Норма и отклонение в психическом и физическом развитии ребенка

          Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

          Слово «норма» от латинского правило, образец – установленная мера, средняя величина чего-либо.

          Ребёнок считается нормальным:

· когда его уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растёт;

· когда он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом чётко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды;

· когда его поведение соответствует требованиям общества: ребёнок не асоциален;

          Ребёнок развивается соответственно норме при:

· правильной работе головного мозга и его коры;

· нормальном психическом развитии;

· сохранности органов чувств;

· последовательном обучении;

          Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и другие не соответствия норме, обозначается словом – аномалия(греч. отклонение).

          Отклонение в развитии ребёнка –это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Нарушенное развитие принято называтьдизонтогенезом.

          В основе тех или иных проблем в развитии особого ребёнка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).

          Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

          К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

          Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарённость детей.

          Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования.

          Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Отклоняющимся социальным поведением является безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость.

          Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих,

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив,

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт,

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих!

          Девиантное (отклоняющееся) поведение –это поступки,противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).

          Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

          Девиантноеповедение – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии) или антисоциальное поведение (нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые).

          Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие.

          Виды отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой):

· отклонения социально-пассивного типа – стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учёбы и работы; побеги из дома, бродяжничество; погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ; суицид;

· отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду – кражи, хищения, спекуляции, мошенничество;

· отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности – хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений.

          Классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):антисоциальное (противоречащее правовым нормам), асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклоняющееся от медицинской и психологической нормы).

          Формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:попрошайничество, бродяжничество, тунеядство, нежелание учиться, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, суицидальное поведение, приводы в полицию, пребывание на учёте в КДН, воровство, наличие судимости, участие в криминальных группах, курение, жестокость, вандализм, раннее начало половой жизни, повышенная агрессия, хулиганство, токсикомания.        

          Формы девиантного поведения:

· негативные: правонарушение, алкоголизм, наркомания, проституция, предательство, самоубийство, неприличное поведение, не принятие социальных норм, сквернословие;

· позитивные: геройство,альтруизм (нравственный принцип бескорыстного служения другим людям;  готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму), самопожертвование, научное техническое и художественное творчество.

Читайте также:  Упражнения для развития памяти ребенка 8 лет

          Негативные девиации (отклонения): раннее курение, курение травки, ранний секс, жестокость, нежелание работать, употребление алкоголя, уход в криминал, наркомания, агрессивность, азартные игры, психическое расстройство, противоправное поведение, самоубийство, проституция, терроризм.

          Позитивные девиации (отклонения): резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», аскетизм, святость, гениальность, новаторство;

          Чем характеризуется человек-девиант?

· вызывает негативную оценку со стороны общественности;

· приносит ущерб себе или другим;

· поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;

· согласует свои действия с общей направленностью личности;

· выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

          Причины девиантного поведения.

              Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – биологические и психологические:

· биологические причины: врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения);психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология);физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность);

· психологические причины: психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость); недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь).

          Девиантное поведение детей – это не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. Термин применим только к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности;

          По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

          Особенности отклоняющегося поведения дошкольников, затрудняющие процесс обучения и воспитания:

          1. Специфика протекания психических процессов (их повышенная либо заторможенная подвижность):

          2. Типологические черты личности и характера ребёнка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

          Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребёнка (нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения).

          К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма.

          Выделяют:

· физическую агрессию (удары, толчки, укусы, драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);

· вербальную агрессию (грубят, оскорбляют, дразнят, ругаются матом).

          Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребёнка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

          Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

          Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

          Гиперактивный ребенок – ребёнок с чрезмерной психической и моторной активностью.

          Гиперактивный ребёнок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

          Дисфория — расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребёнок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

          Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными. Их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психическом состоянии:

· для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам;

· в возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение с взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний;

· после 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство;

          Кпричинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

· наследственность;

· ошибки воспитания;

· конфликты в семье;

· деформация характера;

· психические заболевания;

· психические и физиологические отклонения;

· негативное влияние СМИ;

· несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребёнка.

Читайте также:  Как гемоглобин влияет на развитие ребенка

          Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

          Нарушения поведения имеют в своей основе и определенную слабость ЦНС (возрастная незрелость, неблагоприятная беременность и роды).

          В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

          Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого;

          Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:

· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания;

· пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;

· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

· семьи с дефицитом заботы любви у одного или двух родителей к ребёнку;

· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка;

· семьи с чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Самостоятельная работа № 19. Составление тезауруса: основные понятия специальной педагогики.

          Основные понятия, термины специальной педагогики: специальная педагогика, лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, аномальные дети, дети с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченной трудоспособностью, реабилитация, специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжёлый недостаток, специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия), специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Дата добавления: 2018-02-23; просмотров: 6922; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8699 — | 8253 — или читать все…

Источник

Понятие норма и отклонение от нормы
в физическом, психологическом,
интеллектуальном и моторном развитии
человека

Понятие «норма»
как междисциплинарная проблема.

Сфера нормального
всегда имеет в сознании людей свои
границы. На практике — осознанно или
неосознанно — происходит оценивание
индивидов по признаку соответствия или
несоответствия норме, которая определяет
эти границы.

Понятие нормы
широко используется в медицине,
психологии, педагогике, социальных и
других науках. Известно, насколько
сложно определить понятие «норма» не
только терминологически, но и содержательно.

Норма
— это некое
идеальное образование, условное
обозначение объективной реальности,
некий среднестатистический показатель,
характеризующий реальную действительность,
но не существующий в ней.

Использование
понятия нормы в общественных науках
можно сравнить с использованием понятия
«идеальный
газ»
в
физике. В природе такого газа нет, однако
благодаря этому понятию физикам удалось
сделать много открытий. Законы выявляются
для идеального газа, но в каждом
конкретном, реальном случае делается
определенная поправка, вводится
определенный коэффициент для того или
иного реального газа.

Проблема нормы и
ее вариантов — одна из самых сложных в
современной психолого-педагогической
науке. Она включает в себя такие вопросы,
как норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных функций (восприятия,
памяти, мышления), норма регуляции,
эмоциональная норма, норма личности…
Сюда же относятся вопросы половых и
возрастных различий. Понятие нормы
относительно постоянное. Его содержание
зависит от культуры и существенно
меняется со временем.

Виды отклонений
в психическом, физическом, интеллектуальном
и моторном развитии человека.

В медицине,
психологии, педагогике имеются свои
показатели, параметры, характеристики
нормы. Отклонения от общих закономерностей,
неправильность в развитии и др. не
соответствия норме, обозначается словом
аномалия
(греч. отклонение).

В коррекционной
педагогике понятия «норма» и «отклонение»
позволяют выделить определенную точку
отсчета, относительно которой можно
уточнять причины, вызывающие те или
иные отклонения, выяснять, каким образом
они влияют на процесс обучения, воспитания,
социализации ребенка. И на основе этого
строить практическую деятельность
педагога.

Отклонения от
нормы условно делятся на четыре
группы:
физические, психические, педагогические,
социальные.

  • Группа физических
    отклонений
    прежде всего связана со здоровьем
    человека и определяется медицинскими
    показателями (вес, рост, объем и др.).
    Отклонения в норме могут быть вызваны
    или наследственными факторами, или
    какими-либо внешними обстоятельствами.
    Всемирной организацией здравоохранения
    в 1980 году принят британский вариант
    трехзвенной шкалы ограниченных
    возможностей: недуг
    (связан с затруднением деятельности),
    ограниченная
    возможность

    (ограничения в деятельности), инвалидность
    (недееспособность). К отклонениям в
    физическом развитии ребенка могут быть
    отнесены: болезнь,
    нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного
    аппарата
    .

  • Группа психических
    отклонений
    связана с умственным развитием ребенка,
    его психическими недостатками. Сюда
    относятся задержкапсихического
    развития

    (ЗПР),
    умственная отсталость

    (олигофрения от легкой дебильности до
    глубокой идиотии), нарушения
    речи, нарушения эмоционально-волевой
    сферы
    .
    Особую группу отклонений представляет
    собой одаренность
    детей.

  • Группа
    педагогических отклонений
    связана с достижениями стандартов,
    определяющих уровень образования. В
    соответствии с этими стандартами
    ребенок в определенном возрасте должен
    получить соответствующий уровень
    образования, закончить начальную,
    неполную среднюю или полную среднюю
    школу. Согласно Закону об образовании
    РФ обязательным является общее среднее
    образование. Однако есть дети, не
    получившие общего среднего образования.

  • Группа социальных
    отклонений
    связана с правилами поведения или
    деятельности людей или социальных
    групп. Особенностью социальных норм
    для детей является то, что они выступают
    фактором воспитания, в процессе которого
    происходит усвоение социальных норм
    и ценностей, вхождение в социальную
    среду, усвоение социальных ролей и
    социального опыта. В этом случае одной
    из важных функций воспитания выступает
    ее управляющая функция, задачей которой
    является управление и организация
    обстоятельств, которые влияют на
    сознание и поведение детей и при этом
    обеспечивается нужный воспитательный
    эффект.

Читайте также:  Презентация физическое развитие грудного ребенка

Пограничная зона
между нормой и отклонением имеет очень
важное значение в рамках терапевтического
аспекта деятельности педагога.

Так, если говорить
о социальных отклонениях, то между
нормальным типом поведения и отклоняющимся
(безволие, гиперактивность, гнев, страх,
резко выраженная внушаемость и др.),
располагается неизмеримое количество
переходных ступеней от нормы к отклонению.
Вследствие этого нет возможности
провести четкую грань между естественным
проявлением характера ребенка и
отклонениями в нем.

Поэтому
терапевтический аспект деятельности
педагога направлен не столько на
реабилитацию детей, в развитии которых
установлены те или иные отклонения,
сколько на профилактику отклонений,
предупреждение нарушений определенных
норм и правил.

Норма и отклонение в психическом и физическом развитии ребенка 
 
Норма и отклонение в психическом и физическом развитии ребенка 
 
Норма и отклонение в психическом и физическом развитии ребенка

Дополонение

Норма
– это конвенциональное обозначение
объективной реальности, среднестатистический
показатель, который отражает объективное
положение вещей в той или иной сфере,
но не существует в ней. Соответственно,
отклонение от нормы, от общей закономерности
носит название аномалия. В современных
психолого-педагогических науках выделяют
несколько базовых понятий:

1)
предметная норма, которая включает в
себя необходимый набор знаний, навыков,
умений, необходимых ребенку для овладения
содержанием образовательной программы;

2)
социально-возрастная норма, которая
фиксирует наличие необходимых
интеллектуальных и личностных
характеристик ребенка на конкретном
возрастном этапе;

3) индивидуальная
норма, раскрывающаяся в индивидуально-личностном
своеобразии ребенка.

Анализ отклонений
от нормы фиксирует несколько основных
групп отклонений: это физические,
психические, педагогические и социальные
группы отклонений. Первая группа –
группа физических отклонений – включает
в себя прежде всего характеристики
состояния здоровья человека. Критерии
выделения нормы и аномалии состояния
здоровья базируются на медицинских
показателях (вес, рост, объем и др.).
Причинами физических отклонений могут
быть как эндогенные, так и экзогенные
(т.е. внутренние и внешние) факторы. К
первым, в частности, могут относиться
наследственные факторы, ко вторым –
воздействия окружающей среды, как
природной, так и социальной. Классификация
физических отклонений была принята ВОЗ
(Всемирной организацией здравоохранения)
в 1980 г. В ее основу был положен британский
вариант группировки ограниченных
возможностей. Данная классификация
является трехзвенной и включает в себя:
1) недуг – отклонения, которые проявляются
в затруднениях по выполнению деятельности;
2) ограниченная возможность – отклонения,
связанные с ограничением возможности
выполнения деятельности; 3) инвалидность
– отклонения, проявляющиеся в полной
или частичной недееспособности. Вторая
группа – группа психических отклонений
– включает в себя отклонения, связанные
с психическим развитием ребенка. Прежде
всего сюда следует отнести отклонения,
связанные с умственным развитием ребенка
(различные виды умственной отсталости),
общая задержка психического развития
(ЗПР), а также нарушения речи, нарушения
эмоционально-волевой сферы. В отличие
от негативных, присутствует и группа
позитивных отклонений, которые проявляются
в феномене одаренности детей и требуют
к себе повышенного внимания. Третья
группа – группа педагогических отклонений
– связана с характеристикой ребенка с
точки зрения овладения им определенным
уровнем образования на конкретном
возрастном этапе в соответствии с
существующими образовательными
стандартами. Последняя группа – группа
социальных отклонений – включает в
себя аномалии в поведении или деятельности
ребенка.

Соседние файлы в папке госы_2011

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник