Возрастная психология теории развития ребенка

Теории психического развития ребенка, представлены не малым число. Все это множество укладывается в три возможных подхода — биогенетический, социогенетический и персонологический.

Наиболее яркими представителями биогенетического подхода являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и Ст. Холла и теория психосексуального развития З. Фрейда.

Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них теория рекапитуляции Э. Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.

  1. Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.
  2. Следующий период — это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.
  3. Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.
  4. Четвертый период — земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.
  5. Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.

Завершая обзор теорий биогенетического направления, кратко остановимся на психоаналитическом подходе к развитию ребенка.

З. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития».

Наиболее ярко основные взгляды социогенетического подхода представлены в эпигенетической теории психического развития ребенка Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.

Читайте также:  Значение развития воли у ребенка

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Он весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых на поддержку такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы он мог их выполнять биологически, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия — поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать подросток — это размывание чувства «Я». При этом подросток может либо избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2.
Возрастная психология теории развития ребенка
Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?

Смысл теорий рекапитуляции (теория З. Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э. Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э. Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он использует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация развития.

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник

Введение в возрастную психологию

1. История и современное состояние зарубежной психологии развития

2. История и современное состояние отечественной возрастной психологии

Практическое задание 1. На основании изученного материала заполните таблицу 1 с указанием списка использованной литературы.

Таблица 1

Основные теории психического развития

Теории психического развитияАвтор теорииСуть теории Основные положения теории 
Натуралистические концепции онтогенеза 
Онтогенетическое развитие ребенка (теория рекапитуляции)Э. ГеккельОнтогенез – краткое и быстрое повторение филогенеза 
Ст.Холл, Э.КлапаредРебенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода 
Дж. Болдуин К. ГроссСоциальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, т.е. всем даются одинаковые знания, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Процесс социализации влияет на формирование самооценки 
Нормативный подходА. Гезелл Л. ТерменНеобходимость контроля за нормальным ходом психического развития; лонгитюдинальные исследования; коэффициент интеллектуальности остается постоянным на протяжении жизни; начало становления детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития; упор на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений 
Теория трех ступеней детского развитияК. БюлерВ ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия с конца на начало. Этапы становления личности: 1 ступень – инстинкт – наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивных потребностей после выполнения действий; 2 ступень – дрессура (навыки) – удовольствие переносится на процесс совершения действий («функциональное» удовольствие); 3 ступень – интеллект – предвосхищение удовольствия, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи 
Теория конвергенции двух факторовВ. ШтернПсихическое развитие – результат взаимодействия, взаимовлияния внутренних задатков с внешними условиями жизни (конвергенция факторов наследственности и среды), принцип целостности личности 
Социологический (культурологический) подход 
Социогенетические теорииЭ. Дюркгейм П. ЖанеД.: В двойственности заключается отличие человека от животных. Психическое развитие — это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. П. Жане: вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики, считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом, связи — действия, которые как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимоотношения между людьми являются принципом развития психики каждого человека, выделяет четыре уровня психического развития ребенка. 
Диалектический подходА. ВаллонДетское развитие проходит стадиально, имеет место возникновение, чередование и взаимосвязь различных стадий детского развития: период чистой импульсивности сменяется эмоциональной стадией. Большой переход в онтогенезе психики — переход от действия к мысли (возможен благодаря подражанию).   
 Р. Заззо Ф. Боас М. Мид Дж. БрунерЗаззо. Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннегодетства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), Основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже —стадия высшего или университетского образования. Мид. Особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят от культурных традиций народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье, введение термина «инкультурация» Бр. В восприятии было выделено три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). Исследование развития мышления привело к созданию теории перцептивных гипотез. Каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению, может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи. 
Современная зарубежная психология развития 
Психоаналитические теории детского развитияЗ. ФрейдПсихосексуальное развитие личности, наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания 
А. ФрейдКаждая фаза развития ребенка – результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни. Детское развитие – процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. 
НеофрейдизмА. АдлерОсновные принципы: человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность. Люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.   
Эпигенетическая теория развития личностиЭ. ЭриксонЦентральное понятие – личностная идентичность (набор индивидуальных характеристик); каждый человек на протяжении жизни проходит 8 стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование; проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию 
Теория социального наученияР. Сирс Дж. Доллард Дж. Роттер А. Бандура Ю. Бронфенбреннер И др.Изучение того, как и почему происходит социализация; особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей. Сирс: дидактический принцип изучения детского развития, влияние родителей, зависимость. Бандура: роль когнитивных процессов в становлении и регуляции Поведения. Бронфенбреннер: возрастная сегрегация, особенности современной семьи 
Женевская школа генетической психологииЖ. ПиажеИзучение происхождения интеллекта; идеи трансформации, Конструкции; понятие схемы действия. Основа концепции — процесс взаимодействия между организмом и окружающей средой. 3 главные стадии интеллектуального развития ре­бенка с рождения и до 15 лет. Стадии — это уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем относи­тельно стабильное равновесие достигается на каждом уровне. 
Гуманистические теории личностиА. Маслоу К. РождерсМ. В отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека и общества. Феноменологическая теория личности К. Роджерса – центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний, люди способны строить свою судьбу и что они по своей сути являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. 
Отечественная возрастная психология 
Культурно- историческая концепцияЛ.С. Выготский Д.Б. ЭльконинВ. разработал новую периодизацию, им были также сформулированы принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. В основу предложенной им периодизации были положены два критерия – динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. Выготский выдвинул положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Исследования Э. были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации. Он выделял структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. Э. выделил сходные по значению и причинам возникновения кризисы трех лет и 11-13 лет (подростковый кризис). 
Деятельностный подходА.Н. ЛеонтьевВсякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется сверху вниз – от деятельности к функции. 
Формирование умственных действийП.Я. ГальперинФормирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, затем через его речевую форму переходит в умственный план. 
    
Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос в старшей группе

Список использованной литературы:

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.пед.вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Под ред. Г.Г. Аракелова. — М.: Мир, 1992.

4. Лысенко Е.М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов /Е.М.Лысенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – (Краткий курс лекций для вузов). (Лекция 3. Обзор теорий личностного развития детей. – С.50-65)

Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 12466; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9777 — | 7478 — или читать все…

Читайте также:

Источник