Развития ребенка в общении с природой

Развития ребенка в общении с природой thumbnail

Скрипко Марина
Общение детей с природой.

Общение ребенка с природой.

Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег, с которыми дети так любят играть.

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированы и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешены. Те же, кто живут в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий»образ жизни: редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с внешним миром?

Начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

Во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешат по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность.

Помогает детям развить наблюдательность, Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, ведь они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Источник

Общение ребенка с природой.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, ребёнок становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу. Непосредственное общение с живой природой даёт ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому с детства надо создавать условия для повседневного общения детей с природой.

Мало кому из родителей незнакомы термины «синдром дефицита внимания» и «гиперреактивность». Ссылаясь на эти диагнозы, врачи прописывают детям тяжелые успокаивающие лекарства, которые при длительном применении могут сделать только хуже. Опять же проведенные научные исследования показали, что у детей, заботу о которых брала на себя природа и которые независимо от погоды проводили много времени на улице, отмечалась лучшая координация движений и их способность к концентрации была выше. А ведь упомянутые детские расстройства исходят из самого общества, которое просто-напросто отрывает детей от природы. Иногда родителям спокойнее, когда ребёнок дома, пусть и с планшетом, они считают, что он отдыхает и это безопасней, чем на улице… А ведь «отдых» перед компьютером и телевизором только усиливает симптомы утомляемости. Может они правы на счет безопасности? Но как только речь заходит о здоровье, выбор очевиден. Если контакт с природой так важен для детей, то необходимо всерьёз рассматривать и решать существующие ныне проблемы доступа детей к этой самой природе.

Но как же быть, если ребенок живет в городе, в «каменных джунглях»? Что же, и здесь есть небо, солнце, звезды. Нужно научить ребенка видеть их, любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинки, полётом ласточки…Всё это способствует умственному развитию, логическому мышлению. Ребенок сможет глубже понять окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость и жестокость не сразу проникают сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребёнка и сочувствие других обязательно приведут к тому, что в сердце ребёнка просыпалась жалость и тепло к беззащитному существу. Живя с питомцем бок о бок, мы видим многообразие его реакций. Главное качество, которое проявляют все животные, — искренность. Питомец может быть рад вам или сердит, шкодить и хулиганить, делиться любимой игрушкой или не слушаться и громить квартиру, но во всех своих проявлениях он абсолютно искренен. Мы часто боимся показать свое истинное лицо, разрешить себе чувствовать и рассказывать миру, что с нами происходит. И этому мы тоже можем научиться у питомцев — открыто проявлять и безусловно принимать свои чувства. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Живая природа — это настоящие чудеса, которые делают нашу планету неповторимой в Солнечной системе. Многочисленные интересные наблюдения в природе помогают сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное. Под влиянием природы, эстетического отношения к её явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитывается вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Так может стоит другими глазами взглянуть на окружение, лишний раз порадоваться весенней зелени в парке или лесу, покормить голубей, выбраться на праздничный пикник к реке или отправиться всей семьей за грибами. Даже традиционный отпуск можно организовать иначе — забыть на время о комфортных отелях и курортах, выбрав более дикие туристические маршруты.

Источник

Главная
Психология воспитания
Важность общения с природой для ребёнка

Природа, по мнению психологов и педагогов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем.

Важность общения с природой для ребёнка

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни: редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Научный сотрудник кафедры психологии Мадридского университета Хосе Антонио Корралиса длительное время занимался изучением взаимосвязи между окружающим миром и стрессом. Пронаблюдав за группами детей, проживающих в сельской и городской местности, учёный установил, что деревенские малыши более стрессоустойчивы, чем их ровесники, не имеющие постоянного контакта с природой.

общение детей с природой

Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Вслед за этим выводом испанские психологи доказали, что для городского ребёнка, бывающего на улице меньше двух часов в день, стресс зачастую является знакомым явлением. Такие дети имеют слабое здоровье, несамостоятельны, неусидчивы и плохо социализируются. Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Как же всё-таки стоит родителям организовать детское общение с внешним миром? Мария Монтессори в книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики» даёт ряд полезных советов на этот счет.

