Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка

Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка thumbnail

Зарубежные и отечественные исследования детской психики

Первая проба подробного и последовательного описания психического развития ребенка связана с именем немецкого философа Тидемана. В 1787 г. он издал книгу «Наблюдение за развитием душевных способностей ребенка». Это был результат его наблюдений за развитием одного ребенка с рождения до 3 лет. Затем появились работы А. Кусмауля, А. Бэна, В. Прейера и других зарубежных психологов. Прейер, занимаясь со своим ребенком ежедневно утром, днем и вечером, дал замечательную по полноте, объективности и последовательности картину развития чувствительности ребенка и некоторых его эмоциональных проявлений, начиная с 5 мин после рождения до года. Он поставил вопрос о роли наследственности и внешних воздействий в развитии чувствительности ребенка, но решения вопроса, естественно, не дал. Аналогичные дневники позднее в России опубликовали И. А. Сикорский, А. Павлова, супруги Скупины и др. Результаты тщательных наблюдений за развитием ребенка на первом году жизни опубликованы В. М. Бехтеревым.

Но рождение детской психологии как науки относится все-таки к началу XX столетия. Для этого нужны были надежная методология и совершенные методы исследования. С этого момента психология рассталась с душой. Психологический эксперимент способствовал превращению психологии в другую самостоятельную науку. На Западе ее совершенствовал В. Вундт. А в России на фундаменте, заложенном в трудах П. Ф. Лесгафта, И. М. Сеченова и К. Д. Ушинского, развивались русская, а затем и советская материалистическая детская психология.

По мере разработки отдельных научных проблем выделилось два ведущих направления поисков: биогенетическое и социогенетическое.

Биогенетическое направление. Первоначально появилась концепция рекапитуляции. Она была сформулирована Э. Гаккелем. Суть этой теории состоит в том, что ребенокв своем индивидуальном развитии якобы вкратце повторяет главные этапы истории человеческого рода. Э. Гак-кель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза. В конце XIX в. он был использован для объяснения развития психики и поведения человека в постэмбриональный период.

Биогенетический подход дал мощный толчок развитию психологической мысли. Последовал ряд других теорий: нормативный подход А. Гезелла и Л. Термена; отождествление научения и развития Дж. Уотсона; теория трех степеней развития К. Бюлера; теория конвергенции В. Штерна; психоаналитические теории детского развития 3. Фрейда и др.

Из американских ученых следует выделить ученика В. Вундта Г. С. Холла (умер в 1924 г.). Холл ставил задачу создания специальной науки о детях, названной им педологией. Он считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода и ему приходится иметь дело с явлениями атавизма. Современный ребенок ночью внезапно просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе, после чего долго не может уснуть, потому что во сне попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу; подвергаясь всяким опасностям. Игра ребенка, в интерпретации Холла, — это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций (головастик). По Холлу, развитие детского рисунка отражает стадии, которое проходило изобразительное творчество в истории человечества.

Эти положения, естественно, вызывали критику у многих психологов (С. Л. Рубинштейн, Э. Клапаред, И. И. Шмаль-гаузен). Но, несмотря на ограниченность и наивность, концепция рекапитуляции и биогенетический принцип в психологии интересны тем, говорил Д. Б. Эльконин, что это был поиск закона. Это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция (9. 34-35).

Фрейд. Фрейдизм и неофрейдизм. Заслуги Зигмунда Фрейда рассматривает Л. Ф. Обухова (9). В первые годы своей работы Фрейд представлял психическую жизнь в виде трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Мотивационную силу поведения составляло бессознательное, насыщенное сексуальной энергией (либидо). Это и составило основу его концепции психоанализа. Понятие сексуальности 3. Фрейд трактовал Широко как телесное удовольствие. Для маленького ребенка — это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи и др. В детскую психологию он вошел, исследуя причины болезней взрослых людей, которые согласно его гипотезе сводятся к переживаниям детства. Это чувства любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. д. Подобного рода переживания, считал 3. Фрейд, оказывают неосознанное влияние на последующее поведение взрослого человека. Позднее 3. Фрейд использовал иную модель человеческой личности. В нее вошли три компонента: «Оно», «Я», и «Сверх-Я». В соответствии со своей сексуальной теорией психики (сексуальность есть основной человеческий мотив), 3. Фрейд все стадии психического развития человека сводил к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам «либидоносной», или сексуальной энергии. Заслуга 3. Фрейда состоит в том, что он, во-первых, создал динамичную картину развития психики, а во-вторых, показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. Это положение предопределило многие исследования и в советской психологии, включая и психологию детства.

Влияние 3. Фрейда на развитие психологии было очень велико. У него появилось много учеников, последователей и противников. Его теория психоанализа получила новый импульс к развитию. Возникли так называемые неофрейдисты, разрабатывавшие несколько направлений в психологии. Л. С. Выготский назвал открытие 3. Фрейда «альпийской тропинкой над пропастями для людей, свободных от головокружения». Теория 3. Фрейда еще при его жизни получила широкое признание и подверглась такой же широкой и острой критике. И, как часто бывает в науке, вскоре даже среди ортодоксальных психоаналитиков нашлись исследователи, которые пошли своим путем. Это были Адлер и Юнг.

А. Адлер, К. Юнг и другие неофрейдисты. Для них важнейшими движущими силами поведения человека были явления социального порядка. Однако, оставаясь в плену исходных позиций Фрейда, Адлер рассматривал найденные им факторы (социальные человеческие потребности) как некоторые первичные, изначально данные влечения, выступающие в качестве основных сил психического развития. Юнг видел в нравственных стремлениях и переживаниях человека, наряду с сексуальным влечением, силу, определяющую психическое развитие человека. Разумеется, это не было научным объяснением природы человеческой психики, но был сделан толчок, возникла группа неофрейдистов, в работах которых психоанализ приобретает все больше социальную направленность (К. Хорни, Г Салливен и др.). Среди факторов, влияющих на развитие личности, они называют человеческие конфликты, цели, которые ставит перед собой человек, человеческую агрессивность, оценку и самооценку, факт персонификации себя и других людей и т. д. Однако, как видим, им не удалось до конца преодолеть тяготение к психоанализу и подойти к объяснению психического развития только факторами социальной среды.

Читайте также:  Сайт новохоперский центр развития ребенка

Одним из последователей 3. Фрейда была его дочь Анна Фрейд. Получив педагогическое образование, она работала учительницей, а с 1923 г. начала собственную психоаналитическую деятельность. Автор многих трудов . о закономерностях развития ребенка, о трудностях его воспитания и обучения, о причинах нарушений нормального развития и путях их компенсаций.

Эволюционно-биологическая концепция объяснения психического развития ребенка дополнилась культурно-исторической (Дж. Болдуин, П. Каптерев). Каптерев написал очерки по истории ума, развив идею параллельности в развитии способностей ребенка, свойств современного «дикаря» и наших далеких предков. К исследованию психического развития детей стремились и функционалисты, и фрейдисты, и представители гештальтизма.

Педология — течение в психологии и педагогике. Содержание педологии составила совокупность психологического, анатомо-физиологического и социологического подходов к развитию ребенка (там же). Основатели — С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейр и др., в России в дооктябрьский период — В. М. Бехтерев, Г И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.

В СССР педология некоторое время признавалась одной из ведущих наук, однако предмет педологии так и не был определен. Теоретическое содержание составляли различные концепции развития ребенка: теория рекапитуляции (П. П. Блонский, Е. А. Аркин), теория приспособления к социальной среде (А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый). Несмотря на разгром педологии в 1932—34 гг., педологи заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. М. Щелованов, М. П. Денисова, Л. Н. Фигурин). Были выделены 4 основных принципа, которые раскрывали суть педологии:

Ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития.

Ребенка можно изучать только с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития.

Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики (13). Благодаря такой работе были созданы предпосылки для разработки теоретических и практических проблем возрастной и педагогической психологии, Идеи педологии и сейчас находят отражение в современной психологии.

Современная зарубежная психология представлена здесь лишь некоторыми исследователями, ввиду невозможности в рамках данной работы провести полный охват всех существующих теорий и концепций.

