Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте кратко

Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте кратко thumbnail

Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.

Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.

Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.

Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника, необходимо учесть следующие условия:

— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;

Читайте также:  К 7 годам ребенок должен уметь развитие речи

— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.

Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.

Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Источник

дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правилами обращения с игрушками.

Усваивая нравственные нормы, принятые в обществе, дошкольники учатся:

  • ? оценивать поступки с точки зрения нравственных норм;
  • ? подчинять свое поведение этим нормам;
  • ? испытывать этические переживания.

Стремясь овладеть этими правилами, дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушения правил их сверстниками. Это своего рода просьбы подтвердить то или иное правило, указать на его обязательность для всех.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети усваивают правила взаимоотношений с другими детьми. Это задача нелегкая. Первоначально овладение правилами взаимоотношений происходит формально. И только под руководством взрослого, в результате опыта, получаемого детьми на практике, эти правила усваиваются.

Сначала ребенок оценивает только чужие поступки: других детей, литературных героев (из книг четко видно, кто хороший, а кто плохой), исходя из эмоционального отношения глобально как хорошим или плохим.

Постепенно эмоциональное отношение и нравственная оценка начинают разделяться. Уже в среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, основываясь на взаимоотношениях персонажей сказки. Старший дошкольник судит о поступках не только по их результатам, но и по мотивам. Затем приобретается возможность оценивать и свое поведение. В простых ситуациях проявляется чувство долга, которое вырастает из чувства:

  • ? удивления, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок;
  • ? неловкости после неодобрения действий окружающими.

Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими

нормами является первым задатком произвольного поведения.

Усвоение нравственных норм происходит в виде моральных представлений и оценок. У дошкольников появляется активное отношение к собственной жизни и формируется сочувствие, заботливость. Ребенок может помогать сверстникам, которым симпатизирует, проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение нравственных норм происходит быстрее и легче:

  • ? при соответствующих условиях в семье. Дети охотно подражают заботливым родителям, часто с ними общающимися;
  • ? объяснении, почему одни действия считаются хорошими, а другие — плохими. Это приводит к более раннему осознанию нравственного поведения.

На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у дошкольника развивается притязание на признание. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений.

Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками. Возникают сложные отношения: для взрослого ребенок должен быть лучшим, а для сверстников — «как все». Например, в игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет быть «как все», а с другой — «лучше, чем все». С одной стороны, дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников, а с другой — хотят «быть лучше», претендуя на статусную роль в игре.

Воспитателю нужно всегда иметь в виду две составляющие поведения ребенка: притязания его на значимую роль и умение осознать возможность реализации этого притязания.

Во взаимоотношениях нередко проявляется детская ложь.

? как стремление к самоутверждению среди людей. Ребенок фантазирует, выдумывает то, чего ему не хватает, хочет быть, как все, и даже лучше, чем все: «Мне подарили железную дорогу с поездом…» При несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности честности как качества личности у него может развиваться лживость.

Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками.

?? Ситуация. Мама заметила, что в коробке печенья стало меньше. Она обратилась к сыну (5 лет) с вопросом: «Ты не знаешь кто брал из коробки печенье?».

> Дайте психологический анализ ситуации.

Решение. Во-первых, не нужно на видном месте выставлять коробки с печеньем. Это провоцирует ребенка. Во-вторых, не следует задавать ребенку провокационных вопросов, устраивать допросы и ставить ловушки. В-третьих, доктор X. Дж. Джайнет пишет: «Если мы заранее знаем ответ, то не нужно задавать вопросов. Лучше сказать прямо: „Ты съел печенье. Я просила тебя его не трогать. Ты очень меня огорчил, и я недовольна»».

3. Привычки нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.

Привычки нравственного поведения формируются с помощью упражнений. При этом нужно иметь в виду, что упражнение это не простое повторение действия. Воспитатель должен помочь ребенку после осуществления им действия осознать и скорректировать его для последующего выполнения.

4. Эмоциональное отношение к правилам поведения, т.е. следует обращать внимание на переживание успеха и неуспеха ребенка, связанное с его поведением и деятельностью.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка на уроках и во внеурочной деятельности

В нравственном развитии личности ребенка важна его совместная деятельность со взрослым. При этом ребенок и взрослый являются соучастниками: вместе переживают, радуются, печалятся, сочувствуют и т.д. В совместной деятельности взрослый лучше узнает ребенка, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к нему.

Источник

Петрова Ольга Дмитриевна
Консультация «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»

Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах,

тот больше отстаёт, чем успевает».

Я. А. Коменский.

Психологи установили, что дошкольный возраст

характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в дошкольном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выраженный словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

Великим психологом Жаном Пиаже установлено, что в период 5-12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Поясню:

Нравственный реализм, в понимании Пиаже, – это твердое непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе, и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.

В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намеренно, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.

Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.

Одной из таких форм является сочувствие. Оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на этой же основе формируется представление о ценности другого.

В дошкольном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного.

В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности и представленные переживания. Для развития

эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива, т. е., он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия.

Нравственное развитие дошкольников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями воспитателя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них воспитателю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у дошкольников находятся на низком уровне, и их развитие требует от педагогов внимания и специальной педагогической работы.

Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызываются импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это необходимо учитывать в процессе воспитания. Очень важно развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

В нравственном воспитании дошкольников следует учитывать, что

дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных

жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается воспитателем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.

Большое значение для понимания сущности работы с детьми имеет позиция советского педагога Алексея Николаевича Леонтьева, который говорил, что личность тоже «производится», т. е., создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Именно по тому, как адаптируется ребенок к общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о том, живет ли он в согласии с самим собой. Условия жизни, позволяющие ребенку успешно осваивать опыт человеческого бытия, обеспечивают развитие психической зрелости, то есть готовности контролировать свои желания и чувства.

Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть высокой, но она – важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, а также соблюдать дистанцию в беседе с окружающими людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений.

Читайте также:  1 год 4 месяца развитие ребенка сон

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Я считаю, что знание моральных норм — это и есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны, только упражняясь в нравственных поступках.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.

Слово воспитателя – это своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Именно мы, педагоги, учим своих воспитанников быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.

Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Работая над проблемами нравственной воспитанности дошкольников, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности.

В свою очередь, учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

На 1 уровне (до 5 лет) ребенок усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

На 2 уровне (к 10-11годам) необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый.

На 3 уровне (к 12-14 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

У дошкольников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм (поступок совершен так, а не иначе) и личных желаний ребенка.

Также в данном возрасте может наблюдаться неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в детском саду и на улице).

Великий педагог Василий Алексеевич Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.

Эта азбука морали заключается в следующем:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастливое детство. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца — они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей и причиняет им зло.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Формирование нравственности происходит в детском саду на всех занятиях. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения; педагог, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на занятии, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя также сам воспитанник, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать педпроцесс как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит дошкольника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

Таким образом, подводя итог, я хочу сказать, что одной из задач нравственного воспитания является правильно организованная деятельность ребёнка. В деятельности формируются нравственные качества, и она же (деятельность) выступает как главный критерий нравственного развития.

Источник