Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

Нормы физиологического развития ребенка 3 лет thumbnail

Каким должно быть физическое развитие детей 3-4 лет в соответствии с возрастными нормами? Родителям полезно об этом знать, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их по мере возможности. От этих показателей во многом зависит социальная адаптация ребёнка и его успешность в обучении. Анатомо-физиологические возрастные особенности, характерные для данного возраста, диктуют определённые виды занятий и упражнений, от которых зависят навыки, умения и знания малышей по физической культуре.

Особенности

Физическое развитие ребёнка 3-4 лет

Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют нормам:

  1. Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см), вес 12 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.
  2. За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см), вес 17 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.
  3. Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.
  4. Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.
  5. Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.
  6. Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.
  7. Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление — 95 на 58.
  8. Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое (о возрастных особенностях развития ребёнка, можно прочесть здесь).
  9. Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.

Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.

Навыки, умения, знания

Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

Перечисленные выше анатомо-физиологические возрастные особенности ребёнка в 3-4 года заметны чаще всего невооружённым глазом, так как касаются внешности. Или же они выявляются в ходе медицинских обследований и лабораторных анализов, если речь идёт о функционировании внутренних органов. В поведении же, на занятиях в детском саду, а особенно — в играх можно тоже увидеть, в норме ли его физическое развитие. В этом возрасте он должен:

  • задействовать в играх обе руки;
  • ходить на носочках;
  • делать различные виды шагов: широкие и мелкие, приставные и в прискоке;
  • ходить и бегать, управляя темпом (быстро, умеренно, медленно);
  • ходить и бегать в заданном направлении (прямо, змейкой, по кругу, между предметами);
  • ходить и бегать, держась крепко за руки;
  • прыгать на месте, продвигаясь либо вперёд, либо назад, через невысокие и недлинные препятствия;
  • достаточно точно бросать мяч в определённую цель, ловить его пока ещё только двумя руками;
  • принимать активное участие в спортивных, танцевальных, игровых мероприятиях;
  • последовательно выполнять разнообразные двигательные действия;
  • управлять телом — удерживать равновесие при ходьбе по наклонной поверхности;
  • уверенно крутить педали на велосипеде (пока ещё трёхколёсном);
  • хорошо ходить спиной вперёд;
  • подниматься и спускаться по лестнице, как взрослый, — чередуя ноги.

Ваш малыш без проблем справляется со всем этим в свои 3-4 года? Тогда можете быть уверены: особенности его физического развития не отклоняются от нормальных показателей. Если же у него ещё не всё получается, отчаиваться не стоит. Нужно лишь немного позаниматься с ним дополнительно, чтобы всё встало на свои места.

Занятия

Физическое развитие детей

Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.

  1. Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это — основы развития мелкой моторики.
  2. Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.
  3. Регулярное выполнение упражнений, требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.
  4. Бег трусцой (не более 500 м), бег на носочках. Вспомогательная игра — кто быстрее добежит.
  5. Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.
  6. Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота — не более 5 см). Вспомогательная игра — классики.
  7. Приседания: не более 5 раз за 1 заход.
  8. Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры — качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы — стакан с водой или ложку с теннисным шариком.
  9. Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.
  10. До 5 кувырков за день.
  11. Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.
  12. Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной — кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.
  13. Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.
  14. Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной — учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).
  15. Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.
Читайте также:  Показатели физического развития ребенка дошкольника

При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.

Полезные советы

Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

Чтобы не навредить собственному ребёнку, организуйте физические нагрузки для него грамотно, с учётом его возрастных особенностей 3-4 лет. Иначе можно замедлить развитие растущего организма.

  1. Суставы пальцев у ребёнка в 3-4 года легко деформируются, если, например, он часто лепит из очень жёсткого пластилина. Следите за тем, чтобы подсобный материал был мягким и податливым.
  2. Не должно быть неправильных поз: сведены плечи, опущено одно плечо, постоянно опущена вниз голова. Они могут стать для ребёнка привычными, что неизменно приводит к серьёзным нарушениям осанки. В дальнейшем это отрицательно скажется на развитии кровообращения и дыхания.
  3. Для нормального физического развития органов дыхания учите ребёнка дышать носом.
  4. Обеспечьте ребёнку в 3-4 года сон в 11-13 часов в сутки. На дневной сон из них приходится 1-1,5 часа.
  5. Наполняйте день малыша физической активностью для его полноценного развития. Реализуйте его потребность в постоянном движении с помощью утренней зарядки, длительных прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, физкультминуток и даже домашнего спортзала.
  6. Обучайте его новым навыкам: езде на велосипеде, плаванью, игре в мяч. Это придаст ему уверенности, повысит самооценку.
  7. Будьте аккуратны с правилами в играх: не используйте соревнования. Соблюдать правила в 3-4 года ребёнок способен, но только не проигрывать. Иначе физическое развитие будет проходить на фоне нервного стресса.
  8. Сразу пролечивайте любые заболевания. Не забывайте про профилактику.

Чтобы физическое развитие ребёнка в 3-4 года соответствовало нормам, родители должны уделять его здоровью большое внимание. Постоянное посещение врачей, профилактика распространённых детских заболеваний, навыки здорового образа жизни, выполнение физических упражнений, закаливание — всё это играет здесь определённую роль. Только с учётом всех этих аспектов малыш будет формироваться правильно на фоне своих сверстников. Это положительно скажется на всей его дальнейшей жизни.

Новые статьи

  • Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

  • Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

  • Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

  • Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

  • Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

Мы в социальных сетях

Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

наверх

Источник

Нарине Саргсян
Возрастные особенности детей 3–4 лет

Воспитатель МАДОУ № 214

Саргсян Н. Н.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее–ВОЗ) средние антропометрические показатели к четырем годам следующие: мальчики весят 16,3 кг при росте 102,4 см, а девочки весят 15,9 кг при росте 100,7 см. При этом главный показатель нормы – комфорт и хорошее самочувствие ребенка.

Развитие моторики и становление двигательной активности. Движения детей четвертого года жизни становятся более разнообразными и координированными. Они активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов. Однако большинство детей не в полной мере согласуют движений рук и ног в процессе ходьбы и бега. Малыши часто опускают голову и плечи, смотрят себе под ноги, походка остается еще тяжелой. В то же время ходьба становится более уверенной: уменьшаются раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее становятся движения рук.

Малыши очень любят ходить и бегать врассыпную, по кругу, за воспитателем, но их бег их еще неравномерен, движения рук не энергичны. Дети с удовольствием подпрыгивают на месте, вверх, доставая предмет, подвешенный выше поднятых рук, перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются вперед прыжками, прыгают в длину с места и спрыгивают с небольшой высоты. При этом малыши прыгают тяжело, на всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты (как правило, на прямые ноги).

Читайте также:  Влияние музыки на развитие творческого потенциала ребенка

Дети 3-4 лет в самостоятельной деятельности широко используют разные виды ползания: на четвереньках, опираясь на колени и ладони, ступни и ладони, колени и предплечья. Движения ползания достаточно уверенные. Лазание по лесенке, стремянке, гимнастической стенке требует от детей большого напряжения: они передвигаются достаточно медленно и в произвольном темпе, используя приставной шаг.

Упражнения в бросании и ловле мяча, предметов вдаль, в горизонтальную цель, друг другу становятся у детей все более координированными. К четырем годам появляется подготовительная фаза движений бросания: отведение руки вниз, назад и в сторону и т. д. Однако замах рукой еще слабый, между замахом и броском отмечается длительная пауза. У малышей остается неуверенность в бросании и ловле мяча и разных предметов: они напрягают руки и плечи, сжимают крепко пальцы или, наоборот, широко их расставляют.

На четвертом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают все больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазании. Обладая определенным запасом движений, дети еще не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Наряду с этим движения детей постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию воспитателя. Малыши начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребенком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушивать все его пояснения. Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Автомобиль», «Лошадки» и др.).

У детей четвертого года жизни происходит развертывание разных видов деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности в течение дня (по данным шагометрии, 11-12,5 тыс. движений). На занятиях по физической культуре показатели двигательной активности детей 3-4 лет колеблются от 850до 1370 движений, в зависимости от состояния здоровья, а также индивидуальных возможностей (функциональных и двигательных).

Психическое развитие. Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром. Особое изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого.

На смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения, наступает возраст «почемучек». Общение с взрослым постепенно приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения – познание окружающего мира. Именно в этом общении с взрослым формируются привычки и эталоны поведения ребенка. Взрослый по-прежнему – главный партнер по общению, однако в этом возрасте начинает усложняться общение детей со сверстниками: совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока легко меняет сверстников – партнеров по общению, не демонстрируя привязанности к кому-либо из детей.

Появляется сюжетно-ролевая игра–ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дети 3-4 лет в сюжетно-ролевых играх подражают взрослым, имитируя предметную деятельность. Они поглощены процессом выполнения действий, действия еще не согласованы, роли сменяются. Игра продолжается, как правило, 10-15 минут. Основные темы заимствуются из повседневной жизни, знакомой ребенку, –семья, детский сад, сказки, мультфильмы. В первую очередь через игру происходит созревание и развитие новообразований, становление познавательных процессов, личностных качеств ребенка.

Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, выделяется память (Л. С. Выготский). Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка на четвертом году жизни. Память пока непроизвольная, однако, ребенок легко запоминает новые слова, стихи и сказки, которые ему читают, склонен к повторению – любит слушать одни тексты по нескольку раз. У большинства детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Постепенно ребенок начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел, появляются зачатки произвольности запоминания.

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к 4 годам восприятие приобретает черты произвольности – ребенок способен целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать, хотя и недолгое время. Возраст 3-4 лет –это возраст формирования сенсорных эталонов –представлений о форме, цвете, размере, однако сенсорные эталоны пока остаются предметными, т. е. существуют в тесной связи с предметом и не являются абстрактными.

Активно развивается речь ребенка. Дети в биэтнических семьях начинают говорить на двух языках, их речевое развитие из-за этого может отставать от детей из моноэтнических семей. В этот период язык, на котором говорит ребенок и его ближайшее окружение (семья, начинает укореняться в психике ребенка как ведущий.

Благодаря развитию речи и общению с взрослыми формируется мышление ребенка. До 3,5-4 лет ведущим является наглядно-действенное мышление, и в нем постепенно закладываются основы наглядно-образного мышления. Это происходит благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Мышление ребенка эгоцентрично, он не способен поставить себя на место другого, это своего рода внутренняя позиция, которая к концу дошкольного возраста преодолевается в связи с взрослением.

Читайте также:  Развитие эмоции у глухого ребенка

Воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой появления наглядно-образного мышления. В ситуациях негативных эмоциональных переживаний ребенок в воображении призывает на помощь героев сказок, снимая угрозы с собственного «Я». В этот период можно услышать истории-фантазии, когда ребенок рассказывает о себе как о положительном герое. Под влиянием своих чувств и переживаний дети уже пытаются сочинять истории, сказки, стихи (как правило, даже не задумываясь, о чем будет сюжет).

Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость. Ребенок начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно «направлять» его на предметы.

Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень гибок и подвижен, его благополучие зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем благоприятнее окружение, чем лучше близкие понимают и принимают ребенка, тем лучше складывается общая ситуация развития: ребенок положительно оценивает себя, у него формируется адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут проявляться последствия кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, агрессивность.

Центральным механизмом развития личности в этот период остается подражание: ребенок копирует поступки взрослых, еще не до конца осознавая их смысла. В 3 года ребенок реагирует на оценку взрослыми своего поведения, ему приятны похвалы. Он пока не может оценить поступок, а просто ориентируетсяна мнение взрослых и испытывает эмоциональное удовлетворение от признания своих успехов. Однако уже к 3,5 годам дети могут достаточно адекватно чувствовать свои возможности: достигая успехов в познании, получая поддержку, похвалу от взрослого, ребенок развивается как личность. Появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся самостоятельностью действий, постепенно возникает осознание самого себя. Развитие самосознания связывается в этом возрасте с отделения себя от других, с появлением позиции «Я» и положительного отношения к своему имени. Ребенку важно знать, что он ценен, что его имя признается –так постепенно формируется базовая установка самосознания: «Я –Миша (Маша) хороший(-ая)».

Особое внимание при работе с детьми четвертого года жизни следует обратить на развитие самостоятельности. Не случайно любимым выражением ребенка этого возраста становится «Я сам!». Важно поощрять желание ребенка проявлять самостоятельность, поддерживать желание что-то выполнить, сделать без помощи взрослого. Своим невмешательством взрослые показывают ребенку, что он уже может сам справиться со многими задачами (соответствующими его возрасту).

На четвертом году жизни только начинает формироваться произвольность поведения, деятельность ребенка носит еще неустойчивый характер. Произвольность деятельности предполагает наличие умения удержать в сознании цель деятельности, планировать процесс ее достижения. На устойчивость и результативность деятельности большое влияние оказывает предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности (в этом возрасте дошкольников привлекает мотив сделать что-то для себя, для своей игры). Мотив общественной пользы еще малоэффективен. Происходит начало зарождения важнейшего волевого качества –целеустремленности. Более четко это проявляется при постановке цели, слабее –при планировании и реализации принятой цели.

Характеристика речевого развития. При благоприятных условиях воспитания к четырем годам в основном происходит усвоение звуковой системы языка (произношение звуков, становление элементарной интонационной стороны речи –умения передать интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.

В этом возрасте еще наблюдается неспособность к вычленению существенных признаков предмета, несоответствие между овладением фонетической и содержательной сторонами речи. Вместе с тем у ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение. В речи начинают появляться сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению самостоятельных связных высказываний описательного и повествовательного характеров.

Однако в этом возрасте дошкольники еще неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч,щ, сонорные (р, рь, л, ль) звуки, некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции, темпа, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и

падеже. При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.

Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативна (содержание высказывания может быть понято в конкретной ситуации, в ней преобладает экспрессивное изложение.

Источник