Обучение ребенка с отклонениями в развитии

Обучение ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Глава 2

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

2.1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия.

Разрабатываются приемы и методы экспресс-диагностики, направленной на определение актуальных возможностей ребенка, а также и в прогностическом плане — на определение зоны его ближайшего развития (важно определить не только то, что ребенок знает и умеет, но и чем он может овладеть при оказании ему соответствующей помощи).

При изучении и воспитании детей дошкольного возраста интегрируются данные разных научных дисциплин: общей и специальной психологии и педагогики, невропатологии и психопатологии, отоларингологии и офтальмологии, лингвистики и диалектологии и т.д.

Развитие коррекционной педагогики и специальной психологии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. В связи с развитием психолингвистики эти поиски стали не только интенсивнее, но и результативнее.

В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу дошкольного коррекционного воспитания и обучения. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизм отклонений в развитии, разработаны пути воздействия, адекватные имеющемуся у ребенка дефекту.

Установлено строение разных форм психической деятельности, определен системный характер строения высших психических функций на разных этапах онтогенеза, выявлен состав разных звеньев этой системы и степени ее пластичности у ребенка, определены пути и средства коррекции и компенсации отклонений в развитии ребенка.

Сформировались различные аспекты уровневого подхода к анализу нарушений речи и других отклонений в развитии, в том числе — деятельностно-процессуальный и симптомологический. Основываясь на этих подходах, речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Выделяются разные уровни порождения речевого высказывания: мотивационный, смысловой, языковой и сенсомоторный. При разных видах нарушений развития у детей отмечается несформированность одного или нескольких из названных уровней. Как всякая другая деятельность, речь характеризуется мотивированностью, целенаправленностью, определенной структурой.

В системе (или структуре) порождения речевого высказывания могут нарушаться один или несколько звеньев, а иногда сформированными оказываются все звенья этой системы. Соответственно коррекционная работа направляется на формирование отсутствующего компонента.

Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы у ребенка был мотив к высказыванию, замысел речи, чтобы было предвосхищение конечного результата речевого действия, планирование (то есть программирование) высказывания, отбор и выбор лексики (причем отбор тематический — вскрывает пласт лексики, связанной с определенной темой, а выбор семантический — как сказать точнее и правильнее), затем грамматическое структурирование и, наконец, реализация высказывания (проговариваются слова, предложения) и контроль за речевым действием. Таким образом, при порождений речевого высказывания имеют место языковые операции (рече-мыслительная деятельность) и речевые действия. При разных нарушениях отмечается недостаточность того или другого компонента либо того и другого одновременно.

Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при умственной отсталости, при задержках психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения. Однако в каждом из названных случаев нарушения речевой деятельности имеют своеобразный характер и специфическую структуру. В каждом случае требуется особая система коррекционно-воспитательного воздействия. Каждый из видов нарушений развития глубоко проанализирован в специальной литературе (Е.М.Мастюкова, В.Г.Петрова, Л.С.Волкова, М.В.Ипполитова, С.Г.Шевченко, Р.И.Лалаева и многие другие).

Специалисты в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и работники детских дошкольных учреждений должны быть достаточно ориентированы в вопросах дифференциальной диагностики разного рода нарушений развития ребенка, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.

Одни нарушения носят центральный характер, другие -периферический. В одних случаях нарушается речевое либо интеллектуальное развитие, в других выявляется сенсорный дефект (нарушения слуха, зрения и т.д.), иногда нарушения касаются двигательной сферы. Одни нарушения более легкие, другие носят тяжелый органический характер. В последнее время чаще встречаются не тяжелые, а слабо выраженные (или, как их еще называют, парциальные, частичные) нарушения, но в их комбинозе (сочетании), что делает затруднительным их выявление, оценку и организацию коррекционного воздействия.

Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздейиствие на детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов. Это принципы системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального похода к ребенкy, принцип доступности и др. Одним из первоочередных и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения. Этот принцип ориентирует коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности, которое возможно только при сформированности ключевых звеньев развития.

Пластичность коры головного мозга обусловливает развитие ребенка даже в тяжелых патологических условиях. В paботе важно определять наиболее сохранные звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться именно на них.

Деятельностный принцип — один из важнейших принципов коррекционного воспитания и обучения. Он подразумевает проведение работы с ребенком при организации совместной с ним деятельности.

Принципы и приемы психолого-педагогического воздействия в преодолении отклонений в развитии ребенка опираются на учет сензитивных (наиболее чувствительных) периодов вития каждой психической функции и разных видов деятельности ребенка.

Недоразвитие органов слуха и зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребенок лишился слуха или зрения в раннем возрасте. Степень выраженности отставания в психическом развитии зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше и тяжелее нарушены слух или зрение, тем более выражена у ребенка задержка психического и речевого развития. Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления ребенка. Большое значение для состояния ребенка имеет и характер коррекционного воздействия.

Читайте также:  Основные показатели характеризующие физическое развитие ребенка

зрения, своевременно получивший коррекционное воздействие, | в дальнейшем интеллектуально развивается нормально. В то же! время есть дети, у которых нарушение слуха или зрения, а следовательно и речи, протекает на фоне умственной отсталости. Иногда дефекты слуха или зрения у ребенка сочетаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными соматическими и нервно-психическими нарушениями.

Социальная адаптация детей с нарушенным слухом или зрением часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные отклонения из-за первичного дефекта и социальной депривации, возникающей из-за раннего госпитализма (длительного пребывания маленького ребенка в лечебном учреждении), неадекватных условий воспитания ребенка в семье. Поведенческие и эмоциональные нарушения детей с такими дефектами могут быть обусловлены и наличием органического поражения центральной нервной системы.

У детей с нарушением зрения (слепых или слабовидящих) отмечается ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов. Нарушение зрения тормозит развитие двигательных навыков, у детей невысокая моторная активность, оптико-пространственное недоразвитие, общая медлительность, повышенная утомлямость и ис-тощаемость.

Нарушение зрения сказывается на взаимодействии необходимых для правильного развития речи анализаторных систем:

слуховой, двигательной и тактильной. У детей отмечается замедление темпа психического, в том числе и речевого развития. У такого ребенка значительно сужены возможности общения, взаимодействия с окружающим миром; он нуждается в помощи взрослого при организации предметной и игровой деятельности. Его информативные связи сужены, ребенок не может нормально общаться с окружающими.

Источник

Библиографическое описание:

Подзорова Л. В. Как помочь детям с отклонениями в развитии при обучении в общеобразовательной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 218-221. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9870/ (дата обращения: 21.03.2020).



Потребность во внешних и внутренних факторах становления Я-концепции личности, как основа движущей силы формирования психики младшего школьника, особенно в начале обучения, должна полностью удовлетворяется при помощи комплексной работы специалистов школы по развитию, воспитанию и обучению [6]. На сегодняшний день, выявлено много случаев, когда после обучения в 1 классе обычной школы, родители вынуждены перевести ребенка в спецшколу. Критическое неусвоение программы, неготовность к школе, вовремя не выявленные отклонения в развитии детей несут за собой плохую социализацию и новые дефекты в развитии у первоклассников. Из-за низких показателей в успеваемости по тестированию Московского центра качества образования, дети, которые имеют ЗПР, СДВГ, сложный дефект и т. д. нуждаются в особом внимании со стороны школьного психолога и учителя.

Проведя ряд тренингов по понижению школьной дезадаптации, по формированию правильной Я- концепции и коррекции прочих девиаций, можно улучшить показатели в обучении школьника, тем самым снизить риск для учащегося попасть на ПМПК. Подход к детям с нарушениями в развитии, должен быть комплексным, это осуществляется через совместною работу с учителем и родителями.

Введение ФГОС показало новые интересные и выгодные возможности, альтернативное преподавание предметов, но требования к воспроизведению материала становятся более критичными, и сама программа изучения пополняется, вдобавок к старому и новыми материалами. Как пример можно привести словарные слова комбайнер, тракторист которые в современной речи практически не используются, а к ним еще добавили относительно новые словарные слова, как по орфографии, так и на таких предметах как окружающий мир (Пример: Плешаков А. А. Окружающий мир, 2 класс, Часть 1, 2012 г. — «ледостав»).

Многое сделано для детей по визуализации материала, широко используются интерактивные доски, к большинству учебников для младших школьников имеются CD диски с заданиями на макбуках, стал распространен метод проектов, большинство учителей прошли специализированную подготовку для работы по ФГОС. Но по результатам тестирования психологами и проведенные окружные контрольные работы показывают, что уровень развития и психическое здоровье детей катастрофически низок, по сравнению с предыдущими годами [11].

Большинство учащихся имеют клипсовое сознание и слайдовое мышление, порой они не способны выполнить простые манипуляции по самообслуживанию в 7–8 лет (застигнуть пуговицы, завязать шнурки). В сравнении с 2010 годом, когда подобный ученик был 1 в классе, на 2016 год таких учеников насчитывается 5–6 из 28 человек.

Так как в 1 классе не задают домашнее задания большинству ученикам сложно запомнить и выучить написание букв и цифр. Участились случаи, поступления в 1 класс детей, практически не владеющих русским языком, с двуязычием в семье и не имея возможности посещения логопеда часто встает вопрос о неаттестации таких учащихся по русскому языку за 2 класс (Как пример можно привести цитаты из диктанта Марии К. — «чавале», это слово щавель или Елизаветы Б. йжык — язык) [9].

Наряду с проблемами личностных качеств учащихся, таких как самоконтроль, рефлексия, неадекватная самооценка у учащихся наблюдается маленький объем памяти, не способность мыслить логически, а также участились случаи дислексии, дисграфии [9].

В работе с детьми младшего школьного возраста ГБОУ СОШ № 1133 и № 542 по выравниванию уровня притязаний, была выявлена взаимосвязь между успеваемостью и высоким или низким уровнем притязаний. После тренингов, бесед, проектной деятельности, при использовании инновационного подхода «Сказкотерапия» [6], учащиеся с СДВГ стали более усидчивы. У детей с ЗПР выровнялся эмоциональный фон, если материал по уроку обыгрывался в сказке с психологом, на следующее занятие по русскому или математике учащиеся проявляли активность и с неудовлетворительного уровня знаний переходили на более высокие достижения. Дети со сложным дефектом, в частности с ДЦП показывали лучшие результаты по воспроизведению материала по памяти. Например, рассказ правил подлежащего и сказуемого. Некоторые учащиеся начали не только воспроизводить правила, но и правильно применять его в упражнениях [12].

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка первых лет жизни

Заграницей в подобных случаях предусмотрены факультативы, на которых учителя с отстающими учениками догоняют программу при помощи разнообразных методик, которые в нашей стране пока мало изучены и доступны. Например, занятия по математике или технологии с использованием LEGO Education материалов (В России данный метод использует ГБОУ № 73 «Ломоносовская гимназия»).

Отдельным фактором по выравниванию знаний у отстающего ученика являются взаимоотношения его с родителями. Большинство родителей не способны критически оценить возможности своего ребенка. В низких оценках детей, родители склонны обвинять учителя в непрофессионализме. Так как законом об образовании родители могут не приводить ребенка на ПМПК по рассмотрению повторного обучения в классе, где ученик не усваивает программу, учитель, часто завышая отметки, ставит удовлетворительно, но любая административная контрольная работа, такого ученика практически вообще не поддается оценки, так как количество ошибок превышает предельно допустимый уровень. Со временем данная проблема не решается, а подобный ученик учится до 9, 11 класса демонстрируя свою неспособность к сдаче ГИА и ЕГЭ. А как следствие и понижение баллов по русскому языку на ЕГЭ 2015 года.

Если ЗПР и СДВГ к 9 классу чаще всего выравнивается, то такие отклонения как дислексия, дисграфия, ДЦП, эпилепсия, астма и прочие отклонения переходят в сложный дефект, что в значительной степени усугубляет и без того критичное положение учащегося по успеваемости.

Проведя своевременную профилактику или коррекцию учителя, воспитатели, психологи, логопеды и дефектологи в большинстве случаев при активном участии родителей или лиц их заменяющих помогают учащимся выйти не только на удовлетворительный уровень знаний, но и достигнуть по некоторым предметам отличных результатов [3].

Если у ребенка с отклонениями в развитии на ПМПК выявлен сохранный интеллект, то как альтернативу можно рассматривать школы надомного обучения с малокомплектными классами или же инклюзивное образование (следует отметить, что школы в большинстве случаев школы надомного обучения с малокомплектными классами с 9 часами обучения в неделю сохранились только в Москве, так как влились в комплекс школ и садов) [1].

Чтобы осуществить психокоррекционную помощь учащимся, которые имеют проблемы с успеваемостью из-за отклонений в развитии в обязательном порядке учителям совместно с психологом, врачом, логопедом нужно завести дорожную карту ученика. Многие садики практикуют портфолио на воспитанника, по мимо этого разрабатывается проект по формированию электронного портфолио учащегося, в которое будут поступать данные из учебных и лечебных заведений, будут отмечаться его достижения [13].

Осуществляя помощь безотрывно от процесса обучения, совместно с учителем в развитии высших психических функций, школьным психологом подбирается ряд упражнений, которые одновременно будут связаны с целями и задачами уроков и будут направлены на сглаживание дефектов, которые в свою очередь мешают учащемуся с отклонениями усваивать программу. Коррекционную работу можно проводить психологу, как на уроке, выступая в роле тьютора (к сожалению, в большинстве общеобразовательных школ не хватает специалистов, которые законодательно полагаются ребенку на инклюзии, а школы и классы не оборудованы для колясочников).

Так же проводятся тренинги и во внеурочное время, которые большей частью ориентированы на особенности учащегося или по запросу от учителя с указанием неудовлетворительных результатов в той или иной теме по урокам. Эта работа позволит захватить больше в области дефекта, что в свою очередь понизит тревожность, выровняет социальную адаптацию, улучшит работу ВПФ и в дальнейшем позволит усваивать школьную программу по контролю знаний не ниже удовлетворительного уровня.

Так как у детей с отклонениями различные возможности в восприятии материала, проведение коррекции нужно вирировать в разное время, в первой или второй половине дня. Чаще, детям с задержкой психического развития подходит время до обеда, а для детей с вегетативно-сосудистой дистонией, подходит вторая половина дня.

Самым оптимальным вариантом работы будет являться симбиоз корригирующего обучения с включенной коррекцией. В таком обучении учитываются первичные и максимально не допускаются возникновения вторичных дефектов, идет опора на анализаторы, которые постоянно стимулируют на тренингах. Педагогическим коллективом будет создана полисенсорная база по формированию всестороннего представления о полученном материале, при опоре на разные структуры вербальной и невербальной деятельности [10].

Беседы с родителями нескольких образовательных комплексов выявили их отношение к детям, которые имеют неуспеваемость по школьной программе. Около 35 % склонны винить учителя в неудачах ребенка на уроках, 10 % придерживается попустительской манеры взаимодействия с ребенком и учителем, так же 15 % отрицают тот факт, что ребенок не может усваивать программу, а критерии оценки слишком высоки, встречаются и 3–5 % родителей, которые плохо понимают или не понимают русский язык (как правило им самим нужна помощь, как психологическая, так и социальная) [4].

Большинство родителей или лица, их заменяющие, стараются прислушаться к пожеланиям учителя, психолога. При работе с семьей, которая, как и ребенок, нацелена на улучшение результатов в обучении и социальной адаптации не возникает особых трудностей, так как ученик начинает получать своевременную должную помощь.

Скорректировав основные трудности в обучении, позволив ребенку выбрать компенсирующие возможности альтернативно получать знание, отвечать на уроках, а как следствие и хорошие оценки, не стоит останавливаться на достигнутых результатах, в большинстве случаев дети, которые в начальных классах критически не справляются с программой, еще хуже усваивают материал в средней и тем более старшей школе.

Если родители не оказывают помощь своему ребенку в обучении и не идут на контакт с учителем, психологом, то в работе над коррекцией следует отследить стороны детско-родительских отношений. Проводя работу в оказании помощи при обучении детей с отклонениями без участия родителей нужен особый индивидуальный подход и большее количество времени [5].

Наличие у детей пониженного слуха, зрения, умственной недостаточности, а также нарушений в двигательной сфере, как правило, свидетельствует о недоразвитии всех компонентов речевого аппарата, проявляющаяся в этиопатогенетической обусловленности [2].

Учебный план — основной элемент учебного процесса, но применительно к обучению детей с сложной структурой дефекта его следует рассматривать в качестве примерного, особенно в части образовательных областей и их предметного содержания. Такой план ориентирует учителя с психологом на возможные маршруты обучения и воспитания, где особенно важны формирования и развитие коммуникативных умений, устная речь и ее понимание, ориентация к окружающей среде, безопасное поведение в природе, развитие предметно практических навыков, бытовой и трудовой деятельности [8 с. 19].

