Нарушение в психическом развитии человека ребенка их систематика и статистика

Нарушение в психическом развитии человека ребенка их систематика и статистика thumbnail

Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями. Основными причинами нарушений психического развития являются: наследственные патологии головного мозга; хромосомные заболевания; пороки головного мозга; эпилептический синдром; поражения и патологии центральной нервной системы; опухоли головного мозга; гидроцефалия; тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы; наследственные эндокринные заболевания; соматические патологии; нарушения и заболевания органов чувств; отсутствие воспитания и педагогическая запущенность. Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм). Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами.Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию. К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы. Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов. К основным типам нарушений психического развития можно отнести: дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие; необратимое психическое недоразвитие; дисгармоничное психическое развитие; дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями; патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость. В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия. Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка. Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования. Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности. После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений. У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти. Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов. Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка. В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

Читайте также:  Стадия доречевого развития ребенка 5

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести: коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации; коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи; сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки; аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия; релаксационные упражнения; лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития; физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры. Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Рекомендуемые источники информации:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 61-66

2. https://www.neboleem.net/narushenie-psihicheskogo-razvitija.php

Источник

Нарушения в соматическом развитии ребенка, их систематика и статистика

Понятие соматического нарушения относится к болезням и явлениям, связанным с телом ребенка (человека).

Замечание 1

Соматический (от греч.) – телесный.
Соматические нарушения – это различного рода телесные заболевания.

Развитие является основной чертой живой материи, так как именно благодаря ему, осуществляются процессы по увеличению числа и массы клеток, их дифференциация, строение и функция. Процесс развития запрограммирован в клетках ДНК.

Определение 1

Соматическое развитие ребенка – это индивидуальное развитие, которое начинается с момента попадания сперматозоида в яйцеклетку и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности.

Таким образом, нарушение соматического развития может быть начато еще до момента рождения, то есть внутриутробно, в силу различных негативных факторов и причин, отрицательно влияющих на организм беременной женщины.

В настоящее время врожденные пороки занимают первое место среди причин нарушений соматического развития ребенка.

Врожденные пороки разнообразны. Принято выделять следующие нарушения соматического развития ребенка, причинами которых являются врожденные пороки:

  1. Нарушения, связанные с внутриутробной мутацией клеток плода.
  2. Нарушения, вызванные первичными пороками развития органов и их функций (например, спинномозговая грыжа)
  3. Нарушения, вызванные вторичными пороками (косолапость).

Таким образом, врожденные пороки оказывают отрицательное влияние на соматическое развитие ребенка. Они могут быть причиной различных аномалий развития отдельных органов и их функций.

Помимо врожденных пороков, соматические нарушения в развитии ребенка могут быть вызваны внешними факторами, такими как травмы (ожоги, ранения и т.п.) и разнообразные заболевания (инфекционные, инвазионные и т.п.).

Признаки и симптомы соматического нарушения зависят от того, что послужило причиной его возникновения, а также от индивидуальных особенностей и свойств организма ребенка.

Соматические нарушения, проявляющиеся в поражении внутренних органов и систем, довольно часто становятся причинами психических расстройств.

Основными условиями соматически обусловленных психозов являются:

  1. Выраженная клиническая картина соматического нарушения
  2. Наличие заметной связи между соматическим и психическим развитием
  3. Раздельное (параллельное) течение соматических и психических нарушений
  4. Возможное появление и проявление органической симптоматики

Таким образом, необходимо понимать, что организм ребенка является целостным и единым. Понимание функционирования его отдельных частей следует рассматривать в совокупности всей системы.

Понятие и виды нарушений в психическом развитии ребенка

Замечание 2

Нарушение психического развития ребенка – это психическое состояние, обусловленное замедлением темпа формирования личности и ее психических функций, а также различными нарушениями умственных и познавательных способностей.

Читайте также:  Как проверить уровень речевого развития ребенка

Чаще всего нарушения психического развития проявляются в младенческом и детском возрасте.

Причинами нарушений психического развития могут быть различные травмы и патологии.

Основные причины нарушения психического развития ребенка:

  • наследственные патологии головного мозга
  • различные хромосомные заболевания
  • пороки развития и опухоли головного мозга
  • эпилептические синдромы
  • патологии, поражения, тяжелые заболевания ЦНС
  • гидроцефалия
  • разнообразные соматические нарушения
  • заболевания и нарушения развития (функционирования) внутренних органов
  • педагогическая запущенность.

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития ребенка являются следующие факторы:

  • Наследственные
  • Социальные
  • Биологические
  • Психогенные

Нарушения в психическом развитии детей имеет несколько признаков проявлений, чаще всего это недоразвитие, повреждение личностного развития, отсталость умственного развития, невозможность самоопределения, психопатии и различного рода искажения (например, аутизм).

В целом же нарушения психического развития детей проявляются в отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления личности, несоответствии восприятия и поведения с возрастными нормами.

Чаще всего нарушения психического развития диагностируют в раннем возрасте, и связаны они в основном с мозговой дисфункцией.

Важным в определении нарушения психического развития является учет темперамента ребенка, наличие у него церебральных и соматических патологий.

Выделяют следующие типы нарушений психического развития:

  • дизонтогенез: искаженное или замедленное развитие ребенка;
  • необратимые психические недоразвития;
  • дисгармоничные психические развития;
  • асинхрония и ретардация развития;
  • умственная отсталость;
  • клинические формы: инфантилизм, аутизм, акселерация и т.п.

Своевременно выявленные нарушения психического развития требует немедленного реагирования со стороны родителей и специалистов. В зависимости от вида и типа нарушения с ребенком должны работать логопед, психиатр, дефектолог, психолог и педиатр.

Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации.

К ним можно отнести:

  • психологическая коррекция (занятия с психологом и дефектологом, по восстановлению речи, памяти, познавательной функции и т.д.)
  • логопедическая коррекция (работа с логопедом по формированию правильной речи и устранение ее дефектов);
  • сенсорные занятия (работа с психологом по восстановлению чувствительности, психологической разгрузки и т.л.);
  • лечебная физкультура;
  • релаксационные занятия;
  • физиотерапия.

Замечание 3

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка.

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями. Основными причинами нарушений психического развития являются: наследственные патологии головного мозга; хромосомные заболевания; пороки головного мозга; эпилептический синдром; поражения и патологии центральной нервной системы; опухоли головного мозга; гидроцефалия; тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы; наследственные эндокринные заболевания; соматические патологии; нарушения и заболевания органов чувств; отсутствие воспитания и педагогическая запущенность. Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм). Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами.Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию. К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы. Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Читайте также:  Методики диагностики речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов. К основным типам нарушений психического развития можно отнести: дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие; необратимое психическое недоразвитие; дисгармоничное психическое развитие; дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями; патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость. В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия. Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка. Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования. Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности. После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений. У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти. Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов. Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка. В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести: коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации; коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи; сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки; аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия; релаксационные упражнения; лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития; физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры. Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Рекомендуемые источники информации:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 61-66

2. https://www.neboleem.net/narushenie-psihicheskogo-razvitija.php

Источник