Влияние семейного воспитания на развитие ребенка круглый стол

Влияние семейного воспитания на развитие ребенка круглый стол thumbnail

Анна Рылякина
Круглый стол «Роль семьи в воспитании ребенка»

Круглый стол «Роль семьи в воспитании ребенка»Влияние семейного воспитания на развитие ребенка круглый стол

руглый стол на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка».

Воспитатель: Рылякина А. А.

Помните, что ребенок –

зеркало жизни своих родителей.

А. С. Макаренко

Цель: Формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка.

Задачи: 1. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникших в воспитании ребенка.

2. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения спорных вопросов, возникших в семьях воспитанников.

3. Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

4. Изучить семью и установить контакт с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

5. Создать условия для совместной деятельности детей и их родителей.

6. Использовать образовательный потенциал родителей для

обучения и воспитания детей.

Форма проведения: «Круглый стол».

Предварительная работа:

Оформление приглашения на собрание, подготовка лозунга, чтение с детьми стихотворений о семье, подбор музыки, оформление памяток для родителей, подготовка столов для собрания, создание фотоальбома «моя семья».

План собрания

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Презентация «Самая, самая семья».

3. Дискуссия родителей за «круглым столом»

4. Игра «Бабушкин сундук»

5. Показ сказки «Теремок» (участие родителей)

6. Выступление семей «Из опыта нашей семьи»

7. Подведение итогов

Ход собрания.

1 Вступительное слово воспитателя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей.Послушайте стихотворения Агнии Барто:

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу, земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.

Мне, как папе по душе одиночество.

Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист утром в перелеске.

Только я же – футболист, а играть то не с кем!

Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!

Воспитательзадает родителям вопросы:

• Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?

• Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?

• Бывает ли у вас такое желание и настроение?

• Почему оно появляется?

• Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?

• Какова тому причина?

Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное.Все мы много раз слышали от детей уверенное: «А моя мама сказала!» или «А мой папа делает так!». Очень важно не потерять такое абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми. Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. Семья – это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о воспитании которой семья заботится с первых дней появления ребенка на свет. Известно, как важен для ребенкаположительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старших брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. К сожалению,дошкольники нередко подражают и дурному: их жизненный опыт невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательными, выдержанными, подавать детям положительные примеры в общении друг с другом, другими людьми. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.

Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи, бабушки и дедушки, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Сегодня многие пожилые люди, выйдя на пенсию, посвящают свободное время внукам. Стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом, любовью, мудростью – всем, что, возможно, не успели дать в свое время детям. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор, который благодаря им выходит за тесные семейные рамки, ребенок приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом, чего часто не успевают сделать родители ребенка из-за недостатка времени или из-за своей незрелости. Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то волшебная связь. Сказка, рассказанная дедушкой, интереснее, чем та же сказка, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают важное место в жизни ребенка и потому, что они ничего не требуют от него, не наказывают, но всегда готовы выслушать его, посочувствовать, помочь.

Читайте также:  Значение подросткового возраста в развитии ребенка

Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками. В отношениях бабушек и дедушек с внуками есть и другие подводные камни. Зачастую они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что родители запрещают. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и, когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.

2. Презентации «Самая, самая семья».

Воспитатель предлагает всем желающим поучаствовать в данной презентации.В своем выступлении участники должны рассказать:

• Из кого состоит семья (их родословная);

• Историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;

• О семейных реликвиях;

• О семейных традициях;

• О семейных увлечениях, хобби;

• О семейной мечте.

3. Дискуссия родителей.

Содержание: обмен опытом за «круглым столом».

4. Игра «Бабушкин сундук».

Для игры используется сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

• Большая красивая книга русских народных сказок;

• Альбом и краски;

• Банка варенья, шоколад, конфеты;

• Котенок;

• Игрушки бабушек и дедушек;

• Пряники, ватрушки;

• Перчаточные куклы для кукольного театра;

• Спортивные атрибуты;

• Рыбий жир.

5. Показ сказки «Теремок».

Сегодня, воспользовавшись атрибутами сундука –куклами для кукольного театра, мы для наших детей покажем русскую народную сказку «Теремок», подготовленный коллектив родителей разыграет нам это произведение.

6. Выступления семей «Из опыта нашей семьи».

7. Подведение итогов.

Источник

Круглый стол «Когда в ответе родители,

или роль семьи в воспитании детей».

Цель. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи: Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

Оборудование: Звучит спокойная, приятная музыка. «Цветок настроения». Памятка для родителей «Как общаться с ребенком».

Ход встречи.

Педагог. Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и снова мы собрались сегодня здесь, чтобы продолжить наш разговор о семейном воспитании и проблемах в воспитании детей, которые возникают на современном этапе.

Но перед началом разговора я предлагаю немного расслабиться и поиграть. Игра называется «Цветок настроения»

Цель: Создать прекрасное настроение, желание общаться.

Педагог. Возьмите цветок — оторвите лепесток(вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

— Как вы думаете, что означает слово «семья»?

Педагог. Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. По определению С. И. Ожегова «Семья – это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами».

Перед тем как продолжить наш разговор очень хочется прочитать вам одно стихотворение «Как появилось слово семья»

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Попробуем их вспомнить: я начинаю, а вы продолжаете:

— В гостях хорошо, а … (дома лучше).

— Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

— Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

Читайте также:  Мониторинг индивидуального развития ребенка в детском саду

— Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).

— Семья в куче, не страшна и … (туча).

— А что значит семья для ребенка?

Педагог. Семья выполняет 5 функций. Давайте остановимся немного на каждой из них.

— Воспитательная функция полагается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека», – сказал В.Г. Белинский.

— Хозяйственная функция проявляется в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т.д.

— Эмоциональная функция осуществляется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

— Функция первичного социального контроля проявляется в контроле родителей за поведением детей и обучении их правилам поведения в обществе, выполнении социальных норм, обучении их человеческому достоинству.

— Функция духовного общения выражается в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.

-Поделитесь, пожалуйста, как вы реализуете эти функции в семье и реализация какой функции, на ваш взгляд, является самой трудной? (выступление родителей)

Педагог. Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. (И.А. Ильин).

Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – защита, убежище. Функция родителей – научить ребенка жить. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

— Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?

Педагог. Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Школа является помощником семьи, создавая необходимые условия для образования.

Ещё на прошлой нашей встрече мы выяснили, что каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Задача педагогов и родителей – совместно, внимательно наблюдать за ребенком, не пропустить ростки самых ценных черт характера при формировании личности.

Без союза с детьми, без нашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив и здоров. Для формирования полноценного человека, обладающего всеми качествами нравственности, для развития у него адекватной самооценки, рядом должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек, а обеспечить такой постоянный контакт возможно только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест, взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих. Он может привести к опасению перед общением.

Общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. Семья – это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старших брата или сестры. Дети очень восприимчивы и склонны к подражанию. К сожалению, дети нередко подражают и дурному: их жизненный опыт невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся отрицательные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Губительна для нервной системы ребёнка и неблагоприятная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои мнения и поведение, быть доброжелательными, выдержанными, подавать детям положительные примеры в общении друг с другом и с другими людьми. Каждому ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих его родителей.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка. «Дети – зеркало семьи» — это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

Хочу дать один совет, всегда помните, что ваш ребенок – это не ваша собственность, а самостоятельный человек. И это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени – не должно звучать из уст родителей. «Умел дитя родить, умей и научить», — гласит народная пословица. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. «Люди, воспитанные без родительской любви, — часто искалеченные люди,» — так считал А.С Макаренко. «Любить детей, — писал А. М. Горький, — это и курица умеет. А вот уметь их воспитать их – это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни». В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Читайте также:  Сургут центр развития талантов ребенка сургут официальный сайт

Предлагаю вам небольшое практическое занятие по составлению памятки «Как общаться с ребенком». Перед вами листочки с неправильными правилами общения, постарайтесь исправить то, что на ваш взгляд неверно.

Практическое задание «Как общаться с ребенком».

— Никогда не принимайте активное участие в жизни семьи.

— Не ищите время, чтобы поговорить с ребенком.

— Не интересуйтесь проблемами ребенка, не вникайте во все его трудности.

— Не помогайте развивать способности и таланты.

— Оказывайте на ребенка нажим, чтобы помочь ему самостоятельно принимать решения.

— Презирайте право ребенка за собственное мнение.

— Не относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

— С непочтительностью относитесь ко всем остальным членам семьи.

— Не давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Памятка для родителей «Как общаться с ребенком» после обсуждения.

— Принимайте активное участие в жизни семьи.

— Находите время, чтобы поговорить с ребенком.

— Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.

— Помогайте развивать способности и таланты.

— Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

— Уважайте право ребенка за собственное мнение.

— Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

— С уважением относитесь ко всем остальным членам семьи.

— Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Педагог. Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости?

Мнения родителей.

Педагог. Бабушки и дедушки, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Они стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом, любовью, мудростью – всем, что, возможно, не успели дать в свое время детям. Дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом, чего часто не успевают сделать родители ребенка из-за недостатка времени или из-за своей незрелости. Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками. В отношениях бабушек и дедушек с внуками есть и другие подводные камни. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и, когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.

Педагог. В конце встречи хочется сказать большое спасибо всем, кто принимал участие в беседе за нашим круглым столом. Я надеюсь – все сегодня услышанное вами ляжет на благодатную почву вашего понимания. Поможет вам в таком трудоемком, но благодарном деле – воспитании ваших детей.

Предлагаю нашу встречу закончить ритуалом прощания «Свеча по кругу», передавая свечу, постараемся ответить на вопросы друг друга. Например, «Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи? О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече» и т.д.

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Источник