А. Роджерс. Начиная с 40-х гг. XX столетия, интерес к социальной обусловленности личности растет и социализация психоанализа многих, особенно практиков-психиатров, не устраивает. Меняется общий подход к пониманию личности, общим для них становится понимание личности не как особой субстанции, а как продукта развития человеческого опыта или результата усвоения («социализации», «интернализации») человеком общественных форм сознания и поведения. Концепция Карла Роджерса складывалась в процессе собственной терапевтической практики. В ранний период он еще находился под сильным влиянием неофрейдистов, позднее нашел свой подход и собственное понимание личности.

Суть метода Роджерса Л. И. Божович описывает так: «Врач входит в такой контакт с больным, который воспринимается последним не как лечение и не как изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт, дающий обоим огромное удовлетворение. Для того, чтобы мог установиться такой контакт, врач должен относиться к больному как к личности, представляющей безусловную ценность, независимо от того, здоров он или болен. При таком контакте больной начинает воспринимать врача как человека, который способен его понять, оценить и перед которым он может свободно и открыто выявлять свою сущность. В результате врач получает возможность влиять на пациента, помочь ему правильно осознать свой жизненный опыт, свои силы, стоящие перед ним задачи и т. д. Иначе говоря, врач получает возможность воспитывать своего подопечного, правильно строить его самооценку, его отношение к самому себе, направлять его переживания и поступки» (2. 92).

Благодаря такому методу К. Роджерс пришел к интересным, имеющим большую познавательную и практическую ценность положениям.

Во-первых, Роджерс понимает индивида как организм, который всегда стремится сохранить и усовершенствовать себя, свои органы восприятия и движения. Ради этого он способен преодолевать боль и готов к очень большим усилиям (ребенок начинает ходить, несмотря на ушибы; взрослый человек — танцевать, несмотря на первоначальный неуспех и смущение и т. д.).

Во-вторых, индивид обладает совокупностью различных, постоянно меняющихся опытов (все, что происходит в организме, включая восприятие и движения, физиологические процессы). Возможно, говорит Роджерс, не все опыты воспринимаются осознанно.

В-третьих, осознание опыта происходит путем обозначения его символами, прежде всего речевыми.

Что касается личности в целом, то она представляет собой дифференцированную (и при этом центральную) часть феноменологического поля, т. е. часть опыта индивида, его ядро (2. 93.). Она возникает в развитии индивида и заключает в себе наследственные факторы, осознание им самого себя, своего опыта, своего бытия. На человека влияет опыт взаимодействия индивида с окружающими его условиями. Таким образом, Роджерс пытался постичь единство организма и среды и движущие силы, определяющие поведение и развитие индивида, сняв противоречие между субъектом и. слив их в единое феноменологическое поле (2. 94.)

Читайте также:  Внутренние и внешние факторы развития ребенка реферат

Развитие личности происходит благодаря приведению в соответствие самосознания и самооценки ребенком самого себя оценочным суждениям о нем другими людьми. Если оценки и самооценки совпадают, идет благоприятный процесс развития, но часто ребенок испытывает конфликт между стремлением что-то сделать и оценкой окружающих. В этих случаях он оказывается перед дилеммой: либо обесценить свое стремление, либо игнорировать оценку окружающих; либо признать себя «плохим», либо признать плохими тех, кто дает отрицательную оценку его поведения. Из этого конфликта ребенок часто находит выход в том, что начинает искажать свой опыт, отрицать свои истинные ощущения и желания. Тогда эти ощущения и желания будут оказывать влияние на него, хотя сам он и не будет их осознавать. В этих случаях ребенок становится ареной борьбы и столкновения разно-направленных стремлений и чувств, он будет испытывать напряжение, неудобство, неудовлетворенность, наконец, он будет переживать себя так, как будто он не знает, кто он такой и чего хочет (2. 95).

Главная заслуга Роджерса, по оценке Л. И. Божович, состоит в том, что он сделал предметом своего эмпирического исследования и анализа внутреннюю психологическую структуру личности. Он сосредоточил внимание на таких существенных для формирования человеческой психологии явлениях, как явления самосознания и самооценки, на их функциях в поведении и развитии субъекта. Такого рода анализ позволял ему многое понять в поведении и деятельности людей здоровых и больных, проникнуть в причины. Система взглядов К. Роджерса имела большой резонанс в психологии (2. 97).

Заметим, что представители так называемой описательной психологии сосредоточивались вокруг изучения сознания, которое оставалось для них абсолютизированным предметом. Сознание они пытались постичь вне связи с деятельностью, активностью субъекта, вне учета связи образов с содержанием внешних воздействий. Они больше интересовались жизнью сознания как такового, пытаясь понять его специфику.

К. Левин. Теория личности К. Левина имеет два этапа: первый связан с изучением личности с позиций гештальт-психологии (немецкий период, 20-е гг.); и второй, когда его система изменилась под влиянием бихевиоризма и американской социальной психологии (спасаясь от фашизма, он выехал в Америку). Наибольший вклад в психологию приходится на первый период. Л. И. Божович видит его заслугу в том, что он пытался подойти к изучению личности как к некоему целому. Именно ему принадлежит мысль о том, что психологическое исследование требует расчленения изучаемого предмета не на элементы, а на «единицы», т. е. такого рода структурные части, в которых сохраняется специфика целого (2. 99).

К. Левин ввел в психологию новые параметры экспериментального изучения человека: потребности и мотивы человеческого поведения, его цели и желания, его аффективную и волевую сферы и изучал их с функциональной и динамической сторон. В последние годы его теоретические работы приобрели отчетливо выраженный практический уклон: они ставят перед собой задачу найти способы, помогающие ребенку принять поставленную перед ним цель, а также задачу, направленную на раскрытие условий, предотвращающих отрицательное влияние на субъекта испытываемых им неудач. В этих работах он описывает влияние на формирование личности «блокирования» намерений, целей, желаний и стремлений ребенка. Работы К. Левина являются важнейшей вехой развития психологических учений о личности.

Мы назвали несколько имен зарубежных ученых, труды которых включают материалы о психическом развитии детей. Фактически таких имен много, их заслуги также велики. Не так давно на книжных полках появилась книга Анны Фрейд. Во многом следуя теории психоанализа своего отца, она пошла дальше. Практический опыт учительницы помог ей сосредоточиться на психологии детей, и ее книга полезна всем изучающим проблемы психологии развития детства.

Источник

В XVIII ст. в связи с развитием экономики интерес к детской проблематике значительно усиливается благодаря Же.-Же. Руссо (1712-1778), который развил тезис Я. А. Коменского об условиях успешного обучения и воспитания учащихся, обосновав теорию свободного воспитания (воспитание должно идти за ребенком; развивается и ребенок имеет полную свободу). Он является родоначальником детской психологии, поскольку впервые систематизировал известные на то время знания о природе детского развития. Провозгласил лозунг «Назад к природе». Определил в естественном развитии 4 основные фазы:

1) рождение — 2 года (физическое развитие);

2) от 2 до 12 лет («сон разума», основа будущего смыслового развития);

3) от 12 до 15 лет (формирование мировосприятия; усвоение способов символико-абстрактного мышления; удовлетворения умственных запросов);

4) 15 лет — совершеннолетие («период бури и страстей»: усвоение правил общественного общежития).

Отрицая наказания, предлагал метод «естественных последствий». Считал, что наряду с индивидуальными существуют возрастные особенности. Автор известных трудов «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Искупление» (1781-1788).

Й. Песталоцци (1746-1827) впервые определил проблему психологического обоснования учебного процесса. Автор социально педагогического романа «Лінгард и Гертруда» (1781-1787), Высказал идею развивающего обучения в возрастном-развития личности.

Й. Песталоцци и Же.-Же. Руссо положили начало дневниковые наблюдения за детьми, хотя первый системный разновидность дневниковых записей как первый учебник по детской психологии связан с трудом немецкого философа А Тідемана (1736-1803) «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка» (1787). Вторая попытка такого описания психического развития ассоциируется с описанием поведения ребенка дошкольного возраста (А Кусмауль, 1811-1897).

