Образование родителей в профессиональном развитии ребенка

Главная

Февраль, 2020>>
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Адрес: г.Минск, ул.Восточная,68
Телефон:

+375 (17) 266-22-91

Электронная почта: sch178@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство: №1141101813 от 23.06.2011г.

Главная : Воспитательная работа : Социально-психолого-педагогическая служба : Роль родителей в профессиональном самоопределении ребёнка

Роль родителей в профессиональном

самоопределении учащихся

Уважаемые родители, выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании.

Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее.

Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны.

Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни

Кто должен нести ответственность за выбор профессии родители или дети? (Ответственность — качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.)

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

       Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь для них – самим решить, какая профессия будет для ребенка оптимальной

       Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, самоощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение.

На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:

— родители;

— друзья;

— СМИ;

— профильное обучение;

— родственники;

— сверстники.

Для того, чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится « врачом, как мама» или « шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей.

Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора , дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями.
Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни ( изменяется ситуация на рынке труда). Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.

Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов , осуществляемых с учетом различных обстоятельств.

  • Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий.
  • Выявление способностей и склонностей.
  • Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда).
  • Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора).
  • Окончательный выбор (оценка собранной информации)

1. Осведомленность и ориентировка .

Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов,  т. ч.  и профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.

2. Выявление способностей и склонностей.

Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними?

Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес, к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше — в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию.

В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.

3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).

Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь: возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет, когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться.  Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.

4.Анализ и организация действий.

Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы, кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения, наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.

5.Принятие решения.

Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки

(плюсы и минусы ) , действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.

Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?…

Наиболее типичные ошибки выбора професии

Как Вы считаете, какие ошибки можно допустить, выбирая для себя следующие типы профессий?

1 группа: « Романтичная» или « интеллигентная» профессия .

Часто оказывается, что для успешной самореализации в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Обратная сторона медали открылась. Ощущение, что без нахальной саморекламы ты никому не нужен. Обида и боль от того, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена режиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам.

2 группа: « Модная профессия» .

Существует огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь несчастливых обладателей этой профессии, а, следовательно безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъем –предвестник спада.

3 группа: « Профессия, обещающая большие деньги» .

На поверку оказывается, что профессия не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожести, готовности отказаться от многих других важных дел. Например, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), отсюда- преждевременная седина , заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем .

4 группа: « Трудовые династии или профессия как у…».

Времена и социальные обстоятельства меняются и нет стопроцентных гарантий исследования способностей и склонностей , и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.

Общий вывод: Семья — это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Источник

Читайте также:  Сайт центра развития ребенка 2 барановичи

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР РЕБЕНКА

У каждого подростка рано или поздно возникает проблема — проблема выбора его будущей профессии. Это очень ответственный и сложный шаг в его жизни. Получится ли у молодого человека реализовать свои возможности, найти своё место в жизни, зависит именно от того, правильно ли он выберет свою будущую профессию.

Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор. На сегодняшний день молодёжь больше всего привлекают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, а учиться на рабочую профессию идут с нежеланием, хотя уже давно существует проблема перенасыщения рынка труда специалистами этих специальностей. В силу своей неопытности молодые люди не понимают, что сейчас иметь хорошую рабочую профессию намного надежнее, чем быть выпускником вуза. И, что немаловажно, в средние специальные учебные заведения поступить во многих случаях проще, чем в вузы. Поэтому необходимо правильно сориентировать выпускника школы и объяснить, что выбор рабочей профессии — удачный старт для профессионального и карьерного роста. Ведь зачастую успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии.

Самоопределение в своей будущей профессии начинается в раннем детстве, когда ребёнок играет, и постепенно доходит до своего завершения в подростковом возрасте. Младший школьник подражает значимым взрослым: родителям, учителям. Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной и трудовой деятельности. Подростковый возраст — возраст быстро нарастающего логического мышления, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из книг, телепередач и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам что должен уметь ребенок

Уходя из школы после 11 или 9 классов, подростку необходимо создать жизненный план   — решить вопросы кем быть и каким быть. Он должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.

Многие подростки оказываются в стрессовой ситуации, особенно если они собираются уйти из школы после 9 класса. Это происходит от того, что, с одной стороны, подростку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. И вот именно в этот период необходимо помочь ребёнку, чтобы он не совершил ошибку, и у него не возникло чувство разочарования.

Я провела анкету среди студентов 1 курса, чтобы узнать, почему ребята выбрали ту или иную профессию, осознанный ли был выбор, кто повлиял на окончательное решение? Результаты показали, что во всех  школах проводились классные часы по профориентации, но только  в одной школе были экскурсии на предприятия города. Практически все ребята пришли к нам по совету родственников или родителей. Очень порадовало, что большинство ребят окончательное решение принимали совместно с родителями, или ребёнок сделал  выбор самостоятельно. Но очень печально, что всё же есть ребята, которые пришли в наш колледж за компанию с друзьями или поступить сюда их заставили родители. Через некоторое время такие ребята могут столкнуться с определёнными трудностями: учиться неинтересно, скучно, трудно. И тогда у них может возникнуть чувство разочарования и непонимания: зачем они здесь, для чего.

