Планирование работы по развитию речи с ребенком 3 лет

с детьми 2-3 лет.

Неделя месяц.

Связь с другими видами деятельности.

Сентябрь

1.неделя.

-Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» — с использованием книжных иллюстраций.

-Дидактические упражнения – «Кто что делает?», по сказки «Курочка ряба»

-Ди «Поручение»

Лепка – знакомство с пластилином

Рисование – «Зернышки» — рисование пальчиками.

Физкультура – Пи «Курочка с цыплятами»

Конструирование: узкая дорожка

2.неделя.

-Чтение потешек – «Вот и люди спят» — рассматривание картинок: птички на веточках, зайки на травки и т.д.

-Чтение сказки «Курочка ряба» пальчиковый теарт.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звука «А».

Лепка – «Дождик»

Рисование – «Спрячь мышку» — карандаш.

Физкультура – Пи «Птички»

Конструирование: широкая дорожка

3.неделя.

-Чтение потешек – «Вот и люди спят». Дидактические упражнения – «Птички летают, а звери бегают».

-Чтение стихов А.Барто из цыкла «Игрушки»

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звук «У», «Паровоз»

Лепка – «Мячик»

Рисование – «Дорожка» — краски.

Физкультура – Пи «Поезд»

Конструирование: башенка

4.неделя.

-Чтение рассказа Е.Чарушина «Кошка». Театр игрушек – корова, коза, кошка – звукоподражание.

-ЗКР– звуки «У»-«А». Развитие речевого дыхания, упражнение «Ветерок».

-Д упражнение – «Что звучит?» — слуховое развитие.  

Лепка – «Травка»

Рисование – «Травка» — рисование пальчиками.

Физкультура –Пи «Мыши и кот».

Конструирование: башенка.

Октябрь

1.неделя.

-Чтение потешек – «Водичка – водичка» — песенка водички: звук – «ССС»

-Экспериментирование- игры с водой. Потешки: «Наша Таня громко плачит».

-ЗКР– развивать умение правильно выдыхать воздух, через рот, для развития речевого дыхания «Ветерок»

Лепка – «Мячик»

Рисование – «Дождик кап-кап-кап» — карандаш

Физкультура –Пи «Догони мяч»

Конструирование: башня

Сюжетная игра: Дочки матери

2.неделя.

-Чтение сказки «Курочка ряба» — театр Би-Ба-Бо

-Экспериментирование: игры с водой – «Тонет, не тонет». Потешки  «Водичка – водичка»

-Артикуляционная гимнастика, на улыбку. ЗКР– звук –«И»

Лепка – «Мячик».

Рисование – «Дождик» — красками.

Физкультура – Пи «Через ручеёк»

Конструирование: башня.

3.неделя.

-Е.Чарушин – «Курочка» — картинка «Курочка с цыплятами»

-Подвижные игры – «Наседка с цыплятами. Песенка: курочки – ко,ко,ко; цыплят – пи,пи.

-Артикуляционная гимнастика – округлые губы. ЗКР– звук «О»

Лепка – «Зернышки»

Рисование – «Зернышки» — карандаш.

Физкультура – Пи «Курочка с цыплятами»

Конструирование: ворота

4.неделя.

-Е.Чарушин –«Курочка».

-Чтение стихов А.Барто «Мячик».

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звуки «И-О», развивать умение правильно выдыхать.

Лепка – «Зернышки».

Рисование – «Нитки» — карандаш

Физкультура – Пи с мячом.

Конструирование: ворота.

Ноябрь

1.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» (повтор). Дидактические упражнения – «Кто, как кричит?» — звукоподражание и звуковосприятия (громко, тихо)

-Чтение русской народной сказки «Репка» — на фланелеграфе.

-Дидактическая игра – «Кто к нам пришёл?» — игрушки или картинки – корова, кошка, мышка, коза. Артикуляционная гим-а. ЗКР– звук «М»

Лепка – «Яичко»

Рисование – «Мостик через речку» — краски.

Физкультура – Пи «Солнышко и дождик»

Конструирование: автомобиль – деревянный конструктор

2.неделя.

-Чтение потешек про пальчики, использование театра на пальчиках.

-Чтение р.н.с. «Курочка ряба» — театр на фланнелеграфе

-Подготовительные упражнения для развития речевого дыхания «Ветерок». Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звук «П».

Лепка – «Пряник»

Рисование – «Письмо маме» — карандаш

Физкультура – Пи «Мышки»

Конструирование: ворота – Лего конструктор.

3.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» настольный театр. Ду – «Скажи ласково за курочку»

-Чтение потешеки «Пошел котик не Торжок». Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

— ЗКР – звук «Б». Пальчиковая гимнастика. Игра на музыкальных инструментах.

Лепка – «Колбаски».

Рисование – «Клубок» — карандаш

Физкультура – Пи «Догони мяч»

Конструирование: дорожка – деревянный конструктор.

4.неделя.

— Чтение потешек «Пошел котик на Торжок» — рассматривание иллюстраций в книги.

-Игра драматизация – «Курочка ряба», с использованием костюмов.

-ЗКР- развитие слухового внимания (различие произношений звуков) «М-Б-П».

ДИ – Чудесный мешочек – «Кто к нам пришёл?»

Лепка – «Колбаски»

Рисование – «Ворота»

Физкультура – Пи «Догоните меня»

Конструирование: ворота – крупный конструктор

Декабрь.

1.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Репка» — настольный театр

-ДУ на величину – сравнение героев по величине (большой, маленький, меньше) и голосу, у кого какой голос (громкий, тихий, ласковый, сердитый).

-ЗКР- звук «Ф» -звукоподражание «аф-аф». ДИ – «Далеко, близко».

Лепка – «Скатаем снежный ком»

Рисование – «На деревья на лужок тихо падает снежок» — краски

Физкультура – Пи «Пузырь»

Конструирование: стул и стол

Сюжетная игра: Дочки матери

2.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Репка» — пальчиковый театр.

-Игра – «Посуда для всех героев», по сказки «Репка», на величину (большой, маленький).

Читайте также:  Индивидуальная программа развития для ребенка с овз

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР – звук «К»

Лепка – «Тарелка»

Рисование – «Огни в окнах» — карандаш.

Физкультура – Пи «Лохматый пёс»

Конструирование: диван

3.неделя

-Повторение р.н.с. «Репка» «Курочка ряба» — книги с иллюстрациями. По иллюстрации дети договаривают сказку за воспитателям.

-Игра инсценировка по сказки «Курочка ряба».

-ЗКР- звуки «В-К» упражнения для артикуляционного аппарата.

Лепка – «Угощение».

Рисование – «Зернышки»

Физкультура –Пи «Мыши и кот»

Конструирование: диван

4.неделя.

-Чтение потешк- «Наша Маша маленька»

-Игра драматизация «Репка» с использованием костюмов.

-ЗКР- звукоподражание: «Чудесный мешочек» -корова, коза, кошка, и т.д. произнесение звукосочитаний: мяу-мяу, мур-мур, кис-кис.

Лепка – «Яблоки на блюде»

Рисование – «Украсим елку, хлопушку» — краски.

Физкультура – Пи « Кто тише»

Конструирование: кресло

Январь

1.неделя.

-Чтение «Как у нашего кота» — театр игрушек

-Экспериментирование – ДУ – «Шерсть и перышко»

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Д».

Лепка – «Столбик»

Рисование – «Разукрасим шапку, варежку» — карандаш

Физкультура – Пи «Воробушки и кот»

Конструирование: домик из кубиков

2.неделя.

-Чтение сказки «Теремок» фланелеграф

-Ди – «Найди по цвету»

-ЗКР- звук «Т». ДУ- Игры с молоточками – забить втулки, шарики в ячейки.

Лепка – «Столбик»

Рисование – «Новогодняя елка» — краски.

Физкультура – Пи «Мышки»

Конструирование: домик – Лего конструктор

Сюжетная игра: Доктор Айболит

3. неделя.

-З.Чарушин «Кошка» — Татр «Би-Ба-Бо». Пальчиковая и артикуляционная гимнастики.

-Потешка «Заинька походи». Ди – «Кто в домике живет?» домашние и лесные животные.

-ЗКР — звук «Г». Закрепление гласных «Б-И-О»

Лепка – «Заборчик»

Рисование – «Следы котенка» — рисование пальчиками.

Физкультура – Пи «Зайка серенький сидит»

Конструирование: кресло

4.неделя.

-Чтение потешек «Заинька походи» — хороводная игра

-Беседа с детьми, на тему «Кто живет в лесу?». Игра на звукоподражание.

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР- звук «Т», закрепление «Д-Т-Г».

Лепка – «Заборчик»

Рисование – «Мишка топает, зайчик скачет» — краски.

Физкультура – Пи «Через ручеёк»

Конструирование: кровать

Февраль.

1.неделя.

-Чтение стихотворения А.Барто «Снег» — с движениями и с моделью снежков. Рассматривание картинок  с изображением птиц.

-ЗКР – звук «Х». Ду «Сова» — на звукоподражание – «ууух-ууух-ууух»

-Экспериментирование – Ду «Шубка из перьев, или из меха.

Лепка – «Снеговик»

Рисование – «Снежные дорожки» — краски.

Физкультура – Пи «Птички»

Конструирование: лесенка из кирпичиков

2.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Теремок» — театр «Би-Ба-Бо». ДУ- «Попросись вежливо»

-Рассказывание р.н.с. «Заюшкина избушка». Потешки «Заинька походи» — хороводная.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Э» — упражнения на выдох и на слух.  

Лепка – «Бревнышки для домика»

Рисование – «Заборчик»  краски

Физкультура – Пи «Зайцы и волк»

Конструирование: лесенка из кубиков

3.неделя.

-Рассказ р.н.с. «Теремок» —  настольный театр.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звуки «Х-Э». Ду на звукоподражание, с использованием картинок.

-Ди «Высоко – низко» — на ориентировку в пространстве

Лепка – «Снеговик»

Рисование – «Лесенка» — краски

Физкультура – Пи «Мишка косолапый»

Конструирование: башенка и лесенка

4.неделя.

-Ду «Чей голос?» — картинки героев сказки «Теремок»

-Игра драматизация – «Теремок», с использованием костюмов.

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ЗКР- звуки «И-У»

Лепка – «Домик» — коллективная работа, изготовление бревнышек.

Рисование – «Горка» — краски.

Физкультура – Пи «Самолеты»

Конструирование: горка

Март

1.неделя

-Рассказывание р.н.с «Колобок» — театр на фланелеграфе.

-Ду –«Снежинки» -речевое дыхание. Развитие слухового внимания «Угадай по голосу».

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР- звук «Ы».

Лепка – «Сушка»

Рисование – «Дорожка»

Физкультура – Пи «Зайка серенький сидит»

Конструирование: горка и дорожка

Сюжетная игра: игры в уголке «Кухня»

2.неделя

-Рассказывание р.н.с. «Колобок» – театр «Би-Ба-Бо»

-Ди «Найди маму» — знание название животных взрослых и детёнышей.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Ц»

Лепка – «Улитка»

Рисование – «Колобок»

Физкультура – «Мишка шалунишка»

Конструирование: короткая скамейка

Слушание аудио записи

3.неделя.

-Чтение потешек «Ладушки – ладушки». Пальчиковая гимнастика.

-Игра инсценировка – «Колобок»

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звуки «Ц-И» в словосочетаниях

Лепка – «Блины»

Рисование – «Светит солнышко в окно» — краски.

Физкультура – Пи «Кто тиши»

Конструирование: длинная и короткая скамейки

4.неделя.

-Совместное с детьми рассказывание сказки «Колобок», настольный театр

-Игры на звукоподражание: утёнок – кря-кря, гусёнок – га-га, цыплёнок — пи-пи.

-ЗКР- звуки «Ц-И» — в словосочетаниях

Лепка – «Тарелка»

Рисование – «Заборчик и лестница» — карандаши.

Физкультура – Пи «Мишка шалунишка»

Конструирование: ворота

Апрель

1.неделя.

-Чтение потешки «Ай качи, качи…» — без наглядности

-Ди по сказке «Теремок»: -«Кого не стало?»

Читайте также:  Карта нервно психического развития ребенка раннего возраста

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «С». Игры с водой.

Лепка – «Баранки»

Рисование – «Капель»- карандаш

Физкультура – Пи «Где звенит»

Конструирование: ворота и скамейка:

2.неделя.

-Игра инсценировка «Как машина зверей катала»

-Чтение потешки «Ай качи, качи…»

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР звук «С»

Лепка – «Погремушка»

Рисование – «Дерево» — краски.

Физкультура – Пи «Лошадки»

Конструирование: мост и дорожка

3.неделя.

-Игра инсценировка «Гусь и жеребенок». Звукоподражание: гусенок: га,га; жеребенок: и-го-го. Ди – «Кто что ест?»

-Рассказывание сказки «Колобок» — плосткосной театр.

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР—звук «С»

Лепка – «Тарелка с яблоками»

Рисование – «Разукрасим конфету» — карандаш

Физкультура – Пи «Мышки»

Конструирование: домик

4.неделя.

— «Накормим птичек» — рассматривание сюжетной картины, пальчиковая гимнастика, звукопроизношение: «цып-цып-цып», «клю-клю-клю»

— Ди – на величину (большой, маленький) – пирамиды.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «З»

Лепка – «Пирамида»

Рисование – «Дождик и лужи» — краски.

Физкультура – Пи «Воробушки и автобус»

Конструирование: домик и дорожка

Май

1.неделя.

-Чтение знакомых потешек: «Как у нашего кота», «Маше маленькая», «Чики-чики-чикалочки».

-Игры и упражнения на дыхание – кораблики, вертушки, мыльные пузыри и др.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «З»

Лепка – «Цветок» барельеф на картоне.

Рисование – «Шарики воздушные» — карандаш.

Физкультура – Пи «Мошки, мышки»

Конструирование: скамейка – крупный конструктор.

2.неделя.

— Е.Чарушин – «Кошка», «Собака» — с использованием картинок животных.

— Игра драматизация «Колобок» с использованием костюмов.  

-ЗКР- различать на слух звуки «С-З»

Лепка – «Угощение – для кошечки и собачки»

Рисование – «Салют» — краски.

Физкультура – Пи «Лохматый пес»

Конструирование: диван – мелкий строительный материал

3.неделя.

-Чтение стихов А.Барто «Козленок», «Зайка» — с использованием игрушек.

-Ди – «Чудесная коробочка» — набор игрушек и предметов (кот, кубик, лейка, лента и пр)

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ЗКР — звук «Ц»

Лепка – «Цветок»

Рисование – «Травка» — краски или карандаш.

Физкультура – Пи «Мой веселый звонкий мяч»

Конструирование: стул и стол

4.неделя.

-Чтение потешки «Наши уточки с утра» — театр на фланелеграфе (набор картинок)

-Ду – «Отгадай на слух» — музыкальные инструменты, вода, шумовые коробочки

-ЗКР — определять звуки «С-З-Ц»

Лепка – «Ужик или червечёк»

Рисование – по желанию детей.

Физкультура – Пи «Птички в гнездышках»

Конструирование: домик и скамейка – разнообразные наборы строительного материала.

Источник

Ольга Боброва
Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнений для детей 3–4 лет

Продолжение

Сентябрь:

1-2 недели – обследование

3-4 недели: тема «Наши имена»

Цель: Учить детей рассматривать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Помочь запомнить и употреблять в речи имена кукол.

Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовать существительное с прилагаемым в роде и числе.

Уточнить и закрепить правильное произношение звука «о» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на наличие звука «о» в словах.

Развивать коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Подготовить к элементам драматизации.

Игры: «Угадай, кто позвал!», «Куклы пляшут», «Наши имена», «Назови соседа», «Перед кем ты стоишь», «Оденем куклу»

Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Куколка», «Моя семья»

Октябрь:

1-2 недели: тема «Овощи и фрукты»

Цель: Проверить, как дети различают и называют овощи и фрукты. Учить различать овощи и фрукты, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. Развивать зрительную память. Обогащать словарь за счет обозначения качеств, использовать в речи слова: сырой, вареный, соленый, овощной и др.

Показывать и называть действия, которые ребенок может перенести в игровую ситуацию. Использовать в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты».

Учит выразительности движений, мимики, жестов.

Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение.

Игры и игровые упражнения: «Чудесный мешочек» «Что утащили мыши?», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Яблонька», «Кабачок – кабачок», «Огуречик, огуречик», «Яблоко»— молдавская игра, «Что изменилось»,»Сварим щи и компот», «Соберем урожай картофеля», «Соберем урожай».

Пальчиковая гимнастика: «Капустка», «Будем мы варить компот»

3-4 недели: тема «Игрушка»

Цель: Учить детей рассматривать картинку, формировать умение отвечать на вопросы (по картинке) и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить правильно, употреблять формы единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (стоит — стоят, играет – играют, и др.) Закрепить правильное произношение звуков «а», «у», «и», развивать речевой выдох, мелкую моторику.

Читайте также:  Понятие критический период развитие ребенка

Закреплять умение читать самостоятельно стихотворения. Помочь выучить наизусть новое стихотворение.

Закреплять умение классифицировать предметы

Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать эмоциональную сферу.

Игры и игровые упражнения: «Скажи ласково», «Сложи целое слово из частей», «Кто к нам в гости пришел», «Подарки», «чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Принеси игрушку – животное», «Найди свой домик», «Мишка с куклой, «Куколка»

Дыхательные упражнения: «Подуть на султанчика», «Игра с воздушными шарами»

Пальчиковая гимнастика: «Кольцо», «Флажок», «Шарик», «Цепочка», «Колокольчик», «Зайка и барабан»

Ноябрь:

1 неделя: тема «Осень»

Цель: Познакомить детей с поэтическими произведениями об осени. Развивать эстетические чувства детей, вызывать эмоциональный отклик на литературное произведение. Закрепить знания о характерных признаках осени. Дифференцировать красный, желтый, и оранжевые цвета. Развивать слуховое и зрительное внимание, моторику, воспитывать длительный плавный выдох. Закрепить правильное произношение звука «Ш».

Игры: «Солнышко и дождик», «Листья», «Листопад», «такой листок — лети ко мне», «Найди свой цвет», «Когда это бывает», «Дождик»

Дыхательные упражнения: «Ветерки»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Грабли», «Осенние листочки»

2-3 недели: тема «Одежда»

Цель: Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением. Закрепить представление детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды. Учить активно, использовать обобщающее слово «Одежда», правильно называть предметы одежды, использовать прилагательные, обозначающие цвет.

Развивать умственное и эмоциональное восприятие. Вызывать интерес к драматизации сказки, к решению.

Побуждать использовать отрывки из сказки в собственной игре. Обратить внимание на новые слова. Закрепить произношение гласных звуков и звукоподражательных слов (пи – пи, ква –ква, у, э)

Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Игры и игровые упражнения: «Кукла одевается», «Парные картинки», «По дорожке Валя шла», «Найди свой шкафчик» «Один – много», «Чудесный мешочек», «Оденемся на улицу», «Катя, попляши», «Ножки, ножки», «Что одела кукла?»

Пальчиковая гимнастика: «Шла лягушка по дорожке», «Наша Маша маленькая»

4 неделя: тема: «Наше тело»

Цель: Продолжать развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «девочка»«мальчик», знать к какому полу относится сам ребенок. Развивать пространственные представления. Учить сравнивать и обобщать, развивать местную и общую моторику, пополнять активный словарь.

Развивать познавательные способности, тактильное восприятие.

Воспитывать у детей умение слушать и понимать, а так же запоминать небольшое количество по объему стихотворение. Учит читать не торопясь, четко выговаривая слова. Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Прививать гигиенические навыки

Игры и игровые упражнения: «Кукла попляши», «Водичка, водичка», «По ровненькой дорожке», «Где наши ручки?», «Ровным кругом», «Что умеют делать ножки (ручки?», «Отвечай быстро», «Бабушка Маланья», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Скажи ласково»

Пальчиковая гимнастика: «Детишки», «Дружба», «Большой братец», «Человечек», «Ладонь – кулак»

Декабрь:

1-2 недели: тема «Посуда»

Цель: Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции посуды. Учить различать и называть части предметов посуды. Развивать зрительное внимание, учить сравнивать, активизировать словарь

Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Учить детей образовывать по аналогии существительные с суффиксом – «ник» (чайник, молочник, кофейник)

Воспитывать интонационную выразительность речи, учить детей отвечать на вопросы.

Игра и игровые упражнения: «Чудесный мешочек», «Скажи ласково», «Один – много», «Большой – маленький», «У медведя во бору», «Три медведя», «Что взяла Машенька», «Горшочек», «Повар», «Найди предмет по описанию»

Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли», «Чайник»

3 неделя: тема «Зима»

Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить устанавливать простейшие причинно — следственные связи, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, активизировать словарь, учить отвечать на поставленные вопросы.

Игры и игровые упражнения: «Белый снег пушистый», «Зайка беленький сидит», «Слушай внимательно», «Снег идет», «Игра в снежки», «Закончи предложение», «Выпал беленький снежок», «Зимний хоровод», «С льдинки на льдинку»

Пальчиковая гимнастика: «Снежинка», «Снежинки пуховые»

4 неделя: тема «зимние забавы»

Цель: Познакомить детей со значением потешки — заклички, учить выразительно и ритмично проговаривать потешку «Ты мороз», помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз», объяснить значение считалки, выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.

Закрепить знание характерных признаков зимы. Развивать речевой выдох, мелкую моторику.

Игры и игровые упражнения: «Дед мороз», «Ты мороз — мороз», «Выпал беленький снежок», «Мороз», «С льдинки на льдинку», «Скажи ласково», «Влезь на горку», «Снег, снег кружится», «Подбери слово», «Ловим снежинку»

Дыхательные упражнения: «Снег идет», «Снежинка летит»

Пальчиковая гимнастика: «Снежок слепили», «Снежинки пуховые»

Источник