Музыкальная среда как средство развития ребенка

(из опыта работы)

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

  • творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект, «интеллектуальные способности»,
  • «музыкальный интеллект» — способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный, позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р.М. Чумичева).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

• Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду — на свежем воздухе):

— совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

— самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

— совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

— самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной  деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в нашем дошкольном учреждении?

Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.

Читайте также:  В онтогенетическом развитии ребенка речь формируется в процессе чего

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD-плейер.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это через следующие виды деятельности:

  • восприятие,
  • исполнительство,
  • творчество
  • музыкально- образовательную деятельность.

Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэто­му музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюде­ния следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется сов­местно с воспитателемв группе и в кружках музыкаль­ного творчества, организуемых мною. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинте­ресовать их в слушании знакомой музы­ки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музы­кальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (ут­ренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музы­кальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведе­ниями доступными им по стилю.

На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Само­стоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наи­большим потенциалом развития креа­тивности дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.

В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра,когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

2. Музыкально-образовательная среда семьи

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад — это первый внесемейный социальный ин­ститут, в котором начинается система­тическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совмест­ной работы с родителями за­висит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понима­ние родителями значе­ния музыкального воспи­тания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
  • научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
  • способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведе­ний об их музыкальной культуре (их музыкальные предпо­чтения), об их осведом­ленности о музыкальном развитии детей, их отно­шении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако, я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.)

Читайте также:  Мбдоу детство центр развития ребенка город калуга

С целью музыкального просвещения родите­лей мы организуем проведение родитель­ских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных кон­сультаций, а также организацию обрат­ной связи, анкети­рование, информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспита­нию (подборки педагогической и пси­хологической литературы).

Чтобы приобщить родителей к совмест­ной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, вы­ставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музы­кальный инструмент.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Среда социума значительно отлича­ется от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип цело­стности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.).

Информационный фактор предусмат­ривает согласование педагогами и родителями воз­можностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, му­зыкальные произведения, с которыми наши дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы — они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удоволь­ствие от встречи со знакомыми произ­ведениями и более активно и совершен­но осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музы­кальном просвещении детей. Этим от­личается и эмоциональный фактор. Ув­леченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулиро­вания творческой активности детей. Использование возмож­ностей социальной среды способствует личностному росту детей — развитию их му­зыкальности в целом, художе­ственной и общей культуры, творческого воображения.

Таким образом, музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

При организации му­зыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру на себя ведущую роль, выполняя различные педаго­гические функции:

  • проводить диагностику среды и личност­ных качеств детей (музыкаль­ность, креативность, эмпатийность);
  • организовывать музыкально-образовательный процесс;
  • консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания.

Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении правильно организованная музыкальная среда стала средством развития личности ребенка.

Список литературы

1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение, 1997 г.

2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.

3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Музыкальный руководитель

_______________________

 Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, давайте, немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В  ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности.

        В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

     Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

     Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности.

Читайте также:  Развитие ребенка в системе ребенок взрослый

     К важнейшим показателям креативности относятся  творческая активность, самовыражение, интеллект, знания и навыки.

     К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

        Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей.

        Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

        Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике.

     Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.

     В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования (среда социума).

     1. Музыкально-образовательная среда ДОУ. Эта среда подразделяется на Среду организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ и Среду нерегламентированной (совместно с воспитателем и самостоятельной) музыкально-творческой деятельности. Среда организованной музыкально-творческой деятельности  создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и т.д. Эта среда через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его креативности. Организатором  среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры.

     Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности создаётся в группе вне занятий. Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому эта среда – должна иметь – потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

     Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к неё, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя  песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

        Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий.

— Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

— Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки).

— Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

В этой среде воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми , танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

     2. Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка. Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ. Работа с семьёй  включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной деятельности ( праздники, развлечения с родителями, конкурсы на лучший муз. ребус, лучший самодельный детский музыкальный инструмент). Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок).

     3. Социум как среда музыкального просвещения ребёнка. Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Она направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, спектакли театра и т.д.). Увлечённость профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

        Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность), проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей,, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.

Источник