фактические величины показа­телей,
находят аналогично предыдущему методу
сигмальные отклонения для каждого
показателя и оценивают их.

Комплексный
метод оценки.

При
данном методе сначала определяется
соответствие биологического возраста
паспортному (см. следующий вопрос). После
этого оценивается морфофункциональное
состояние организма по шкалам регрессии.
Физиче­ское
состояние оценивается как гармоничное,
если
масса тела и окружность грудной
клетки отличаются от должных для данного
роста (при оценке по шкалам рефессии)
не больше, чем на 1а. При различиях в
пределах ±1-2а развитие считается
дисгармоничным,
больше
чем ± 2а — резко
дисгармонич­ным.
Естественно,
что при дисгармоничном и резко
дисгармоничном разви­тии имеют место
и низкие функциональные показатели.

Определение
группы здоровья ребенка.

По
степени здоровья все дети разделяются
на 5 фупп :

  1. Здоровые.
    Не
    имеют хронических заболеваний и
    гармонично
    раз­виты
    (в настоящее время это доли процента)

  2. Практически
    здоровые.
    Это
    дети, не страдающие хроническими
    заболеваниями,
    но все-таки имеющие отклонения
    (плоскостопие, суту­лость), часто
    болеющие дети (больше 4 раз в год),
    длительно болеющие (одно
    заболевание длилось более 25 дней), а
    также дети со слабой близо­рукостью.

  3. Больные
    дети в
    стадии компенсации
    (ревматизм
    в стадии ремис­сии,
    гастрит, холецистит в компенсированной
    форме, хронический тон­зиллит).

  1. Дети
    с заболеваниями в стадии
    субкомпенсации

  1. Дети
    с заболеваниями в
    стадии декомпенсации.
    Это
    дети-инвалиды.
    Они
    составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник