Нормативы психического развития ребенка раннего возраста таблица

Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.

Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие

Возраст Анализатор Проявление
10 днейАзУдерживает в поле зрения движущийся предмет.
 АсВздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 днейАзУдерживает в поле зрения неподвижный предмет.
 АсУспокаивается при сильном звуке.
1 месяцАзСосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов.
 АсПрислушивается к звуку и голосу взрослого.
 ЭПервая улыбка в ответ на разговор.
 ДоЛёжа на животе, пытается поднять голову.
 РаПроизносит отдельные звуки.
2 месяцаАзДлительное зрительное сосредоточение.
 АсИщущие повороты головы при длительном звуке.
 ЭБыстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
 ДоЛёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
 РаПовторно произносит отдельные звуки.
3 месяцаАзЗрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого.
 ЭКомплекс «оживления» в ответ на игрушки.
 ДоЛежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками.
 ДрСлучайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
4 месяца АзУзнаёт мать, радуется.
  АсНаходит глазами невидимый источник звука.
  ЭГромко смеётся в ответ на общение.
  ДРРассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку.
  РаГулит.
  НПридерживает грудь матери или бутылочку.
5 месяцев АзОтличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого).
  АсУзнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи.
  ЭРадуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит.
 ДрЧётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку.
 ДоДолго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
  РаПодолгу певуче гулит.
  НЕст с ложки полугустую и густую пишу.
6 месяцев АсПо — разному реагирует на своё и чужое имя.
  ДРУверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую.
  ДоПереворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.
  РаПроизносит отдельные слоги, начало лепета.
  НЕст с ложки, снимает пищу губами.
7 месяцев ДрИгрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др.
  ДоХорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
  РпНа вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте.
  РаПодолгу лепечет, произносит одни и те же слоги.
  НПьёт из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцевЭСмотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет.
ДрИгрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.).
 ДоСам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер.
 РпНа вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.
 Рагромко, чётко, повторно произносит различные слоги.
 НЕст корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцевАсПлясовые движения под плясовую музыку.
 ЭДогоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка.
 ДРС предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое).
ДоПереходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой.
 РпНа вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете.
 НХорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).
10 месяцевЭДействует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним.
ДРСамостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия.
 ДоВходит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки.
 РпПо просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
 НЗакрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
11 месяцевЭРадуется приходу детей. Избирательное отношение к детям.
 ДРОвладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого.
 ДоСтоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.
РпПо словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/.
 РаПроизносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай».
 НУмение и навыки закрепляются.
12 месяцевАзРазличает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых.
 ЭПротягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
 ДрСамостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой.
ДоХодит самостоятельно.
РпПонимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя».
 РаПроизносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам.
 НСамостоятельно пьёт из чашки.
1год 3 мес.СИграя, различает два разных по величине предмета, например, два куба.
 ДрУмеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/.
 ДоХодит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/.
 РпЗначительно увеличился запас понимаемых слов.
 РаПользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/.
 НСамостоятельно ест густую кашу ложкой.
1год 6 мес.СИз предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/.
 ДрУмеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/.
 ДоДвижения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/.
 РпНаходит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
 РаВ удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет.
 НСамостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1год 9 мес.СИграя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба).
 ДоУмеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см.
 ДрСтроит «ворота», «скамейку», «домик».
 РаПользуется двухсловными предложениями.
 РпОтвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
 НУмеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого.
2 годаСПо предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
 ДоПерешагивает через препятствие чередующимся шагом.
 ДрВ игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает.
 РаПользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения.
РпПонимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта.
НУмеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.
2 года 6 мес.СПодбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см.
 ДрВ игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет).
 РаСтроит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда?
 НСамостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.
3 годаСНазывает 4 основных цвета.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
 ИгрыВ играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор.
 РаУпотребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда?
 НОдевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
4 годаМышление, речь.Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.
 Моторика.Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
 Внимание и памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
5 летМышлениеУмеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
 МоторикаУмеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.
 Внимание памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка в детском саду образец

Оценка НПР детей раннего возраста.

Группы риска детей по нервно — психическому развитию:

Группа внимания: 

  • дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.

Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока. 

Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока. 

Группа диспансерная: 

  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
  • дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.

Группы развития I группа: 

  • дети с нормальным развитием.
  • дети с опережением в развитии:

а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)

б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).

в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные

сроки по одному или нескольким показателям. 

П группа: 

  • дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

III группа: 

  • дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям. 

2-я степень — по 3-4 показателям. 

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

IV группа:

Читайте также:  Родительские стили и их влияние на развитие ребенка

1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям,

2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

V группа: 

  • дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

Категория: Будущим родителям.

Печать
Электронная почта

Источник

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Читайте также:  Приведите в соответствие зоны развития ребенка и их характеристики

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник