Научная статья развитие мышления ребенка

Научная статья развитие мышления ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Мышление и его развитие / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3145/ (дата обращения: 13.05.2020).



Мышлениевысший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. Оно характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Решающее значение в формировании мышления играет развитие речи. Л. С. Выготский отводил речи существенную роль в обеспечении высших форм мышления человека. Неполноценная речевая деятельность влияет на развитие мышления. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности в усвоении отвлеченных и обобщенных понятий, трудности в осмыслении сложных речевых конструкций, трудности в установлении причинно- следственных связей, недоступность для понимания слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц. Специально подобранные игры помогают развивать различные виды мышления и мыслительные операции.

Виды мышления.

‒ Наглядно-действенное мышление (опора на реальные действия с объектами)

Игры на развитие данного вида мышления

1). Игра «Покорми зайку»

Оборудование: банка с морковью, зайка, вилка, ложка, палочка с колечками, черпачок.

Ход игры. Педагог приносит зайку, говорит, что он хочет есть, и спрашивает, что можно ему дать. Дети называют (капуста, хлеб, морковь и т. д.). Педагог приносит банку с морковью и пытается достать ее рукой, но горлышко в банке узкое, рука не проходит. Педагог просит детей помочь ему. На другом столе лежат сачок, вилка, ложка. Дети должны найти подходящее средство и с его помощью вытащить морковь, т. е. использовать вилку. В конце занятия педагог просит ребенка объяснить выбор орудия.

2). Игра «Покатай мишку»

Оборудование: Мишка в машинке (одно колесо плохо прикреплено)

Ход игры. Педагог просит ребенка покатать мишку в машинке. Как только ребенок начинает везти машинку, колесо соскакивает, машинка наклоняется набок. Ребенок ищет причину, пытается ее устранить. В конце педагог просит ребенка рассказать, что случилось с машиной.

‒ Наглядно-образное мышление (опора на зрительные представления, образы)

Игры на развитие данного вида мышления

1). Игра «Кладоискатели»

Оборудование: карта, клад, препятствия

Ход игры. Ведущий говорит, что где-то в комнате (в квартире, в помещении) спрятан клад. Чтобы его найти, ребенку дается карта. По пути могут встретиться препятствия, которые ребенок должен преодолеть.

2) Игра «Достань шарик»

Оборудование: Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удивленный вид, он не знает, как достать шар.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, просит ребенка сказать, как мальчик может достать шар. Если ребенок затрудняется ответить, педагог говорит: «Шкаф высокий, а мальчик маленький, рукой он шар не достанет. Что ему поможет достать шар?». При необходимости можно создать реальную ситуацию и попросить ребенка достать шар.

‒ Словесно-логическое мышление (использование понятий, логических конструкций и схем)

Игры на развитие данного вида мышления

1). Игра «Кто самый большой?»

Ход игры. Ребенку предлагается решить следующую задачу: заяц больше волка, волк больше медведя. Кто самый большой?

2). Игра «Кто живет за забором».

Ход игры. Педагог рассказывает ребенку, что деревне за забором живет животное. Если посмотреть в щелочку в заборе, то можно увидеть и перечисляет ряд признаков (например, большие белые уши, а если посмотреть в другую щелочку, то можно увидеть маленький белый хвост). Ребенок должен за наименьшее число подсказок догадаться, кто же там живет.

В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Анализ иСинтез.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — получение единого целого из отдельных составных частей.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа

Игра «Найди картинку»

Оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта

Ход игры. Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

Игра «Парные картинки»

Оборудование: картинки из двух наборов детского лото.

Ход игры. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

Игра «Дорисуй»

Оборудование: карточка с нарисованными последовательными символами.

Ход игры. Ребенок должен дорисовать в пустых квадратиках нужные фигуры. Например:

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 месяца по комаровскому по месяцам

Сравнение

Сравнение — установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений.

Игра «Чем они похожи?»

Оборудование: карточки с двумя картинками: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня и т. д.

Ход игры. Ребенок вытягивает две карточки, рассматривает картинки и должен назвать, чем эти картинки похожи, почему они оказались рядом. После того, как ребенок найдет все сходства, он должен будет назвать различия.

Обобщение.

Обобщение — выделение общего, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Игра «Назови одним словом».

Ход игры. Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -…, птицы -…

Игра «Найди лишнюю картинку»

Оборудование: серия картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти лишнюю картинку, спрашивает, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Абстракция иконкретизация.

Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Процессу абстракции противоположен процесс конкретизации. Конкретизация — это мыслительная операция, которая односторонне фиксирует ту или иную сторону предмета вне связи с другими сторонами, вне обусловленности целым.

Игра «Отвечай быстро»

Оборудование: мяч

Ход игры. Дети встают в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей и называет какой-нибудь цвет. Ребенок должен поймать мяч и назвать что бывает такого цвета.

Выполняя с детьми такие игровые упражнения в занимательной форме, решаются важные и сложные задачи по развитию логического мышления.

Литература:

  1. Светлова И. Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. М.: Изд-во Эксмо, 2006 г.
  2. Савенков А. И. Маленький исследователь. Развитие логического мышления. Изд-во Астрель, 2006 г.
  3. Гаврина С. Е. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. М.: РОСМЭН, 2005 г.
  4. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. М.: Национальный книжный центр, 2014 г.
  5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Развитие логического мышления. М.: Изд-во АСТ, 2014 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, картинка, вид мышления, педагог, оборудование, лишняя картинка, обобщающее слово, анализ.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития мышления младших…

мышления у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать операции обобщения и обозначения. Дидактические игры “Найди, что подходит”, “Дай, что подходит”, “Четвертый лишний”, “Назови одним словом” полезны в упражнении развития мышления

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного…

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших… игровое задание, предмет, игра, признак, способность, друг, задача педагога, лишнее слово, мыслительный процесс, Поиск.

Дидактическая игра как средство развития логического мышления

В таких играх у детей развивается память, внимания, логическое мышления. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Найди ошибку», «Лишний предмет», «Назови одним словом».

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников…

Уже в возрасте пяти лет ребенок способен овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как анализ, синтез

Игра — наиболее естественный и радостный вид деятельности дошкольников, именно играя, дети лучше усваивают материал, закрепляют его.

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших…

— Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.).

На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому

Игра № 3. Исключение лишнего слова. Цель.

Исследование абстрактного мышления детей младшего…

Методы исследования: анализ теоретической литературы, обобщение и вывод.

В игре дети копируют поведение взрослых, особенности социальных связей, профессиональной

Ребенок должен был идентифицировать по картинкам, какой именно вид гор видит кукла с ее позиции.

Условия развития логического мышления детей старшего…

ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст, признак, развитие, детское мышление, группа

Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче.

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников.

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Игры на анализ, синтез, сравнение, общение и классификацию чередовались, материал постепенно усложнялся.

Казаков И. С. Основные виды деятельности будущего педагога в информосфере

В таких играх у детей развивается память, внимания, логическое мышления.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе…

Независимо от вида деятельности педагогами учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все…

Читайте также:  Художественная деятельность и ее влияние на развитие ребенка

Источник

Ребенок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предметах и их свойствах. Дошкольник все более самостоятельно выбирает и применяет различные способы и приемы решения вставших перед ним практических задач. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственному. Вместе с переходом процесса мышления во «внутренний план» (интериоризация) происходит перестройка практического действия. Предлагая детям 3—6 лет составить из плоскостных фигурок на фоне (сад, полянка, комната) картинку (А. А. Люблинская, З. С. Решко), починить испортившуюся игрушку (А. А. Люблинская, З. А. Ганькова), выбрать орудие, чтобы достать из вазы конфетку (И. М. Жукова), или удержать на столике с наклонной поверхностью шарик (А. А. Веигер), исследователи получили данные, позволяющие сделать некоторые общие выводы.

Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы; передвигают фигурки по фону и, соединяя их, получают неожиданные для самих себя сочетания. Поэтому с большим удивлением и радостью трехлетний ребенок восклицает: «Смотрите, что получилось!» По-видимому, ребенок воспринял задачу расположить фигурки на картине в очень общей форме. Решая такую задачу, младший дошкольник обычно предварительно не анализирует ее условий и прямолинейно идет к решению путем любого соединения фигур или частей предмета. Критическое отношение к получаемому результату при этом отсутствует.

Не видя существующих в действительности связей (в частности, пространственных) и грубо нарушая их, трех-, четырехлетние дети составляют порой совершенно бессмысленные картины. Располагая фигурки на фоне поляны, дети младшего дошкольного возраста спокойно помещают фигурку лошади вверх ногами (по отношению к деревьям на фоне), а снизу, также головой вниз, располагают всадника. При этом ребенок удовлетворенно заключает, что у него получилась хорошая картиночка, «как дядя скачет на лошади».

Таким образом, конкретно данную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а получаемый результат осмысливают лишь после завершения действия.

У детей среднего дошкольного возраста осмысливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия (Л. С. Выготский). Расставляя фигурки на фоне, девочка (5—6 л.) говорит: «Этот дядя пришел домой, а эта тетя его тут встречает… нет, она тут готовит обед, а он еще не пришел, а эта (девочка) сидит тут и кричит: «Папа пришел». Такая речь-аккомпанемент имеет прямое отношение к выполняемому действию. Однако речь во время действия может осуществлять различную функцию в практическом проблемном действии ребенка 1.

У детей старшего дошкольного возраста (6—7 л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу. Не начиная действовать, он говорит: «Я сложу, как дяденька везет тележку, а на тележке лежит чемодан» или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После такого решения, найденного в уме, ребенок быстро располагает фигурки на определенном фоне. Его рассказ после выполненного действия по существу повторяет то, что он сказал в самом начале опыта. Действие уже ничего не добавило к решению задачи.

Источник

Аннотация
В статье обосновывается актуальность проблемы развития мышления у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Актуальность проблемы обусловлена потребностью научного решения фактических задач дошкольного образования в связи с большими социальными изменениями в нашем государстве, возросшими требованиями к новому поколению. Автором приводятся результаты эмпирического исследования, подтверждающие необходимость целенаправленного развития мышления у старших дошкольников.

Библиографическая ссылка на статью:
Хилинская М.Г. Особенности формирования мыслительных операций у старших дошкольников в условиях образовательной организации // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/02/24841 (дата обращения: 26.03.2019).

В ряду насущных психолого-педагогических проблем, стоящих перед современным обществом, на одно из ведущих мест в последние годы выдвигается проблема плавного и безболезненного перехода от дошкольного воспитания к школьному обучению. Сегодня на первое место выдвигается задача интеллектуального всестороннего развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками.

Учеными доказано, что дошкольное детство является сенситивным периодом для становления умственных способностей ребенка. Если в этот период способности по каким-то причинам не развивались, то дальнейшее развитие ребенка происходит менее благоприятным образом. Позднее, большинство вовремя не развитых способностей уже очень трудно компенсировать, а иногда и просто невозможно [1, с.235].

По мнению отечественных и зарубежных психологов, развитие мышления являются одними из важнейших показателей  уровня психического развития ребенка в целом и его готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Дж. Брунер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М И. Лисина, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

Актуальность проблемы также обусловлена потребностью научного решения фактических задач дошкольного образования в связи с большими социальными изменениями в нашем государстве, возросшими требованиями к новому поколению.

Проблема развития мышления будущих школьников в настоящее время возрастает и в связи с появлением новых требований, которые к обучающимся предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В психологии под мышлением понимается «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [2, с.321]. В широком смысле мышлением называется способность человека мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы. Представители различных подходов и направлений, сходятся во мнении о том, что развитие мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, сериация, классификация  у  дошкольников будет способствовать развитию  мышления в целом.

Читайте также:  Тренинг развития личности ребенка раннего возраста

Анализ практики дошкольного воспитания показывает, что в современных детских садах не уделяется  должного значения задаче формирования мышления у детей. Большинство педагогов прибегает к пассивному обучению, главной целью которого является усвоение дошкольниками определенной информации, не уделяя достаточного внимания развитию умственных способностей воспитанников. Об этом свидетельствуют наши данные констатирующего эксперимента.

Организованное нами эмпирическое исследование проводилось на базе одной из дошкольных образовательных организаций в г. Кемерово. В экспериментальную группу вошло 40 воспитанников из двух старших групп в возрасте от 5 до 6 лет. Для определения уровня развития мышления дошкольников (в частности, уровня развития мыслительных операций сериации, сравнения, классификации и обобщения) в исследовании использовались следующие методики: «Сравнение понятий» В.М.Бехтерева; «Раздели на группы»  А.Я. Ивановой; «Исключение лишнего»; «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6-7)»; методики, составленные на основе «Культурно-независимого теста интеллекта Кеттелла, вариант GFT 1». [3;4;5;6;8].

Исследование состояло из 2 блоков, по 4 субтеста в каждом. Первый блок включает субтесты, направленные на выявление особенностей словесно-логического мышления. В блок входят следующие субтесты: «Вербальная сериация», «Вербальная классификация», «Вербальное сравнение», «Вербальное обобщение».Второй блоксостоял из субтестов, направленных на выявление особенностей наглядно-образного мышления. Задания по­добраны таким же образом, как и в первом блоке, но состоят из карто­чек с изображениями знаков, символов, геометрических фигур  и т. д. В этот блок входят следующие субтес­ты: «Невербальная сериация», «Невербальная классификация», «Невербальное сравнение», «Невербальное обобщение».

Развитие мышления у детей в детском саду распределилось следующим образом: очень высокий уровень развития: 0%, высокий уровень развития: 11 человек  (27%), средний уровень развития: 29 человек (73%), низкий уровень развития – 0%; очень низкий уровень развития – 0%;

Выявленные уровни развития мышления детей представлены в  таблице 1.

Таблица 1. Особенности развития мышления дошкольников

Уровень развития мышленияАбсолютное число дошкольников, челОтносительное число дошкольников,%
Очень высокий
Высокий1117
Средний2773
Низкий
Очень низкий

Приведенные в табл. 1 данные показывают, что 73 % испытуемых характеризуются средним уровнем развития мышления. Значительно меньше испытуемых – 17,0 % – обладают высоким уровнем развития. Низкий и очень низкий уровень развития мышления не был выявлен в исследуемых группах. Впрочем, как и очень высокий.

Процентное соотношение результатов по различным видам мышления  представлено на рисунке 1.

 Научная статья развитие мышления ребенка

Рис. 1. Результаты исследования по видам мыслительных операций

Анализ полученных результатов исследования показал наиболее высокие результаты по таким мыслительным операциям, как невербальное сравнение (97%), вербальное обобщение (88%), вербальная и невербальная классификация (76% и 83%). Практически все дети с легкостью справились с заданиями этих субтестов. Задания на сериацию вызвали наибольшие трудности у детей, многие дети не справились с этими заданиями. Исследование показало, что дети испытывают затруднения не только с сериацией, как вербальной (66%), так и невербальной (73%), а также с невербальным обобщением (57%) и вербальным сравнением (64%). Наибольшие трудности у детей выявлены в овладении словесно-логическими формами мышления (вербальный блок – 74%) по сравнению с наглядно-образными формами (невербальный блок – 76%).

Проведенное нами исследование уровня развития вербального и невербального мышления старших дошкольников, позволяет считать уровень развития мышления детей недостаточно высоким. В частности, это проявляется в бедности словарного запаса детей, недостаточном уровне произвольности познавательных процессов и развития способностей к  обобщению, сравнению, классификации и сериации. Воспитанники МАДОУ испытывают трудности при выполнении операций сериации, при сравнении понятий, обобщении предметов и явлений. Испытуемые затруднялись при  выделении признаков предметов, их разделению на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные, при установлении последовательных взаимосвязей предметов, построении упорядоченных рядов. Дети легче всего выделяли  группы предметов, с которыми они активно взаимодействуют: игрушки, мебель, посуду, одежду. Сложнее дифференцируются  смежные классификационные группы: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Полученные результаты были нами использованы при разработке программы психолого-педагогического сопровождения  развития мышления дошкольников в данной образовательной организации.

Библиографический список

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека.  М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
  2. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 560 c.
  3. Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). – СПб.: Иматон, 1996. -17 с.
  4. Методика “Сравнение понятий” // Альманах психологических тестов – М.: 1995. С.134-135
  5. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Вып.7//(серия «Психодиагностика и психокоррекция»)/Под ред. В.Г. Колесникова. М., 1994
  6. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007
  7. Титов Б. А. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества // Теория и практика общественного развития.  – 2015. – №7. – С. 205-210
  8. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей (практическое пособие для психологов). – Москва -Черногорск: СМОПО, 2009. – 62 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хилинская Марина Геннадьевна»

Источник