Анкетирование показало, что в школе ведётся определённая работа по профориентации. Но в отличие от западных стран, где профориентационный процесс является государственным делом и  оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в выборе профессии включено в учебные планы средней общеобразовательной школы, в нашей стране в этой области есть ещё много нерешённых проблем. Поэтому выбор будущей профессии – дело семейное, и кто как не родители помогут своему ребёнку справиться с этой нелёгкой задачей. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Влияние родителей на профессиональный выбор ребенка очень велико. Оно может выражаться не только в качестве указания или какого-то совета. Это может быть и высказанное при случае мнение, и взаимоотношения с людьми как представителями определённых профессий, и личный профессиональный пример, и многое другое.

Важно понимание родителями, что необходимо обращать внимание не только на то, как учится их ребёнок, но и на его интересы, его способности и на моральные качества. Родители должны воспитывать в своих детях положительное отношение к общественному долгу, способствовать и всячески содействовать реализации склонностей и способностей ребенка, а так же приучать их к труду. «Прививать трудолюбие ребёнку нужно, как только он встал на собственные ноги и сделал первые, неуверенные шаги по земле. В отчем доме в заботе о близких, в освоении повседневных дел воспитывается труженик. Семье по силам научить ребёнка и сочетать личные интересы с общественными, и испытывать потребность в труде, и трудиться умело и весело, и многому другому, что входит в ёмкое понятие «трудолюбие» [4, с.159].  Постоянно занимая ребёнка каким-то полезным делом, родители тем самым приучают его к труду и развивают в нём такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду. А впоследствии эти качества будут способствовать появлению умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка в процессе деятельности доклад

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей жизни. «Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [3, с. 223].

Как уже говорилось выше, родители оказывают огромное влияние на выбор своих детей. В связи с этим  их «…  можно условно разделить на группы: 1) активно влияющие на своих детей в вопросах выбора профессии, дающие им квалифицированный совет; 2) пассивно относящиеся  к этому вопросу; 3) представляющие детям самим решать свою судьбу; 4) навязывающие свою волю детям» [1, с.207].

К первой группе принадлежат родители, которые занимают наиболее правильную позицию в данном вопросе. Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить его способности и наклонности, разобраться в его стремлениях, влечениях и мотивах. Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества.

Вторую и третью группы составляют родители с позицией невмешательства. Это родители, которые боятся дать неквалифицированный совет, или равнодушные родители, чаще всего из неблагополучных семей. Причинами такой позиции являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются.

К четвёртой группе относятся активные родители с авторитарным стилем воспитания. Они подавляют инициативу ребёнка, считая, что он в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос  и выбор профессии это только их прерогатива. В большинстве случаев такие родители настроены только на получении высшего образования, не обращая внимание на способности и возможности своего ребёнка.

Так как роль родителей в выборе профессии очень велика, работу по профориентации в школе следует вести не только с детьми, но и с их родителями. В настоящее время «существенно уменьшились возможности для детей наблюдать за трудовой деятельностью родителей, за их личным примером в труде. Сейчас и в городских, и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не всегда знают, в чём он заключается» [2, с. 39.]. Поэтому родителей нужно не только готовить к оказанию помощи детям при выборе будущей профессии, но и привлекать их как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях и в организации экскурсий на их производство.

Также родителей необходимо информировать о том, что в  последние годы профессия рабочего становится всё более востребованной и государство изо всех  сил старается поднять её престиж. Условия и оплата труда становятся все более достойными. В частности, сейчас молодому сварщику платят в разы больше, чем начинающему юристу. В университетах образовательный процесс целиком базируется на теории, а обучение в колледже подразумевает 50% времени на практическую работу. Необходимо «убедить родителей, … что для любого молодого человека, кем бы он ни собирался в будущем стать, начало жизненного пути с рабочей профессии не закрывает возможностей роста и совершенствования, получения среднего специального и высшего образования» [1, с. 206]. И такое обучение будет более эффективным, поскольку он знает свою специальность на практике. Кроме того, зная свое дело, выпускник может работать на себя: организовать собственное предприятие или же заняться выполнением заказов физических лиц.

Всем родителям хочется обеспечить благополучие своим детям, чтобы они получили надежную, уважаемую высокооплачиваемую профессию. Но очень важно адекватно оценить способности и возможности своего ребёнка, его интеллектуальный потенциал. Хочется так же предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если вариант родителей идет вразрез с его желаниями.  

Иногда ребёнок выбирает профессию своих родителей, но важно, чтобы выбор был осознанным, а не просто выполнением их воли. Привить любовь к своей профессии можно только личным примером, когда ребёнок видит хорошее отношение родителей к своей работе, их удовлетворённость своей профессией. В нашем колледже есть немало примеров, когда бывшие студенты нашего учебного заведения приводят к нам учиться своих детей. Это  очень отрадно, когда дети продолжают семейные традиции, так как знают выбранную профессию с детства, а родители могут передать им своё мастерство и опыт.

И в заключении хочется сказать, что выбор будущей профессии должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и на учете ситуации на рынке труда. Если ребёнок сильно сомневается в выборе профессии, то, скорее всего, это не его. Когда находится своя стезя – сомнений не бывает, остаётся абсолютная уверенность и воодушевление. Не нужно зацикливаться на прибыльности. Конечно, необходимо оценивать перспективы, но если человек будет заниматься «своим» делом, то без денег он точно не останется.

Литература

1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация  школьников: Учеб. пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

2. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М.: Юрид. лит.,1989.-448 с.

           3. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. —  М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

4. Разумихина Г. П. Мир семьи: книга для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

Источник