Нарушения в развитии ребенка младшего школьного возраста

Нарушения в развитии ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Младший школьный возраст – важный этап социализации ребенка, а именно:

·         Развивается самосознание ребенка;

·         Развивается умение взаимодействовать со значимыми взрослыми;

·         Умение общаться со сверстниками.

Процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром реализуется в поведении ребенка.

Процесс формирования различных форм поведения, черт характера отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы ребенка.

Условно, каждого ребенка можно определить к одному из типов нервной системы:

·         Безудержный тип (холерический темперамент).

·         Живой тип (сангвиник).

·         Спокойный тип (флегматик).

·         Слабый тип (меланхолик).

Принадлежность к одному из типов нервной системы определяет особенности поведения ребенка и особенности нарушения поведения.

Классификация поведенческих нарушений детей младшего школьного возраста:

I. Нарушения поведения, связанные с повышенной возбудимостью ребенка.

Проявления:

·         Недисциплинированность.

·         Чрезмерная активность.

·         Безудержность.

·         Импульсивность.

·         Агрессивное поведение.

II. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в сфере общения.

Проявления:

·         Пассивность.

·         Замкнутость.

·         Отстраненность от других людей.

III. Нарушения поведения, связанные с отрицательными проявлениями личности ребенка.

Проявления:

·         Упрямство.

·         Грубость.

·         Капризность.

·         Лживость и др.

Причины нарушения поведения: . .

1.     Биологические особенности ребенка (генофонд, особенности ВНД).

2.     Ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье.

3.     Влияние отрицательной микросреды (улица, сверстники).

4.     Ошибки в воспитании и обучении.

Классический пример: ребенок возбудимого типа из неблагополучной семьи (алкоголизм родителей, ссоры, безнадзорность), подверженный дурному влиянию улицы, который является неуспевающим в школе.

Ребенок выпадает из сферы благоприятного развития во всех звеньях: семья, улица, школа. Находится в зоне активных отрицательных влияний. Такой ребенок не имеет места в коллективе, так как является отверженным. Правильные отношения с учителями не сложились, в семье внимания не уделяют.

Таким образом, задача школьного психолога в работе с детьми младшего школьного возраста, отслеживание динамики развития ребенка с целью своевременного выявления проблем личностного развития.

Рассмотрим наиболее частые поведенческие нарушения младших школьников и пути их преодоления.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – двигательное беспокойство, бесцельная активность.

Исследователи отмечают, что до 10% младших школьников подвержены гиперактивности, причем девочек в 4-5 раз меньше, чем мальчиков.

Гиперактивность тесно связана с недисциплинированностью . Это бурная активность, кипучая энергия, которая не находит разумного выхода и проявляется в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.

Причины гиперактивности:

·         преждевременные или трудные роды.

·         родовые травмы,

·         свойства нервной системы;

·         инфекции

·         безделье;

·         неправильное понимание, что такое мужество, смелость, отвага;

Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания. Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.

Дефицит внимания:

1.     Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.

2.     Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.

3.     Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.

4.     Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.

5.     Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключается с одного занятия на другое.

6.     Избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения.

7.     Часто теряет вещи, в которых нуждается.

8.     Легко отвлекается посторонним шумом.

9.     Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

Преодоление: переключить активность и энергию ребенка на интересные, увлекательные дела, направлять инициативу в правильное русло. В отдельных случаях необходимо обратиться к психоневрологу.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.

Причины: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке.

Таким образом, не все случаи нарушения поведения младших школьников следует объяснять недисциплинированностью.

Гиперактивность и импульсивность:

1.     При волнении интенсивные движения руками или ногами.

2.     Должен часто вставать с места.

3.     Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.

4.     Трудность участвовать в тихих действиях досуга.

5.     Действует, как будто “заведенный”.

6.     Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..

7.     Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.

8.     Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..

9.     Вмешивается в разговор или деятельность других.

АГРЕССИВНОСТЬ — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки

1.     Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2.     Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3.     Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.     Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5.     Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

6.     Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7.     Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.     Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

Правила работы с агрессивными детьми

1.     Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2.     Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3.     Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4.     Наказания не должны унижать ребенка.

5.     Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.     Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7.     Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8.     Развивать способность к эмпатии.

9.     Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.           Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11.           Учить брать ответственность на себя.

УПРЯМСТВО — стремление действовать по-своему, вопреки просьбам, советам, требованиям других людей.

Причины:

·         Привычная форма поведения избалованного ребенка.

·         Стремление к самостоятельности и независимости.

·         Переутомление, перевозбуждение нервной системы.

·         Форма протеста против подавления ребенка взрослым.

Преодоление упрямства: общение с упрямым ребенком должно быть твердым и требовательным, не следует угрожать и подавлять ребенка. Возможно осторожное внушение, подсказка, совет. Необходима спокойная требовательность, устранение избытка внимания, укрепление нервной системы, устранение обилия впечатлений

ЛЖИВОСТЬ – сознательное уклонение от истины.

Причины:

·         Боязнь, страх наказания.

·         Пустая хвастливость и болтливость.

·         Желание привлечь к себе внимание, повысить свой авторитет, вызвать удивление окружающих.

·         Желание выручить друга, совершившего дурной поступок.

Преодоление лживости:

·         Воспитание, основанное на правдивости.

·         Исключение устрашения и подавления ребенка, которое поражает страх.

·         Личный пример старших.

·         Доверие к ребенку.

·         Исключение оскорбления и обиды в адрес ребенка.

ЛЕНЬ недостаток поведения, отсутствие стремления и потребности трудиться (физически и умственно).

Причины:

·         Неразумная воспитательная тактика родителей, которые оберегают детей от каких-либо трудовых усилий.

·         Лень в учебной деятельности развивается, если учитель не замечает и не поощряет усилий и старания ребенка, постоянно критикует недостатки его работы.

Преодоление лени:

·         Похвала и одобрение ребенка, она вызывает чувство удовлетворения, приучает находить радость в физическом и умственном труде.

·         Для ребенка необходимо чувствовать оценку своего труда, особенно, если работа трудная.

Как же преодолеть нарушения поведения у младших школьников?

В первую очередь необходимо преодолеть причины, вызывающие эти нарушения: неблагоприятные семейные отношения, неудачи в школе и асоциальное поведение.

·         Воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять ребенку.

·         Воздействовать на ближайшее окружение ребенка, вовлечь его в полезные дела.

·         Преодолевать плохую успеваемость в школе, так как зачастую дети с поведенческими нарушениями – это слабоуспевающие дети.

·         Возраст младшего школьника очень внушаем, поэтому. Искренние, доверительные беседы ребенку необходимы.

·         Дети, имеющие нарушения поведения, требуют индивидуального подхода, а это предполагает разработку индивидуального плана воспитательных мероприятий на основе изучения индивидуальных особенностей личности ребенка.

Принципы работы с детьми данной категории:

·         В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.

·         Педагогу необходимо выявить то положительное, что имеется в личности каждого ребенка (это благотворно сказывается на его поступках).

·         Необходимо открыто выражаемое доверие к ребенку. Это доверие должно быть естественным и непринужденным, а не искусственным приемом.

Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.

Однако, всегда легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившееся стереотипы поведения.

Если правильно поставить воспитательную и учебную работу с ребенком с первых дней его пребывания в школе, нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то трудновоспитуемых детей не будет.

Источник

 Развитие
эмоционально – волевой сферы – один
из важнейших компонентов

готовности
к школе. Один из наиболее распространенных
вопросов у учителей является проблема
эмоциональной неустойчивости,
неуравновешенности учащихся. Педагоги
не знают как вести себя со школьниками
чрезмерно упрямыми, обидчивыми,
плаксивыми, тревожными.

   Условно
можно выделить три наиболее выраженные
группы так называемых  трудных детей,
имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
Агрессивные дети. Безусловно, в жизни
каждого ребенка бывали случаи, когда
он проявлял агрессию, но выделяя данную
группу, обращается внимание на степень
проявления агрессивной реакции,
длительность действия и характер
возможных причин, порой  неявных,
вызвавших аффективное поведение.

 Эмоционально
– расторможенные дети. Эти дети на все
реагируют слишком бурно: если они
выражают восторг, то в результате своего 
экспрессивного поведения заводят весь
класс, если они страдают —   их плач
и стоны будут слишком громкими и
вызывающими.

 Слишком
застенчивые, тревожные дети. Они
стесняются громко и явно выражать свои
эмоции, тихо переживают свои проблемы,
боясь обратить на себя внимание.

   Учителю,
работающему с детьми, у которых есть
трудности в развитии

эмоциональной
сферы, на диагностическом этапе необходимо
определить

особенности
семейного воспитания, отношение
окружающих к ребенку, уровень его
самооценки, психологический климат в
классе.  

   Семья
является одним из важнейших факторов,
влияющих на эмоциональную сферу. Однако
нельзя не учитывать, что порой

эмоциональный
стресс у детей провоцируют педагоги,
сами того не желая и не осознавая. Они
требуют такого поведения и уровня
успеваемости, которые

для
некоторых являются непосильными.
Игнорирование со стороны учителя
индивидуальных и возрастных особенностей
каждого ребенка может быть причиной
негативных психических состояний
учащегося, школьных фобий, когда ребенок
боится идти в школу, отвечать у доски.

   Таким
образом, к основным факторам, влияющим
на эмоциональные нарушения, относятся:

   1)
природные особенности (тип темперамента)

   2)
социальные факторы:

    —
тип семейного воспитания;

 —
отношение учителя;

    —
отношения окружающих.

   Таким
детям требуется доброжелательное и
понимающее общение, игры,

рисование,
подвижные упражнения, музыка, а самое
главное – внимание к

ребенку,соблюдение
режима дня.

  Характеристика 
рассмотренных нами детей «группы
риска» может помочь нам в следующем
наиболее важном этапе – это разработка
методов психолого-педагогической
коррекции, дифференцированной в
зависимости от того или иного типа
нарушения поведения у подростков.

   Организация
обучения и воспитания детей «группы
риска» должна

осуществляться
всесторонне, только тогда она будет
эффективна. Врач

психоневролог,
дефектолог, психолог, логопед, социальный
педагог. Этим

детям
требуется медикаментозная терапия,
которую осуществляет врач –

психолог.

7.Формы и методы социально-педагогической поддержки .

Вся
воспитательная работа по
социально-педагогической поддержки
детей «группы риска» строится на
следующих принципах:

·
принцип уважения индивидуальности
личности (если подавлять индивидуальность,
то личность не раскроется, ее склонности
и способности не разовьются);

·
принцип коллективной деятельности
(личность должна уметь согласовываться
с другими, индивидуальность в правильно
организованной коллективной деятельности
расцветает);

·
принцип разумной требовательности
(можно все, что не противоречит закону,
правилам школьного распорядка, не вредит
здоровью, не унижает достоинство других);

·
принцип возрастного подхода (каждый
возрастной период позитивно отзывается
на свои формы и метода воспитательного
воздействия);

·
принцип диалога (уравнивание позиций
педагога и школьника, взрослого и ребенка
помогает достичь доверительных отношений.
Ребенок инстинктивно находит иногда
более оригинальные и оптимальные пути
решения многих проблем, задач, проектов);

·
принцип педагогической поддержки
(ребенок не должен чувствовать себя
нелюбимым, даже если он плохо учится.
Он должен видеть в педагоге учителя,
который защитит его от незнания, от
стресса в связи с этим незнанием);

·
принцип стимулирования самовоспитания
(каждый школьник должен знать себя,
научиться критически рассматривать
свои поступки, воспитывать в себе чувство
ответственности. Задача педагогов
создать такие условия, где ребенок
приобретет опыт планирования и рефлексии
своей деятельности);

·
принцип связи с реальной жизнью (дела,
организуемые и проводимые в школе,
должны соприкасаться с реальными делами
поселка, района, области, страны. Дети
должны чувствовать себя гражданами
России, действовать на ее благо);

·
принцип согласования (все действия
педагогов должны быть согласованы между
собой, подчинены одной общей цели. Кроме
того, каждый педагог должен помнить,
что его педагогический долг состоит в
том, чтобы создать условия для согласования
детей друг с другом, детей и их родителей).

Таким
образом, целями воспитательной системы
по социально-педагогической поддержки
детей «группы риска» являются:


формирование базовой культуры личности
и обеспечение каждому ребенку равные
условия для духовного, интеллектуального
и физического развития, удовлетворение
его творческих и образовательных
потребностей.


формирование социально активной
личности, способной к принятию
самостоятельных решений, к смене
социальных и экономических ролей в
условиях постоянно меняющегося общества.

Концепция
воспитательной системы по
социально-педагогической поддержки
детей «группы риска» предполагает
следующие функции:

·
развивающую, направленную на изменение
мотивации детей «группы риска» к учебной
деятельности, развитие творческой
личности, способной к самовыражению,
самореализации;

·
развлекательную, создающую благоприятную
атмосферу на уроке, превращающую его
из скучного занятия в увлекательное
путешествие;

·
интегрирующую, обеспечивающую
взаимодействие всех подразделений как
единого воспитательного пространства,
расширение и углубление внутришкольных
и внешкольных связей;

·
управленческую, ориентированную на
оптимизацию функционирования и развития
школы, создание условий для позитивных
изменений в учебно-воспитательном
процессе, профессионального роста
педагогов, взаимодействие всех участников
воспитательной системы;

·
защитную, способствующую созданию
обстановки сочувствия, сопереживания,
взаимопонимания;

·
компенсирующую, коммуникативную,
предполагающую создание в школе условий
для самовыражения, демонстрации
творческих способностей, установления
эмоциональных контактов;

·
корректирующую, направленную на коррекцию
поведения и общения ребенка с целью
предупреждения негативного влияния на
формирование личности.

Литература

1.Личность
и ее формирование в детском возрасте
(Психологическое исследование) Божович
Л.И.  М.: Просвещение , 1968.

2.Учителю
о детях с отклонениями в развитии Власова
Т.А.   Певзнер М.С.   М.: Просвещение
, 1967. – 208 с.

3.
Мир детства: Младший школьник М.:
Педагогика 1981. — 400 с. — Под ред. А. Г.
Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов

4.
Отстающие в учении школьники (Проблемы
психического развития) М.: Педагогика
, 1986.—208 с. Под ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю.
Кулагиной; Науч.-исслед. ин-т общей и
педагогической психологии Акад. пед.
наук СССР.

5.
Психическое развитие младших школьников:
Экспериментальное психологическое
исследование

М.:
Педагогика , 1990.—160 с.: ил. / Под ред. В. В.
Давыдова; Науч.-исслед. ин-т общей и
педагогической психологии Акад. пед.
наук СССР

6.
Особенности психического развития
детей 6—7-летнего возраста

М.:
Педагогика , 1988 Под редакцией Д. Б.
Эльконина, А. Л. Венгер

7.
Развитие познавательных способностей
детей. Популярное пособие для родителей
и педагогов  Тихомирова А.В.  

Академия
развития , 1997. – 240 с.

8.
Трудные дети Славина Л.С.   М.:
Институт Практической Психологии ,
1998. Под редакцией / В. Э. Чудновского.

9.
Возрастная психология. Учебное пособие
Обухова Л.Ф.   

 М.:
Педагогическое общество России. — 1999 —
442 с.

10.
Психологическое обследование младших
школьников

Венгер
А.Л.   Цукерман Г.А.   М.: Владос
, 2001. — 160 с: ил. — (Б-ка школьного психолога)

11.
Работа с детьми: школа доверия Сальникова
Н.Е.   Спб.: Питер , издание 1-е, 2003. —
288 с.

 12.
«Трудный» ребенок: что делать? Перрон
Р.   Спб.: Питер , издание 6-е, 2004 год,
128 с.

13.
Азбука детской психологии  Степанов
С.С.   М.: Сфера , 2004. 128 с.

14.
Большой мир маленьких детей: Мы и наши
дети: грамматика отношений  Степанов
С.С.   М.: Дрофа-Плюс , 2006. — 224 с: ил.

15.
Детская психология  Эльконин Д.Б.  
М.: Издательский центр «Академия»  ,
2007. — 384 с. — 4-е изд., стер. — ред.-сост.
Б. Д. Эльконин

16.
Агрессия в младшем школьном возрасте.
Диагностика и коррекция  Долгова
А.Г.    М.: Генезис , 2009. – 216 с.

17.
Эти невероятные левши: Практическое
пособие для психологов и родителей
 Семенович А.В.   М.: Генезис ,
2009. – 250с. – 4-е изд.

18.
Неуспевающие дети: нейропсихологическая
диагностика трудностей в обучении
младших школьников Корсакова Н.К.  
Микадзе Ю.В.   Балашова Е.Ю.  
М.: Педагогическое общество России

 РЕЗЮМЕ
по возрастным особенностям психического
развития в младшем школьном возрасте.

Младший
школьный возраст называют вершиной
детства. В современной периодизации
психического развития охватывает период
от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте происходит
смена образа и стиля жизни: новые
требования , новая социальная роль
ученика, принципиально новый вид
деятельности – учебная деятельность.
В школе он приобретает не только новые
знания и умения, но и определенный
социальный статус. Меняется восприятие
своего места в системе отношений.
Меняются интересы, ценности ребенка,
весь его уклад жизни.
Ребенок оказывается
на границе нового возрастного периода.
С
физиологической точки зрения – это
время физического роста, когда дети
быстро тянутся вверх, наблюдается
дисгармония в физическом развитии, оно
опережает нервно-психическое развитие
ребенка, что сказывается на временном
ослаблении нервной системы. Проявляются
повышенная утомляемость, беспокойство,
повышенная потребность в движениях.

Социльная ситуация в младшем школьном
возрасте:
1. Учебная деятельность
становится ведущей деятельностью.
2.
Завершается переход от наглядно-образного
к словесно-логическому мышлению.
3.
Отчетливо виден социальный смысл учения
(отношение маленьких школьников к
отметкам).
4. Мотивация достижения
становится доминирующей.
5. Происходит
смена референтной группы.
6. Происходит
смена распорядка дня.
7. Укрепляется
новая внутренняя позиция.
8. Изменяется
система взаимоотношений ребенка с
окружающими людьми.

Ведущий вид
деятельности
Ведущая деятельность в
младшем школьном возрасте – учебная
деятельность. Ее характеристики:
результативность, обязательность,
произвольность.
Основы учебной
деятельности закладываюся именно в
первые годы обучения. Учебная деятельность
должна, с одной стороны, строиться с
учетом возрастных возможностей, а с
другой – должна обеспечить их необходимой
для последующего развития суммой
знаний.
Компоненты учебной деятельности
(по Д.Б.Эльконину):
1. Мотивация.
2.
Учебная задача.
3. Учебные операции.
4.
Контроль и оценка.

Мотивы
учения:
познавательные (направленные
на овладение знаниями, способами
получения знаний, приемами самостоятельной
работы, приобретение дополнительных
знаний, программы самосовершенствования);
социальные
(ответственность, понимание социальной
значимости учения, стремление занять
определенную позицию в отношениях с
окружающими, получить их одобрение);
узколичные
– получить хорошую отметку, заслужить
похвалу (по Е.Е.Сапоговой).
Школьное
обучение отличается не только особой
социальной значимостью деятельности
ребенка, но и опосредованностью отношений
со взрослыми образцами и оценками,
следованием правил, общих для всех,
приобретением научных понятий.
В
результате учебной деятельности
возникают психические новообразования:
произвольность психических процессов,
рефлексия (личностная, интеллектуальная),
внутренний план действий (планирование
в уме, умение анализировать).
РЕЧЬ
Увеличивается
словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет
собственную активную позицию к языку.
При научении легко овладевает звуковым
анализом слов. Ребенок прислушивается
к звучанию слова. Потребность в общении
младших школьников определяет развитие
речи. Контекстная речь – показатель
уровня развития ребенка.
В письменной
речи различают правильность орфографическую
( правильное написание слов), грамматическую
(построение предложений, образования
морфологических форм) и пунктуационную
(расстановка знаков препинания).
МЫШЛЕНИЕ
Мышление
в младшем школьном возрасте становится
доминирующей функцией, завершается
наметившийся в дошкольном возрасте
переход от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению.
К концу
младшего школьного возраста проявляются
индивидуальные различия в мышлении
(теоретики, мыслители, художники).
В
процессе обучения формируются научные
понятия (основы теоретического
мышления).
ПАМЯТЬ
Память развивается
в двух направлениях – произвольности
и осмысленности.
В учебной деятельности
развиваются все виды памяти: долговременная,
кратковременная и оперативная.
Развитие
памяти связано с необходимостью заучивать
учебный материал. Активно формируется
произвольное запоминание.
ВНИМАНИЕ
Дети
способны концентрировать внимание, но
у них еще преобладает непроизвольное
внимание.
Произвольность познавательных
процессов возникает на пике волевого
усилия (специального организует себя
под воздействием требований). Внимание
активизируется, но еще не стабильно.
Удержание внимания возможно благодаря
волевым усилиям и высокой
мотивации.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие
также характеризуется непроизвольностью,
хотя элементы произвольного восприятия
встречаются уже в дошкольном
возрасте.
Восприятие отличается слабой
дифференцированностью (путают предметы,
их свойства).
В младшем школьном
возрасте нарастает ориентация на
сенсорные эталоны формы, цвета,
времени.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение в
своем развитии проходит две стадии: на
первой – воссоздающее (репродуктивное),
на второй – продуктивное. В первом
классе воображение опирается на
конкретные предметы, но с возрастом на
первое место выступает слово, дающее
простор фантазии.
7-8 лет – сензитивный
период для усвоения моральных норм
(ребенок психологически готов к пониманию
смысла норм и правил, к их повседневному
выполнению).
САМОСОЗНАНИЕ
Интенсивно
развивается самосознание. Становление
самооценки младшего школьника зависит
от успеваемости и особенностей общения
учителя с классом. Большое значение
имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности. У отличников
и некоторых хорошо успевающих детей
складывается завышенная самооценка. У
неуспевающих и крайне слабых учеников
систематические неудачи и низкие отметки
снижают уверенность в себе, в своих
возможностях. У них возникает компенсаторная
мотивация. Дети начинают утверждаться
в другой области – в занятиях спортом,
музыкой.
Ценностные ориентации на имя
становятся нормой жизни. Важно, чтобы
ребенок принимал и другой тип обращения
к нему – по фамилии. Это обеспечивает
ребенку чувство собственного достоинства,
уверенность в себе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник