Направления развития ребенка в логопедии

Направления развития ребенка в логопедии thumbnail

Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях

1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с  целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого — педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно — развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

  • Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

  • Совместная деятельность с педагогом — психологом по стимулированию психологической базы речи.

  • Совместная деятельность с воспитателями.

  • Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

  • Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями  консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

  • Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика,  некоторые виды логопедических игр, основные правила  (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Читайте также:  Ракета карточки для развития ребенка профессии и ремесла

4. Методическая деятельность

Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

  • разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

  • перспективное планирование;

  • изучение и обобщение передового опыта;

  • участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

  • обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

  • поиск наилучших средств коррекции речи детей;

  • изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

  • самообразование;

  • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность 

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

  • Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

  • Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

  • Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

  • Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда. 

Источник

Индивидуальные

Цель индивидуальных занятий —
формирование первичных навыков правильной артикуляции,
коррекция голоса, устранение дефектных звуков, их сочетаний,
недостатков воспроизведения слова.

На индивидуальных занятиях логопед решает ряд задач:
1. Развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия.
Эта задача может оказаться первоочередной в том случае,
если дефекты звукопроизношения обусловлены
несформированностью операций различения фонем по их
акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено
различение входящих в состав слова фонем.
Задания на выработку умений слышать, узнавать звук,
выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим
и артикуляционным признакам звуки, упражнения на
формирование навыков элементарного звукового анализа и
синтеза — неотъемлемая часть коррекционной работы по
устранению дефектов звукопроизношения. С самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук поизносить еще не может.

2. Уточнение правильного произношения звуков,
имеющихся в экспрессивной речи детей. Формулировка и
реализация этой задачи обусловлена тем, что постановка
достаточно большого количества звуков речи возможна на
основе сохранных звуков. Таким образом, готовится необходимая
база для постановки отсутствующих звуков. Примером может
служить постановка звука Р от звука Ж, звука Ш от звука С. 3. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков (развитие артикуляционной моторики). 4. Постановка отсутствующих звуков.
5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах. 6. Дифференциация смешиваемых звуков.
Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен
или смешения звуков, необходимо проводить работу по
дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в
любом звукосочетании. Последовательность и постепенное
усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем
в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех
случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение
звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.
7. Закрепление навыков правильного, чёткого
воспроизведения слов различной слоговой структуры.
Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и
речедвигательных навыков, проводится поэтапно и включает:
— Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
— Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция
дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка- логопата).
Методы и приемы работы разнообразны и зависят от
индивидуальных особенностей ребенка.
8. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Логопед должен включать в свои
занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой — будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой
работой.

Следующие 2 задачи касаются работы с детьми с ОНР.

9. Совершенствование лексико-грамматических конструкций. У детей с ОНР нарушение произношения в «чистом виде»
не встречается. Поэтому содержание индивидуальных
логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно
быть намного шире.
На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию
грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
10. Развитие неречевых психических процессов.
Активизация мыслительной деятельности детей, развитие
внимания и памяти — необходимые условия для успешного и
разностороннего обучения дошкольников. А в силу
специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения —обязательная составляющая индивидуального логопедического
занятия.

Читайте также:  Развитие ребенка в первые месяцы

При подготовке и проведении индивидуального занятия
логопед должен:
— сформулировать тему и цель занятия;
— определить этапы занятия, их взаимозависимость и
последовательность;
— постепенно усложнять лексический и грамматический
материал, предъявляемый детям;
— разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
— учитывать зону ближайшего развития ребенка;
— осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
— кратко, четко, доступно формулировать инструкции,
даваемые детям;
— использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
— уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Необходимо отметить, что индивидуальные занятия
проводится 2-3 раза в неделю по 15-20 минут с каждым
ребенком.

1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):

— развитие артикуляционной моторики

— речевого дыхания

— постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков

2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия.

3. Обогащение активного и пассивного словаря.

4. Формирование правильного лексико- грамматического строя речи.

5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

Фронтальные

К фронтальным занятиям должны предъявляться
следующие требования:
1. Занятие должно быть динамичным.
2. Обязательно включаются игровые фрагменты и
сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.
3. Обязательна частая смена различных видов деятельности. 4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.
5. Важно приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
6. Использовать разнообразный дидактический материал,
красочный и удобный.
7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.
Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальная форма работы (урок) является основной при осуществлении коррекции нарушений речи и письма в рамках
общеобразовательного «Коррекционно-лингвистического курса». Для подготовительного класса общеобразовательный
«Коррекционно-лингвистический курс» включает в себя специальные предметы («Произношение», «Развитие речи»
(окружающий мир) и общеобразовательный, адаптированный для
учащихся с речевой патологией предмет «Обучение грамоте».

Целью курса является: коррекция речевой деятельности как
одной из важнейших предпосылок успешного обучения и
адаптации личности в школьной среде.

В соответствии с этой целью ставятся задачи
коррекционно–лингвистического курса в подготовительном
классе:
• коррекция речевого недоразвития детей и обусловленного
им нарушения речемыслительных процессов;
• развитие и обогащение представлений об окружающем
мире как базы для расширения лексико-грамматической стороны
речи;
• формирование умений и навыков, необходимых для того,
чтобы говорить, осмысленно слушать и включаться в речевую
деятельность;
• получение элементарных сведений по фонетике,
грамматике, правописанию.

Предмет «Развитие речи» (окружающий мир) направлен на расширение представлений об окружающем мире, т. е. имеет социальную направленность. «Развитие речи» (окружающий мир) – интегрированный предмет, в его содержание введены
элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Содержание обучения предполагает:
• уточнение и наполнение конкретных представлений об окружающем мире, знакомство с природными явлениями;
• совершенствование и формирование навыка понимания связной речи; создание базы для освоения письменной формы
связной речи;
• развитие понимания разговорной речи, грамматического строя языка; содействие формированию у учащихся
сознательного отношения к вопросам личной безопасности;
• знакомство с элементарными правилами поведения при
чрезвычайных ситуациях.

Предмет «Произношение» имеет целью формирование
чёткой, плавной, выразительной речи, сопровождающейся
коррекцией просодической стороны речи, а также работой по развитию подвижности и чёткости движений артикуляционного
аппарата.
Предмет «Обучение грамоте» является продолжением
предмета «Произношение».
Предмет «Обучение грамоте» предполагает следующее
содержание:
• восполнение пробелов дошкольного речевого развития;
• подготовка к усвоению звукового состава слова;
• формирование умения ориентироваться на листе бумаги;
• подготовка и обучение технике письма.
Коррекционно-развивающими задачами являются:
формирование первичных навыков саморегуляции, овладение
простейшими коммуникативными умениями.

Читайте также:  Развитие ощущений и восприятия ребенка

Для 1 — 4 классов общеобразовательный «Коррекционно-
лингвистический курс» специальной (коррекционной) школы
включает в себя специальные предметы («Произношение»,
«Развитие речи» (окружающий мир), а также
общеобразовательные, адаптированные для учащихся с речевой
патологией («Обучение грамоте», «Фонетика, грамматика,
правописание», «Чтение»). Целью курса является: формирование полноценной речевой
деятельности как одной из важнейших предпосылок успешного
обучения и средства адаптации личности в обществе.

В соответствии с этой целью ставятся задачи
коррекционно– лингвистического курса в начальной школе:
• восполнение пробелов речевого недоразвития детей и обусловленного им нарушения речемыслительных процессов;
• развитие и обогащение представлений об окружающем мире как базы для расширения лексико-грамматической стороны
речи, связного устного и письменного высказывания;
• формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы говорить, осмысленно читать, слушать и включаться в речевую деятельность на уровне письменной речи;
• получение сведений по фонетике, грамматике,
правописанию и начальных представлений о литературе.
Предмет «Развитие речи» (окружающий мир) является
интегрированным и включает в себя элементы основ
безопасности жизнедеятельности. «Развитие речи» (окружающий мир) направлен на расширение представлений об окружающем мире, т. е. имеет социальную направленность, поэтому учебная программа «Окружающий мир» является составной частью программы «Развитие речи». Содержание общего образования предполагает:
• уточнение и наполнение конкретных представлений об
окружающем мире, знакомство с природными и общественными
явлениями;
• совершенствование и формирование навыка понимания
связной речи; создание базы для освоения письменной формы
связной речи: литературной, научно-популярной,
публицистической и др.;
• развитие понимания разговорной речи, описательно-
повествовательной речи, грамматического строя языка.
Предмет «Произношение» имеет целью воспитание у
учащихся чёткой, правильной речи на основе развития
фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза
звукового состава слова для овладения грамотой.
Задачей работы по произношению является воспитание
чёткой, плавной, выразительной речи, сопровождающейся
коррекцией просодической стороны речи, а также работой по
развитию подвижности и чёткости движений артикуляционного
аппарата.
Предмет «Обучение грамоте» является продолжением
предмета «Произношение».
Предмет «Обучение грамоте» предполагает следующее
содержание:
• восполнение пробелов дошкольного речевого развития;
• подготовку к усвоению звукового состава слова;
• умение ориентироваться на листе бумаги;
• подготовку и обучение технике письма;
• овладение учащимися сознательным плавным слоговым
чтением, правильной интонацией при чтении и рассказывании. Коррекционная направленность предмета способствует развитию слухового внимания, развитию и коррекции моторики
мелких мышц руки. Предмет «Фонетика, грамматика, правописание»
направлен на закрепление практически усвоенных
обучающимися грамматических закономерностей родного языка, на формирование навыков фонетически правильной разговорной
речи, на расширение лексического запаса учащихся с учётом особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи и умение использовать знания для решения познавательных, практических
и коммуникативных задач.
Программа предмета «Фонетика, грамматика,
правописание» способствует формированию у выпускников
начальной школы основ для включения в речевую деятельность на уровне письменной речи. Родной язык выступает не только как
предмет обучения, но и как средство обучения другим дисциплинам.
Содержание программы направлено на умение
анализировать прочитанное, устанавливать причинно-
следственные связи, умение составлять план, текст, передавать его содержание, т. е. владеть устной и письменной речью. В
программе отображены знания из области фонетики,
грамматики, морфологии, которые наиболее часто
используются детьми 7 – 10 лет в процессе речевого общения, возрастные особенности познавательной деятельности.
Большое внимание уделяется чистописанию, работе по
усвоению правил произношения. Специальные уроки по связной речи входят в количество часов изучаемых тем. Звуко– буквенный анализ проводится систематически в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфографических умений.

Предмет «Чтение» является продолжением курса
«Обучение грамоте». Чтение предусматривает кроме решения образовательных, коррекционно-воспитательных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи. Предмет «Чтение» используется как эффективное средство закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса.
Важнейшими задачами являются:
• формирование и совершенствование навыка чтения (как одного из видов речевой деятельности), его беглости, осознанности, выразительности; воспитание осмысленного восприятия произведения, умения ориентироваться в
прочитанном тексте;
• формирование умений и навыков работы с книгой и
текстами различными по стилистике и жанровой
принадлежности;
• развитие умения пересказать прочитанное, выделить
основную мысль и составить план пересказа;
• формирование интереса к самостоятельному чтению и
умения выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Источник