Нравственные ориентиры физического развития ребенка

Нравственные ориентиры физического развития ребенка thumbnail

Нравственные ориентиры воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определены нравственные ориентиры воспитания детей старшего дошкольного возраста.. Указаны причины этого, рассмотрены понятия, указаны важные направляющие и формы нравственного воспитания. Описаны возрастные особенности данного возраста. Одной из важных деятельностей этого возраста выявлена театрализованная. В статье представлена полная характеристика театрализованной деятельности, а также описано развитию каких возможностей она способствует.

Современное общество требует появления нового человека как гражданина, что неизбежно влечет за собой изменение духовно- нравственных ориентиров, идеалов содержания всех форм общественного сознания. Когда речь идет о нравственном воспитании, то сразу встает вопрос о нравственных и моральных нормах. Попытаемся разобраться в этих двух громких понятиях.

Понятия «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы, но смысл в них заложен разный.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) — система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло.
Нравственность – это личные принципы поведения человека, практикуемые в реальной жизни нормы.

Моральные нормы могут отходить от своей строгости из-за жизненных обстоятельств человека и вот здесь этот человек будет действовать по своей внутренней морали, которая опирается на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Можно сказать, что нравственность является практическим применением морали.

Сегодня нравственное воспитание является важной стороной общего развития дошкольников. Ведь только в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

Нормы морали — это конкретные нравственные требования к поведению людей, где говорится об общепринятых нравственных качествах, которые являются базовыми ценностями.
Моральные нормы во всем мире являются отражением развития общества на каком-либо историческом этапе. И формы проявления моральных норм могут быть различны. Это и религиозные предписания, всевозможные этические кодексы, обычаи, традиции и т. п.

Но следование моральным принципам — это добровольное, личное решение каждого человека.

Сегодня современному обществу очень не хватает индивидов, которые бесспорно и осознанно принимали и следовали моральным принципам, поэтому нравственное воспитание должно занимать важное место в формировании здоровой, гармоничной личности, так как фундамент такой личности начинает закладываться уже с самого малого возраста. Дошкольник, а тем более дошкольник старшей возрастной группы, является активным объектом становления гармоничной личностью в условиях окружающей действительности. Он может делать свой собственный выбор, совершать поступки и анализировать их, высказывать свое мнение и соглашаться с тем, что ему нравится.

Новорожденный ребенок не имеет никакого отношения не к моральным и не к нравственным ориентирам, он находится некоторое время по ту сторону добра и зла, что совершенно естественно, и на все происходящее вокруг, с точки зрения моральных и этических норм, реагирует спокойно и непосредственно. Но в дошкольном возрасте у детей появляется способности к оценке поступков своих и чужих, к безошибочному распознанию правильности и неправильности действий, объясняя и комментируя свое отношение к этому. Дети способны совершать как абсолютно добрые действия, поступки, так и иногда жестокие. Но всегда следует помнить и понимать, что по большей части это происходит под влиянием взрослых. Ведь дошкольники не являются сознательными нарушителями моральных норм и правил. Поэтому первой задачей педагога является помочь ребенку в разделении понятий добро и зло, правильно и неправильно.

В старшем дошкольном возрасте освоения норм морали происходит наиболее активно, на этом возрастном этапе в большей степени идет закрепление и четкая установка в сознании каждого старшего дошкольника этических правил, сформированности нравственных привычек, чувств, отношений. Именно в этом возрасте происходит развитие механизмов поведения и деятельности, в формировании личности дошкольника в целом. Происходит это согласно возрастным особенностям, так как это возраст активного эмоционально — волевого развития, полной осознанности в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками. И нами этот возраст выбран не случайно, так как расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Важным является направлять детей старшего дошкольного возраста в нужном направлении. И возможных путей для контролируемого и целенаправленного нравственного развития существует более чем достаточно. Это и сказкотерапия, и иллюстрирование литературных произведений, и художественное творчество, и мультфильмы, и разные виды детской деятельности, а также не менее важным и наиболее интересным для детей способом развития нравственного воспитания является театрализованная деятельность.

Читайте также:  Консультация развитие творческих способностей ребенка по изо

Театрализованная деятельность способствует развитию коммуникативных возможностей речи дошкольников, особенно интенсивно это происходит, когда дети играют роли, перевоплощаясь в различных героев литературных произведений. Посредством этой деятельности развивается творческая активность детей, способность быстро реагировать на ситуации и менять тактику своего поведения. Дети, привлеченные к этой деятельности в будущем становятся художниками, актерами, режиссерами и просто людьми с наиболее устойчивыми нравственными принципами.

Кроме того театрализованная деятельность не является принудительной и неинтересной, скорее наоборот, она привлекает детей динамикой действия, ожившими куклами, непродолжительностью действия. Это как раз то, что нужно детям этого возраста, по той простой причине, что это основы возрастных особенностей. Через театрализованную деятельность у детей происходит знакомство с окружающим миром во всем его широком многообразии (образы, краски, звуки). Активно происходит формирование умственного развития, совершенствование речи, развитие творческого потенциала, исчезают ранее присутствующие комплексы. Ведь в процессе подготовки к роли ребенок работает над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, что способствует активизации лексического запаса, речевого словаря, совершенствуется звуковая культура речи, с точки зрения логопедии это огромный шаг ребенка в саморазвитии. Исполняя роли, и готовясь к ним, дети взаимодействуют друг с другом, общаются и понимают, что только вместе у них все получится. Тем самым происходит формирование навыков сотрудничества.

Театрализованная деятельность – это богатейший источник разнообразных чувств, глубоких переживаний, открытий, который формирует опыт социальных навыков поведения, так как любое литературное произведение, а особенно сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря этому ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Следует сказать, что не только познает, но и учится, а также выражает собственное мнение, отношение к плохому и хорошему, доброму и злому, анализируя, делает выводы проецируя на собственные поступки.

Развитие творческого потенциала детей осуществляется через создание драматического материала, исполнение своего замысла, оформление своего спектакля. Конечно же, театрализованная деятельность- это прежде всего игра для детей, значит, это не фиксированные действия, а импровизация-это главное свойство театрализованной деятельности, что в свою очередь, повышает интерес у дошкольников еще больше.

Самым доступным и понятным детям жанром театрального искусства, максимально приближенным к жанру детской игры является театр кукол. Где дети сначала смотрят спектакль разыгрываемый педагогом, затем выбирают героя и учатся говорить и, одновременно двигать ручками, а когда все получится, дети сами придумывают спектакль и разыгрывают его.

Таким образом, развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально-эмоциональное развитие детей – три кита, которые способствуют успешной реализации театрализованной деятельности.

Театрально-игровая деятельность в полной мере способствует социально- личностному развитию — дети придумывают, сочиняют, разыгрывают сказки сначала в паре друг с другом, затем втроем, им приходится слушать своих партнеров, договариваться. Кроме того каждое сочинительство происходит исходя из заданной темы, например о нормах и правилах взаимоотношений людей. А это в свою очередь способствует лучшему усвоению всех морально-нравственных правил.

Из всего выше сказанного следует отметить, что театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки, для них создается полномасштабная и полноценная среда развития, в полной мере развиваются творческие способности, и все это происходит в привычной для них деятельности, которая является ведущей в старшем дошкольном возрасте-игре. Все это помогает каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия, с четкими и устойчивыми морально-нравственными принципами.

Список литературы:

1. Приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Программа «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер.

3. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. «Технология развития связной речи дошкольников»

4. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2002

6. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004

7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003

8. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, — 2004

Источник

Оксана Алехина
Образовательная область «Физическое развитие» в контексте ФГОС дошкольного образования

«Образовательная область «Физическое развитие» в контексте ФГОС дошкольного образования«

(О. Н. Алехина)

Читайте также:  Центры развития ребенка в воронеже советский район

Слайд 1. Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общеобразовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С содержанием ФГОС ДО, вы конечно уже знакомы, и каждое образовательное учреждение разработало и утвердило основную образовательную программу.

Слайд 2, 3. Наше образовательное учреждение не исключение, мы строим свой образовательный процесс с учетом «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад № 217″Ленинского района г. Саратова». На основе ООП педагоги разработали рабочие программы, в которых отражены все направления развития и образования детей (т. е. образовательные области). И сегодня мы хотим представить вашему вниманию свой опыт работы по образовательной области «Физическое развитие«.

Слайд 4. Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» объединены в образовательную область «Физическое развитие«, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура«.

Слайд 5 — 13. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах детской деятельности: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формируются начальные представления о некоторых видах спорта, дети овладевают подвижными играми с правилами. Происходит становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Слайд 14. ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, на которые нацелена программа нашего ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

Слайд 15. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.

Слайд 16. Стандарт регулирует отношения в сфере образования между всеми участниками образовательного процесса: родитель, ребенок, педагог. Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. Стандарт впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому свою образовательную работу по «Физическому развитию» мы строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Слайд 17. В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры.

Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры даются для детей: раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Слайд 18. Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Целевые ориентиры по «Физическому развитию«, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается промежуточной и итоговой диагностикой воспитанников.

Слайд 19. Однако программа предполагает оценку индивидуального развития детей, такая оценка проводится педагогами в рамках педагогической диагностики. А результаты педагогической диагностики используются только для решения образовательных задач. Педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в школе образец

Слайд 20. В свой работе мы стараемся, чтобы физическое развитие было не только средством развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и стало важным компонентом и средством духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.

Слайд 21. А важнейший способ организации детской деятельности, которого придерживаются педагоги ДОУ — это совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Умение методически грамотно организовать и провести занятия, найти нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения, способствуют развитию у детей интереса к занятиям, формированию необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Источник

Анна Юдина
Нравственные ориентиры воспитания дошкольников

Современное общество требует появления нового человека как гражданина,что неизбежно влечёт за собой изменение нравственных ориентиров,идеалов содержания всех форм общественного сознания.

Когда речь идёт о нравственном воспитании,то сразу встаёт вопрос о нравственных и моральных нормах.

Мораль-это традиционная,содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми,одобряемая и поддерживаемая групповым,классовым,общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы,правила,законы,заповеди,табу,запреты,которые с раннего детства внушаются растущему человеку.

Мораль обеспечивает приспособление ребёнка к условиям общественной жизни,удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.

Нравственность-это понятие,которое является синонимом морали. Однако мораль рассматривается как форма сознания,а нравственность -это сфера нравов,обычаев,практических поступков.

Нравственное воспитание-это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственность находит выражение в отношении к Родине,обществу,коллективу,отдельным людям,к самому себе,труду и результатам труда. Нравственность как свойство личности не является врождённым,её становление начинается в детстве. На сегодняшний день основные принципы морали остаются неизменными:это стремление совершать добро и воздерживаться от зла,заботиться о других людях.

Именно в виду своей высокой значимости проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находится в центре внимания выдающихся педагогов таких как:В. А. Сухомлинский,Н. С. Карпинская,А. М. Виноградова,В. Г. Нечаев,В. И. Логинова и другие.

Средствами нравственного воспитания детей дошкольного возраста педагоги считали:

-художественные средства:художественная литература,изобразительное искусство,музыка и др.

-природа;

-собственная деятельность детей:игра,труд,учение,общение;

-атмосфера,в которой воспитывается ребёнок;

-окружающая ребёнка обстановка.

Когда речь идёт о нравственном воспитании,то сразу встаёт вопрос о нравственных и моральных качествах. Сегодня нравственное воспитание является важной стороной общего развития дошкольников. Ведь только в процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются гуманные чувства,формируются этические представления,навыки культурного поведения,социально-общественные качества,уважения к взрослым,ответственное отношение к выполнению поручений,умение оценивать свои поступки и действия. В дошкольном возрасте у детей появляются способности к оценке поступков своих и чужих,к безошибочному распознанию правильности действий,объясняя и комментируя своё отношение к этому. Важным является напрвлять детей дошкольного возраста в нужном направлении.

Возможных путей для контролируемого и целенаправленного нравственного развития существует очень много:

-сказкотерапия

-иллюстрированные литературные произведения

-художественное творчество

-мультфильмы

-разные виды детской деятельности и не менее важным и интересным способом развития нравственного воспитания является театрализованная деятельность.

Вопрос о том,что такое «хорошо» и что такое «плохо»,какое поведение правильное,а какое недопустимое,философский,каждый родитель решает для себя сам,каким он хочет видеть своего ребёнка и как он будет его воспитывать,а мы лишь пытаемся отметить те способы,с помощью которых можно показать ребёнку,что есть «плохо»,а что «хорошо».

Дети в возрасте 2-3 года не воспринимают абстрактные понятия,такие как «щедрость»,»правда» и т. д. Поэтому давайте ребёнку реальные примеры. Будьте твёрдыми в просекании нежелательных поступков,но делайте это в спокойной,доброжелательной манере.

4-5 лет это самое благодатное время,когда вы можете укрепить в ребёнке понятия о «хорошем» и «плохом».Дети в этом возрасте хорошо воспринимают простые объяснения. Им уже можно объяснить такие понятия как «щедрость» и «честность».Продолжайте показывать ребёнку примеры,ещё лучше,если этими примерами будете вы сами. Дети в этом возрасте стремятся быть похожими на близких им людей,они стремятся вызвать радость и положительную реакцию у своих родителей,поэтому чем чаще вы будете хвалить детей в этом возрасте,тем лучше. Не оставляйте без внимания и поощрения хорошее поведение детей,это и есть основной воспитательный метод в этом возрасте.

У детей 6-8 лет развивается социальная сознательность. Они начинают понимать,что у других также есть права,и что в обществе существуют правила,которым необходимо следовать.

Таким образом,содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности,на понимание различий (расовых,национальных)как обусловленных природой и историей,дающих возможность расширить и обогатить социальный опыт каждого человека.

Источник