Методики обследования нарушений развития ребенка

Методики обследования нарушений развития ребенка thumbnail

Для более точного
обследования ребенка и вынесе­ния
правильного диагноза крайне важно
собрать и изу­чить анамнестические
сведения.

Медико-педагогическая
комиссия осуществляет все­стороннее
обследование ребенка, как правило, в
следую­щем порядке:

* проверка
сохранности слуховой функции;

* проверка состояния
вибрационной чувствительности;

* проверка
сохранности зрительного анализатора;

* проверка состояния
речи;

* проверка
двигательной сферы;

* проверка уровня
развития сенсорных я интеллек­туальных
процессов;

* наблюдение за
поведением.

Исследовать
особенности развития дошкольника в
полной мере можно только наблюдая за
его игрой. Поэтому этот метод является
ведущим в изучении такого ребенка.

Для всестороннего
обследования ребенка дошколь­ного
возраста необходимо иметь следующий
игровой материал.

1.
Пирамида из четырех колец
.
Наблюдая за тем, каким образом ребенок
манипулирует игрушкой, на­сколько
точно он надевает кольца на стержень,
можно выяснить особенности развития
моторики дошкольни­ка. Различение
дошкольником цвета, величины, ко­личества
предметов можно с помощью следующих
ука­заний:

• «надень на
стержень зеленое кольцо…»;

• «собери пирамидку,
чтобы внизу было самое боль­шое, а
наверху самое маленькое кольцо…»;

• «положи сначала
маленькое кольцо, потом поболь­ше…,
и самое большое кольцо…»;

• «дай мне три
кольца…»;

• «покажи третье,
четвертое кольца пирамиды».

Нормальные дети
к 5 годам прекрасно справляются с
поставленными задачами. Дети с аномалиями
разви­тия страдают нарушениями
моторики. Им трудно сразу надеть кольцо
на стержень пирамиды, иногда наблюда­ются
тремор или гиперкинезы. Часто такие
дошкольни­ки не способны соотнести
величину колец при собира­нии пирамидки,
поэтому выбирают кольца в хаотичном
порядке. Дошкольники с глубокой умственной
отстало­стью не воспринимают слова
специалиста, выполняя неадекватные
действия с предметами, быстро отвлека­ются
на посторонние вещи.

2. Доски
Сегена
,
представляющие собой доски с вкла­дышами,
выполненными, а форме различных
геометри­ческих фигур. Эта методика
используется с целью ха­рактеристики
деятельности ребенка, а также умения
соотносить
предметы по форме, сравнивать их. В
про­цессе проведения методики
исследуется также уровень развития
мелкой моторики пяльцев рук. Дошкольнику
с аномалиями развития трудно понять
цель этого зада­ния, поэтому нередко
он хаотично переставляет фигур­ки-вкладыши.
Только после многочисленных показов
экспериментатором способа действия
некоторые из де­тей способны выполнить
задание. Иногда вместо гео­метрических
фигур нужно вложить в прорези вклады­ши
известных ребенку животных. Это облегчает
зада­чу, и дети лучше справляются с
ней. Глубоко умствен­но отсталые дети
не способны понять инструкцию к этому
заданию.

3.
Разноцветные
брусочки и палочки
.
Эта методика позволяет исследовать
характер деятельности детей, спо­собность
к анализу, синтезу, умение сравнивать,
а так­же особенности памяти. Задача
ребенка — по образцу построить такую
же фигуру. Дошкольник с аномалиями
развития очень пассивен в процессе
работы, невнимате­лен, поэтому нуждается
в постоянной стимуляции дея­тельности
со стороны специалиста. Самокритичность
такого ребенка снижена, он не в состоянии
сравнить об­разец с результатами
своего труда. Глубоко умственно отсталые
дошкольники не в состоянии понять
стоящую перед ними задачу.