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешат по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

Постоянное общение с природой у дошкольников развивает сенсорное восприятие, у школьников до 12 лет помогает находить взаимосвязь между разными явлениями в жизни, а у подростков формирует чувство ответственности и общественного сознания.

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

                  Семинар на тему:

        «Создание детям условий, способствующих развитию интереса и потребности к общению с природой».

Экологическое воспитание-новое направление педагогики. В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Но экологическое образование в начальной школе не может заменить дошкольную ступень.  Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Начинать работу нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Необходимо знать, что природа оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка:

1.Умственное

2.Нравственное

3.Эстетическое

4.Физическое

      5.Трудовое

  • Умственное воспитание: в процессе ознакомления с природой  активизируется  речь детей, пополняется словарный запас, развиваются наблюдательность, память,  мышление, восприятие, воображение, внимание и т.д.
  • Эстетическое воспитание: учим детей видеть красоту окружающей природы, ценить ее, любоваться ею.
  • Нравственное воспитание: учим гуманному отношению к природе, проявлению заботы по отношению к растениям, животным, помогаем детям освоить правила поведения в природе.
  • Физическое воспитание: общение с природой – фактор физического развития.
  • Трудовое воспитание: уход за растениями, животными, уборка листьев на участке.  

Чтобы развивать и воспитывать детей, используя природу, необходимо знать:

Цели и задачи  экологического образования (ЗАЧЕМ ?)

Содержание  работы (чему учить?)

Методы обучения и образования (как?)

Средства обучения (при помощи чего?)

Условия, необходимые для экологического образования (предметно-развивающая среда).

 Целью экологического воспитания является формирование основ экологической культуры.

«Формирование основ экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения к природе…, отношения к себе как к части природы, понимание ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды». (С.Н.Николаева, «Концепция экологического воспитания»)

Осознанное- доведенное до речевого уровня, связанное с поступками.

Правильное-такое, которое учитывает знания об условиях существования, потребностях какого- либо животного или растения (нельзя любить животных, не зная, как их содержать).

Отношение- это понятие более широкое, чем знания, это конечный результат экологического воспитания.

Осознанно-

правильное

отношение

Интеллектуальный компонент (познавательный интерес)

Эмоциональный компонент (эстетический интерес)

Гуманистический компонент (действенный интерес)

Сочетание компонентов составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в самостоятельной деятельности детей.

Задачи  экологического воспитания:

  1. Формирование у детей элементов экологического сознания (знания о природе).

— знания экологического содержания отражают ведущие взаимосвязи природных явлений.

2)Формирование у детей практических навыков и умений

                      — умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным с учетом потребностей живых организмов.

               -умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем.

        3) Воспитание гуманного отношения к природе

                -особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

                 -педагог должен уметь вызывать сострадательное отношение к живому существу.

        Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — его конечным продуктом.

Содержание работы (чему учить?):

        -дать представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

        -понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования,

        -осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Формы и методы (как?) обучения и образования разнообразны.

Метод- это решение общей учебной задачи.

Прием-это решение более частной задачи. Чем разнообразней и богаче приемы, составляющие метод,  тем успешней осуществляется решение учебно-познавательных задач.

Формы и методы —  это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:

-экологические занятия;

-игры экологического содержания;

-словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

 — трудовой отряд маленьких экологов;

-«муравьишкина»  библиотека;

  -лаборатория юного эколога;

-экологические экскурсии;

-спортивно-экологические праздники;

-инсценировки, театрализованные представления.

        С.Н.Петровский выделяет 3 группы методов:

1) наглядные

2) словесные

3) практические

                                    1 классическая классификация

      Группа методов

      Методы

          Приемы

Наглядные (формирует яркие конкретные представления о природе)

-рассматривание чего-либо

-наблюдение

-показ диафильмов или кинофильмов

-демонстрация моделей

-показ иллюстраций

-сравнение

-показ способов действий

-показ образца

Словесные (используются для расширения знаний о природе, их систематизации и обобщения)

-беседа

-рассказ

-чтение художественных произведений

-объяснение

-вопросы

-речевой образец

-повторение

-проговаривание

Практические  (позволяют уточнить представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы)

-игра

-труд

-опыты

-моделирование

-упражнение

-поручения

-тренинг

-сравнение

-сопоставление

-зарисовки ркзультатов

                                 2 классификация

             Непосредственные

              Опосредованные

Дети общаются непосредственно с объектами природы

-наблюдение

-все практические методы

Дети занимаются с заместителями природы

-наглядные методы(кроме наблюдения)

-словесные методы

Наблюдение — основной метод экологического образования.

Это метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться,  подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Используемые педагогические средства (при помощи чего?):

-система развивающих игр: игровые ситуации, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные спортивные игры;

-тематические беседы, наблюдения;

-занятия;

-тематическое чтение художественной литературы;

-художественно-музыкальные этюды.

Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Доказано, что 3-4-ый годы жизни характеризуются двумя качественно-новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности.

У детей появляется самооценка. У малышей вместе со стремлением действовать самостоятельно, возникает желание соответствовать требованиям взрослых — быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер. Под влиянием взрослого у них появляется желание сделать что-нибудь хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у малышей отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. (Для справки –психических процессов -6:речь,  внимание, воображение, память, мышление, восприятие (зрительное, слуховое, тактильное).                Непроизвольность процессов – без заранее поставленной цели и без применения волевых усилий).

Исходя из этих особенностей ребенка, надо создать благоприятные педагогические условия и хорошее оснащение для экологического воспитания детей.

Условия, необходимые для экологического образования (предметно-развивающая среда).

1)Одним из важнейших условий для реализации экологического воспитания является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

2)Главной задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически правильного поведения.

3)Помещение и участок детского сада должны быть хорошо озеленены.  Групповую комнату  необходимо разделить на функциональные зоны. Выделите зону для занятий, зону для выставок детских работ, зону для природоведческой библиотечки, зону для игр.

4)Групповая комната — это прежде всего, помещение для детей, где им будет интересно. По этой причине можно оформить как можно больше коллекций: камней, ракушек, семян растений, перьев, сухих листьев. Собирайте материал вместе с детьми, к таким коллекциям они будут совершенно по — другому относиться.

5)Постарайтесь оборудовать небольшой уголок – лабораторию. Там хранятся оборудование и материалы, необходимые  для проведения опытов.

6)Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений. Такой уголок очень любим детьми и играет большую роль  в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждает детей заботиться о них.

В живом уголке следует содержать животных, которые в наших условиях  не могут прожить без человека: морская свинка, черепашки, волнистый попугай. Также устанавливается аквариум с рыбками и соответствующей растительностью.

Если позволяют условия дошкольного учреждения, желательно на территории детского сада разбить огород для выращивания овощей.

7)Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.  

Экологическая тропа для дошкольников имеет свою специфику. Объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Цель ее создания – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

8) Включайте в планирование опытническую работу, совместную деятельность с детьми.

9)Разработайте серию этюдов по развитию эмоционально – волевой сферы, ряд дидактических игр, изготовьте комплект наглядных пособий по темам «Дети в лесу», «На лужайке», «Защити животных, насекомых, птиц» и т.д.

10)Важным аспектом в работе по экологической культуре является работа с родителями. Она ведется непрерывно. В группе проводятся собрания по вопросу экологического воспитания детей, об участии родителей в этом процессе познания.

 11)Главное – воспитатель носитель экологической культуры, главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Он должен творчески подходить к своей работе и активно включать в нее других сотрудников детского сада: воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.

12)Если вы решили заниматься экологическим образованием, подумайте, насколько лично ваше поведение «экологично»? В быту, во время отдыха на природе?

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

(Материал составлен на основе лекций Н.А.Шкурлятьевой; использованы интернетресурсы)

Источник