Общие закономерности развития ребенка в онтогенезе

метки: Система, Развитие, Организм, Орган, Ребенок, Онтогенез, Человек, Физиологический

Понятие онтогенеза, общие закономерности онтогенеза.

Термин онтогенез (от греческого онтос — сущее и генезис — происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э.Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания жизни.

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:

эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный).Первый период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека.

Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же на свет новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития — пренатального, длящегося в среднем 280 дней.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма.

Время в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) составляет 16−20 лет.

Основные закономерности онтогенеза.

1. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем. Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза т. е. особенности системогенеза, были разработаны известным советским физиологом академиком П.К.Анохиным (1898−1974) и его учениками и последователями.

Функциональной системойназывают временноеобъединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. Например, рефлекс сосания у новорожденного осуществляется специальной функциональной системой, в которую входят различные группы мышц и объединения нервных клеток, регулирующих их сокращения. Главное значение для объединения органов в функциональную систему имеет не их анатомическая близость, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.

11 стр., 5179 слов

Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга

М. Сандомирский, Л. Белогородский, Д. Еникеев Предметом нашего рассмотрения будет являться рассмотрение взаимосвязи возрастной периодизации развития психики (развития личности, интеллектуального и социального аспектов развития) с этапностью развития в онтогенезе функциональной асимметрии полушарий (ФАП), а также возрастная регрессия с возвратом к онтогенетически более ранним формам организации ФАП …

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т. д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разнообразные органы.

Таким образом, в процессе онтогенеза человека в его организме возможно образование бесчисленного множества различных функциональных систем, обеспечивающих ему оптимальное взаимодействие с факторами внешней среды. Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», т.к. он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание.

2. Гетерохронность и гармоничность развития. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит не одновременно, т. е. гетерохронно (от греческого гетерос — другой, хронос- время.)

11 стр., 5139 слов

1. Функциональные системы организма — это:

Тесты: 1. Понятие «Физическая культура» — это: а) отдельные стороны двигательных способностей человека; б) восстановление здоровья средствами физической реабилитации; +в) часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека, и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств. г) педагогический процесс, …

Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренательного развития, а почки формируются значительно позже и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

Понятие о росте и развитии детского организма.

Понятие о росте и развитии организмов является одним из фундаментальных понятий в биологии.

Под термином ростподразумевается увеличение длины и массы тела, т. е. количественные изменения в организме ребёнка.

Развитие — показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т. е. их функциональное совершенствование за определённый период времени.

Рост и развитие ребёнка, т. е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребёнка новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций ребёнка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающие осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, улучшением проведения нервных импульсов по нервным волокнам от центральных структур головного мозга к мышцам и от мышц к головному мозгу, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, с ростом числа связей между отдельными зонами коры головного мозга, участвующими в осуществлении двигательных функций. Так, медленные количественные изменения приводят к тому, что движения годовалого ребёнка в отличие от новорожденного приобретают выраженный условно-рефлекторный характер, в то время как автоматические движения новорожденного обеспечиваются врожденными, безусловно-рефлекторными нервными механизмами.

4 стр., 1855 слов

Тема7: Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков

Физическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза. В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс …

Качественное совершенствование двигательных функций ребёнка, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как в следствии увеличения двигательной активности ребёнка более интенсивно идёт формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и и корковых образованиях головного мозга.

Акселерацияразвития (от лат. Acceleration — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. Немецким учёным Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста

конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развитии детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30−50 лет назад. Длина тела новорождённых за это время увеличилась на 2−2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина у пятнадцатилетних увеличилось на 6−10 см, а масса на 3−10 кг (в сравнении с подростками начала века).

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

ВВЕДЕНИЕ Актуальность: Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические. Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду — создание благоприятных условий для полноценного …

Значительно быстрее происходят развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века).

Сократилось продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается в 16−19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25−26 годам.

Акселерация физических показателей развития стимулировало и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь. Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей и совершенствованием системы народного образования. В этой связи правильнее говорить о двух типах людей психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой — социальным прогрессом.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах.

В среднем такие дети составляют 13−20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину.

Вопросы акселерации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают, биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира. Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто — её решение имеет большое практическое значение. Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обучения, изменение форм полового, физического и эстетического воспитания, пересмотра возрастных возможностей человека.

14 стр., 6951 слов

Акселерация развития и готовность к обучению в школе

… см. сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см … студентаIкурса исторического факультета заочного отделения Смирнова Артема Александровича Тема 9: Акселерация развития и готовность к обучению в школе(тема взята из методических …

К сожалению, выявление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у детей акселератов рост и развитие сердца отстаёт от роста тела. В результате нарушатся его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно- сосудистых заболеваний.

Педагогическую и медицинскую общественность также волнует разрыв между биологической и социальной зрелости молодёжи, подвергшейся акселерации: биологическая зрелость наступает раньше социальной.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие:

  1. Урбанизация население и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
  2. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
  3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
  4. Увеличение количества смешанных браков, связанное с широкой миграцией населения. При этом потомство первого поколения преобладает преимуществом в физическом развитии.

Для того, что воспитательные воздействия на подрастающее поколение были действительно благотворны, необходимо учитывать акселерацию, изменение, внесённые ею в характеристику каждого возрастного периода.

Источник