Способности и их роль в развитии личности ребенка

Способности и их роль в развитии личности ребенка thumbnail

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Читайте также:  Своевременная диагностика отклонений в развитии ребенка

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник

Разные
люди при равных внешних условиях
приобретают знания, умения и навыки с
неодинаковой степенью эффективности.
Там, где один человек все «схватывает
на лету», другой тратит много сил и
времени; один достигает высшего уровня
мастерства, а другой при всем своем
старании – лишь определенного среднего
уровня. Есть виды деятельности, например,
наука, искусство, спорт, в которых успеха
может достигнуть человек только с
определенными способностями.

Способность
– одно из наиболее общих психологических
понятий. В отечественной психологии
принято следующее определение: способности
индивидуально-психологические
особенности личности, определяющие
успешность выполнения деятельности,
несводимые к знаниям, умениям и навыкам,
но обусловливающие легкость и быстроту
обучения новым способам и приемам
деятельности.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с овз в доу для воспитателя

Успех
деятельности личности зависит от
взаимодействия трех компонентов: знаний,
умений и мотивации. Действительно, мы
постоянно сталкиваемся с примерами
того, что успешное выполнение той или
иной работы явилось следствием хорошо
отработанных умений, творческого
отношения к делу, глубоких профессиональных
знаний. Но знания и умения могли быть
усвоены в результате упорного труда и
при отсутствии у человека способностей
к этой деятельности. Значит, знания и
умения, обеспечивающие успех деятельности,
еще нельзя назвать способностями. При
наличии же способностей необходимые
знания и умения приобретаются легко,
человек быстро продвигается в их
совершенствовании, достигая значительных
результатов в деятельности.

«Способность
как свойство личности должна выражаться
в действиях, допускающих перенос из
одних условий в другие, с одного материала
на другой» (С.Л. Рубинштейн). Если усвоенные
знания, умения и навыки остаются
необобщенными и могут применяться
только в тех конкретных условиях, в
которых они были приобретены, то это
свидетельствует о низком уровне развития
способностей данного человека к обучению.
У способного человека знания, умения и
навыки после их освоения приобретают
более высокую степень общности, благодаря
сформировавшемуся ранее механизму
обобщения.

Скорость
обучения может зависеть от мотивации,
но чувство легкости при обучении (иначе
– «субъективная цена», переживание
трудности) скорее обратно пропорционально
мотивационному напряжению. Итак, чем
больше развита у человека способность,
тем успешнее он выполняет деятельность,
быстрее ею овладевает, а процесс овладения
деятельностью и сама деятельность
даются ему субъективно легче, чем
обучение или работа в той сфере, в которой
он не имеет способности.

Эту
формулу способности можно выразить в
объективной форме:

СПОСОБНОСТЬ
= продуктивность / «цена».

Или
же в субъективной форме:

СПОСОБНОСТЬ
= успешность / трудность.

То
есть неспособный проливает больше пота
и слез, чем способный, которому все
дается легче. Способности человека не
следует противопоставлять другим
индивидуально-психическим качествам:
качествам ума, особенностям памяти,
чертам характера, эмоциональным
особенностям. Если какое-либо качество
личности отвечает требованиям деятельности
или формируется под влиянием этих
требований, то это дает основание
рассматривать данную индивидуально-психологическую
особенность как способность.

На
протяжении длительного времени
способности связывались с особенностями
строения головного мозга, выраженного
в строении черепа. Глубокий анализ
проблемы способностей был осуществлен
советским психологом Б.М. Тепловым.
Согласно развиваемой им и его сотрудниками
теории, врожденными могут быть лишь
анатомо-физиологические особенности
человека, создающие определенные
предпосылки для развития способностей.
Такие генетически детерминированные
особенности нервной системы были названы
задатками. Задатки весьма многозначны,
они являются лишь предпосылками развития
способностей. Способности, развивающиеся
на их основе, обусловливаются, но не
предопределяются ими. Характерным для
задатков является то, что они сами по
себе еще ни на что не направлены. Задатки
влияют на формирование и развитие
способностей, которые складываются
прижизненно в процессе деятельности и
воспитания. Задатки обусловливают
разные пути формирования способностей
и влияют на уровень достижения, быстроту
развития.

При
этом важно подчеркнуть, что, несмотря
на биологическую обусловленность
способностей, их конкретное развитие
определяется социальным. Например, не
каждый, кто имеет достаточно развитые
музыкальные задатки, становится
музыкантом, вокальные – певцом,
художественные задатки – живописцем
и т.п.

Каждая
способность имеет свою структуру,
состоящую из совокупности психических
качеств, необходимых для успешного
выполнения деятельности. Способности
разных людей к одной и той же деятельности
могут иметь различную структуру,
благодаря индивидуальному своеобразию
психических качеств и их сочетаний.
Например, у одних людей в структуре
математических способностей ведущими
являются качества мышления, обеспечивающие
операции абстрагирования и переноса,
у других — логичность и доказательность,
у третьих — память на математическое
содержание и гибкое оперирование им. В
структуре организаторских способностей
у одних людей могут преобладать такие
качества, как практичность ума,
наблюдательность, работоспособность,
самостоятельность, а у других –
критичность, логика воздействия на
сотрудников.

Виды
способностей различают по их направленности:

общие
способности

индивидуальные свойства личности,
обеспечивающие относительную легкость
и продуктивность в овладении знаниями
и осуществлении различных видов
деятельности (общий интеллект,
креативность, развитая память, речь,
реже – обучаемость);


специальные
способности —
свойства
личности, помогающие достичь высоких
результатов в какой-либо области
деятельности (музыкальные, спортивные,
художественные, математические,
литературные и др.).

В
развитии каждой общей или специальной
способности существует период, когда
оно может протекать наиболее быстро и
успешно: эти периоды называются
сензитивными. Для способности к
эмоциональному общению – это первые
месяцы жизни; для речевой способности
– первые годы жизни; для музыкальных
способностей – возраст до 5 лет; для
способности к чтению – 5 – 7 лет; для
абстрактного мышления – 11 – 12 лет.

Совокупность
общих и специальных способностей,
свойственных конкретному человеку и
проявляющихся в более ранние сроки,
составляет одаренность.
Одаренность
обусловливает особенно успешную
деятельность человека в определенной
области и выделяет его среди других
лиц, обучающихся этой деятельности или
выполняющих ее на тех же условиях.
Высокий уровень развития общих или
специальных способностей характеризуется
как общая или специальная одаренность.

Высокая
степень одаренности, реализованная
человеком в определенной области,
называется талантом.
Талант
выражается в чрезвычайно высоком уровне
развития качеств и в особом своеобразии
проявлений индивидуальных особенностей
личности. Высшая степень развития
таланта, позволяющая осуществлять
принципиально новое в определенной
сфере деятельности или одновременно в
ряде областей деятельности, называется
гениальностью.
Творчество гениального человека имеет
для общества историческое и обязательно
положительное значение. Отличие гения
от таланта не столько в степени
одаренности, сколько в том, что гений
создает эпоху в области своей деятельности.

Читайте также:  Общее развитие ребенка во 2 классе

Итак,
личность как носитель определенных
психологических качеств имеет
потенциальные возможности для развития
способностей. Они превращаются в реальные
способности, когда под влиянием требований
деятельности начинают складываться во
взаимодействующую систему качеств,
благодаря которой достигается успех
деятельности. Отсюда становится ясным,
что способности очень динамичны,
подвижны. Взаимодействие развивающихся
психических качеств в условиях выполнения
различных видов деятельности может
выявлять и формировать новые для данного
человека способности.

Выполнять
тот или иной вид деятельности приходится
не только тем, кто имеет к ней способности,
но и тем, у кого их нет. Если человек
вынужден заниматься этой деятельностью,
он сознательно или неосознанно будет
компенсировать недостаток способностей,
опираясь на сильные стороны своей
личности. По данным Е.П. Ильина, компенсация
может осуществляться через приобретаемые
знания или умения, либо через другую,
более развитую способность. Существует
множество примеров, когда низкий или
средний уровень умственных способностей
компенсируется широтой знаний или
высокой работоспособностью; недостаточные
организаторские способности — высоким
уровнем самоорганизации и т.п. Свойство
компенсации одних способностей другими
открывает неисчерпаемые возможности
перед каждым человеком, раздвигая
границы выбора профессии и совершенствования
в ней.

Но
в некоторых случаях слишком высокое
развитие одной способности может
затормозить развитие другой. Ученики
с очень хорошей механической памятью
и неразвитым логическим мышлением часто
весьма успешно справляются с учебными
задачами, просто запоминая огромный
материал, не ставя задачу понять его.
Следствием этого является недоразвитие
логического мышления, что особенно
остро и неожиданно для самого учащегося
обнаруживается в вузе. Те, у кого
непосредственная память развита
существенно слабее, просто вынуждены
для успешного выполнения заданий идти
по пути осмысления и логического анализа
материала, развивая тем самым
соответствующие способности.

Принадлежность
личности к одному из трех человеческих
типов: «художественному», «мыслительному»
или «промежуточному» (по терминологии
И.П. Павлова) — определяет в значительной
мере особенности их способностей.
Относительное преобладание первой
сигнальной системы в психической
деятельности человека характеризует
художественный тип, относительное
преобладание второй сигнальной системы
— мыслительный тип, примерно равное их
представительство — промежуточный
тип. Эти различия в современной науке
связывают с функциями левого
(словесно-логического) и правого
(образного) полушарий головного мозга.
Для художественного типа свойственна
яркость образов, для мыслительного типа
— преобладание абстракций, логических
построений.

Таким
образом, у одного и того же человека
могут быть различные способности, но
одна из них может быть более значительной,
чем другие. С другой стороны, у различных
людей наблюдаются одни и те же способности,
но различающиеся между собой по уровню
развития. С конца Х1Х-начала XX века в
психологии предпринимаются попытки
измерить способности. Способности
изучались такими зарубежными психологами,
как Р. Кеттел, Ч. Спирмен, А. Бине, Г. Айзенк
и др. Для измерения способностей
использовались тесты: обычно применялась
система тестов, возрастающих по трудности,
что получило название «батарея тестов».

В
отечественной психологии традиционным
является определение способностей
через выявление темпа продвижения в
процессе деятельности, широты переноса
формирующихся психических качеств,
соотношения нервно-психических затрат
и конечного результата деятельности.
Диагностика способностей, основанная
на перечисленных принципах, обогащена
содержательными методами: диагностика
способности к обучению, диагностические
обучающие программы и др.

Получила
популярность теория интеллектуального
порога, в соответствии с которой для
успешного овладения каждой деятельностью
необходим определенный уровень
интеллекта; дальнейший успех в работе
обусловливается не интеллектом, а
другими индивидуально-психологическими
особенностями. Результаты психогенетических
исследований свидетельствуют о высоком
уровне наследуемого общего интеллекта
и некоторых специальных способностей
(в частности, математических). Между тем
креативность, вероятно, в большей мере
зависит от влияния социальной среды.
Существуют теории, опирающиеся на
средовой подход к развитию способностей
(теория «интеллектуального климата»
семьи О. Зайонца).

Исследование
способностей ведется с различных сторон:


выявляется их
общественно-историческая сущность в
общесоциологическом плане;


изучается их
развитие в конкретных видах деятельности;


рассматриваются
общие механизмы формирования способностей.

Исследование
различных видов специальных способностей
проводится главным образом в связи с
профессиональной ориентацией и
профотбором. Для определения склонностей
(а в какой-то мере — и способностей)
Е.А. Климов предложил разделить
профессии на пять основных типов — в
зависимости от объектов, на которые они
направлены:


человек – природа
(растения, животные, микроорганизмы);


человек –
техника
(машины, материалы, различные виды
энергии и т. д.);


человек – человек
(группы людей, коллективы);


человек – знаковая
информация (книги, языки, коды, модели);


человек –
художественный образ (изобразительное
искусство, музыка и т. д.).

Склонности
молодого человека при решении задач
профориентации определяются, прежде
всего, в рамках перечисленной классификации
профессий. В целях профориентации
применяют также целый ряд других
адекватных методов диагностики
склонностей и способностей. Надо иметь
в виду, что успешность выполнения любой
деятельности определяется не какими-либо
отдельными способностями, а их сочетанием,
своеобразным у каждого человека и
характеризующим его как личность.

Лекция
10.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник