Нравственное развитие ребенка по водовозовой

Нравственное развитие ребенка по водовозовой thumbnail

    Елизавета-Николаевна
    Водовозова (1844—1923), ученица и
    последовательница К. Д. Ушинского, внесла
    значительный вклад в теорию дошкольного
    воспитания, главным образом семейного.
    Она была известной детской писательницей,
    создала замечательные для своего времени
    очерки и рассказы о природе, о жизни
    народов России и западноевропейских
    государств. Е. Н. Водовозов — автор
    интересных мемуаров, в которых нашли
    яркое освещение быт и нравы мелкопоместного
    дворянства, крепостническая система
    воспитания, существовавшая в России в
    40—50-х годах XIX в., обстановка жизни и
    воспитание “благородных девиц в Смольном
    институте и др.

    На формирование
    взглядов Е. Н. Водовозовой огромное
    влияние оказал К. Д. Ушинский, бывший во
    время ее учебы в Смольном институте
    инспектором классов, а также приглашенные
    им молодые учителя, в частности ее
    будущий муж, друг К. Д. Ушинского —
    Василий Иванович Водовозов (1825—1880),
    известный талантливый методист русского
    языка и литературы. Окончив Смольный
    институт, Е. Н. Водовозова решила идти
    по пути своего учителя и стать
    педагогом.

    Е. Н. Водовозова помогала
    мужу в организации в Петербурге воскресной
    школы, давала частные уроки, участвовала
    в заседаниях С. -Петербургского
    педагогического собрания.

    В 1863 г.
    Е. Н. Водовозова написала статью по
    поводу романа Н. Г. Чернышевского “Что
    делать? под названием “Что женщине
    мешает быть самостоятельною?”. Эта
    статья была голосом русской женщины,
    искавшей пути “духовного освобождения
    от крепостного гнета, предрассудков,
    суеверий, желавшей вступить на путь
    общественного служения.

    В конце
    60-х годов XIX в. Е. Н. и В. И. Водовозовы
    предприняли заграничную поездку для
    изучения опыта детских садов, школ, а
    также семейного воспитания. В 1871 г. Е.
    Н. Водовозова издала свой главный труд
    по дошкольной педагогике “Умственное
    и нравственное воспитание детей от
    первого проявления сознания до школьного
    возраста”, получивший в то время высокую
    оценку в печати. Книга предназначалась
    для воспитателей и матерей и состояла
    из следующих частей: в первой освещались
    принципиальные вопросы нравственного
    и умственного воспитания (гл. I—IV); во
    второй раскрывалось значение системы
    Фребеля, его игр и занятий (гл. V); в третьей
    содержание и методика воспитания детей
    по отдельным возрастам (1—4 года, 4—6
    лет, 6—8 лет); четвертая представляла
    собой обзор “наиболее развивающих
    детских игрушек”, в книге было приложение
    (таблицы ручных занятий, песни с нотами).
    В последующие издания Водовозова
    включала новые разделы, в которых она
    освещала и подвергала критике систему
    Монтессори и теорию “свободного
    воспитания (7-е издание вышло в 1913
    г.).

    Педагогические
    взгляды Е. Н. Водовозовой

    Главная
    цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,—
    это “воспитывать человека — будущего
    общественного деятеля и гражданина
    своей родины, проникнутого идеей
    человечества”.

    Вслед за К. Д. Ушинским
    она считала, что воспитатель, воспитание
    и обучение играют ведущую роль во
    всестороннем развитии ребенка, самым
    действенным образом влияют на развитие
    всех его задатков, физических и умственных
    сил и способностей Е. Н Водовозова
    утверждала, что правильно организованно
    воспитание является наиболее плодотворным
    фактором “Если что последнее осмыслено,
    основано не только на педагогическом
    такте, но и на серьезных научных данных,
    то оно дает гораздо более плодотворные,
    верные и точные результаты, чем то
    воспитание, которое дает человеку
    природа и обстоятельства”. Отсюда
    задача родителей и воспитателей —
    изучать не только индивидуальные
    особенности детей в процессе воспитания
    и обучения, но и науку о воспитании,
    регулировать влияния внешней среды и
    создавать обстановку, необходимую для
    воспитания.

    Е Н. Водовозова требовала
    от воспитателей и родителей проявления
    гуманного отношения к детям. Воспитание
    ребенка — живое, творческое. дело; без
    педагогических знании», без
    самовоспитания, без любви к детям оно
    будет малоуспешным, утверждала
    она.

    Развитие детей дошкольного
    возраста должно быть всесторонним:
    “Физическое, нравственное и умственное
    воспитание всегда должны идти рука об
    руку и помогать друг другу в достижении
    возможно полных всесторонних воспитательных
    результатов”.

    Воспитание, указывала
    Е. Н. Водовозова, должно начинаться с
    колыбели. “Все наши неудачи в воспитании
    происходят от того, что оно начинается
    только со школьной скамьи, когда характер
    уже сложился, а ум, привыкший к бездействию,
    принял известное направление”, писала
    она и доказывала, что пренебрежение к
    воспитанию и подготовительному учению
    детей в дошкольном возрасте влечет за
    собой, особенно в первые годы учения,
    страдания школьников, приносит много
    огорчений и новых забот родителям.

    Следуя
    указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала
    начинать “разумную подготовку детей
    к школьному обучению уже в дошкольные
    годы. Эта подготовка должна заключаться
    в правильной организации жизни детей,
    своевременном развитии их сил и
    способностей, в пробуждении у них
    интереса к учению. Необходимо предложить
    ребенку разумную деятельность,
    соответствующую его возрасту, которая
    бы всесторонне развивала его чувства
    Е. Н. Водовозова сокрушалась о том, что
    “до сих пор не выработано по этому
    предмету совершенно твердой системы”.

    В
    основу своей системы семейного и
    общественного воспитания детей
    дошкольного возраста Е. Н. Водовозова
    положила идею народности воспитания.
    Она писала. “Наши детские сады должны
    быть созданы на народной, русской почве.
    Мне заметят что для этого всякому
    воспитателю придется изучать народ. Но
    кто привык думать по-русски, сочувствовать
    всему, в чем выражаются лучшие стороны
    живого народного ума, тому это будет не
    трудно”. Использование при работе с
    детьми с раннего возраста народных
    песен, загадок, пословиц, сказок и игр
    должно обеспечить воспитание у них
    чувства любви к народу, родине.

    Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка дошкольника

    Е.
    Н. Водовозова своими трудами содействовала
    теоретической разработке содержания
    и методики воспитательной работы с
    детьми дошкольного возраста главным
    образом в условиях семейного воспитания

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Елизавета Николаевна Водовозова

    Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании

    © ООО Издательский дом «Карапуз», 2010.

    © Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева – составление, вступительная статья, 2010.

    Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева

    О Е.Н. Водовозовой

    Елизавета Николаевна Водовозова родилась в 1844 г. в Смоленской губернии в семье небогатого помещика Цевловского.

    Ее мать, Александра Степановна, окончила курс в петербургском Екатерининском институте, а отец получил блестящее, по понятиям того времени, первоначальное домашнее образование.

    Двадцать четыре года он посвятил военной службе в петербургском уланском полку, но при этом много читал произведений польской, французской и русской литературы. В своих воспоминаниях, опирающихся на рассказы матери, Е.Н. Водовозова пишет, что Николай Григорьевич не только усвоил лучшие идеи французских энциклопедистов XVIII в. и писателей XIX в., но был страстным поклонником гуманных идей, очень любил своих детей, открывал в них способности и развивал их. Так, Елизавета Николаевна вспоминает, что отец любил театр и считал его «средством для воспитания в молодежи благородных чувств»[1]. Действительно, домашний театр помогал сделать жизнь многочисленной семьи счастливой и веселой (в семье было шестнадцать детей). Благодаря его мягкости в семье «не было в ходу ни розг, ни других педагогических воздействий крепостнического характера». В 1848 г., заболев холерой, умирает отец и большая часть детей. После чего вся семья (Александра Степановна, Анна, Захар, Андрюша, Александра, Елизавета) возвращается в поместье отца и все тяготы жизни по ее обеспечению ложатся на мать.

    По своему характеру она была властная и вспыльчивая, но при этом – целеустремленная и трудолюбивая. «Матушка, будучи столбовою дворянкой по мужу и отцу, “особа с языками и манерами”, как говорили про нее, не только не конфузилась своей бедности, но всегда проводила мысль, всегда говорила своим детям и посторонним, что каждый должен трудиться». Трудолюбие Александры Степановны было ярким примером для всех окружающих ее людей и детей. Но ввиду занятости она почти не уделяла внимания воспитанию своих детей – эта миссия была возложена на няню. Первоначальное обучение и подготовка Е.Н. Водовозовой в институт проходили в семье.

    С 1855 по 1862 гг. она училась в Смольном институте. Окончив его, Елизавета Николаевна продолжала общение со своими учителями – К.Д. Ушинским и В.И. Водовозовым (будущим мужем), влияние которых определило последующую ее педагогическую и литературную деятельность. Она помогала мужу в организации воскресной школы, участвовала в работе Санкт-Петербургского педагогического собрания и давала частные уроки.

    В конце 60-х гг. XIX в. семья Водовозовых познакомилась с теорией и практикой воспитания и обучения детей в общественных учреждениях и семейным воспитанием Бельгии, Германии, Англии, Швейцарии и Франции. По возвращении на родину осенью 1862 г. Водовозовы обосновались в Петербурге. Именно здесь родилась идея проведения журфиксов («фиксов», как говорится в воспоминаниях) по вторникам, где собирались люди разных возрастов – от студентов до маститых ученых, писателей, публицистов, педагогов. Здесь провозглашались и поддерживались самые передовые литературные и педагогические идеи того времени.

    Первая статья Е.Н. Водовозовой «Что женщине мешает быть самостоятельною?», написанная по поводу романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выходит в 1863 г. С тех пор начинается ее публицистическая деятельность в российских педагогических кругах 60–80 гг. XIX в. Е.Н. Водовозова уже известна как видный деятель по дошкольному воспитанию и детская писательница.

    Ученица и последовательница К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова, Е.Н. Водовозова – автор самой популярной дореволюционной книги для родителей «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста»[2]. Фактически, Е.Н. Водовозова работала над книгой в течение всей жизни, перерабатывая и дополняя каждое новое издание. Этот труд стал основным трудом по дошкольному воспитанию в 70-е гг. XIX в. Все идеи здесь относились к семейному воспитанию, так как содержание воспитательной работы первых детских садов ее не вполне удовлетворяло. Эта неудовлетворенность хорошо прослеживается на страницах ее книг – Елизавета Николаевна иногда поражает своей прямолинейностью и резкостью суждений.

    Сама она была очень эмоциональной и живой натурой, страстным, иногда даже вспыльчивым человеком. По рассказам современников, Елизавету Николаевну боялись как министр народного просвещения, так и директор департамента полиции. Так горячо, прямо и честно она отстаивала собственную позицию и умела заставить уважать себя. Правда, она умела и выслушивать мнение другого, понимать и принимать его. Особенно это касалось детей, которых она просто обожала и создала целый ряд произведений, предназначенных именно для них.

    Читайте также:  Развитие зрения ребенка до года по месяцам

    Как детская писательница, Е.Н. Водовозова создала практико-ориентированные рассказы с картинками для детей младшего и старшего дошкольного возраста на темы, связанные с растениями, животными и явлениями природы. Также в доступном для детей изложении Елизавета Николаевна представила повести и очерки из русской народной жизни. Для школьников выпустила трехтомный труд «Жизнь европейских народов», – географические рассказы с рисунками, Позднее этот трехтомник был переработан в серию книг «Как люди на белом свете живут». Интересно, что она считала эти материалы не столько дидактическими, обучающими, сколько воспитательными. Она подчеркивала, что «при воспитании детей нужно иметь в виду эту выдающуюся, исторически сложившуюся черту характера русского человека», связанную с любознательностью детей и необходимостью предоставления «простора для детской самодеятельности и мышления, что обыкновенно обнаруживается в желании ребенка высказывать свои мысли по поводу различных явлений окружающей его жизни». Этим интересом к вопросам и мнению детей, стремлением предоставить им свободу для формирования собственного мнения и развития индивидуальности отличаются все работы Елизаветы Николаевны.

    Сама Водовозова успела сделать очень много. Возможно, потому, что «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье»[3] – труд – стал девизом ее жизни и был «начертан и на ее собственном знамени», по словам Э.С. Виленской. Об этом ярко свидетельствуют ее мемуары «На заре жизни», которые были высоко оценены общественностью того времени и актуальны до сих пор: из них мы узнаем историю России, историю педагогики и историю знаменитых людей – просветителей, педагогов и государственных деятелей. История России и судьба отдельного человека – вот что вызывает интерес читателя. Кроме того, обращает на себя внимание язык мемуаров, в которых Елизавета Николаевна не просто рассказывает о прошлом, а словно заново переживает его. Такой – молодой душой – она осталась и в 79 лет, пережив своих великих учителей, смерть двух мужей и сыновей, три революции. Осталась в своих мемуарах и памяти людей, в истории дошкольной педагогики.

    Путь в педагогике

    Середина XIX – начало XX вв. в истории, несмотря на все общественные бури и катаклизмы, характеризуется большим вниманием к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Анализируя отечественный педагогический опыт и изучая зарубежные системы воспитания, российские общественные деятели и педагоги (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов и др.) искали новые пути воспитательно-образовательной работы с детьми, разрабатывали вопросы содержания и методики их воспитания, чем способствовали выделению дошкольной педагогики в специальную отрасль педагогических знаний. Одним из таких педагогов была Елизавета Николаевна Водовозова.

    Источник

    Чтобы воспитать «добропорядочные привычки» и приучить ребенка выполнять свои обязанности, родители и воспитатели должны установить в его жизни правильный режим, который прививает навыки послушания, обуздывает вспышки гнева, своенравие, капризы, дурные инстинкты. При этом очень важно воспитывать волю у ребенка. По Е.Н. Водовозовой, «воспитание воли заключается в формировании уверенности в своих силах и приучении ребенка управлять своими движениями, чувствами и мыслями, выражается в умении человека быть настойчивым в достижении своей цели».

    Однако Водовозова останется неуслышанной своими современниками. Такими же нереализованными останутся мысли Елизаветы Николаевны о том, что воспитание самостоятельности должно быть неразделимо с нравственным преуспеванием ребенка. Средствами для этого являются игра, физический труд и посильная домашняя работа в помощь взрослым, наблюдения за окружающей природой и жизнью, поощрение успехов ребенка. И никогда в качестве такого средства Водовозова не рассматривала наказания – приведенные ею примеры показывают ее непримиримое отношение к телесным наказаниям, как унизительным для человеческого достоинства. Обращаясь к Руссо, к теории естественного наказания, она уточняет, что, по его мнению, никогда не следует наказывать детей ради наказания, но оно должно быть естественным следствием дурного поступка на практике. В связи с этим Елизавета Николаевна описывает примеры, которые могут служить образцом поведения родителей и воспитателей во время разрешения конфликтов и решения вопроса о наказании.

    Следующий компонент авторской системы Е.Н. Водовозовой – эстетическое воспитание дошкольников. Изложенные здесь мысли Е.Н. Водовозовой интересны тем, что описывают формирование эстетических представлений и воспитание эстетических чувств как прижизненно формирующихся у ребенка под влиянием систематических наблюдений и опыта практической деятельности. При этом важное значение уделяется развитию, как выразился бы А.В. Запорожец, социальных эмоций, в частности, эстетических и интеллектуальных, и обогащению представлений об окружающем мире – как природном, так и рукотворном мире, созданном человеком. Особенное значение при этом отводилось пересечению линий эмоционального развития, нравственного и эстетического воспитания. Так, Елизавета Николаевна выпустила сборник из «Одноголосных детских песен и подвижных игр с русскими народными мелодиями», в котором описала значение пения и игр в воспитательной работе и методику их проведения, обосновала необходимость использования русских народных песен и игр в дошкольном возрасте.

    Читайте также:  Моу центр развития ребенка 1 дзержинского района волгограда

    Не менее важный компонент авторской системы Е.Н. Водовозовой – «воспитание ума». Рассуждения Е.Н. Водовозовой отличаются уровнем своего обобщения и аналитичностью: она сумела выделить из современной ей отечественной и зарубежной науки (не только педагогики и психологии, но и физиологии, медицины и др. наук) именно те аспекты, которые потом легли в основу теории умственного развития и воспитания ребенка. При этом интересно, что в качестве составляющих, определяющих не только уровень умственного развития детей, но и этапы его развития, Елизавета Николаевна назвала именно те, которые потом, в детской психологии, окажутся либо базовыми, либо развивающимися процессами, характеризующими специфику детского возраста: внимание, восприятие, память, мышление. Описывая их, Елизавета Николаевна делала акцент не на активности воспитателя, педагога, а на активности самого ребенка-воспитанника[6]. Умственное развитие, писала Е.Н. Водовозова, должно касаться «пробуждения у ребенка самостоятельной мысли» и умения самостоятельно действовать в ситуации обучения. Это было новшеством для того времени.

    Залогом откликаемости ребенка на педагогическое воздействие взрослого в системе Е.Н. Водовозовой стало развитие интересов ребенка и формирование личностного отношения к окружающему миру, к деятельности, в которую он вовлечен. Заставить «работать» дидактические и развивающие материалы, сделать их «живыми» для ребенка – это задача педагога. Для этого Елизавета Николаевна предлагала такие методы, как совместное наблюдение педагога и ребенка, рассказ, диалог и беседа, экспериментирование и опыты, в качестве приемов – моделирование ситуации, связанной с формированием мотивации и интереса детей к предстоящей деятельности, создание воспитательных и обучающих ситуаций, их речевое комментирование (в то время, в основном, комментировались не ситуации, а действия с предметами и игрушками, поэтому Водовозова очень тщательно описывала в своих трудах именно этот – новый для того времени – авторский прием, делая на нем акцент). Поэтому спецификой авторской системы Елизаветы Николаевны стало очень подробное, пошаговое описание вариантов развертывания таких воспитательных и обучающих ситуаций. Это с одной стороны.

    С другой стороны – их направленность на интеграцию задач нравственного и умственного воспитания, их включенность в продуктивную деятельность детей. Как следствие, Водовозова, даже описывая чужие педагогические системы, например, Ф. Фребеля, показывает, как это можно сделать, организуя режим дня и занятий детей. В частности, она пишет, что каждую механическую работу нужно сопровождать объяснением или подходящим рассказом, «непременно заканчивая ее подвижною игрою» и т. д.

    Большое внимание при этом Елизавета Николаевна уделяла смене видов восприятия детей – со слухового на зрительное, со зрительного – на тактильное, кинестетическое и затем – наоборот. Этого же принципа она придерживалась, требуя от воспитателей и родителей смены видов детской деятельности: наблюдения, слушания и рассказывания, рисования и лепки, труда и аппликации, экспериментирования и конструирования, ритмики, подвижной игры и даже «детской возни». Эта смена, считала Водовозова, дает возможность предупредить истощение ребенка, угасание его потребности в новых впечатлениях, учит произвольному переключению внимания и организации произвольного поведения, формированию самосознания.

    Кроме разных видов деятельности и общения с воспитывающим и обучающим взрослым, авторскую систему Е.Н. Водовозовой характеризуют такие средства, как живая природа и экологическое пространство, которое создает педагог вместе с ребенком, комментирующая речь воспитателя, русский фольклор, подвижные и дидактические игры. Основными формами работы с детьми, которая позволяет полностью использовать и реализовать воспитывающие и обучающие потенциалы данных средств, Елизавета Николаевна считала индивидуальную и подгрупповую. Поэтому ее система признавалась образцовой для воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста[7]

    О целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста

    Идеал воспитания – создать здорового человека с твердою волею, с сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого. Для этого необходимо развивать здоровые способности, задерживать болезненные и вредные наследственные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему, стремление к личному самоусовершенствованию, к постоянному расширению умственного кругозора и внедрить в душу воспитываемого неутомимую жажду деятельности на пользу ближнего[8]…

    Самое могущественное, самое неотразимое влияние воспитания сказывается в развитии и направлении наших привычек, влияющих на весь склад характера человека, на его деятельность, здоровье, нравственность, на состояние умственных способностей, наконец, даже на душевное настроение. Уменье ходить, мыть руки, говорить, читать, рассуждать, наблюдать – все это мы приобретаем путем привычки. Ко всему мы привыкаем с великим трудом, все в начале стоит нам громадных усилий воли и затем уже делается настолько обычным, что совершается нами бессознательно…

    Источник