Читайте также:  Методики обследования нарушений развития ребенка

Делая вывод, стоит отметить, что эмоционально и физически такая работа для школьного психолога очень сложна и к ней нужно быть морально подготовленным, а так же иметь опыт работы с детьми, у которых есть отклонения в развитии. Хорошей базой станет прохождение курсов по сказкотерапии, лего — занятий, мульттерапии, арт — терапия и т. д.

Для коррекции и профилактики, возникающих или уже сформировавшихся отклонений в развитии, которые мешают в обучении учащимся в усвоении школьной программы, необходимо начинать профилактику уже с первого класса, а в особых случаях и с детского сада. Педагогический состав вместе с родителями должны максимально помогать детям, особенно с уже возникшими отклонениями в развитии, находить адекватные способы самостоятельного обучения, с помощью которых они могли бы себя контролировать, взаимодействовать с классом и учителем не ниже чем на удовлетворительный уровень.

Благодаря использованию инноваций в работе школы, процесс коррекции становится интересным и захватывающим, вследствие чего достигается эффективность результатов проделанной работы. Получение необходимых знаний, умений, приводит специалистов данной области к высокому профессионализму.

Литература:

  1. Барсукова Е. Д. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
  2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 2000
  3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
  4. Иванов А. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / Иванов А. В. и др. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — 424 с.
  5. Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. Пособие / Посысоев Н. Н. — М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. — 362 с.
  6. Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации / Короткова Л. Д. М.: ЦГЛ, 2006. — 144 с.
  7. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А. П., Комарова С. В., Логинова Е. Т — М.: 2007. — с. 19
  9. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учебное пособие. Алмазова А. А., Селиверстов В. И. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и [др.] — Изд.3-е — Ростов-н-Д: Феникс, 2007. — 576.
  10. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. // Дефектология. — 2000. — № 1. — с. 18–29. — Новокузнецк, 2003
  11. Чебучева Е. В. Саморегуляция, когнитивно-стилевые характеристики и проблема успешности учебной деятельности в младшем школьном возрасте // герценовские чтения. Начальное образование том: 1 Год: 2010. 63–67 с.
  12. Чумаков И. В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Коррекционная психология М.: Учитель, 2008. 462 с.
  13. Шапиро. Д. Динамика характера: Саморегуляция при психопатологии. М.: Класс, 2009. 216 с.
  14. Электронный ресурс. Научное психологическое общество им. С. Л. Рубинштейна — URL: https://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/osnovnie-ponyatiya-sostavleno-k.html#(21.11.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, класс, учитель, русский язык, развитие, работа, отклонение, сложный дефект, школьная программа, школьный психолог.

Похожие статьи

Обучение детей со сложным дефектом в условиях…

С обучающимися работают учитель, воспитатель, психолог, учитель музыки, логопед.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий…

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях…

ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий мир, программа

Применение развивающих пособий в коррекционной работеребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь…

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением

К школьному возрасту, ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для самостоятельного устного общения.

Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии.

Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой…

психическое развитие, ошибка, ребенок, группа, нарушение письма, коррекция нарушений письма, восполнение пробелов, школьная программа, коррекционная работа, младший школьный возраст.

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста…

ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение развития, психическое развитие

ребенок, работа, множественное нарушение развития, социальная адаптация, сказка, умственная отсталость…

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних…

В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция увеличения количества детей, не справляющихся со школьной программой, так

— Самара,1993. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя /Е.С.Слепович.–

Устранение дисграфии и дислексии — необходимое условие…

Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык», «для современной языковой ситуации характерно развитие процессов

В начальных классах общеобразовательной школы встречаются дети, у которых в процессе овладения письмом и чтением нарушен.

Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.

Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделить существенные связи описываемых событий

Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе М., «Владос», 1999.

Экспериментальное исследование особенностей нарушений

Поскольку одной из самых сложных грамматических категорий русского языка является ударение и именно оно — основа

Этот вопрос возникает в моей работе с детьми младшего школьного возраста. В своей статье я попытаюсь найти ответы и пути решения ошибок речи.

Источник