4.
Почтовый
ящик, представляющий

собой коробку с прорезями, куда опускаются
объемные фигуры. В от­личие от досок
Сегена, здесь ребенок должен сопоста­вить
объемный предмет с формой прорези.
Нормальные дети к 6 годам без труда
справляются с задачей. Ум­ственно
отсталый ребенок испытывает серьезные
затруд­нения при выполнении задания.
Он не может развернуть фигуру, соотнеся
ее с прорезью. Только при помо­щи
специалиста такой дошкольник справляется
с зада­нием. Глубоко умственно отсталые
дети вообще не пони­мают задания.

5.
Кубики
различной величины
.
Методика направле­на на выявление
представлений ребенка о понятии ве­личины
предметов. Дошкольнику предлагается
разло­жить кубики от маленького к
большому, и наоборот. Как правило,
умственно отсталые дети испытывают
труд­ности при выполнении задания,
поскольку понятие ве­личины формируется
у них в более позднем возрасте и для
этого требуется специальное обучение.

6. Набор
геометрических фигур
.
Методика направле­на на выявление у
ребенка способности к простейшим
обобщениям. Задача дошкольника разложить
геометри­ческие фигуры по группам. С
помощью фигур можно проверить счет.
Умственно отсталые дети с трудом
по­нимают инструкцию, однако принимают
помощь взрос­лого и к 6 годам начинают
справляться с заданием. Дети с глубокой
умственной отсталостью не в состоянии
по­нять инструкцию.

Читайте также:  Музыкальная культура ребенка как показатель общего развития

7.
Матрешки
(2-3-4-составные
).
Методика направ­лена на выявление
способности понимания инструкции,
умения сопоставлять величину предметов.
Дошкольник должен сначала собрать, а
потом разобрать матрешку. Нормальные
дети без труда выполняют задание. Дети
с аномалиями развития не в состоянии
справиться с зада­ниями. Они не
учитывают величину матрешек, поэтому
их действия характеризуются хаотичностью.
В резуль­тате у умственно отсталого
ребенка ничего не получает­ся, и он
теряет интерес к заданию.

8.
Разрезные
картинки
,
которые представляют собой изображения
знакомых предметов, разрезанные на 2
ча­сти по горизонтали и вертикали; на
3 части по вертика­ли. Методика
направлена на исследование восприятия
дошкольника. Дети с аномалиями развития
затрудняются в выполнении задания,
поскольку не в состоянии представить
себе целое произведение. У них нарушено
пространственное восприятие. Умственно
отсталый ре­бенок способен принять
помощь взрослого, если тот рас­положит
части таким образом, чтобы ребенку
осталось только соединить их.

9.
Мозаика
направлена на исследование наличия
ин­тереса, волевых усилий, ориентировки
в пространстве, воображения, развития
мелкой моторики. Задача дош­кольника
— по образцу составить изображение,
соста­вить картинку по подражанию,
проявить фантазию и самостоятельно
создать узор или изображение. Дети с
аномалиями развития не проявляют особого
интереса к выполнению данного задания.
Они не соотносят образец с результатами
своей деятельности, часто отвлекаются
от задания, нередко бросают его на
середине работы.

10.
Предметные
картинки

представляют собой изоб­ражения
предметов, знакомых детям. Методика
направ­лена на исследование внимания,
зрительной памяти, мышления ребенка,
определение запаса общих представ­лений,
определение способности детей к обучению.
Кро­ме того, при помощи предметных
картинок исследует­ся речь дошкольника:
словарный запас, фонетические и
грамматические особенности.

Особенности
эффективно-личностной сферы
:

1) контакт;

2) интерес;

3) аффективный
компонент продуктивности;

4) активность;

5) критика.

Особенности
работоспособности
:

6) динамика
продуктивности;

7) истощаемость;

8) переключаемость;

9) внимание.

Общая
характеристика деятельности
:

10) ориентировочная
деятельность;

11) понимание
обращенной речи;

12)
вербализация;

13)
целенаправленность.

