Образец характеристики ребенка с отклонениями в развитии
Екатерина Коротина
Примерный образец написания характеристики на воспитанника с нарушением зрения для ПМПК
Характеристика на воспитанницу МБДОУ компенсирующего вида №…
Домашний адрес:
Дата рождения: 12.07.11 г. посещает старшую группу, МБДОУ компенсирующего вида №. Дата поступления в детский сад – 01.08.09г.
Диагноз при поступлении: частичная атрофия зрительного нерва, сходящее содружественное косоглазие.
Мать: ФИО дата рождения:, образование. Место работы:
Отец: ФИО, дата рождения, образование. Место работы:
Семья полная, благополучная. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. У ребенка есть своя комната, уголок для игр. Любимые совместные занятия –активный отдых, настольные игры. В семье присутсвтуют уважительные отношения к каждому члену семьи. Родители выполняют все рекомендации воспитателей и специалистов, участвуют в жизни детского сада.
Внешний вид ребенка: девочка опрятна, аккуратно одета и ухожена. Осанка ребенка соответствует возрастной норме, походка ребенка скоординирована.
Анамнестические данные: Ребенок от 1 беременности, первых родов. Беременность протекала с токсикозом, угрозой прерывания на сроке 22 недели. Мама перенесла герпетическую инфекцию (стац, лечение, пиелонефрит). Роды в срок, оценка по шкале Апгар 8/8 б., вес при рождении 3250, рост 52 см. Перенесенные заболевания до года: ОРЗ, ветряная оспа, двухсторонний отит, ПП ЦНС. Раннее психомоторное развитие в пределах возраста. Сидеть начала в 6 мес., ходить в 1 год, первые слова в 8 мес.
Адаптация к ДОУ протекала тяжело, у ребёнка наблюдалась сильная эмоциональная привязанность к маме. Длительные расставания с мамой, по приходу в детский сад, сопровождались длительным плачем. В течении дня девочка играла обособленно от сверстников.
Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка.
Состояние представлений об окружающем: сведения об окружающем сформированы, соответствуют возрастной номе. Ребенок имеет представление о себе, называет себя по имени, имеет представление о животном и растительном мире. Точность представлений об окружающем соответствует возрасту.
Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду: освоение всех разделов программы ребенком происходит на среднем уровне.
Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности: Девочка называет и выделяет свойства предметов, сравнивает предметы по определенным признакам, пользуется терминологией (больше, меньше, поровну, может обобщить предметы по определенному признак и т. д. ; навыки изобразительной деятельности сформированы недостаточно. Нажим на карандаш слабый, при проведении линий вертикальных, горизонтальных, параллельных возникают трудности, а также ребенок не может обвести изображение по шаблону и трафарету. Основные цвета и их оттенки знает и определяет. Начатую работу в процессе рисования не всегда доводит до конца, испытывая переутомление. В процессе конструктивной деятельности может правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить не сложные постройки из кубиков. В Игровой деятельности: правила игры понимает и выполняет, иногда прибегая к помощи взрослого, может внести изменения в игровой сюжет. Принимает на себя роли второстепенные. Лидерских задатков не проявляет. Может договориться со сверстниками. Начатый сюжет может закончить на середине. Проявляет интерес к предметам –заместителям и использует их в игре.
Характеристика высших психических функций
Особенности восприятия (зрительного и слухового): Соня знает и называет основные цвета, геометрические фигуры. Соотносит предметы по форме и величине. В пространстве ориентируется. Знает правую и левую руку. Временные представления сформированы по взрасту.
Зрительное восприятие: Уровень зрительного восприятия средний из–за атрофии зрительного нерва.
Слуховое восприятие: Определяет предметы на звук, ориентируется в пространстве на звуковые эффекты.
Уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного): внимание непроизвольное.
Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределения): Объем внимания снижен, отвлекается на внешние раздражители. Устойчивость внимания снижена. Переключаемость с одного вида деятельности на другой развита на среднем уровне. Распределение внимания низкое. Утомляемость наступает в середине занятия.
Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, элементов логического мышления: осуществляет простейшие классификации, подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; с помощью взрослого устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
Уровень развития эмоционально- волевой сферы
Особенности проявления эмоций и чувств: Эмоциональный фон устойчив. Девочка эмоциональна, подвижна, активна.
Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин): Преобладающее настроение –жизнерадостное. Эмоциональные реакции на похвалу и порицание адекватные.
Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.): Проявляет активность в различных видах деятельности, настойчива, инициативна, может самостоятельно прибегнуть к решению той или иной проблемы, но редко, в основном опирается на помощь взрослого.
Особенности характера и поведения ребенка
Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке): девочка к контакту доступна. Активно вступает в контакт как со сверстниками так и со взрослыми как знакомыми, так и малознакомыми. В группе сверстников есть товарищи.
Спокойный или беспокойный: Девочка спокойная, уравновешенная.
Конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми: в конфликтных ситуациях занимает выжидающую позицию. Старается избегать конфликтов со сверстниками и взрослыми. Уступчива во взаимоотношениях с детьми.
Добрый, ласковый: добрая, ласковая, отзывчивая девочка.
Аккуратный или неряшливый: Аккуратная.
Развитие двигательных функций ребенка
Состояние общей и мелкой моторики. Мелкая моторика развита недостаточно. Объем и точность движений рук еще недостаточны. Неаккуратное закрашивание и штрихование фигур. Испытывает затруднения в работе с ножницами. Общая моторика развита по возрасту.
Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др. В некоторых видах ходьбы, прыжках, беге проявляется неловкость движений. Соня выполняет разнообразные движения с удовольствием, но при этом моторно-неловкая, движения дискоординированы из-за ослабленного зрения.
Тип ведущей руки: Правая.
Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) испытывает трудности в завязывании и развязывании шнурков, прибегает к помощи взрослого к застегиванию пуговиц.
Состояние речи ребенка
Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм): Девочка владеет диалогической речью. В своей речи использует прилагательные, существительные, местоимения, предлоги и глаголы. Предложения выстраивает полные, распространённые. Образует существительные во множественном и единственном числе. Слоговая структура не нарушена. Речь понимает в полном объеме.
Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения: Речь не быстрая, ритмичная, внятная, эмоционально окрашенная. Ребенок имеет обширный словарный запас. Речевое дыхание в норме. Предложения логически и лексически связанны. Имеются затруднения в составлении рассказа по сюжетной картине. Может выразительно рассказать стихотворение.
Основные направления коррекционной работы
В ходе проделанной работы мы видим, что у ребенка есть нарушения, которые требуют коррекционной работы. Разработать программу занятий по индивидуальному образовательному маршруту. Обратить внимание педагогов на развитие мелкой и общей моторики, развитие глазомера и двигательных умений и навыков. Продолжать развивать высшие психические функции, такие как внимание и восприятие. Обогащать и пополнять знание ребенка об окружающем мире.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________
Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.
Личностно-характерологические, типологические особенности:
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Коммуникативные навыки:
1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.
Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________
Общая осведомленность
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Моторика
а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Особенности восприятия
а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Особенности внимания
а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную
мысль содержания.
Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).
Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности мышления
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.
3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
Основные трудности, отмечаемые в общении
а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________
Речевое развитие
а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________
Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.
Социально-бытовые навыки
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________
Ориентировка в пространстве и времени
а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________
Отношение к занятиям, деятельность
а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Темп деятельности
а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.
Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых
Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.
Поведенческие нарушения.
Трудности социализации. и т. д.).
Педагог-психолог ________________________________
Дата заполнения ______ 20_______ года