Нравственное и духовное развитие ребенка

Нравственное и духовное развитие ребенка thumbnail

На чтение 9 мин.

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитие – основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель  духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.
Читайте также:  Центр развития матери и ребенка воронеж

Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры – один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Читайте также:  Игры для раннего развития ребенка примеры

Источник

Вероника Исакова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто!

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.

задачи:

— приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду,

малой Родине, уважительное отношение к государству.

«Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков). Дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Например: начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки, и т. д.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: Можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу.

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

В группах нашего образовательного учреждения воспитываются дети разного возраста, это тоже накладывает отпечаток на взаимоотношении детей в группе. Старшие дети помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших и берут с них положительный пример.

Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература.

При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.

Читайте также:  Значение пренатального периода развития ребенка

Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности. «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие.

Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык легли в основу сказок, созданных классиками литературы – А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским.

Истории, которые происходят с героями произведений В. Осеевой

(«Волшебное слово», «Краски», «Три сына», Н Носова («На горке»,

«Огурцы», «Фантазеры», Е. Пермяка «Самое страшное», В Драгунского «Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.

Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родной деревне, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

Знакомство с историей своей деревни мы начали с экскурсии по школе, В школьном мини- музее дети познакомились с жизнью людей деревни, увидели старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках.

Мы посетили самое священное место в деревне – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей. Мы хотим продолжить работу по краеведению: организовать проекты, провести экскурсии по родной деревне,, организовать выставку рисунков на тему «Вот моя деревня.». предложить детям совместно с родителями написать сочинение о своей улице, чтобы дети гордились и любили свою деревню.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники «Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.

Продолжая данную тему, мы начали на занятиях по изодеятельности знакомить детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой.

В дальнейшем будем продолжать знакомить с городецкой, хохломской и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:

— консультации — «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»;

— беседы — «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;

-родительские собрания — «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;

-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».

Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:

— ко дню Защитника Отечества оформили альбом «Мы ими гордимся» (будем оформлять рукописные книги-альбомы, в которых дети будут отражать знания о себе, своей семье, друзьях.)

— оформляем фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой», (хотим, чтобы оформление фотовыставок вошло в традицию нашего учреждения «Нам некогда скучать», «Семейные традиции», «Мы трудимся, стараемся», «Наши бабушки и дедушки» и др.)

— приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч, где родители могут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;

— участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.

Мы провели совместно с родителями несколько праздников «День матери», Новогодний праздник,«8 марта», «День Защитника Отечества». Родители с большим желание и интересом участвовали в организации праздников. Добрым получился праздник на 8 марта, мамы участвовали в играх и танцах.

На празднике ко дню Защитника Отечества папы и дедушки сначала чувствовали себя неловко, а к концу праздника и сказку сыграли, и создали замечательные коллажи «Пехотинцы» и «Моряки и лётчики». Дети приготовили подарки для своих родных и удовольствием их вручили.

Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Вывод: работа по воспитанию духовно— нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.

Источник