Нервно психическое развитие ребенка второго третьего года жизни
Возраст | Понимание речи | Активная (Ра) | Сенсорное | Игра | Движения (Д) | Навыки (Н) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
От 1 г 1 мес до 1 г 3 мес | Запас | Пользуется | Играя, | Воспроизводит | Ходит | Самостоятельно |
От 1 г 4 мес до 1 г 6 мес | Находит | Пользуется Называет | Играя, (например, | Отражает | Перешагивает | Самостоятельно |
От 1 г 7 мес до 1 г .9 мес | Понимает | Пользуется | Из | Строит | Ходит | Частично |
От 1 г. 10 мес до 2 лет | Понимает | При | По образцу и | В | Преодолевает | Частично |
Таблица 3
Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни
Возраст | Речь | Сенсорное | Игра сюжетная | Навыки | Движения |
2 6 мес | Строит | Подбирает по | Игра | Самостоятельно | Приставным |
3 | Начинает | Называет 4 основных | Появляются | Одевается | Переступает |
Таблица 4
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Двухлетние дети — очаровательные существа. Они честны и искренни во всем – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко раскрыты для всего нового. И если у них иногда мокрые штанишки или шмыгающие носы, будьте к ним снисходительны. Дети учатся через свой собственный опыт, пробы и ошибки, повторение и подражание.
Главной фигурой для детей третьего года жизни продолжают оставаться взрослые, ибо дети практически во всем еще зависят от них. Они руководят детьми и обеспечивают им безопасное окружение, которое будет поддерживать их эмоционально.
Взрослые – промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова.
Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами.
Раздеться? – Пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета.
Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности – основу психологического комфорта.
В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился – не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого.
Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить.
Всегда выражайте эмоциональное сопереживание, сочувствие детям. Одобряйте каждое их самостоятельное начинание, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу.
Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.
Несмотря на то, что дети чувствуют себя вполне независимыми и компетентными в то же время они осознают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречиями чувств зависимости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за независимость и уважение к себе, и все же они нуждаются в направлении и поддержке.
Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, и хорошему, и плохому; правильному, и неправильному.
Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом ребенок воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично именно к нему и взрослый смотрит в момент речи на него.
Много разговаривайте с ребенком «глаза в глаза». Побуждайте ребёнка пользоваться языком, дожидайтесь ответа даже если речь пока ограничена.
В то же время речь еще только формируется и ребенок еще не понимает многое из того, что вы говорите.
Говорите более простыми и короткими предложениями. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Не пускайтесь в разъяснения, давайте ясные указания по поводу желательного поведения.
В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин его вводят также взрослые.
Особенности нервно-психического развития и воспитания детей третьего года жизни
Показатели развития ребенка к 3 годам
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
- Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- Ориентируется в цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
- Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
- Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
- Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
- Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические и другие фигуры.
- Собирает пирамидку из восьми-девяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
- Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
- Составляет картинку из двух частей (на занятии).
- Подбирает мозаику к несложному рисунку.
- Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- Подражает письму взрослого (имитирует).
- К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
- Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
- Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
- Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
- Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
- Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
- Проявляет инициативу в игре (творческое начало).
- Может «брать роль» (называть себя в игре «мама», «врач» и т.п.). Осознает свою роль в игре.
- Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
- Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
- Подражает другим детям (в любых играх).
- Выполняет правила в подвижных играх.
- Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
- Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие:
- Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
- Проявляет инициативу, независимость.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
- Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
- Любознателен, любопытен.
- Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
- Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
- Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
- Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
- Испытывает чувство ограничения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
- Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
- Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать. Владеет неречевыми способами эмоционального общения.
- Свои чувства выражает взглядом, мимикой; тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
- Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
- Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
- Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
- Могут возникать страхи, боязнь темноты.
- Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
- Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т.д.)
- Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
- Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
- Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
- Проявляет интерес к рисованию, лепке.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
- Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
- Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных и других людей).
- Огорчается при неумении что-то сделать.
- Радуется своим умелым действиям, когда получается.
- Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
- Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
- Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
- Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
- Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
- Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
- Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
- Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
- Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
- Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
- Выражает симпатию к некоторым детям.
- Насторожено относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов):
- Произносит сложные предложения при общении.
- Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
- Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
- Свои действия часто сопровождает речью.
- Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
- Слова изменяет по числам и падежам.
- Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?»,«Почему?»,«Когда?» и другие.
- Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
- Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
- Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
- Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.
- Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми.
- Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке.
- Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
- Рассказывает связано по картинке знакомую сказку.
- Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
- Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
- Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
- Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
- Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
- Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
- Знает свою половую принадлежность: мальчик, девочка; называет после вопроса взрослого.
- Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
- Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят».
- Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы».
- В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?»
- Играя, свои действия сопровождает словами.
- Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
- По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).
- Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
- Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
- Способен длительно наблюдать, сосредотачивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
- Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
- Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
- Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
- Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
- Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки:
- Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
- Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
- Застегивает несколько пуговиц.
- Завязывает (связывает) шнурки.
- Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
- Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
- Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
- Замечает беспорядок в своей одежде.
- Пользуется носовым платком.
- Вытирает ноги при входе в квартиру.
- Регулирует свои физиологические потребности.
- Ест аккуратно.
- Держит ложку за конец ручки.
- Пользуется салфеткой.
- Не выходит из-за стола до конца еды.
- Не мешает за столом другим.
- Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
Физическое развитие:
- Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
- Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.
- Качается на качелях.
- Скатывается на санках.
- Катается на трехколесном велосипеде.
- Учится ходить на лыжах.
- Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
- Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
- Быстро проходит по наклонной доске.
- Перепрыгивает через линию на полу.
- Прыгает в длину с места на двух ногах.
- Спрыгивает с небольшой высоты.
- Бегает, подпрыгивает.
- Бросает и ловит мяч.
- Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Материал подготовлен Строгалевой Р.Х., педагогом-психологом
по материалам книги «Развитие ребёнка раннего возраста» Волосова Е.Б.
Возраст
2 г. 6 мес.
3 г.
Сенсорное
развитие (С)
Подбирает по
образцу разнообразные предметы
четырех цветов (красный, синий, желтый,
зеленый)
Называет четыре
основных цвета
Движения (Д)
Приставным шагом
перешагивает через несколько
препятствий, лежащих на полу (палку,
веревку, кубик) при расстоянии между
ними около 20 см
Переступает
через препятствия высотой 10-15 см
чередующимся шагом
Игра и действия
с предметами (И)
В играх действует
взаимосвязано и последовательно
(кормит куклу, укладывает ее спать)
В играх исполняет
роль (играя с куклой, говорит: «Я —
доктор», «Я — мама»)
Активная речь
(Ра)
Строит предложения
из трех и более слов
Начинает
употреблять сложные предложения
Навыки (Н)
Сам одевается,
но еще не умеет застегивать пуговицы
и завязывать шнурки
Одевается
самостоятельно, с небольшой помощью
взрослого застугивает пуговицы,
завязывает шнурки
Воз-раст | Зритель-ные | Слуховые | Эмоции | Движения рук | Движения общие | Понимание речи | Активная речь | Навыки и умения |
Аз | Ас | Э | Др | До | Рп | Ра | Н | |
10 дней | Удерживает в | Вздрагивает и | ||||||
18-20 дней | Удерживает в | Успокаивает-ся | ||||||
1-й мес. | Появляется | Прислуши-вается | Первая улыбка | Лежа на животе, | ||||
2-й мес. | Длительное | Ищущие повороты | Быстро отвечает | Лежа на животе, | ||||
3-й мес. | Фиксирует взгляд | Отчетливое | Комплекс | Случайно | Лежит на животе | |||
4-й мес. | Узнает мать | Находит глазами | Громко смеется. | Рассматривает | То же, что и в 3 | Гулит | Придержи-вает | |
5-й мес. | Отличает близких | Узнает голос | Четко берет | Долго лежит на | Подолгу певуче | Ест из ложки | ||
6-й мес. | По-разному | Берет игрушки, | Переворачива-ется | Произно-сит | Хорошо ест с | |||
7-й мес. | Игрушкой стучит, | Хорошо ползает | На вопрос «где?» | Подолгу лепечет, | Пьёт из чашки, | |||
8-й мес. | Игрушками | Сам садится, | На вопрос «где?» | Громко, четко и | Сам держит | |||
9-й мес. | Плясовые движения | Действует с | Переходит от | На вопрос «где?» | Подражает | Хорошо пьет из | ||
10-й мес. | Само-стоятельно | Входит на | По просьбе «дай» | Подражает | ||||
11-й мес. | Овладевает | Стоит самостоятельно | Первые обобщения | Произносит | ||||
12-й мес. | Узнаёт на | Выполняет | Ходит самостоятельно | Понимает без | Легко подражает | Само-стоятельно |