Новообразования психического развития ребенка дошкольника

Д. Б. Эльконин
считал, что это: 1) возникновение первого
схематичного абриса цельного детского
мировоззрения. Ребенок не может жить в
беспорядке. Все, что видит, ребенок
пытается привести в порядок, увидеть
закономерные отношения, в которые
укладывается такой непостоянный
окружающий мир. Строя картину мира,
ребенок выдумывает, изобретает
теоретическую концепцию. Он строит
схемы глобального характера,
мировоззренческие схемы. У детей
возникает обостренный познавательный
интерес, он задает взрослым тысячи
вопросов;

2) возникновение
первичных этических инстанций «Что
такое хорошо и что такое плохо». Эти
этические инстанции растут рядом с
эстетическими: «Красивое не может быть
плохим»;

3) возникновение
соподчинения мотивов. В этом возрасте
уже можно наблюдать преобладание
обдуманных действий над импульсивными.
Преодоление непосредственных желаний
определяется не только ожиданием награды
или наказания со стороны взрослого, но
и высказанным обещанием самого ребенка
(принцип «данного слова»). Благодаря
этому формируются такие качества
личности, как настойчивость и умение
преодолевать трудности; возникает также
чувство долга по отношению к другим
людям;

4) возникновение
произвольного поведения. Произвольное
поведение — это поведение, опосредованное
определенным представлением. На основе
формирования произвольного поведения
у ребенка, по Д. Б. Элькони ну, появляется
стремление управлять собой и своими
поступками;

5) возникновение
личного сознания – возникновение
сознания своего ограниченного места в
системе отношений со взрослыми. Стремление
к осуществлению общественно значимой
и общественно оцениваемой деятельности;

6) появляется
внутренняя позиция школьника.
Подготовленный к школе ребенок хочет
учиться потому, что у него появляется
стремление занять определенную позицию
в обществе, открывающую доступ в мир
взрослости, потому что у него есть
познавательная потребность, которую
он не может удовлетворить дома. Внутренняя
позиция школьника возникает на рубеже
дошкольного и младшего школьного
возраста, или в период кризиса семи лет.
Сочетание двух потребностей — познавательной
и потребности в общении со взрослыми
на новом уровне — позволяет ребенку
включиться в учебный процесс в качестве
субъекта деятельности, что выражается
в произвольном поведении ученика.

Основные достижения в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

возникает абрис
мировоззрения – схематическая картина
мира, природы, общества; ребенок стремится
объяснить и упорядочить окружающий
мир;

интенсивное
развитие мотивационно-потребностной
сферы – ориентация в сфере человеческих
отношений, смыслов деятельности,
формирование новых социальных мотивов,
в частности, стремление к общественно
значимой и оцениваемой деятельности;
возникает соподчинение мотивов;

складываются
первичные этические инстанции –
происходит усвоение этических норм,
развитие моральных чувств, следование
образцам во взаимоотношениях с другими
людьми; к концу возраста наблюдается
феномен «горькой конфеты»;

развивается
произвольность поведения;

преодоление
эгоцентрической позиции: формируется
способность оценивать свои и чужие
поступки, координировать разные точки
зрения;

возникает внутренний
план сознания;

появляется
собственно самооценка, которая приобретает
черты устойчивости, адекватности и
начинает выполнять регулирующую функцию

появляется
творческое воображение;

появляются новые
функции речи: объяснительная, планирующая,
регулирующая;

поскольку на первое
место в дошкольном возрасте выходит
память, то появляется способность
действовать в плане общих представлений,
мышление отрывается от наглядной
ситуации, ребенок может устанавливать
причинно-следственные связи, которые
не даны в непосредственном чувственном
опыте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другими видами деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком; ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение), внутренняя позиция дошкольника в отношении других людей характеризуется осознанием своего «Я» и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему:

Ребенок — Сюжетно-ролевая игра — Социальное окружение

 Ведущаядеятельность сюжетно-ролевая игра — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними.

Важнейшимидостижениямипсихическогоразвитиядошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка; формируется готовность к систематическому обучению в школе.

К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.

1. Возникновение первого схематичного детского мировоззрения. В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает о явлениях, у него появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами.

Читайте также:  Медицина развитие ребенка по месяцам

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.

Отличительныевозрастныеособенностидошкольников:

Ø большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные

Ø условия для воспитания и обучения;

Ø огромные потенциальные возможности для развития сложных форм

Ø восприятия, мышления, воображения;

Ø конкретность мышления детей;

Ø повышенная эмоциональность и впечатлительность;

Ø непроизвольность таких психических процессов, как память, внимание;

Ø высокая степень подражательности и склонность к повторению;

Ø стремление делиться друг с другом своими знаниями и умениями.

Всовременнойпедагогическойнаукепринятаследующаяпериодизациядетскоговозраста:

I.   Раннее детство (от рождения до 3 лет):

1.  Младенческий возраст (от рождения до I года).

2.  Ранний возраст (от I года до 3 лет).

II. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

1.  младший дошкольный возраст (3-4 года);

2.  средний дошкольный возраст (4-5 лет);

3.  старший дошкольный возраст (5-6 лет).

III.                             Школьный возраст (6-17 лет):

1.  младший школьный возраст (6-10 лет).

2.  средний школьный возраст (10-15 лет)

3.  старший школьный возраст (15-17 лет).

Характеристика игровой деятельности дошкольника

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущееположениеигрыопределяетсятем, чтоона:

Ø удовлетворяет его основные потребности (стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, в общении);

Ø в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение);

Ø игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Значениеигрыдляразвитиядошкольника:

Ø у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового;

Ø происходит разностороннее развитие ребенка;

Ø обогащается кругозор ребенка, развиваются образные формы познания (образное мышление, воображение), интересы, речь;

Ø дети усваивают нормы поведения, правила взаимоотношений;

Ø развиваются творческие способности.

Характеристика сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры детей дошкольного возраста. Ей свойственны такие черты:    эмоциональная насыщенность, свобода,

самостоятельность, активность, творчество детей.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

Ø сюжет,

Ø содержание,

Ø роль.

Сюжет игры — это та сфера действительности, которую отображают дети в игре. Сюжеты зависят от эпохи, быта, экономических, географических и других условий. Сюжеты игр разнообразны. Условно делятся на бытовые, производственные, общественные.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

Источник

К
новообразованиям
дошкольного
возраста
Д.Б.
Эльконин
отнес
следующие.

1. Возникновениепервогосхематичногоабрисацельногодетскогомировоззрения. Ребенок
не
может
жить
в
беспорядке,
ему
надо
все
привести
в
порядок,
увидеть
закономерности
отношений.
Для
того
чтобы
объяснить
явления
природы,
дети
используют
моральные,
анимистические
и
артификалистские
причины.
Это
подтверждают
высказывания
детей,
например:
«Солнце
движется,
чтобы
всем
было
тепло
и
светло».
Это
происходит
потому,
что
ребенок
считает,
будто
в
центре
всего
(начиная
с
того,
что
окружает
человека
и
до
явлений
природы)
находится
человек,
что
было
доказано
Ж.
Пиаже,
который
показал,
что
у
ребенка
в
дошкольном
возрасте
отмечается
артификалистическое
мировоззрение.

В
возрасте
пяти
лет
ребенок
превращается
в
«маленького
философа».
Он
рассуждает
по
поводу
происхождения
луны,
солнца,
звезд,
основываясь
на
просмотренных
телепередачах
о
космонавтах,
луноходах,
ракетах,
спутниках
и
т. д.

В
определенный
момент
дошкольного
возраста
у
ребенка
появляется
повышенный
познавательный
интерес,
он
начинает
всех
мучить
вопросами.
Такова
особенность
его
развития,
поэтому
взрослым
следует
понимать
это
и
не
раздражаться,
не
отмахиваться
от
ребенка,
а
по
возможности
отвечать
на
все
вопросы.
Наступление
«возраста
почемучек»
свидетельствует
о
том,
что
ребенок
готов
к
обучению
в
школе.

2. Возникновениепервичныхэтическихинстанций. Ребенок
пытается
понять,
что
хорошо,
а
что
плохо.
Одновременно
с
усвоением
этических
норм
идет
эстетическое
развитие
(«Красивое
не
может
быть
плохим»).

3. Появлениесоподчинениямотивов. В
этом
возрасте
обдуманные
действия
превалируют
над
импульсивными.
Формируются
настойчивость,
умение
преодолевать
трудности,
возникает
чувство
долга
перед
товарищами.

Читайте также:  Особенности развития предметной деятельности ребенка

4. Поведениестановитсяпроизвольным. Произвольным
называют
поведение,
опосредованное
определенным
представлением.
Д.Б.
Эльконин
говорил,
что
в
дошкольном
возрасте
ориентирующий
поведение
образ
сначала
существует
в
конкретной
наглядной
форме,
но
затем
становится
все
более
обобщенным,
выступающим
в
форме
правил
или
норм.
У
ребенка
появляется
стремление
управлять
собой
и
своими
поступками.

5. Возникновениеличногосознания. Ребенок
стремится
занять
определенное
место
в
системе
межличностных
отношений,
в
общественно-значимой
и
общественно-оцениваемой
деятельности.

6. Появлениевнутреннейпозициишкольника. У
ребенка
формируется
сильная
познавательная
потребность,
кроме
того,
он
стремится
попасть
в
мир
взрослых,
начав
заниматься
другой
деятельностью.
Эти
две
потребности
ведут
к
тому,
что
у
ребенка
возникает
внутренняя
позиция
школьника.
Л.И.
Божович
считала,
что
данная
позиция
может
свидетельствовать
о
готовности
ребенка
учиться
в
школе.

7.6. Психологическая готовность к школе

Психологическаяготовность –
это
высокий
уровень
интеллектуальной,
мотивационной
и
произвольной
сфер.

Проблемой
готовности
ребенка
к
обучению
в
школе
занимались
многие
ученые.
Одним
из
них
был
Л.С.
Выготский,
который
утверждал,
что
готовность
к
школьному
обучению
формируется
в
процессе
обучения:
«До
тех
пор,
пока
не
начали
обучать
ребенка
в
логике
программы,
до
тех
пор
еще
нет
готовности
к
обучению;
обычно
готовность
к
школьному
обучению
складывается
к
концу
первого
полугодия
первого
года
обучения»
(Выготский
Л.С.,
1991).

Сейчас
обучение
проводится
и
в
дошкольных
учреждениях,
но
там
акцент
делается
только
на
интеллектуальном
развитии:
ребенка
учат
читать,
писать,
считать.
Однако
можно
уметь
делать
все
это
и
не
быть
готовым
к
школьному
обучению,
потому
что
готовность
определяется
еще
и
тем,
в
какую
деятельность
данные
умения
включены.
А
в
дошкольном
возрасте
освоение
умений
и
навыков
включено
в
игровую
деятельность,
следовательно,
эти
знания
имеют
другую
структуру.
Поэтому,
определяя
школьную
готовность,
нельзя
оценивать
ее
только
по
формальному
уровню
умений
и
навыков
письма,
чтения,
счета.

Говоря
об
определении
уровня
школьной
готовности,
Д.Б.
Эльконин
утверждал,
что
надо
обращать
внимание
на
возникновение
произвольного
поведения
(см.
8.5). Иными
словами,
необходимо
обращать
внимание
на
то,
как
ребенок
играет,
подчиняется
ли
он
правилу,
берет
ли
на
себя
роли.
Эльконин
также
говорил,
что
превращения
правила
во
внутреннюю
инстанцию
поведения
– важный
признак
готовности
к
обучению.

Степени
развитости
произвольного
поведения
были
посвящены
эксперименты
Д.Б.
Эльконина.
Он
взял
детей
5, 6 и
7 лет,
положил
перед
каждым
кучку
спичек
и
попросил
по
одной
переложить
их
в
другое
место.
Семилетний
ребенок
с
хорошо
развитой
произвольностью
скрупулезно
выполнял
задание
до
конца,
шестилетний
какое-то
время
перекладывал
спички,
потом
начал
что-то
строить,
а
пятилетний
привнес
в
это
задание
свою
собственную
задачу.

В
процессе
школьного
обучения
детям
приходится
усваивать
научные
понятия,
а
это
возможно
только
в
том
случае,
когда
ребенок,
во-первых,
умеет
различать
разные
стороны
действительности.
Необходимо,
чтобы
он
видел
в
предмете
отдельные
стороны,
параметры,
которые
составляют
его
содержание.
Во-вторых,
для
усвоения
основ
научного
мышления
ему
необходимо
понять,
что
его
точка
зрения
не
может
быть
абсолютной
и
единственной.

По
мнению
П.Я.
Гальперина,
к
концу
дошкольного
возраста
имеются
три
линии
развития:

1) формирование
произвольного
поведения,
когда
ребенок
может
подчиняться
правилам;

2) овладение
средствами
и
эталонами
познавательной
деятельности,
которые
позволяют
ребенку
перейти
к
пониманию
сохранения
количества;

3) переход
от
эгоцентризма
к
центрации.

Сюда
надо
включить
и
мотивационное
развитие.
Прослеживая
развитие
ребенка
с
учетом
этих
параметров,
можно
определить
его
готовность
к
обучению
в
школе.

Рассмотрим
параметры
определении
уровня
школьной
готовности
более
подробно.

Интеллектуальная
готовность. Она
определяется
по
следующим
пунктам:
1) ориентировка
в
окружающем
мире;
2) запас
знаний;
3) развитие
мыслительных
процессов
(способность
обобщать,
сравнивать,
классифицировать);
4) развитие
разных
типов
памяти
(образной,
слуховой,
механической);
5) развитие
произвольного
внимания.

Мотивационная
готовность. Особое
значение
имеет
наличие
внутренней
мотивации:
ребенок
идет
в
школу
потому,
что
ему
там
будет
интересно
и
он
хочет
много
знать.
Подготовка
к
школе
подразумевает
формирование
новой
«социальной
позиции».
Сюда
включается
отношение
к
школе,
учебной
деятельности,
учителям,
самому
себе.
По
мнению
Е.О.
Смирновой,
для
обучения
важно
также
наличие
у
ребенка
личных
форм
общения
со
взрослым.

Волевая
готовность. Ее
присутствие
очень
важно
для
дальнейшего
успешного
обучения
первоклассника,
ведь
его
ждет
напряженный
труд,
от
него
потребуется
умение
делать
не
только
то,
что
хочется,
но
и
то,
что
надо.

К
6 годам
уже
начинают
формироваться
основные
элементы
волевого
действия:
ребенок
способен
поставить
цель,
принять
решение,
наметить
план
действий,
выполнить
этот
план,
проявить
определенное
усилие
в
случае
преодоления
препятствий,
оценить
результат
своего
действия.

Читайте также:  Понятие норма и отклонение в психофизическом развитии ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.           1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. Для того чтобы объяснить явления природы, дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины. Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д. .2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

Психологические новообразования ребенка младшего школьного возраста.

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.Память.В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти.

Восприятие.Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

 Воля.Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.

Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления.Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логическогомышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково. К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой,художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

Основные психологические новообразования подросткового возраста.

Повышенное значение приобретают отношения со сверстниками. Дружеские отношения выходят на передний план. Ведущей деятельностью становится – общение, установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками.

— Появляется чувство взрослости

1. Объективная взрослость, которая выражается в видах:

1) социально-нравственная (участие в жизни семьи, забота о семье, дружба и близость с родителями, эмансипация от родителей);

2) интеллектуальная (самообразование);

3) в романтических взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола;

4) во внешнем облике и манере поведения (косметика, одежда).

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 2597; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10498 — | 7741 — или читать все…

Источник