Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма

КДОУ ВО «ОЦППМСП детям дошкольного возраста»

« Нарушение аффективного развития ребёнка при

Формировании синдрома раннего детского аутизма»

                                                           Выполнила:

                                                                  Воспитатель ВКК

                                                                  Липисвицкая Г. А.

2015г.

Синдром детского аутизма формируется к концу  раннего возраста (2,5-3 года).   На первый план выступают нарушения эмоционального контакта и проблемы произвольной организации поведения. Становятся всё более выраженными и его своеобразие: не увеличивается активный словарный запас; часто отсутствует реакция на обращённую речь. Нередко ребёнок использует своеобразные звукосочетания (высокие звуки, щёлканье, скрип) или не разборчивое бормотание.                    

         В ряде случаев речевая активность к концу раннего возраста затухает, сворачивается.                                  

       Оформляются необычные стереотипные движения или действия с предметами, которые усиливаются в ситуациях, когда ребёнок переживает какое то сильное впечатление (как позитивное, так и негативное). Приобретают стойкий характер проблемы поведения: тревожность, страхи, погружённость в себя, которые могут сочетаться с периодами повышенной возбудимости, расторможенности; агрессия и самоагрессия;  заметные трудности принятия всего нового, в том числе и появление серьёзных ограничений в еде, сложности переодевания, смены маршрута прогулок. Заметна не только особая лёгкость возникновения у ребёнка состояние аффективного дискомфорта (прямым знаком является самоагрессия), но и крайне длительная фиксация на  негативных впечатлениях. При этом ребёнок обычно не жалуется, не обращается к маме за помощью, а, напротив, ещё больше отгораживается от контакта с близкими и прибегает к своим способам успокоения (в эти моменты и могут появляться особые двигательные разряды, раскачивание, закрывание ушей руками). Данные ряда отечественных исследований позволяют выделить специфические трудности аффективного развития, отражающие характерное для аутистического дизонтогенеза  стойкое сочетание нарушение активности  и снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с окружающим, уже на первом году жизни.

          Особенности проявляются в раннем взаимодействии ребёнка с матерью: могут отмечаться или отсутствие антиципирующей позы; трудности приспособления к положению на руках (аморфность, пассивность либо напряжённость, неподатливость), сложности установления глазного контакта либо его непродолжительность. Характерны задержка в проявлении улыбки и её направленность на близкого человека, слабость в инициации  непосредственного эмоционального общения и быстрое перенасыщение, отказ от продолжения взаимодействия;  недостаточная активность в исследовании материнского лица и трудности в различении его выражения; ограничения в дифференциации собственного эмоционального состояния.

Особая сензитивность  к тактильному и зрительному контакту, пассивность в первых взаимодействиях, трудности непосредственного эмоционального заражения закономерно приводят к нарушениям формирования устойчивых избирательных отношений с близкими, то есть к проблемам формирования привязанности. Отсутствует направленный взгляд, не формируется указательный жест, не появляется персональный призыв « мама». Поэтому одной из наиболее ранних очевидных проблем становится формирование объединённого  внимания: ребёнок не прослеживает взором направление взгляда взрослого, игнорирует его указательные жесты и слова.

           Отмечается не выраженность подражания, поэтому родителям бывает трудно чему-нибудь научить своего малыша: часто не получается вовлечь его в даже самые простые игры, требующие элементов показа и повторения (типа « Ладушек»), обучить жесту ручкой «пока», кивания головой в знак согласия, ребёнок не пытается повторить слоги и слова.

              Уже на ранних этапах аутистического дизонтогенеза отмечается повышенная  чувствительность младенца к сенсорным стимулам: непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса и т.д.) и как нелюбовь к тактильному контакту выраженная брезгливость при кормлении, не приятие ярких игрушек. Негативные впечатления не только легко возникают  у такого ребёнка, но и надолго фиксируются в его памяти.

Читайте также:  Ребенок в четыре с половиной месяца развитие

          Наблюдается выраженная, очарованность отдельными избирательными впечатлениями — тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребёнок стремится получить вновь и вновь. Особенно заметны происходящие с малышом изменения, если раньше он был спокоен, «удобен», покорно подчинялся всем режимным требованиям, никуда не лез. Именно в это время становится заметным, что ребёнок может не слышать обращения, не реагировать на собственное имя, игнорировать запреты, не ощущать реальную опасность. На первый план более выходит сверхчувствительность малыша, усиливаются его чрезмерная осторожность( ко всему новому), пугливость и брезгливость.

          Особенности становления его ранних форм с ближайшим окружением указывают, на проблемы в развитии средств его индивидуальной саморегуляции, закономерно происходящие из нарушений первичной, общей со взрослым системы само регуляции активности и поддержания аффективной стабильности.

           Нарушение развития общей системы аффективной саморегуляции может быть рассмотрено и как причина трудностей снятия взрослым перевозбуждения малыша, уменьшения интенсивности его переживаний. Если ребёнок не получает полноценного опыта общего со взрослым переживания, то даже позитивные, но слишком яркие впечатления могут восприниматься им достаточно болезненно. Эти ощущения становятся слишком возбуждающими и захватывающими, поскольку не разделены с близкими- взрослый не может успокоить малыша, ни переключить или отвлечь его, заняв другим, привычным или, возможно новым, прежде нейтральным впечатлением.

           Соответственно проблемой становится и то, что ребёнок не получает поддержку от близких в переживании дискомфорта, негативных, пугающих впечатлений. Родителям трудно передать ему свой позитивный настрой, отвлечь, успокоить, создать то общее ощущение надёжной защищённости, которое получает обычный малыш. Нарушение развития эмоционального контакта не позволяет и подготовить ребёнка к переходу на более сложный уровень освоения и преобразования отрицательных впечатлений.

           В норме полноценное развитие аффективных механизмов в общей системе саморегуляции обеспечивает и возможность их использования в непосредственно адаптивных целях.

          Таким образом, можно предположить, что характерные для раннего возраста предпосылки формирования синдрома детского аутизма связаны с выраженными трудностями в развитии единой с близким взрослым системы организации поведения и сознания ребёнка. Исходно нарушения проявляются в области развития средств регуляции активности и поддержания аффективной стабильности малыша, что неизбежно приводит к тяжёлым нарушениям его индивидуальных адаптивных возможностей.

           Стереотипы поведения, которые складываются у аутичных детей в этом возрасте ограничивают активность ребёнка до жестоко фиксированных форм, выполняя преимущественно функцию защиты- защиты от неожиданного.

           Таким образом, мы видим, что тенденции искажения развития, обусловленные первичными трудностями формирования совместной с близкими системы аффективной регуляции и организации поведения аутичного ребёнка, к концу раннего возраста закономерно оформляются в устойчивый синдром лёгкого аутизма.

Источник

Светлана Самойлова
Особенности раннего аффективного развития при раннем детском аутизме

Синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5-3 годам. В этом возрасте психическое развитии аутичного ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (Лебединский В. В., 1985, нарушения носят всепроникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития.

Основные черты синдрома детского аутизма:

• Нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

• Стереотипность в поведении, которое проявляется, как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования; непереносимость малейшихего изменений;

•Наличие в поведении ребенка однообразных действий: моторных (раскачивание, прыжки, постукивания и т. д., речевых (произнесение одних и тех же звуков, слоа и фраз, стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках;

• Совершенно особые нарушения речевого развития (отсутствие речи, эхолалии -воспроизведение услышанных слов и фраз в неизмененном виде, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица, сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.

Всеми исследователями подчеркивается, что детский аутизм- это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано.

Читайте также:  Показатели состояния здоровья и развития ребенка

В чем же состоит качественное своеобразие эмоционального развития при раннем детском аутизме (РДА?

1. Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам.

2. Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими.

3. Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому.

4. Трудности произвольной организации ребенка.

Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам отмечается у ребенка с таким типом развития уже в раннем возрасте. Она может выражаться в непереносимости бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т. д.); в нелюбви к тактильному контакту, как брезгливость при кормлении, и даже, например, при попадании на кожу капель воды; в непереносимости одежды; в неприятии ярких игрушек и т. д. Следует отметить, что неприятные впечатления у такого ребенка не только легко возникают, но и надолго фиксируются в его памяти.

Особенностьреакций на сенсорные впечатления проявляется у детей уже в первые месяцы жизни: при недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним наблюдается выраженная «захваченность», «очарованность» отдельными определенными впечатлениями (тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Часто отмечается очень длительный период увлечения каким-то одним впечатлением, которое через какое-то время сменяется другим, но столь же устойчивым (шуршание целлофановым пакетом, перелистывание страниц книги или журнала, игра с пальчиками, наблюдение за движением тени на стене и т. д.).

«Захваченность» ритмическими повторяющимися впечатлениями характерна для раннего возраста и в норме. В поведении ребенка до года доминируют «циркулирующие реакции», когда малыш повторяет многократно одни и те же действия ради воспроизведения определенного сенсорного эффекта,- стучит игрушкой, ложкой, прыгает, лепечет и т. д. Однако ребенок с благополучным аффективным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность.

Напротив- и это является принципиальным отличием,- при аутистическом типе развития ребенка близкому практически не удается подключиться к действиям, поглощающим ребенка.

Таким образом, если при нормальном эмоциональном развитии погружение ребенка в сенсорную стимуляцию и контакт с близким взрослым идут в одном направлении, причем доминирует второе, то в случае раннего нарушения этого развития сенсорные увлечения малыша начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими и, как следствие, от развития и усложнения связей с окружающим миром.

Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации, реакций младенца.

• Одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является приспособление к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывают проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу.

• Другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца- фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. При признаках аутистического развития избегание взгляда в глаза либо его непродолжительность отмечаются достаточно рано.

• В норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие антиципрующей (предвосхищающей)позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. У многих аутичных детей эта поза является невыраженной, что свидетельствует об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках.

• Признаком благополучности аффективного развития ребенка считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. Однако качество ее может быть очень своеобразным. Улыбка может возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы и т. д.). У детей с РДА в раннем возрасте не возникает и не развивается или развивается с большим опозданием «комплекс оживления».

• В норме к 5-6 месяцам ребенок хорошо различает разные выражения лица близких ему людей. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека.

Читайте также:  Стадии этапы развития отклонений в поведении ребенка

• Одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, является происходящее на определенном возрастном этапе выделении младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери, переживание разлуки с ней.

Варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития:

• Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне.

• Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию.

• Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже- после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7-8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, чем общение с близкими.

Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому.

• Обращения ребенка не носят дифференцированного характера, трудно догадаться, чего именно он росит, что его не удовлетворяет. Так, малыш может однообразно «мычать», подхныкивать, кричать, не используя указательного жеста и даже не направляя взгляд к желаемому объекту;

• В других случаях у детей формируется направленный взгляд и жест, но без попыток называния предмета, желания, без обращения взгляда к взрослому. В норме так себя ведет любой очень маленький ребенок, но в дальнейшем на этой основе у него появляется указательный жест. Характерно, что этого не происходит у аутичного ребенка- и на более поздних стадиях развития направленный взгляд и жест не трансформируется в показывание пальцем.

Трудности произвольной организации ребенка.

Эти проблемы становятся заметными по достижении ребенком годовалого возраста, а к его 2-2,5 годам осознаются родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого проявляются уже гораздо раньше.Это может выражаться в следующем:

• Отсутствие, либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;

• Отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова;

• Невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда- очень длительная задержка в формировании;

• Слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего сенсорного поля. При РДА «захваченность» сенсорным потоком, исходящим из окружающего мира, наблюдается гораздо раньше, чем при нормальном развитии и вступает в конкуренцию с ориентацией на близкого человека.

Таким образом, все перечисленные выше особенности отношений аутичного ребенка с окружающим миром в целом и с близкими людьми особенно свидетельствуют о нарушении развития способов организации активных отношений с миром и превалировании в его развитии уже с раннего возраста выраженной тенденции- перевеса стереотипной аутостимуляционной активности (извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов или собственного тела) над реально адаптивной (направленной на активное и гибкое приспособление к окружающему).

Эта характерная тенденция может проявляться в разных формах, что к моменту складывания аутистического синдрома отражается в виде определенного его варианта. Четыре таких основных варианта, описанных О. С. Никольской (1985, различаются по глубине и качеству аутизма, уровню адаптации ребенка к окружающему миру и по преобладющему типу аутостимуляционной активности.

Источник