Назначения нервно психического развития ребенка 2 3 лет

Назначения нервно психического развития ребенка 2 3 лет thumbnail

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

—  снижение слуха;

—  снижение зрения;

—  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

—  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

—   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

—   гидроцефалия;

—   энцефалопатия перинатальная;

  1. психические заболевания (ранние проявления):

—   РДА;

—   эпилепсия;

  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

—   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

—   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   —   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

                   —   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   —   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   —   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Источник

Возраст

Речь

понимаемая

Речь

активная

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1г 6м

Обобщает предметы по существенным признакам.

Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.

Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.

Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.

Перешагивает препятствия приставными шагами.

Самостоятельно ест жидкую кашу.

1г 9м

Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.

Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.

Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в

3 см.

Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на

15-20 см. от пола.

Частично раздевается с помощью взрослого  

(ботинки, колготки).    

Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка

При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.

Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.

В игре производится ряд последовательных действий.

Перешагивает через препятствие чередующимися шагами

Частично одевает пальто, ботинки, шапку.

Познавательная сфера

Возраст

Задания с кубиками

Задания с соотнесением предметов

Задания с предметами быта

Оценка внимания

Оценка памяти

1г 3м

Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке

Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца

Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.

1г 6м

Строит башню из

3-4 кубиков

Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера

Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.

Выполняет 3-4 действия

2 года

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы

Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой

Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.

Выполняет 4-5 действий

2г 6м

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой

Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой

В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.

Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы

3 года

Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост

Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.

Собирает пирамидку с учётом размера колец

Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.

Находит 5-6

изображений

 из 10

Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры

Индивидуальная карта нервно-психического развития.

Ф.И. ребёнка:    ____________________                         Возраст: 1 год 6 месяцев

Ф.И. ребёнка:    _____________________                                                    Возраст: 1 год 9 месяцев

Ф.И. ребёнка:  _____________________                                                         Возраст: 2 года

Источник

В 2-3 годика у ребенка появляется интерес к познанию мира. Девочки и мальчики просто изводят родителей нервно психическое развитие детей 2 3 летсвоими вопросами. Нужно быть к этому готовыми, ведь от вас ждут простого и понятного ответ. Кроме того, это период двигательной активности.

Движение приносит детям много радости – они обожают подвижные игры на воздухе. Теперь важно, чтобы ребенок играл в компании других детей. Все это говорит о том, что нервно психическое развитие идет по намеченному плану. Но не стоит переживать, если по одному из показателей (мышление, память, внимание…) ребенок сейчас немного отстает. Все индивидуально, и особенно развитие детей. Уже к 5-6 годам все малыши «выравниваются» в своем развитии. А возраст 2-3 лет важен еще потому, что сейчас можно выявить некоторые серьезные отклонения в развитии.

Особенности развития

С 2 до 5 лет проходит активное нервно-психическое развитие малышей. В этот же период можно выявить серьезные отклонения нервно психическое развитие детей 2 3 летили проблемы. Конечно, этим могут заниматься только профессионалы. Если же все нормально, то развитие детей проходит по известным шаблонам.

Небольшие отклонения не являются причиной для серьезного беспокойства. Многие родители не понимают, что все дети разные: у кого-то уже к 2,5 или 3 годам речь богатая, насыщенная для их возраста, а другой малыш в 2,5 года все еще лепечет и от него нельзя добиться связного предложения. Идти один в один с таблицей развития практически невозможно. В этом возрасте то, опережает ли ребенок норму или же слегка отстает, не является показателем его интеллекта. Другое дело, если отставание сильное.

Нервно-психическое развитие каждого человека проходит в строгой зависимости от качества его жизни. Сюда можно нервно психическое развитие детей 2 3 летотнести:

  • питание и витамины;
  • окружение;
  • атмосферу в семье;
  • возможность учиться;
  • общение.

У многих детей с хорошими генетическими предпосылками могут быть не самые лучшие результаты тестирования на развитие. В первую очередь педагоги и психологи выясняют обстоятельства его жизни. Если родители не занимаются воспитанием и образованием, не развивают моторику, речь детей, то последствия, конечно, могут быть весьма плачевными. Всем этим необходимо заниматься.

Мышление

Сейчас мышление у детей наглядно-действенное. Еще не так хорошо развита фантазия, чтобы можно было говорить про абстрактные явления. Объяснять можно долго, но что-то поймет ребенок только в том случае, если вы ему продемонстрируете. Например, взрослый рисует картинку, а малыш ее повторяет. Нарисовать что-то самостоятельно он пока еще не сможет. Давать ему задания можно, только если вы будете выполнять их вместе. В возрасте 2-3 лет у ребенка только начинает формироваться представление о мире.

Память

Пока что развитие памяти идет медленно. Для малышей запоминающееся — это что-то яркое, интересное, необычное. В 2-3 годика они в силах нервно психическое развитие детей 2 3 лет1-2 четверостиший. Все то, что необходимо запомнить, должно часто повторяться. Например, перед праздником в садике малыши запомнить лишь небольшое стихотворение из должны каждый день повторять коротенькую строчку или четверостишие. Но уже через 1-2 года объем памяти существенно увеличится.

Сейчас у малыша около 20-30 активных слов, которые он использует. Он хорошо помнит названия и предназначение предметов постоянного использования. Хотя может путать их, называя зубную щетку расческой.

Внимание

У маленьких детей концентрация внимания очень непродолжительная. На нервно психическое развитие детей 2 3 летсамом интересном предмете или занятии это максимум 15-20 минут. Игра сейчас вызывает больше всего интереса, так что обучение строится соответственно. Детей привлекает яркое, цветное, блестящее. Развивающие игрушки делают многоцветными как раз для того, чтобы они привлекали как можно больше внимания.

Развитие концентрации происходит постепенно. С каждым годом малыш может удерживать внимание на чем-то одном все дольше. Главное, чтобы к школе это время достигло 30-40 минут (один урок).

Эмоции

К 3 годам нервно-психическое развитие достигает определенного порога. С одной стороны, эмоции вольные, их не всегда получается сдерживать. В то же время видны старания ребенка в этом направлении. Это первые попытки контроля эмоций. Не стоит сейчас ругать детей за то, что они слишком эмоциональные, громко кричат или смеются. Лучше попытайтесь успокоить малыша, привлечь внимание. Объясняйте, что и где делать можно, а что нельзя. Конечно, в возрасте 2 лет такие объяснения еще не дадут результата, а вот в 3 уже подействуют.

Часто в нервно психическое развитие детей 2 3 лет2 годика бывают неприятные приступы агрессивного поведения. Ребенок еще не может сдержаться, если чувствует негодование, обиду, раздражение. Многие родители очень удивляются, ведь они не проявляют агрессии, даже когда наказывают кроху. Откуда же это желание ударить, причинить боль? Дело в сильных эмоциональных перепадах. Кроха не может еще высказать что-то, поэтому обратить внимание может только таким образом.

Не стоит ругать его или бить в ответ. Это лишь усилит агрессивную реакцию малыша. Лучше всего успокойте его, а только потом говорите. Скажите, что вам (или другому человеку) больно, когда он так делает. Спросите его: зачем он ударил, укусил, дернул? Очень часто у детей получается объяснить, что они сильно обижены.

Воображение

Развитие воображения начинается рано, просто в этом возрасте дети еще не умеют его использовать. Их фантазии короткие, чаще всего они о чем-то желанном. Активное развитие воображения начнется только после 3 лет. Многие творческие школы приглашают малышей на занятия в этом возрасте. Сейчас рекомендуются игры, которые помогают развивать воображение. И, конечно же, рисование, лепка, другие виды творческой деятельности. Возможно, малыш еще не может делать тут успехи, но это положит начало дальнейшему развитию.

Обучение

Если кто-то считает, что детей 2-3 лет еще рано учить чему-то, то это большое заблуждение. Сейчас для этого есть много возможностей, даже в самых простых садиках. На чем нужно сконцентрировать внимание?

  • Развитие мелкой моторики

Всевозможныенервно психическое развитие детей 2 3 лет игрушки, творчество, развивающие методики для пальчиков. Этим важно заниматься, иначе малыш рискует отстать в развитии от своих сверстников. Очень простое задание — выложить на стол горошинки, фасоль, мелкие макароны (все, естественно, сухое). Смешайте все это и предложите малышу разобрать все по кучкам. Нервно-моторные функции нужно тренировать – такое задание поможет в этом и понравится детям. Скажите, что вам требуется помощь – это простимулирует ребенка.

  • Развитие речи

С детьми нужно разговаривать, петь им, читать. Тогда у них формируется словарный запас еще до того, как они начинают активно разговаривать. У маленьких детей есть простая причинно-следственная связь: предмет-слово. Показывайте малышу что-то новое и тут же говорите название. Повторяйте, спрашивайте, просите принести этот предмет вам.

  • Социальная адаптация

Очень важная часть обучения ребенка. В обществе существуют свои нормы и правила, которым мы следуем нервно психическое развитие детей 2 3 летпочти что интуитивно. огда же мы их выучили? Как раз в раннем детстве, в возрасте 2-3 лет.
Подражание взрослым

Важной частью обучения является подражание взрослым. Этот аспект стоит учитывать, отдавая ребенка в садик или секцию. Воспитатель, учитель сейчас для ребенка человек особенный. Его авторитет влияет на развитие малыша. Часто дети начинают подражать воспитательнице, ее манере говорить, делать замечания.

Творчество

На нервно-психическое развитие малышей очень позитивно влияет творческая деятельность. Это не только помощь в развитии моторики и воображения, но и хороший отдых после занятий или спорта. Считается, что занятия творчеством лучше всего проводить во второй половине дня, после обеденного сна.

Обучение через игру

Все обучение сейчас может проходить лишь через игровую деятельность. Это не только игрушки и развивающие игры – точно так же можно заниматься физической культурой, преподнося все упражнения как игру. Всем известны детские игры: «ручеек», хороводы… Здесь совмещены общение, обучение новым видам деятельности и нервно-психическое развитие (моторика, координация).

Источник