Направления работы с семьей ребенка с нарушением развития
Анна Чернышева
Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями
Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями
На данном этапе развития специальной педагогики стало очевидно влияние семьи на возможность возникновения позитивного прогноза в развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями, а необходимость работы с семьей осознается все острее. Осуществляя комплексный подход к ребенку, имеющему интеллектуальное нарушение, работает междисциплинарная команда специалистов — невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и другие. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. В специальной педагогике разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. При построении программы выносятся основные принципы:
1. обязательная связь коррекционного обучения с социальным воспитанием
2. неразрывность процесса обучения и воспитания
3. осуществление целенаправленного обучения, ориентируясь на особенности сензитивных периодов развития.
4. включение семьи в коррекционно-педагогический процесс.
Реализация программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом социальном центре и т. д. Комплексность обеспечивается взаимодействием подсистем, включенных в отношения с ребенком данной категории.
В основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума входят анализ путей развития каждого ребенка, обсуждение направлений коррекционной работы специалистов учреждения в рамках программы оптимизации, разработка оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка данной категории.
На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности, родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком. Семинары и тренинги направлены на формирование адекватного восприятия ребенка родителями.
Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью являются, во- первых, психолого- педагогическое просвещение родителей, во- вторых, психокоррекционная работа. Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематически проводимая работа и теоретически обоснованная программа по просвещению родителей, целью которых является формирование совокупности знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует сплочению, организации жизни семьи так, чтобы появилась возможность создания условий, способствующих удовлетворению потребностей ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации. Проблема психокоррекционной помощи семьям дошкольников с умственной отсталостью остается недостаточно разработанной в специальной психологии. Под психологической коррекционной работой с семьей ребенка с умственной отсталостью понимается комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также решение существующих психологических проблем, обусловленных нарушением внутрисемейных взаимоотношений. Впервые методика психокоррекционной работы была предложена В. В. Ткачевой. Основными целями психокоррекционной работы с родителями, по ее мнению, являются: 1. Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку и оптимистичного взгляда в будущее. 2. Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с умственной отсталостью. 3. Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей детей с умственной отсталостью. Задачи этого направления включают:
— формирование новых жизненных ориентиров у родителей;
— коррекцию взаимоотношений;
— коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей;
— гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи- с другой стороны, членами семьи и ближайшим окружением.
Психокоррекционная работа проводится психологом и включает в себя психологическую диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия.
В результате грамотной реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с умственной отсталостью у родителей должно измениться отношение к ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. При успешном включении семьи в процесс развития ребенка у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании своего ребенка.
Источник
Елена Зубкова
Образовательно-просветительская работа с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением речи
Презентация опыта работы по теме
«Образовательно-просветительская работа с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением речи»
Выступление на педагогическом совете
коллектива № 43 от 20.12.2018 года
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»
(В. А. Сухомлинский)
Одним из направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения с родителями. Воспитатель группы выступает посредником между ребёнком и взрослыми, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Сотрудничество с семьёй является необходимым условием успешного обучающего и корригирующего воздействия на ребёнка.
Целью такой работы являются:….
Главной задачей педагога при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.
В основе работы педагога с родителями лежат следующие принципы:
— принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребёнка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
— принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
— принцип сотрудничества между родителями и педагогом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно так же отношения между логопедом, ребёнком и родителями должны строиться по принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;
— принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
— принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и психиатра).
Основными направлениями в работе с семьей детей с нарушением речи, выработанными в науке, являются:
— изучение особенностей семейного воспитания ребёнка;
— разработка и реализация совместно с семьёй индивидуальных программ помощи ребёнку;
— просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей с нарушением речи и методам обучения коррекционно – развивающей работы с ними;
— разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями детей с целью коррекции детско-родительских отношений.
В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей (по мнению Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной [2], В. В. Ткачёвой В. В. [3], Л. М. Крапивиной [1] и др.)
1. Коллективные формы взаимодействия.
2. Индивидуальные формы работы с семьёй.
3. Формы наглядно-информационного обеспечения.
Коллективные формы работы с родителями.
Общие родительские собрания предполагают информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы, а именно: решение организационных вопросов, обмен опытом семейного воспитания.
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп 3 раза в год по мере необходимости. Задачами таких собраний является обсуждение с родителями задач, содержания и форм коррекционной работы, а именно: сообщение о формах и содержании коррекционной работы в семье, решение текущих организационных вопросов, сообщение логопеда о результатах диагностики, продвижении детей, итогах обучения за год. Логопеду целесообразно систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с детьми. Поэтому первое родительское собрание продуктивно провести в конце августа или начале сентября. На нём родителей следует познакомить со структурой и работой данного учреждения, программой воспитания и обучения, задачами и содержанием работы в течение всего года, а также с правилом и распорядком дня. Уместно поговорить о необходимости проведения с детьми серьёзной коррекционно-воспитательной работы, подвести родителей к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребёнка.
Эффективно на собрании предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании, т. к. часто бывает, что отношение родителей к речевому дефекту ребёнка неоднозначно. Поэтому особое значение приобретают беседы с родителями, (они могут быть как индивидуальные, так и коллективные, где достаточно чётко и ясно логопед объясняет трудности, которые могут возникнуть у ребёнка в процессе дальнейшего обучения.
Наиболее продуктивными являются построения бесед в коллективной форме по типичным вопросам, интересующих родителей: «Психофизиологические особенности речевого развития детей», «Основные направления коррекции общего недоразвития речи», «Причины речевых нарушений», «Как помочь ребёнку при обучении чтению», «Как подготовить руку ребёнка к письму» и т. п.
В отдельных случаях немаловажно включать в работу с родителями коллективную консультативную помощь, наиболее актуальными темами которой являются: «Единство требований детского сада и семьи», «Подготовка ребёнка к общению»; «Семейные фотографии развивают речь» и т. п. Эффективны чёткие и содержательные консультации.
Основными, наиболее приоритетными задачами в организации работы логопеда с родителями являются: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников коррекционного процесса.
Родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.
На последующих родительских собраниях целесообразно подвести итоги за первое полугодие, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.
Лекторий для родителей «Помоги своему ребёнку», круглые столы, вечера вопросов и ответов знакомят родителей с проблемами воспитания и обучения дошкольников и путями преодоления этих проблем, здесь обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей логопедом, психологом и родителями.
Проведением праздников и досугов с родителями занимаются специалисты ДОУ (спортивные семейные развлечения, посиделки-вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей). Это даёт возможность поддержать благоприятный психологический микроклимат в группах, включить в этот процесс семью. Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослым, закрепления пройденного материала оказываются совместный с детьми театр, праздники, конкурсы, походы, экскурсии.
День открытых дверей проводится администрацией в апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году. Задачей данной формы взаимодействия ДОУ и семьи является знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы. На дни открытых дверей уместно приглашать тех родителей, с которыми во время работы возникли затруднения. Эффективно познакомить их с основными приёмами постановки звуков, объяснить выполнение заданий, показать те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми.
Формы получения необходимой информации о ребенке и его семье.
Анкетирование родителей выявляет анамнестические данные каждого ребёнка. Сбор анамнестических данных осуществляется логопедом в ходе обследования детей на начало обучения. Необходимую информацию о ребёнке и его семье, а также трудностях, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения и воспитания детей логопед получает от родителей на протяжении всего периода пребывания ребёнка в логопедической группе. Анкетирование также может предполагать определение запросов родителей о дополнительном образовании детей, определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей, выявление мнения родителей о ДОУ.
Посещение семьи ребёнка помогает выявить экономическое состояние семьи, культурный статус, психологический портрет членов семьи, уровень их взаимодействия, отношение родителей к речевому дефекту ребёнка.
Индивидуальные беседы и консультации специалистов с родителями побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями, проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи индивидуальных бесед и консультаций – оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания, оказание индивидуальной методической помощи.
Родительский час ставит задачей проинформировать родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних» заданий.
Пятиминутки проводятся еженедельно во второй половине дня. Задача: показать успехи или затруднения ребёнка, на данном этапе работы, дать родителям конкретные рекомендации по коррекции дефекта.
Семинары-практикумы для молодых родителей дают возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их (как упражнять артикуляционный аппарат, готовить руку ребёнка к письму и различные виды продуктивной деятельности).
Индивидуальные микропрограммы помощи каждому ребёнку с нарушением речи, где конкретизированы все аспекты коррекционной работы логопеда совместно с родителями.
Немаловажным аспектом в работе с родителями является и оформление папок с домашним заданием, которое необходимо выполнять с ребёнком. Продуктивно в их содержание включать методические материалы по формированию словаря и лексико-грамматических категорий у ребёнка. Целесообразно использовать материалы, разработанные по тематике логопедических занятий. Например, по теме «Звери наших лесов» эффективным будет использование заданий на составление рассказов о животных, разгадывании загадок, разучивании стихотворений и т. д.
Продуктивным методом работы логопеда с родителями является ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. Логопеду целесообразно фиксировать необходимые задания и рекомендации по коррекции нарушенного звукопроизношения, развитию навыков автоматизации и дифференциации звуков речи. Уместно предлагать игры, игровые упражнения и приёмы по преодолению речевого дефекта ребёнка. Эффективно в тетрадях фиксировать вопросы, сомнения относительно качества выполнения заданий ребёнком. Тетрадь продуктивно заполнять 2–3 раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка.
9 слайд
Наглядность в обеспечении информированности родителей
Высокими потенциальными возможностями в организации совместной деятельности логопеда с родителями являются и наглядные агитации, представленные в виде стендов, папок-передвижек. Данный вид работы направлен на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду, ходе коррекционно-воспитательной работы, дальнейших путях развития его личности и речи, способствует поддержанию контакта с семьёй. Методические материалы и разработки, помещённые на стенде, становятся действенными, если касаются вопросов развития общей и мелкой моторики, артикуляционных укладов, слухового внимания и памяти у детей. Темы: «Сказки о Весёлом Язычке», «Развитие фонематического слуха», «Развитие мелкой моторики руки», «Готов ли Ваш ребёнок к школе?», «Причины речевых нарушений и речевые диагнозы», «Речевые игры с мячом» и т. д.
Продуктивно использовать советы, рекомендации, комплексы занятий по развитию и коррекции речи у ребёнка. Целесообразно включать в информационный уголок для родителей современные психотерапевтические и речевые приёмы, такие как игротерапии, психогимнастики, сказкотерапии, где, например, главный герой (Весёлый язычок) учится выполнять различные артикуляционные упражнения. На стенд необходимо помещать список литературы для родителей, рекомендуемой логопедом и воспитателем. Продуктивно организовывать выставки книг, которые должны быть дома. Систематически следует помещать небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь с детьми. Уместно данные приёмы оформлять по принципу доступности и понятности для родителей. Подобные наглядные методы способствуют повышению компетентности и активности родителей в педагогическом процессе.
Буклеты и памятки для родителей содержат хорошо структурированный короткий текст-напоминание, эстетически оформлены.
Справочно-информационная служба по вопросам воспитания и образования дошкольников представлена в виде шкатулки для вопросов родителей «Задай вопрос специалисту».
Медиатека – мультимедийные материалы к занятиям с детьми-логопатами знакомят родителей с развивающими и обучающими компьютерными программами. Имеются видео- и аудиозаписи с занятиями и праздниками в детском саду.
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов совместной деятельности предыдущих годов обучения. Показательна в этом отношении библиотека игр и упражнений, разработанная самими родителями на заданную логопедом тему.
Особыми потенциальными возможностями в коррекционной работе обладает совместное художественное творчество родителей с детьми. Эффективно использовать на занятии пособие, сделанное в семье (например, по развитию связной речи или формированию звукопроизношения).
Целесообразно организовывать выставки детских работ, вызывая тем самым ситуацию общения родителей со всеми детьми группы для активизации речи. Родителям уместно задать вопросы, похвалить детей. В результате у детей будет просыпаться интерес к общению со взрослым человеком, стремление показать себя с лучшей стороны, появиться контроль над собственной речью.
Необходимо отметить, что данная модель взаимодействия с родителями будет способствовать усвоению детьми пройденного материала, повышению интереса занятий с логопедом и родителями, будет повышаться уровень психического и речевого развития детей, активность, компетентность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Данная практика взаимодействия является достаточно эффективной, поскольку дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Формы организации занятий с детьми и их близкими могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, а именно от того, насколько правильно будут построены отношения между логопедом и родителями.
Предложенные формы работы с родителями, воспитывающими ребёнка с речевым нарушением, способствуют развитию партнёрства и сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и равноправного общения, а как следствие – способствует гармоничному развитию личности и речи ребёнка.
Источник