Наука изучающая развитие ребенка это

Наука изучающая развитие ребенка это thumbnail

Знание основ детской психологии поможет правильно воспитать родителям своего отпрыска, чтобы он сформировался как полноценная личность и смог реализовать себя в будущем. Они несут ответственность за то, кем вырастет их малыш и именно родители должны уметь правильно организовать воспитательный процесс. Детская психология — это наука, изучающая психическое развитие детей от рождения до окончания подросткового периода, под воздействием биологических и социально-экологических факторов.

Что изучает детская психология?

Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.

По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

  • не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
  • нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
  • не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
  • мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
  • следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.

Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания

Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:

  • принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать — взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
  • пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
  • наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
  • угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным «буке»;
  • критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
  • игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.

Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.

Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?

Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.

С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:

  • не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
  • за хороший поступок не хвалить более одного раза;
  • не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
  • не хвалить, стараясь завоевать расположение.

Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.

Обучение детей с точки зрения детской психологии

Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:

  • физическая готовность к обучению;
  • интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
  • психологическая готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.

Взаимодействие между детьми

Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.

Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.

Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.

Источник

Детская психология-это отрасль возрастной психологии, которая изучает, грубо говоря, душу ребенка. Хотя почему грубо? В буквальном переводе именно так звучит: “изучает душу ребенка”. Как он развивается психически, насколько закономерно его развитие. Почему так важна детская психология для родителей? Потому что основы характера закладываются у малыша в раннем возрасте, примерно в 3-6 лет. В раннем возрасте малыш еще не понимает многих вещей. Поэтому главная задача родителей – наладить отношения со своим сыном или дочерью.

детская психология

Методы детской психологии

Наблюдение – среди особенностей метода можно назвать:

  • Связь наблюдателя и того, за кем идет процесс наблюдения.
  • Наблюдение окрашено эмоционально.
  • Сложность (иногда – даже невозможность) провести наблюдения еще раз.

Беседа – очень распространенный в детской психологии эмпирический метод. В педагогике беседа ставит своей целью проникнуть во внутренний мир ребенка. Этот Он считается ненадежным.

Интервью – его ещё называют целенаправленным опросом. Интервьюер не должен превращать интервью в обычную болтовню.

Анкетирование. Это когда испытуемый отвечает на вопросы, подготовленные заранее. Анкеты бывают:

  • Открытые, в них нужно самому конструировать ответы.
  • Закрытые, где дитя выбирает один из вариантов ответа.
  • Именные, в которых известна фамилия испытуемого.
  • Анонимные, – те, в которых не указывается имя и фамилия.

Тестирование – от других методов отличается по следующим причинам:

  1. Максимально точные результаты.
  2. Этот метод достаточно простой и доступный.
  3. Его можно автоматизировать.

Есть еще метод эксперимента, когда малыша помещают в специально созданные для этого условия и проверяют реакции его психики.

Что такое детская практическая психология? Ее задачи

Это отрасль психологии, направленная на оказание психологической помощи детям. В другом значении прикладная психология о детстве.

В общем, детская психология это наука, которая посвящена закономерностям развития ребенка. Причем не в физическом смысле, а в психическом. Какие задачи детской психологии? На этот вопрос два ответа:

  1. Понять самого ребенка.
  2. Понять, как он взрослеет, и предсказывать, как он прореагирует на различные ситуации.

Вопросы детской психологии

Более половины населения нашей планеты – дети. Но они практически не защищены законом. Так было до 1959 года. Именно в этом году ООН приняли декларацию прав ребёнка.

В ней содержится 10 принципов. Смысл их выглядит так:

  1. Правила этого документа должны признаваться всеми гражданами Земли, и нет разницы, какая у них раса и/или национальность.
  2. Малышам с рождения обеспечена специальная защита. И им должны быть предоставлены все условия для развития.
  3. Каждому человеку с момента рождения должны принадлежать имя и гражданство.
  4. Малыш должен пользоваться всеми благами соцобеспечения. Для этого ему должно принадлежать право на здоровый рост и получение новых навыков. Для этого его матери должен обеспечиваться дородовой и послеродовой уход. У него должно быть право на нормальное питание, жилище, он должен получать нормальное медицинское обслуживание, должны дети иметь право и на развлечения.
  5. Ребёнок является пока неполноценным членом общества. Поэтому он должен спать больше. Ему должны оказываться забота, необходимая ему в силу его состояния. Он также должен получать образование.
  6. Малыш должен, когда это возможно, расти в любви и понимании со стороны своих родителей.
  7. Все дети имеют право на получение образования. Должно быть обязательным и бесплатным.
  8. Ребенка нужно защищать от жестокого обращения и эксплуатации любых форм.
  9. Дети должны ограждаться от любой дискриминации. Расовой, религиозной и всех остальных.
  10. Все меры защиты и помощи должны быть первыми по отношению к детям.

Именно такие вопросы затрагивает детская психология как наука.

Детская возрастная психология. Что означают кризисы разных лет

Современным родителям знакомы понятия «возрастная психология» , «кризис 3 лет», «этапы развития» детей, но основная часть из них не понимает, что за ними кроется. Малыш развивается и это делится на следующие этапы:

  1. длинные и спокойные.
  2. короткие, но очень бурные. Такие этапы называют кризисами.

По возрастной психологии, если ребёнок развивается нормально, периоды нормального поведения чередуются с кризисами.

Кризисы обычно следующие:

  • кризис новорожденного,
  • 1 года,
  • 3 лет,
  • 7 лет,
  • 13 лет,
  • 17 лет.

Любой возрастной отрезок обладает своей уникальностью. Это подтвердит любая чуткая мама. Но на что смотрят ученые, разделяя детский возраст по периодам?

  • Узнал ли малыш что-то новое?
  • Какие отношения у него с окружающим миром?
  • Какое дело является для него наиболее важным?

Почему каждому родителю должна быть известна психология детства

Потому что малыш не является маленькой копией своих родителей. Он живет и развивается по своим законам. Если родители понимают своего кроху, и без лишних отступлений помогает ему расти.

Детская психология изучает закономерности психического развития малыша. Её связь с педагогикой очень тесна. Настолько же тесна ее связь с такой областью знаний, как психология детского возраста. А также с возрастной физиологией и морфологией

О важности творчества в развитии детей

Важным в развитии ребенка является творчество. Поэтому психология детского творчества должна быть знакома родителям. Потому что занятия искусством полезны и для них тоже. Занятие любым видом творчества приносят пользу людям, независимо от их возраста и сферы работы, если речь идет о взрослом.

Развитие креативного мышления в любом возрасте приносит личности следующую пользу:

  • Человек, постоянно развивающий свое творческое мышление, работает быстрее, потому что он начинает думать юыстрее.
  • Он меньше подвержен стрессу, и это улучшает его общее самочувствие.

Что такое социальная психология детства, ее предмет и принципы

Она рассматривает детство как совместную деятельность малыша с миром и другими людьми( как взрослыми, так и сверстниками) .а также закономерности порождения этих отношений, их целенаправленного формирования в конкретной исторической и соц. ситуации развития.

Предмет детской психологии – это сам ребенок, его психическое развитие на протяжении всего периода детства. Детская психология изучает этот предмет вместе с другими науками:

  1. педиатрией,
  2. педагогикой,
  3. физиологией.

Принципы детской психологии:

  • Любой малыш постоянно нуждается в заботе и защите от внешних факторов, которые могут ему навредить.
  • Любое исследование психики ребенка должно быть максимально деликатным.

Источник

Современные концепции воспитания, обучения направлены на развитие уверенной, успешной личности. Ответственность родителей заключается в создании условий для раскрытия заложенного природного потенциала ребенка. Закономерности развития, поведения детей изучает наука детская психология. Формирование личности происходит под влиянием биологических, социальных факторов, длится от рождения до пубертатного периода.

Что изучает детская психология?

Наблюдения и анализ процесса становления личности лежат в основе детской психологии. Это отдельное направление, изучающее сознательные и бессознательные факторы развития. Специалисты анализируют особенности поведения, способности познания окружающего мира, степень социализации, развитие когнитивных способностей. Уникальность каждой личности неоспорима.

Детская психология изучает стадии, который проходит каждый по мере взросления. Анализирует биологические, социальные факторы, влияющие на становление личности. Психологи учитывают и временные интервалы между этапами развития.

Психология ребенка до 5 лет

Дети не склонны задавать себе вопросы, копаться в особенностях личности, проводить анализ между поступками и последствиями. Все внимание ребенка занято познанием окружающего мира, социума. Яркие проявления эмоций — смех, плач, лишь вершина айсберга. Что происходит во внутреннем мире малыша, как формируются его реакции, взаимосвязи с миром — ответы можно найти в детской психологии.

Основные этапы взросления:

  • совершенствование опорно-двигательного аппарата;
  • познание мира, формирование речи;
  • появление и управление эмоциональной сферой;
  • социализация в микро- и макрообществе.

Психология развития ребенка до 5 лет закладывает сценарий будущей взрослой жизни:

  • от 0 до года малыш находится на стадии существования, основная задача родителей обеспечить комфортную, безопасную обстановку, своевременно реагируя на его потребности;
  • от 1 до 2 лет длится стадия действий, на этом этапе важна поддержка родителей для исследования окружающего мира, малыш проявляет инициативу;
  • в трехлетнем возрасте появляется потребность в расширении окружения, самостоятельности, определения себя как отдельной от родителей личности, психологи рекомендуют на этом этапе устанавливать границы поведения, гармонично внедряя их в жизнь крохи;
  • от 3 до 5 лет происходит формирование собственного Я, активно общается со сверстниками, интересуется отличиями мальчиков и девочек, учится приемлемому поведению, собирает информацию о мире — почему, когда, зачем.

Происходит активное развитие двигательных и когнитивных навыков, процессов, тесно связанных друг с другом. Самоопределение личности формируется под влиянием родителей. Критика, наказания формируют неуверенность, страхи. Для гармоничного процесса становления важно подавать информацию в игровой форме, при этом не искажая суть.

Основы детской психологии после 5 лет

В этом возрасте ребенок способен делать логические выводы, находить причинно-следственные связи. Продолжается познание мира, но уже на более глубоком уровне. Происходят первые противостояния со взрослыми, для очертания границ приемлемого поведения. Игры становятся более социальными, проявляется иерархия отношений — дочки-матери. Физические конфликты уступают вербальным, обида и гнев сохраняются дольше.

Особенности детской психологии после 5 лет:

  • смешаются приоритеты, родители остаются главными в жизни, но появляются другие взрослые и сверстники, влияющие на познание мира;
  • совершенствуются как физические, также и когнитивные способности, несмотря на прерогативу интеллектуального обучения сохраняется потребность в игре;
  • интеграция в общество требует поддержки со стороны родителей, обучения навыкам коммуникации, сотрудничества;
  • развивается эмоциональная сфера, формируются отношения со сверстниками и взрослыми, разделяет их по группам — нравится/не нравится;
  • непоколебимыми авторитетами остаются родителя, возможны первые конфликты при отстаивании своего Я.

Психология детей этого возраста формируют родители. Строгость, авторитарность, запреты угнетают маленькую личность. Он не является полноправным участником своей жизни, за него все решения принимают взрослые. Не давая права выбора, родители создают удобного, покладистого ребенка. Став взрослым, не сможет определить для себя желаемые направления развития.

Психологи рекомендуют избегать излишней строгости, как и другой крайности — вседозволенности. Нужно вести диалог с детьми, объяснять причины поступков, решений взрослых. Важно обговаривать режимные моменты — почему нужно чистить зубы, делать зарядку, ложиться вовремя спать. Малыш будет понимать, что это не просто прихоть родителей, их действия продиктованы заботой, любовью. Постепенно будет формироваться уверенная, волевая личность, которая в будущем сможет взять ответственность за свою жизнь.

Психология для детей — экзамен для родителей

Цель детской психологии — помочь раскрыть ребенку свой потенциал, быть в гармонии с собой и внешним миром. Для воспитания нельзя выделить пару часов 3 раза в неделю. Это постоянный процесс, успех зависит от поведения родителей:

  • не стоит брать за основу примеры воспитания своих родителей, бабушек, дедушек, у каждого человека свой темперамент, таланты, потенциал;
  • не существует единой правильной методики, решающей все проблемы, стоит проявлять гибкость, используя эффективные методики;
  • если родители зашли в тупик, не знают, как справиться с ситуаций, лучше обратиться к специалисту;
  • родители — не только источники информации, но и примеры поведения, общения, чтобы ребенок рос здоровым, сильным, уверенным, мама и папа также должны обладать этими качествами;
  • детская психология направлена на психоэмоциональное развитие, обретение новых навыков, соответствующих возрасту малыша, не стоит посвящать детей в свои взрослые проблемы, частью которых они являются, так можно развить чувство вины, отправной точки страхов, комплексов.

Мир ребенка наполнен яркими красками, положительными эмоциями, существуют в нем и проблемы, очень важные для маленькой личности. Если взрослый не интересуется жизнью малыша, считая все события, переживания пустяками, легко потерять нить доверия. Тогда родителям сложно наладить контакт, понять поступки, протесты. С годами конфликты между поколениями усиливаются, что приводит к психологическим травмам развивающейся личности. Уже будучи взрослым, человек все равно возвращается к детским травмам, мешающим самореализации, счастливой жизни.

Распространенные ошибки воспитания

Детская психология — это наука о правильной организации жизни ребенка. Основные аспекты полезно изучить не только родителям, но и всем окружающим — бабушкам, дедушкам, учителям. Основные ошибки воспитательного процесса деструктивно влияют на психику, формируя комплексы и страхи:

  1. Для обучения не эффективны инструменты принуждения. Ребенок не получает положительных эмоций от процесса и вместо того, чтобы изменить подход, вовлечь малыша, взрослый оказывает эмоциональное давление. В результате вырастает безвольная личность, привыкшая следовать чужим установкам.
  2. Стыдить ребенка, вместо спокойного обсуждения ситуации и оценки поведения. Особенно опасно публичный выплеск эмоций, малыш чувствует осуждение со стороны взрослых и собственную никчемность. Чтобы избегать подобных ситуаций, ребенок будет скрывать свои эмоции, постепенно отгораживаясь от родителей стеной.
  3. Психическое и физическое наказание детская психология определяет как насилие над личностью. Любая агрессия со стороны взрослых закладывает зачатки развития жестокости в будущем.
  4. Угрозы питают страх, развивают неуверенность в себе. Ребенок не чувствует себя в безопасности — основной потребности нормального развития психики. Обесценивание себя как личности мешает развивать природный потенциал. Низкая самооценка становится преградой для успешной карьеры, создания счастливой семьи.
  5. Критика со стороны взрослых может привести к протестам, желанию доказать свою значимость. Гиперчувствительные дети при резких оценках своих действий замыкаются, в дальнейшем боятся совершать ошибки. Необоснованное порицание поступков формирует закомплексованную, робкую личность.
  6. Игнорирование равносильно наказанию. У ребенка формируется мнение, что он незначителен в жизни родителей. Обесценивание своей роли будет наблюдаться и в будущем.

Неадекватное поведение детей является отражением ошибок взрослых в воспитании. Знания основ детской психологии поможет создать оптимальные условия для развития гармоничной личности.

Похвала — инструмент хорошего поведения

Поощрение — это показатель для ребенка, обозначающий правильность его действий. Кроме функции регулирования поведения, помогает в формировании уверенности, своей значимости. При неправильном использовании может привести к развитию чувства превосходства над остальными. Психологи рекомендуют хвалить детей за определенные действия, и не более 8 раз в день. Желательно комбинировать различные виды, чтобы не потеряли свою значимость. Не стоит путать поощрение и нежность, ласку, которые родители могут проявлять без ограничений.

Виды поощрений:

  • словесные — «Молодец, собрал игрушки!», «Умничка, полила цветы!»
  • тактильные — подбрасывания, объятия, «дай пять»;
  • материальные — игрушки, развлечения, сладости;
  • эмоциональные — времяпрепровождения с родителями, друзьями.

Как правильно поощрять:

  • хвалить нужно сразу же после действия;
  • достаточно один раз отметить хороший поступок ребенка;
  • не манипулировать, используя похвалу для налаживания контакта.

Как определить готовность к обучению?

Детская психология по возрастам позволяет определить подходящие периоды для обучения. Знания возрастных норм помогает поэтапно развивать когнитивные и физические способности, подбирая оптимальные переходы от простого к сложному. Для объективной оценки готовности ребенка обучаться, психологи используют следующие критерии:

  • физическое соответствие возрастным нормам — развитие крупной, мелкой моторики;
  • когнитивные способности — речь, память, мышление;
  • психологическая готовность;
  • уровень социализации — готовность слушать и выполнять инструкции взрослых, сотрудничать со сверстниками, участвовать в жизни коллектива.

Взаимодействие между детьми

Через общение с другими детьми ребенок познает самого себя. Детская психология помогает определить иерархию в коллективе. Так, старшие дети часто берут ответственность за младших, подражая поведению взрослых. Они ждут от малышей безоговорочного признания своего авторитета, что ведет к конфликтам и ссорам. Возникает конкуренция и среди сверстников за лидерство и признание в коллективе. Задача взрослых организовать общение детей так, чтобы они не нарушали личностных границ друг друга.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Источник