Частные показатели
интеллектуально-мнестической деятельности:

• непосредственная
память (кратковременная);

• непосредственная
память (долговременная);

• простое
кодирование;

• качество
опосредованного запоминания;

• доступность
опосредования;

• динамика обучения
(обучающий эксперимент);

• качество переноса
(обучающий эксперимент);

• конструктивный
праксис;

• логические
построения;

• простые обобщения;

• усложненные
обобщения;

• анализ
несообразностей.

По каждому параметру
выставляются баллы, кото­рые впоследствии
суммируются по группам показателей. В
качестве примера можно привести способ
количествен­ной оценки первого
раздела.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями

Установление
характера дефекта и степени его
выраженности требует системного подхода
к анализу нарушений, учета структуры
дефекта в целом.

Поэтому
одной из наиболее актуальных проблем
в отношении детей с отклонениями в
развитии в настоящее время является
проблема качественной диагностики. В
задачи психологической диагностики
аномального развития входит:

  1. Определение
    первичного
    нарушения (для какой категории нарушения
    характерны обнаруженные отклонения в
    развитии).

  2. Определение
    степени
    первичного нарушения. Выявление
    индивидуально-психологических
    особенностей развития ребенка.

  3. Определение
    оптимальных
    условий воспитания и индивидуальной
    программы развития ребенка.

  4. Оценка
    динамики
    психического развития (использует ли
    помощь, перспективы развития).

Для
того чтобы диагностика отражала
действительное состояние ребенка и
способствовала правильному выбору
методов коррекционной работы с ним, при
ее проведении необходимо учитывать
следующие принципиальные
положения:

  • Обязательное
    осуществление комплексного
    подхода

    (исследуется состояние слуха, двигательной
    сферы, зрения, особенности соматического
    состояния, познавательная деятельность,
    поведение, эмоции каждого обследуемого
    ребенка).

  • Принцип
    системного,
    целостного

    изучения ребенка, который подразумевает:

  • а)
    установление причин нарушения;

  • б)
    установление
    первичного дефекта и вторичных
    отклонений.

  • Принцип
    динамического
    изучения (для этого используют
    диагностический обучающий эксперимент,
    особенно в случаях дифференциальной
    диагностики).

  • Принцип
    качественного
    анализа данных (включает в себя анализ
    отношения испытуемого к обследованию,
    анализ способов действия, анализ
    характера ошибок, анализ отношения
    ребенка к результату).

Диагностика
аномального развития может быть только
строго индивидуальной.

В
процессе психологической диагностики
нарушений развития у детей
выявляется и систематизируется
патологическая симптоматика и
определяется нарушение развития.
Проводится
структурный анализ выявленных
расстройств, выделяются первичные
симптомы, связанные с болезнью, и
вторичные нарушения, обусловленные
аномальным развитием в условиях болезни.
Разрабатывается программа коррекционных
мероприятий, дифференцированная в
зависимости от характера, природы и
механизма нарушений и направленная на
их предупреждение,
снятие или ослабление. Основной путь
решения этих задач — экспериментально-психологическое
исследование детей и подростков.

Читайте также:  Центр развития ребенка в казани в ново савиновском районе

Для
проведения психологического обследования
ребенка с дизонтогенией чаще всего
используются адаптированные
методики патопсихологии или тесты,
специально разработанные для
детей. Большая часть этих методик может
быть использована также при
решении вопросов
коррекционной педагогики: при отборе
и комплектовании специальных
образовательных
учреждений, для изучения неуспевающих
школьников и т.д.

При
планировании специального психологического
обследования ребенка необходимо
учитывать
его возраст, уровень интеллектуального
и речевого развития и другие значимые
факторы
— состояние зрения, слуха, двигательной
сферы.

Например,
психологическое исследование детей с
нарушениями слуха должно учитывать не
только то, что дети не воспринимают
речевую инструкцию на слух, но также и
тот факт, что уровень развития их речи
может быть недостаточным для адекватного
восприятия и понимания письменной
инструкции. В этом случае ребенку нужно
или объяснить инструкцию жестами (если
ребенок владеет жестовой речью), или
показать необходимые действия, выполнив
их в виде образца на аналогичном задании.

Дети,
страдающие нарушениями зрения, обычно
хорошо понимают словесную инструкцию,
но в некоторых случаях не могут справиться
с заданием, требующим оперирования
наглядными материалами. Такие задания
желательно исключать из процедуры
обследования ребенка с нарушением
зрения.

Обследование
детей в возрасте до 5 лет, страдающих
речевой
патологией, следует проводить по
заданиям, не требующим развернутых
речевых объяснений.
Им должны предъявляться задания, которые
можно выполнить
в практическом плане, без обязательного
сопровождения их собственной речью.

Некоторые
дети с патологией речи недостаточно
понимают обращенную к ним речь. Это
может послужить причиной неправильного
выполнения заданий. Поэтому при ошибочном
выполнении задания такими детьми следует
повторить инструкцию, сопровождая,
объяснения жестами или даже показом,
как и в случае нарушений слуха,
аналогичного задания.

При
обследовании ребенка с выраженными
двигательными нарушениями помимо
изучения когнитивной и эмоционально-волевой
сферы необходимо ввести
задания для оценки уровня двигательного
развития, мелкой моторики и пространственных
представлений. В
этих случаях необходимо установить, в
каком положении (сидя или стоя) ребенок
удерживает
вертикальное положение, каким образом
он передвигается (в
коляске; с
костылями; с
опорой на трость; самостоятельно
в пределах помещения; самостоятельно
на значительные расстояния).
Определяется
также ведущаярука
иразвитие
манипулятивной функции. Отслеживается
участие
пораженной руки в игре и процессах
самообслуживания.

В
случаях обследования детей с тяжелыми
двигательными или психическими
нарушениями важно оценить уровень
развития навыков самообслуживания. В
том числе проверяется уровень владения
навыками
личной гигиены, самообслуживанием
в одевании и раздевании, самообслуживанием
при приеме пищи.

При
обследовании ребенка с тяжелыми
двигательными нарушениями и(или)
серьезной степенью интеллектуальной
недостаточности необходимо оценить
уровень его бытовой и социальной
адаптации. Это можно сделать с помощью
специальной шкалы навыков, которая
приведена в приложении 8.

Важной
составной частью психологического
исследования ребенка и подростка
является
изучение его социального окружения, в
первую очередь семьи. Проводя изучение
ближайшего социального окружения
ребенка необходимо оценить
следующие показатели:

  • уровень образования
    родителей;

  • общий культурный
    уровень семьи;

  • материальная
    обеспеченность;

  • жилищно-бытовые
    условия;

  • взаимоотношения
    в семье;

  • наличие вредных
    привычек у родителей;

  • состояние здоровья
    родителей.

Очень
важно также учесть желание родителей
сотрудничать со специалистами по
преодолению
имеющихся у ребенка проблем. Уровень
родительской мотивации может быть
оценен по таким параметрам:

  • адекватность
    оценки родителями состояния своего
    ребенка;

  • готовность
    к полноценному сотрудничеству в процессе
    коррекционной работы, понимание
    его важности и необходимости;

  • степень инициативы
    в плане сотрудничества;

  • продуктивность
    использования психолого-педагогических
    и медицинских рекомендаций.

Требования
к процедуре проведения обследования и
к его методам:


Установление контакта с ребенком:
расположить, внушить ему доверие к себе.


Обследование начинать с игровой
деятельности; в зависимости от возраста,
личности ребенка это могут быть или
настольные игры, или подвижные, или
ситуативные.

Читайте также:  Карточки для развития речи ребенка 2 лет для распечатки


Беседа, диалог поддерживаются в течение
всего времени обследования («немногословие»).


Взаимодействие с ребенком во время
обследования должно быть максимально
свободным, непроизвольным, заинтересованным,
интересным по содержанию.


В нужных случаях создавать ситуацию
соревнования (кто лучше сделает, кто
быстрее выполнит, кто больше запомнит,
кто лучше нарисует). Давать ребенку
возможность выигрывать, но не всегда.


Иногда процедура проведения теста
должна носить характер урока,
(а не игры) при котором обязательно
следование строгим правилам. Например,
при работе с таблицей Шульте. При этом
надо стимулировать ребенка к деятельности,
стараться, чтобы работа была доведена
до конца.


При специальном
исследовании гнозиса, праксиса, речи
важно применять адекватный задаче
обследования показатель выполнения
теста. Например, при исследовании
фонематического слуха необходимо
исключить возможные ошибки в
звукопроизношении, а при опознании
предметных картинок ошибки называния.


Для точности постановки диагноза и
установления причины нарушения того
или иного процесса важным является
соблюдение правила предъявления объема,
не превышающего 7 
2 объекта для школьников и не более 3-5
для детей старшего дошкольного возраста.


Обязательное условие обследования –
учет сложности и знакомости предъявляемого
материала (вербального и картиночного).


В зависимости от задачи исследования
особое внимание обратить на способ
подачи материала. В одних случаях
необходим только картиночный материал
без участия речи и испытуемого, и
психолога. В других только вербальный
без подкрепления картинкой, в противном
случае смешение материала не даст
возможности понять, что помогло выполнить
задание.


Способ выполнения ребенком теста должен
соответствовать задаче исследования,
тому, что исследователь хочет узнать.


Для исследования работоспособности
ребенка необходим учет утомляемости
ребенка и ее влияния на выполнение
заданий, а также врабатываемости.


При проведении диагностического
обследования должны быть исключены
посторонние люди, шум, предметы. Обычное
обследование ( кроме случаев обследования
совсем маленького ребенка) должно
происходить в отсутствие родителей
(родственников) и посторонних людей,
т.к. их присутствие и тем более вмешательство
может исказить получаемые данные.

Для
того
чтобы составить общее мнение о ребенке,
о наличии и характере дефекта, нужно
подытожить все, что было получено во
время обследования. Для решения вопроса
о перспективах обучения необходимо
проанализировать все те материалы
обследования, на основании которых
составляется общая характеристика
ребенка. Эта характеристика является
основанием для заключения о возможности
и необходимости помещения ребенка в
специальное учреждение для глухих,
слабослышащих или для детей с нарушениями
интеллекта.

Характеристика
составляется после окончания обследования,
в отсутствие ребенка и его родителей,
но обязательно до обследования следующего
ребенка. В характеристике представлены
следующие пункты:

  1. Данные
    из истории развития ребенка, указывающие
    на возможную причину, время возникновения
    дефекта и его характер.

  2. Данные
    медицинского осмотра.

  3. Внешний
    вид ребенка.

  4. Поведение
    и его оценка.

  5. Состояние
    слуха.

  6. Состояние
    речи.

  7. Характеристика
    восприятия и интеллектуального развития.

  8. Выводы.

  9. Заключение.

Отграничение
глухих от слабослышащих, детей с
нарушениями слуха от детей с речевыми
и интеллектуальными нарушениями, детей
с задержкой психического развития от
детей с умственной отсталостью, детей
с разными степенями снижения интеллекта
друг от друга в некоторых случаях бывает
невозможно произвести в процессе
однократного обследования.

В
этих случаях необходимо организовать
диагностическое обследование в виде
обучающего эксперимента, для чего
желательно организовать диагностические
группы или классы при областных и
городских медико-педагогических
консультациях. В тех случаях, когда нет
диагностической группы, рекомендуется
назначение на повторную консультацию
через год.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Что
    входит в задачи психологической
    диагностики аномального развития?

  2. Какие
    принципы необходимо учитывать при
    осуществлении психолого-педагогической
    диагностики детей с нарушением развития?

  3. Что
    еще необходимо учитывать при планировании
    и организации специального психологического
    исследования ребенка?

  4. По
    каким параметрам оценивается уровень
    родительской мотивации?

  5. Каким
    специальным требованиям должна отвечать
    процедура проведения обследования и
    его методы?

  6. Какие
    данные на ребенка должны быть представлены
    в его характеристике?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник