Новообразования развития ребенка 4 года
Общение
носит ситуативный и непосредственный
характер, поскольку осуществляется
только в данной конкретной ситуации и
по ее поводу. Малыш еще не владеет
основным средством общения — речью,
которая помогает выйти за пределы
конкретной ситуации. В зависимости от
содержания общения на протяжении
младенчества выделяют два его вида —
ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Общение
является ведущей деятельностью в
младенческом возрасте, поскольку
обеспечивает главные линии психического
развития.
Период
младенчества делится на два этапа
развития. Первый — от рождения до 5-6 мес.
— характеризуется становлением
ситуативно-личностного общения и
интенсивным развитием сенсорных систем,
зрения, слуха.
Переход
ко второму этапу связан с развитием
хватания, установлением зрительно-двигательных
координации (координации между рукой
и глазом). Пространство ребенка
расширяется. Создаются предпосылки для
развития манипуляций с предметами и
предметного восприятия. Теперь общение
протекает на фоне манипуляций по поводу
предметов. Зарождаются предпосылки для
развития речи. Причем сначала складываются
основы понимания речи взрослого.
Между
ребенком и взрослым тесная ситуация
взаимодействия начинает постепенно
разрываться за счет того, что «вклинивается»
новая деятельность — предметная, сначала
манипулирование предметами, а затем и
освоение их функции. Дальнейший разрыв
ситуации «мы» обусловлен освоением
ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности
малыша. Теперь он сам может выбирать
объект, с которым будет действовать.
Выделим
ведущие достижения в младенческом
возрасте в сферах деятельности, познания
и личности:
—
складываются первые две формы общения
со взрослым, начинается освоение
манипулятивной деятельности с предметами;
—
появляются первые социальные эмоции,
направленные на взрослого, формируется
потребность в общении с ним и первое
«предличностное» новообразование —
активность;
—
в сфере познавательной возникает
представление о предмете как о постоянном,
существующем в пространстве и имеющем
постоянные свойства; развитие памяти
расширяет границы опыта ребенка и
начинает его формировать; появляются
зачатки мышления как установления
первых простейших причинно-следственных
связей, поиска ответа на вопрос «Что
будет, если?..», возникают предпосылки
для освоения речи как пассивной, так и
активной, устанавливаются первые связи
слова с предметом.
10.
Основные новообразования раннего
возраста.
Предметная
деятельность является ведущей потому,
что она обеспечивает развитие всех
остальных сторон жизни ребенка. Именно
в ней возникают основные новообразования
раннего возраста, одним из которых
является речь. Для осуществления
предметной деятельности и делового
общения уже недостаточно
экспрессивно-мимических и локомоторных
средств общения. Овладение ребенком
активной речью является наиболее
впечатляющим событием раннего детства.
Как правило, переход к активному
использованию речи совершается с
возрасте от 1,5 до 2 лет. Это событие
перестраивает не только общение со
взрослым (оно становится речевым), но и
все психические процессы ребенка —
восприятие, внимание, память, мышление.
Речь становится не только средством
общения, но и средством мышления и
овладения своим поведением. Выполнение
речевых инструкций можно рассматривать
как первую форму произвольного поведения
ребенка.
Благодаря
речи в процессуальной игре детей
появляются игровые замещения, когда
новое название знакомых предметов
определяет способ их игрового
использования. Становление игровых
замещений дает начало новой форме
деятельности — сюжетно-ролевой игре,
которая становится ведущей на следующем
этапе развития ребенка.
В
раннем возрасте впервые возникает
особое отношение ребенка к своему
сверстнику. Другой ребенок становится
не только «интересным» предметом, но и
партнером по общению. Первые субъектно
ориентированные контакты с ровесником
появляются именно в этот период — в 2—3
года.
Достижения
ребенка в предметной деятельности и
признание их со стороны взрослых
становятся для него мерой своего Я и
способом утверждения собственного
достоинства. У детей появляется отчетливое
стремление к достижению результата,
продукта своей деятельности. Возросшая
самостоятельность ребенка и
целенаправленность наиболее ярко
проявляются в кризисе трех месяцев.
Таким
образом, ранний возраст — период
интенсивного психического развития
ребенка, которое происходит по нескольким
линиям. Наиболее важными из них являются:
• развитие
предметной деятельности и делового
общения со взрослым;
• развитие
активной речи ребенка;
• развитие
произвольного поведения;
• появление
игровых замещений;
• формирование
потребности в общении со сверстником;
• развитие
самосознания и самостоятельности
ребенка.
11.Осн.
новообразования детей 3-4 лет.
Предметная
деятельность является ведущей потому,
что она обеспечивает развитие всех
остальных сторон жизни ребенка. Именно
в ней возникают основные новообразования
раннего возраста, одним из которых
является речь. Для осуществления
предметной деятельности и делового
общения уже недостаточно
экспрессивно-мимических и локомоторных
средств общения. Овладение ребенком
активной речью является наиболее
впечатляющим событием раннего детства.
Это событие перестраивает не только
общение со взрослым (оно становится
речевым), но и все психические процессы
ребенка — восприятие, внимание, память,
мышление. Речь становится не только
средством общения, но и средством
мышления и овладения своим поведением.
В
этот период закладываются основы
наглядно-образного и символического
мышления. В раннем возрасте становится
возможным выполнение простых речевых
инструкций взрослого. При этом
осуществляется принципиально новый
способ регуляции действия. Оно побуждается
не врожденными потребностями и не
воспринимаемой ситуацией, а речевым
знаком. Это открывает дальнейшие
возможности овладения своим поведением.
Поэтому выполнение речевых инструкций
можно рассматривать как первую форму
произвольного поведения ребенка.
Благодаря речи в процессуальной игре
детей появляются игровые замещения,
когда новое название знакомых предметов
определяет способ их игрового
использования. Становление игровых
замещений дает начало новой форме
деятельности — сюжетно-ролевой игре,
которая становится ведущей на следующем
этапе развития ребенка.
В
раннем возрасте впервые возникает
особое отношение ребенка к своему
сверстнику. Другой ребенок становится
не только «интересным» предметом, но и
партнером по общению. Первые субъектно
ориентированные контакты с ровесником
появляются именно в этот период — в 2—3
года.
Достижения
ребенка в предметной деятельности и
признание их со стороны взрослых
становятся для него мерой своего Я и
способом утверждения собственного
достоинства. У детей появляется отчетливое
стремление к достижению результата,
продукта своей деятельности. Возросшая
самостоятельность ребенка и
целенаправленность наиболее ярко
проявляются в кризисе трех месяцев.
Таким
образом, ранний возраст — период
интенсивного психического развития
ребенка, которое происходит по нескольким
линиям. Наиболее важными из них являются:
• развитие
предметной деятельности и делового
общения со взрослым;
• развитие
активной речи ребенка;
• развитие
произвольного поведения;
• появление
игровых замещений;
• формирование
потребности в общении со сверстником;
• развитие
самосознания и самостоятельности
ребенка.
12,13,14.
Осн. новообр-я детей дошк.возраста.
Становление
внутренней психической жизни и внутренней
саморегуляции связано с целым рядом
новообразований в психике и в сознании
дошкольника. На каждом этапе развития
та или иная функция выходит на первое
место. Так, если в раннем возрасте главной
психической функцией является восприятие,
то важнейшей особенностью дошкольного
возраста, с его точки зрения, является
новая система психических функций, в
центре которой становится память. Память
дошкольника является центральной
психической функцией, которая определяет
остальные процессы. Мыслить для
дошкольника — значит вспоминать, т. е.
опираться на свой прежний опыт или
видоизменять его. Никогда мышление не
обнаруживает такой высокой корреляции
с памятью, как в этом возрасте. То, что
память становится центром психических
функций, приводит к существенным
следствиям. Прежде всего ребенок
приобретает способность действовать
в плане общих представлений. Его мышление
перестает быть наглядно-действенным,
оно освобождается от воспринимаемой
ситуации, что дает возможность
устанавливать связи между общими
представлениями, которые не даны в
непосредственном чувственном опыте.
Ребенок может устанавливать простые
причинно-следственные отношения между
событиями и явлениями. У него появляется
стремление как-то объяснить и упорядочить
для себя окружающий мир.
Воображение
— одно из важнейших новообразований
дошкольного возраста. Воображение имеет
много общего с памятью — в обоих случаях
ребенок действует в плане образов и
представлений. Дошкольник создает
воображаемую ситуацию в игре, сочиняет
фантастические истории, рисует придуманные
им персонажи. В этот период ребенок не
просто придумывает, он верит в свой
воображаемый мир и живет в нем. Он живет
в воображаемой игровой ситуации,
сказочные или театральные персонажи
являются для него вполне настоящими,
придуманные и реальные истории для него
трудно различимы. Эта эмоциональная
насыщенность воображаемых образов и
вера в воображаемую ситуацию являются
одной из самых важных специфических
особенностей дошкольного возраста.
Важнейшим
новообразованием этого периода является
произвольное поведение, которое можно
определить как поведение, опосредованное
нормами и правилами. Здесь впервые
возникает вопрос о том, как надо себя
вести, т. е. создается предварительный
образ своего поведения. Образ поведения,
который может быть задан в форме
обобщенного правила, или игровой роли,
или действий конкретного человека,
выступает как регулятор. Ребенок начинает
овладевать и управлять своим поведением,
сравнивая его с этим образом, который
становится образцом.
Осознание
своего поведения и начало личного
самосознания — одно из главных
новообразований дошкольного возраста.
Старший дошкольник начинает понимать,
что он умеет, а что нет, он знает свое
ограниченное место в системе отношений
с другими людьми, осознает не только
свои действия, но и свои внутренние
переживания — желания, предпочтения,
настроения и т. д.
Таковы
основные психические новообразования
дошкольного возраста. Все они складываются,
проявляются и функционируют в различных
видах деятельности дошкольника.
Основные
новообразования по Д Б Эльконину:
1.
Возникновение первого схематичного
абриса цельного детского мировоззрения
Ребенок не может жить в беспорядке. Все,
что видит, ребенок пытается привести в
порядок, увидеть закономерные отношения,
в которые укладывается такой непостоянный
окружающий мир Такое мировоззрение
увязывается со всей структурой дошкольного
возраста, в центре которого находится
человек . С пяти лет начинается настоящий
расцвет идей «маленьких философов»
о происхождении луны, солнца, звезд.
2.
Возникновение первичных этических
инстанций «Что такое хорошо и что
такое плохо»
3.
Возникновение соподчинения мотивов. В
этом возрасте уже можно наблюдать
преобладание обдуманных действий над
импульсивными.
4.
Возникновение произвольного поведения.
Произвольное поведение — это поведение,
опосредованное определенным представлением.
5.
Возникновение личного дознания —
возникновение сознания своего
ограниченного места в системе отношений
со взрослыми. Стремление к осуществлению
общественно значимой и общественно
оцениваемой деятельности.
Источник
К
новообразованиям
дошкольного
возраста
Д.Б.
Эльконин
отнес
следующие.
1. Возникновениепервогосхематичногоабрисацельногодетскогомировоззрения. Ребенок
не
может
жить
в
беспорядке,
ему
надо
все
привести
в
порядок,
увидеть
закономерности
отношений.
Для
того
чтобы
объяснить
явления
природы,
дети
используют
моральные,
анимистические
и
артификалистские
причины.
Это
подтверждают
высказывания
детей,
например:
«Солнце
движется,
чтобы
всем
было
тепло
и
светло».
Это
происходит
потому,
что
ребенок
считает,
будто
в
центре
всего
(начиная
с
того,
что
окружает
человека
и
до
явлений
природы)
находится
человек,
что
было
доказано
Ж.
Пиаже,
который
показал,
что
у
ребенка
в
дошкольном
возрасте
отмечается
артификалистическое
мировоззрение.
В
возрасте
пяти
лет
ребенок
превращается
в
«маленького
философа».
Он
рассуждает
по
поводу
происхождения
луны,
солнца,
звезд,
основываясь
на
просмотренных
телепередачах
о
космонавтах,
луноходах,
ракетах,
спутниках
и
т. д.
В
определенный
момент
дошкольного
возраста
у
ребенка
появляется
повышенный
познавательный
интерес,
он
начинает
всех
мучить
вопросами.
Такова
особенность
его
развития,
поэтому
взрослым
следует
понимать
это
и
не
раздражаться,
не
отмахиваться
от
ребенка,
а
по
возможности
отвечать
на
все
вопросы.
Наступление
«возраста
почемучек»
свидетельствует
о
том,
что
ребенок
готов
к
обучению
в
школе.
2. Возникновениепервичныхэтическихинстанций. Ребенок
пытается
понять,
что
хорошо,
а
что
плохо.
Одновременно
с
усвоением
этических
норм
идет
эстетическое
развитие
(«Красивое
не
может
быть
плохим»).
3. Появлениесоподчинениямотивов. В
этом
возрасте
обдуманные
действия
превалируют
над
импульсивными.
Формируются
настойчивость,
умение
преодолевать
трудности,
возникает
чувство
долга
перед
товарищами.
4. Поведениестановитсяпроизвольным. Произвольным
называют
поведение,
опосредованное
определенным
представлением.
Д.Б.
Эльконин
говорил,
что
в
дошкольном
возрасте
ориентирующий
поведение
образ
сначала
существует
в
конкретной
наглядной
форме,
но
затем
становится
все
более
обобщенным,
выступающим
в
форме
правил
или
норм.
У
ребенка
появляется
стремление
управлять
собой
и
своими
поступками.
5. Возникновениеличногосознания. Ребенок
стремится
занять
определенное
место
в
системе
межличностных
отношений,
в
общественно-значимой
и
общественно-оцениваемой
деятельности.
6. Появлениевнутреннейпозициишкольника. У
ребенка
формируется
сильная
познавательная
потребность,
кроме
того,
он
стремится
попасть
в
мир
взрослых,
начав
заниматься
другой
деятельностью.
Эти
две
потребности
ведут
к
тому,
что
у
ребенка
возникает
внутренняя
позиция
школьника.
Л.И.
Божович
считала,
что
данная
позиция
может
свидетельствовать
о
готовности
ребенка
учиться
в
школе.
7.6. Психологическая готовность к школе
Психологическаяготовность –
это
высокий
уровень
интеллектуальной,
мотивационной
и
произвольной
сфер.
Проблемой
готовности
ребенка
к
обучению
в
школе
занимались
многие
ученые.
Одним
из
них
был
Л.С.
Выготский,
который
утверждал,
что
готовность
к
школьному
обучению
формируется
в
процессе
обучения:
«До
тех
пор,
пока
не
начали
обучать
ребенка
в
логике
программы,
до
тех
пор
еще
нет
готовности
к
обучению;
обычно
готовность
к
школьному
обучению
складывается
к
концу
первого
полугодия
первого
года
обучения»
(Выготский
Л.С.,
1991).
Сейчас
обучение
проводится
и
в
дошкольных
учреждениях,
но
там
акцент
делается
только
на
интеллектуальном
развитии:
ребенка
учат
читать,
писать,
считать.
Однако
можно
уметь
делать
все
это
и
не
быть
готовым
к
школьному
обучению,
потому
что
готовность
определяется
еще
и
тем,
в
какую
деятельность
данные
умения
включены.
А
в
дошкольном
возрасте
освоение
умений
и
навыков
включено
в
игровую
деятельность,
следовательно,
эти
знания
имеют
другую
структуру.
Поэтому,
определяя
школьную
готовность,
нельзя
оценивать
ее
только
по
формальному
уровню
умений
и
навыков
письма,
чтения,
счета.
Говоря
об
определении
уровня
школьной
готовности,
Д.Б.
Эльконин
утверждал,
что
надо
обращать
внимание
на
возникновение
произвольного
поведения
(см.
8.5). Иными
словами,
необходимо
обращать
внимание
на
то,
как
ребенок
играет,
подчиняется
ли
он
правилу,
берет
ли
на
себя
роли.
Эльконин
также
говорил,
что
превращения
правила
во
внутреннюю
инстанцию
поведения
– важный
признак
готовности
к
обучению.
Степени
развитости
произвольного
поведения
были
посвящены
эксперименты
Д.Б.
Эльконина.
Он
взял
детей
5, 6 и
7 лет,
положил
перед
каждым
кучку
спичек
и
попросил
по
одной
переложить
их
в
другое
место.
Семилетний
ребенок
с
хорошо
развитой
произвольностью
скрупулезно
выполнял
задание
до
конца,
шестилетний
какое-то
время
перекладывал
спички,
потом
начал
что-то
строить,
а
пятилетний
привнес
в
это
задание
свою
собственную
задачу.
В
процессе
школьного
обучения
детям
приходится
усваивать
научные
понятия,
а
это
возможно
только
в
том
случае,
когда
ребенок,
во-первых,
умеет
различать
разные
стороны
действительности.
Необходимо,
чтобы
он
видел
в
предмете
отдельные
стороны,
параметры,
которые
составляют
его
содержание.
Во-вторых,
для
усвоения
основ
научного
мышления
ему
необходимо
понять,
что
его
точка
зрения
не
может
быть
абсолютной
и
единственной.
По
мнению
П.Я.
Гальперина,
к
концу
дошкольного
возраста
имеются
три
линии
развития:
1) формирование
произвольного
поведения,
когда
ребенок
может
подчиняться
правилам;
2) овладение
средствами
и
эталонами
познавательной
деятельности,
которые
позволяют
ребенку
перейти
к
пониманию
сохранения
количества;
3) переход
от
эгоцентризма
к
центрации.
Сюда
надо
включить
и
мотивационное
развитие.
Прослеживая
развитие
ребенка
с
учетом
этих
параметров,
можно
определить
его
готовность
к
обучению
в
школе.
Рассмотрим
параметры
определении
уровня
школьной
готовности
более
подробно.
Интеллектуальная
готовность. Она
определяется
по
следующим
пунктам:
1) ориентировка
в
окружающем
мире;
2) запас
знаний;
3) развитие
мыслительных
процессов
(способность
обобщать,
сравнивать,
классифицировать);
4) развитие
разных
типов
памяти
(образной,
слуховой,
механической);
5) развитие
произвольного
внимания.
Мотивационная
готовность. Особое
значение
имеет
наличие
внутренней
мотивации:
ребенок
идет
в
школу
потому,
что
ему
там
будет
интересно
и
он
хочет
много
знать.
Подготовка
к
школе
подразумевает
формирование
новой
«социальной
позиции».
Сюда
включается
отношение
к
школе,
учебной
деятельности,
учителям,
самому
себе.
По
мнению
Е.О.
Смирновой,
для
обучения
важно
также
наличие
у
ребенка
личных
форм
общения
со
взрослым.
Волевая
готовность. Ее
присутствие
очень
важно
для
дальнейшего
успешного
обучения
первоклассника,
ведь
его
ждет
напряженный
труд,
от
него
потребуется
умение
делать
не
только
то,
что
хочется,
но
и
то,
что
надо.
К
6 годам
уже
начинают
формироваться
основные
элементы
волевого
действия:
ребенок
способен
поставить
цель,
принять
решение,
наметить
план
действий,
выполнить
этот
план,
проявить
определенное
усилие
в
случае
преодоления
препятствий,
оценить
результат
своего
действия.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник