Факторы влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия

Факторы влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия thumbnail

План представления кейса по дисциплине

«Основы психосоциального развития личности»

I. План анализа проблемы:

1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации;

2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование проблемы;

5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации;

6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);

7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы;

8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы;

9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы;

10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение пробле­мы и ее отрицательных последствий

II. Рекомендуемый психодиагностический инструментарий для уточнения особенностей психосоциального развития личности.

III. Выделение основных факторов психосоциального развития личности на данном этапе развития

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ЕГО ЗАЧАТИЯ

Традиционно принято рассматривать биологические и со­циально-психологические факторы, оказывающие влияние на психическое развитие ребенка.

Биологические факторы, которые нужно предусмотреть до рождения ребенка, с тем чтобы предупредить психические проблемы его развития:

• наследственные заболевания отца, матери и членов их родительских семей;

• собственное здоровье, его коррекция при подготовке к зачатию (особое внимание к источникам инфекции);

• психическое и физическое состояние в период, предшествующий зачатию;

• возраст будущих родителей.

Социально-психологические факторы:

• готовность и желание иметь ребенка у каждого из родителей, а не решение каких-либо проблем с помощью рождения ребенка (например, сохранение брака, устранение эмоциональной неудовлетворенности, урегулирование
жилищных вопросов и т. п.);

• бытовые и экономические возможности семьи;

взаимоотношения в семье и позиции будущих родите­лей в отношении воспитания ребенка

На развитие материнского инстинкта влияют:

• прообраз материнства в родительской семье;

• установка на рождение ребенка;

• положительный отклик на беременность;

• нежность к будущему ребенку;

• чрезмерно усиленный инстинкт материнства приводитк «неврозу материнства».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДО РОДОВ

Предметом исследования и особого внимания в дородовой диагностике являются:

• наследственные заболевания в семьях супругов;

• врожденные аномалии родителей;

• наличие в анамнезе женщины 3-х выкидышей подряд;

• возраст женщины старше 35 лет, отца — старше 44 лет;

• получение супругом (супругой) повышенной дозы ради­ации.

Дородовый скринингзаключает в себе:

• УЗИ

• прокол амниона (забор жидкости из матки) и ее иссле­дование;

• фотоскопия (выявление лицевых дефектов и дефектов конечностей).

К числу признаков нежелательности ребенкамогут быть отнесены следующие явления:

• физическая слабость матери;

• эмоциональные проблемы и осложнения при родах;

• краткое грудное вскармливание;

• краткость телесных контактов матери с ребенком: мать мало держит ребенка на руках, ласкает;

• ранний выход на работу;

• определение ребенка без нужды в больницы и санатории;

• отсутствие доверительных, теплых отношений («холод­ный дом»).

ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, РОДОВ. НОВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК

Проблемы:

ü здоровье матери и пренатальное развитие плода (резус-фактор, возраст);

ü отставание или приостановки в развитии плода;

ü тератогены и развитие плода;

ü предлежание плода;

ü кесарево сечение;

ü предродовые страхи;

ü материнство малолетних девочек;

ü проблемы новорожденного ребенка (налаживание важ­ных для жизнеобеспечения систем организма

Материнские факторы, влияющие на развитие плода в пе­риод беременности:

• хронические болезни (диабет, сердечно-сосудистые за­болевания и т. п.);

• резус-фактор — несовместимость плода и группы крови матери;

• возраст матери;

• заболевания в период беременности (краснуха).

Наиболее часто встречающиеся проблемы в процессе родов:

• ягодичное предлежание плода;

• кесарево сечение;

• родовспоможение (искусственная стимуляция родов, использование вакуумного экстрактора и др.);

• отказ от новорожденного

Новорожденный ребенок (от 0до 1 мес.)

Признаки жизнедеятельности:

• крик сразу;

• самостоятельное дыхание (при задержках — асфиксия, гипоксия).

Источник

Александр Кобаса

Факторы влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатияМногие философские течения говорят о том, что ребёнок сам выбирает себе родителей. Чем более здоровы физически и спокойны психологически будущие родители, тем больше вероятность, что самый здоровый и психологически приспособленный ребенок будет развиваться… в таком родительском союзе. С обычной точки зрения, а не с точки зрения философских идей, чем здоровее родители и чем психологически более подготовлены и гармоничны в своем союзе, тем больше шансов у ребенка родиться, и родиться здоровым. 

Подготовку женщины и семьи в целом нужно начинать заранее: для кого-то понадобится пару месяцев, другим нужны будут пару лет.

Семье следует обратить внимание на следующие вопросы:

— зачем мы хотим родить ребёнка?

— зачем он придет в нашу семью?

— что можем мы ему дать?

— какое место в моем будущем занимает ребёнок?

— как изменится моя жизнь после рождения ребёнка?

Читайте также:  Ребенок в 2 года развитие

— как изменится жизнь семьи?

— каким родителем я буду?

— люблю ли я своего партнера?

— люблю ли я своего ребёнка?

Ответив на эти вопросы, пара может увидеть уровень своей готовности к началу осуществления большого и важного события в их жизни.

Психология зачатия — одна из наиболее сложных и мало исследованных областей современной науки.

Подготовка человека к зачатию своих детей начинается с момента его появления на свет. Человек, родившись, и даже еще внутриутробно, получает опыт отношения к себе, к семье, к миру от своих родителей. Позже, столкнувшись с социальными нормами, он может осознать и переосмыслить полученный в ходе воспитания опыт, а значит, и изменить своё родительство. 

Проведенные ряд исследований на выявление уровня готовности современной женщины к зачатию и материнству говорят о том, что в среднем процент высокого уровня психологической готовности к материнству составляет около 25%. Многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. Отсюда корни страхов и неуверенности. Если добавить неготовность к ответственности и множество проблем в отношениях между супругами, социально-политические аспекты, то проблема готовности к родительству оказывается достаточно большой.

Что такое зачатие?

С точки зрения анатомии и физиологии – это готовность двух клеток (по одной: из организма мужчины и женщины) к соединению и дальнейшему развитию в виде одного жизнеспособного организма. 

«Оплодотворение может произойти, только если половые клетки – сперма и яйца – развиваются до созревания. Требуется удовлетворение многих условий, прежде чем яйцо и сперма могут встретиться и слиться, включая состав спермы и шеечной слизи и действие гладкой мускулатуры матки и фаллопиевых труб. Затем матка должна быть способной к принятию яйца. В-третьих, гены отца и матери должны быть совместимыми, чтобы новый организм мог выжить.

Тело матери должно быть способным выносить этот росток в её утробе и обеспечивать благоприятные условия, так, чтобы плацента и плод могли достичь идеальной ступени зрелости» — так описывает зачатие Мишель Оден.

Женская половая система состоит из непосредственно половых органов (матка, шейка матки, маточные трубы, яичники), молочных желез, некоторых отделов головного мозга и эндокринных желез, регулирующих работу половых органов. 

Основной функцией женской половой системы является репродуктивная функция. Это значит, что зачатие нового организма и его вынашивание происходит в организме женщины. Эта функция выполняется путем взаимодействия нескольких органов, относящихся к женской половой системе. Это взаимодействие обеспечивает гормональная регуляция. Именно эта регуляция является главным звеном в реализации репродуктивной функции женского организма. 

Железа гипофиз, располагающаяся в головном мозге, является одним из высших отделов гормональной регуляции во всех внутренних органах и системах в организме человека. Гипофиз выделяет гормоны, регулирующие работу других эндокринных желез – половых желез, щитовидной железы, надпочечников. Также гипофиз выделяет ряд гормонов, которые регулируют работу – половых органов, мочевыделительной системы, молочной железы, костной системы. 

Кроме этого, работу половой системы женщины регулируют гормоны, выделяемые другими эндокринными железами: гормоны щитовидной железы, гормоны надпочечников. Нарушение функции данных эндокринных желез приводит к нарушению работы репродуктивной системы и соответственно к бесплодию. 

В организме женщины каждый месяц происходит изменение слизистой оболочки матки (менструальный цикл) и изменение в яичниках: созревание фолликула, овуляция и образование желтого тела. 

При отсутствии оплодотворения возникает отторжение слизистой оболочки матки – менструация. Вместе с менструацией происходит созревание первичных фолликулов — новый менструальный цикл.

Отсутствие проблем на каждом из участков этой длинной цепочки в результате дает возможность женщине зачать ребенка. Конечно же, при наличии мужчины, готового поделиться своим генетическим материалом — спермой. Мужчина также должен быть здоров с точки зрения физиологии его репродуктивных органов.

Какое отношение к этому процессу имеет психология?

Поскольку всё в человеке взаимосвязано, то нерешенные психологические проблемы, психологическая незрелость, неготовность, присутствие психологических травм имеют влияние на работу репродуктивных органов и всей гормональной системы человека.

Существует отдельное направление в психологии, которое занимается вопросами психосоматических проблем человека. Психосоматика — направление, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Тело – это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворённости, можем помочь телу избавиться от многих проблем и заболеваний. Также и терапия психического состояния влияет на тело. 

Любая жизненная ситуация находит отражение в 4 плоскостях: телесном, духовном, интеллектуальном и социальном.

Зачатие с точки зрения телесного уровня – это здоровый организм, это медицинское обследование, это нормальное питание, полноценный отдых, сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, и прочие телесные факторы.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу для психолога по фгос

С точки зрения интеллектуального уровня — знание о том, как происходит половой акт, зачатие, полученный в ходе жизни багаж знаний о родительстве, сбор необходимой информации, которая поможет повысить уровень знаний о появлении ребенка на свет и всевозможных воспитательных процессах (чтение книг, журналов, просмотр видео материалов, получение специального образования и т.д.).

Социальный уровень – это полученный и получаемый опыт родительства из социума: родители, родственники, друзья, знакомые и т.д. Их одобрение, поддержка, ожидания или наоборот, отталкивание, недопонимание, преграды. Сюда же относятся различные юридические факторы, принятые социальные, исторические, культурные и религиозные нормы.

Духовный уровень — готовность и зрелость личности, ее ценности, вера, духовное развитие.

В каждом уровне есть место мотиву иметь или не иметь детей, быть или не быть родителем. 

Для зачатия, с точки зрения психологической готовности, нужна взрослая личность. 

Имеет значение то, как взрослеет будущий родитель. Начиная с отношения к нему еще в период его личного внутриутробного развития — насколько осознанным было родительство его собственных мамы и отца. Речь идёт в большей степени об этапе взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе (или теми, кто заменил её роль — носителями материнских функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия.

Далее следует этап ролевых игр со сверстниками: сюжетно-ролевые игры с куклами, дочки-матери во всем их разнообразии. Возможность в игре побыть родителем, примерить различные варианты этой роли.

В вопросе воспитания ребенка стоит поднимать вопрос формирования его родительской сферы. Не забывать о ролевых играх с куклами, как для девочек, так и для мальчиков. Допускать к заботе о своих младших братьях, сестрах. Уважать период полового созревания и показывать достойный пример родительства. Поддерживать желание готовится к семейной жизни, а после к зачатию, к осознанному родительству, к пониманию своей родительской роли. 

Следующий — этап «няньчения». На этом этапе происходит формирование и развитие значения ребенка как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, происходит закладывание «потребности в материнстве» (Г.Г. Филиппова). Этот этап имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с ребенком, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

Этап различия материнской и половой сферы – очередной этап в развитии женщины, за которым следует этап беременности, родов и собственно этап материнства – взаимодействие со своим ребенком.

Задача психолога провести диагностику содержания и онтогенеза родительской сферы, диагностику формирования материнской сферы, потребности в материнстве, готовности к родительству, и провести при необходимости терапию внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекцию родительской сферы и детско-родительских отношений, гармонизацию детско-родительских отношений.

Один из важных факторов — совместимость женщины и мужчины. Есть ряд исследований подтверждающих, что именно женщина выбирает отца своих детей из большого числа мужчин, которых встречает в своей жизни. Иными словами — выбор за самкой: генетический набор для ее будущего потомства она выбирает сама. Здоровье, рост, вес, национальность, возраст, социальный и материальный уровни и т.д. Если на уровне подсознания женщина принимает своего мужа с точки зрения генетической совместимости — зачатие состоится. Если же она живёт с мыслью о разводе, то речь идет уже не столько о подготовке к зачатию, сколько о семейной терапии и решении семейного конфликта.

При подготовке к зачатию также требуется терапия после утрат: аборты, невынашивания беременности, смерть ребёнка — непрожитое состояние горя откладывает свой отпечаток и требует определённой терапии, как для женщины, так и для мужчины.

С точки зрения многих философских течений душа ребёнка, выбрав родителей готова долго ждать удобного часа для появления на свет. Каждая пара, которая зреет для родительства, проходит свой путь, а в результате подготовки дарит зрелое, осознанное родительство своим внукам и правнукам.

Проблема зачатия нежеланных или незапланированных детей — еще одна сфера деятельности перинатального психолога. Отдельные работы, посвященные проблеме рождения нежеланных детей, выявили взаимосвязь между здоровьем ребенка и желанием/не желанием родителей родить этого ребенка. Это в свою очередь откладывает отпечаток на их последующее родительство.

Отдельное место занимает изучение вопроса суррогатного материнства – психологические особенности такого рода зачатия и его влияние, как на суррогатную мать, так и на ребенка, зачатого и рожденного таким образом.

Работа с бесплодием психогенного характера

Бесплодием страдают многие пары во всем мире. Считают, что около 14% супружеских пар сталкиваются с проблемами бесплодия; при пересчете на общее количество популяции получается около 50-80 млн. человек. Количество новых бесплодных супружеских пар возрастает ежегодно на 2 млн. 

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет барнаул

Бесплодным браком считается отсутствие беременности после 12 месяцев регулярной половой жизни без предохранения. Срок в 12 месяцев определен статистически: у 30% здоровых пар беременность наступает в течение трех месяцев совместной половой жизни, у 60% — в течение семи месяцев, а у оставшихся 10% пар беременность наступает через 11-12 месяцев. Поэтому год считается достаточным сроком для оценки фертильности пары. 

Выделяют четыре формы бесплодия: женское бесплодие, мужское бесплодие, сочетанное и «необъяснимое» бесплодие.

Высока вероятность влияния психосоматических факторов при каждой форме бесплодия, а то, что врачи называют «необъяснимым бесплодием» — чаще всего есть так называемое психогенное бесплодие.

При работе с бесплодием важно найти причину неготовности быть родителем, и даже нежелание (осознанное или неосознаваемое): затянувшаяся сепарация с родителем, незрелость личности, влияние непрожитых возрастных кризисов, психологические травмы различного характера, непринятие партнера в роли родителя своему ребенку и т.д. 

Достаточно часто ребенок выступает лишь объектом для достижения выбранной цели, а это мешает развитию родительской функции и созреванию родительской доминанты. Целью может быть все что угодно, начиная с «пора родить, вон, уже все подруги с детьми», «потом поздно будет рожать, воспитывать», «я директор, мне по статусу уже и детей не помешало бы иметь», «порадую родителей, давно уже внука просят», и заканчивая «рожу, чтоб семью сохранить, чтобы муж не ушел». Не говоря уже о материальной заинтересованности в выплатах от государства на рождение каждого ребенка.

Уровень современной медицины вырос на столько, что на сегодняшний день мало кто помнит про существование естественного отбора. Поэтому с каждым годом все сложнее процесФакторы влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатияс зачатия новой жизни рассматривать с точки зрения естественного процесса. 

Высокий процент детей рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий – искусственное оплодотворение, использование донорских сперматозоидов и яйцеклеток, гормональная стимуляции и т.д., при этом слишком низкий уровень исследований о дальнейшей динамике их развития до появления потомства. Видимо это еще одна новая веточка перинатальной психологии, требующая глубоких исследований. Кроме того, очень редко кто понимает, что вероятность зачатия в цикле ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение – то, что называют оплодотворением в пробирке) не выше, чем в обычном естественном цикле, около 25-30%. Естественный цикл — это когда нет вмешательства никакими препаратами и медицинскими манипуляциями. Значит, не научился еще человек быть волшебником и творцом. Многие медики говорят о том, что сами мало знают о том, что происходит на самом деле в так называемом «неестественном цикле» — когда производится гормональная атака на организм женщины с целью увеличить количество созревших яйцеклеток, или поддержать необходимый для вынашивания беременности уровень гормонов в её теле.

Нет уверенности в том, что на самом деле играет ведущую роль в зачатии — процедуры, препараты или все же некая высшая сила. С точки зрения психологии в этих процедурах и манипуляциях происходит разделение ответственности родителя (или обоих) еще с кем-то, в данном случае с медициной. Если ответственность принята, то зачатие происходит без помощи пробирок и микроскопов.

Не на последнем месте эмоциональная сторона общения между партнерами. Чем больше спонтанности, открытости, любви и нежности – принятия, тем выше вероятность продления рода в данной паре. Недаром процесс зачатия так сложно вписать в табличные нормы и четкие числовые границы. Расслабленность женского организма и доверие к партнеру тесно связаны с  возможностью принять и сохранить оплодотворенную яйцеклетку в своей матке, выносить и родить ребенка. Именно поэтому так важна гармония в отношениях между будущими родителями. 

Что можно считать положительным результатом терапии и подготовки к зачатию? 

Прежде всего, психолог не лечит, психолог сопровождает клиента в его личной истории, поддерживает. Результат терапии совершенно невозможно предсказать и запланировать, так как выбор всегда за клиентом — он сам несёт ответственность за свою жизнь. Если мы говорим о зачатии — то за три жизни: два родителя и ребенок.

Что нужно, чтобы стать родителем? Женщине необходимо осознать себя женщиной, самкой, взрослой, готовой защитить и воспитать свое потомство. Осознанная готовность быть родителем. Понимание своей родительской роли. Принятие партнера. 

Как уже было сказано, с точки зрения многих философских течений душа ребёнка, выбрав родителей готова долго ждать удобного часа для появления на свет. Каждая пара, которая зреет для родительства, проходит свой путь, а в результате подготовки дарит зрелое, осознанное родительство своим внукам и правнукам.

Источник