Обучение ребенка в музыкальной школе способствует развитию

Обучение ребенка в музыкальной школе способствует развитию thumbnail

Я знаю, что эта наша музыкальная история может закончиться в любой момент. Но у меня нет цели заставлять ребенка учиться до конца, для получения диплома. Есть цель давать ему возможность развиваться и раскрывать свои способности и интересы.

В самом начале обучения сына в музыкальной школе, конечно, я сомневалась, размышляя о том, стоит или нет нагружать ребенка и занимать его время. Ведь можно выбрать какие-то другие занятия. Конечно, я наслышана о том, что для выпускников музыкальных школ, зачастую семь лет обучения заканчиваются тем, что инструмент выносится за пределы видимости на долгое время, если не навсегда. Но сын настойчиво музицировал на синтезаторе, прикрывая глаза, и изображал виртуозного пианиста. Поэтому мы пригласили репетитора, для того, чтобы понять есть ли у ребенка способности к музыке. НА тот момент

Занятия музыкой должны быть обязательными, а не дополнительными для деток. Так утверждают специалисты в области когнитивного развития. Ведь во время игры на клавишных инструментах в мозгу происходит настоящий фейерверк. Задействованы оба полушария мозга и активно развиваются межполушарные связи. Ребенок приобщается к прекрасному и воспитывается эстетически. Но правда в том, что обучение в музыкальной школе для вашего ребенка может стать увлекательной и интересной дорогой в мир прекрасного, а может обернуться сплошным испытанием и принудиловкой. И это зависит от многих факторов, но прежде всего от интересов ребенка и подхода родителей к процессу обучения.

Обучение ребенка музыке требует от родителей участия, по крайней мере, на первых этапах, ему нужна помощь. И если вы решаете вопрос «нужна ли вашему ребенку музыкальная школа» приведу аргументы «за и против», которые помогут с выбором.

В первую очередь, если вы приняли решение отдать ребенка в музыкальную школу, важно выбрать подходящий инструмент и преподавателя, который найдет подход к вашему ребенку и будет учитывать его особенности в усвоении материала, а также уделять внимание выбору музыкальных произведений в процессе обучения.

Какие проблемы могут возникнуть при обучении в музыкальной школе?

  • Ребенку может не понравится сам процесс обучения. Многочасовые занятия по отрабатыванию навыков подходят не каждому.
  • Музыкальное образование наряду с обязательной школьной программой создают большую нагрузку и занимают много времени. У ребенка может не оставаться сил и времени на другие занятия или простую игру и прогулки.
  • Публичные выступления, которые являются неотъемлемой частью обучения, вызывают стресс у многих деток.
  • Классические произведения или инструмент может в процессе обучения перестать нравится ребенку. При этом его мечты об исполнении современной музыки в рамках учебной программы будет невозможно реализовать. Выходом из этой ситуации может являться дополнительные занятия в музыкальных кружках и/или смена музыкального инструмента.
  • Иногда ребенку могут потребоваться дополнительные уроки репетитора для подготовки к экзаменам или конкурсам. Это повлечет за собой дополнительные траты и время на отрабатывание трудных пьес.
  • В обязательную программу музыкальных школ, наряду с уроками игры на инструменте, входят уроки сольфеджио и хоровые занятия. Кроме того в старших классах добавляются занятия по «истории музыки» и «музыкальной литературе». Это потребует дополнительного времени и дополнительных посещений музыкальной школы. Здесь важно учитывать удаленность школы от вашего дома.

Что дает музыкальное образование?

  • При условии, что ребенок занимается и имеет способности к музыке, обучение в музыкальной школе дает самостоятельную профессию, с которой ваш ребенок может связать свою жизнь.
  • Процесс разучивания музыкальных произведений требует большой работы одновременно обоих полушарий мозга. Это колоссальное развитие, ведь музыкант читает ноты, нажимает определенные клавиши, контролирует мелодию, ритм, громкость и длительность звуков, соблюдает указанные в нотах прием игры и аппликатуру («каким пальцем какую ноту нажимать»).
  • Музыка совмещает лингвистические и математические функции левого полушария с творческими функциями правого полушария. Всё это способствует развитию межполушарных связей.
  • Развивает коммуникативные, социальные способности, логику, стратегическое планирование, внимание к мелочам и эмоциональный интеллект.
  • Улучшает умственную (то есть интеллектуальную) функцию мозга.⠀
    Даже если ребенок слушает музыку, а вы помогаете ему ее понимать — это тоже хорошая тренировка мозга.
  • Развивает память. Ведь для исполнения музыкального произведения работает сразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, моторная (двигательная), образная, логическая, ассоциативная.

Все «плюсы» обучения игре на музыкальном инструменте, несомненно, весомее «минусов», но только при условии, что ребенок занимается музыкой с интересом, а не идет на урок как на каторгу.

По опыту многих мам могу сказать, что не часто дети могут осознанной без дополнительной мотивации отрабатывать задания дома, доводя мелодию до совершенства. Часто бывает, что схватив ноты, ребенок теряет интерес к оттачиванию штрихов. Здесь от родителей потребуются усилия, но не для того чтобы заставить чадо сесть за инструмент, а чтобы заинтересовать и мотивировать на выполнение нужной работы. И часто именно этот вопрос становится камнем преткновения в обучении ребенка. И от того, как вам удастся выйти из такой ситуации, будет зависеть успешность обучения ребенка и его отношение к музыкальным занятиям в целом.

Вот несколько советов, которые помогу вам сделать время обучения ребенка в музыкальной школе не тягостным испытанием, а интересным приключением.

  • Не заставляйте ребенка чрезмерно долго «сидеть» за инструментом. Возможно, для него подойдут занятий не два часа к ряду, а несколько подходов по 20 минут.
  • Предложите помимо школьной программы разучить какое-то произведение, которое выберет сам ребенок. Это отлично мотивирует и дает чувство радости от исполнения любимого произведения.
  • Если ребенок обучается игре на фортепиано, возможно вместо классического инструмента стоит приобрести электро-пианино с различными функциями и звуками, для того чтобы ребенок мог не только оттачивать навыки по заданию, но и музицировать по своему желанию. Это развивает интерес к инструменту.
  • Помогайте разбираться в трудных частях пьесы, пусть ребенок вам читает ноты, простукивает ритм, показывает аппликатуру.
  • Смотрите вместе видео с виртуозной игрой, посещайте концерты. Устраивайте домашние концерты и восхищайтесь победами ребенка. Придумайте что, то чтобы создать правильное окружение для ребенка. Например, пикник с его «коллегами» по музыкальной школе.
  • Не сравнивайте результаты вашего чада с другими учениками. Сравнивайте его сегодняшние успехи с тем, что бы раньше.
  • Если ребенок в какой то момент отказывается продолжать обучение, внимательно разберитесь в причинах. Он устал. Ему не подходит преподаватель. Ему стал не интересен инструмент. Не редко бывают случаи, что после смены инструмента (например, вместо фортепиано, он выберет барабан) ребенок успешно заканчивает школу, и продолжает с удовольствием заниматься музыкой для своего удовольствия.
Читайте также:  Влияние семейного воспитания на развитие ребенка круглый стол

Мудрости и терпения, нам, родителям!

Источник

Символы музыкиПновыйсихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Читайте также:  Условия необходимые для нормального развития речи ребенка

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.
Читайте также:  Развитие ребенка от3 4 лет

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает  – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

Источник