Популярной была работа В. Прейєра (1822-1899) «Душа ребенка» (1882), в которой описывается психическое и биологическое развитие ребенка от дня рождения до 3 лет. Если раньше ученые исследовали отдельные проблемы и создавали поверхностные эскизы общего развития психики, то В. Прейєр взялся за их целостный анализ и систематическое наблюдение. Аналогичной в таком контексте «Психология раннего детства». Штерна (1871-1938). Однако решающим толчком к развитию возрастной психологии на пике популярности эволюционной теории был труд Ч, Дарвина (1809-1882) «Биографический очерк одного ребенка» (1877), в которой автор систематизировал наблюдения за психическим развитием собственного сына.

Читайте также:  Общее развитие ребенка особенности деятельности

Ф. Гальтон (1822-1911) определил основные направления изучения наследственной обусловленности психологических особенностей и предложил экспериментальные методы исследования природы индивидуальных различий, в частности близнюковий (на основе изучения монозиготних и дизиготних близнецов). Предложил термин «евгеника» для обозначения теории наследственности, здоровья человека и путей совершенствования человеческого рода. Изучая индивидуальные особенности людей, начал дактилоскопию. Автор трудов «Наследственный талант и характер» (1865), «Наследственный гений» (1869), «Исследование человеческих способностей» (1883).

К. Гельвеций (1715-1771) разработал концепцию всеобщего равенства людей, различия между которыми являются результатом разного социального положения и воспитания. Изучал проблему соотношения биологического и социального в развитии. Противник кастовой образования. Основные труды: «Об уме» (1758), «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1773).

Д.Дидро (1713-1784) — оппонент К. Гельвеция. Также изучал проблему соотношения биологического и социального в развитии. В противовес К. Гельвецію считал, что психическое развитие зависит не только от воспитания, а также от задатков (природные задатки есть у всех, а не только в «избранных», «исключительных» людей). Сторонник общего образования. Основные труды: «Письма о слепых как назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Систематическое отрицание книги К. Гельвеция «Человек» (1773-1774).

Ф. Фребель (1782-1852) — инициатор разработки первой системы воспитания детей дошкольного возраста и организации дошкольных учреждений.

Ш. Фурье (1772-1837) — обосновал систему всестороннего воспитания и развития детей раннего возраста на основе привлечения их к коллективному труду (младшие дети по природе есть не лентяями, а трудолюбивыми существами).

А. Бине (1857-1911) — инициатор экспериментального исследования мышления. Изучал проблему диагностики интеллекта. Его тесты составляют основу современной диагностики психического развития детей. Директор парижской Лаборатории физиологической психологии (1889). Автор трудов «Психология умозаключений» (1886), «Введение в экспериментальную психологию» (1894) и «Методика исследования умственного развития» (1922), которая вышла уже после его смерти.

Н.М. Ланге (1858-1921) изучал детское развитие в первые годы жизни. Создал в Одессе лабораторию экспериментальной психологии (1880). Сформулировал закон перцепции (о стадийное содержание процесса восприятия). Автор книги «Душа ребенка в первые годы жизни» (1892).

К. Гроос (1861-1946) изучал игровые действия у детей и малышей животных. У детей игра обращена не к прошлому, а к будущему, поэтому она является школой подготовки организма к окружающим жизненным условиям. Обратил внимание на переходные периоды в возрастном развитии.

И.O. Сикорский (1842-1919) начал экспериментальные исследования работоспособности. Изучал генезис психических явлений, возрастные особенности. Специально занимался выяснением психологического содержания юности как возрастного феномена. Автор книги «Душа человека».

.В. Зеньковский (1881-1962) сформулировал задачу психологии детства. Разрабатывал критерии с целью обоснованного разделения детства на отдельные периоды. Связывал продолжительность детства с развитием цивилизации. В жизненном пути человека определил три основные стадии — детство, зрелость, старость. Популяризатор понятий «пубертат», «передпубертат», предложенных В. Штерном. Соглашался с Ж.-Же. Руссо, что отрочество является вторым рождением. Вступление в юность связывает с окончанием формирования сложных физиологических и психических процессов (юность гениальная потому, что такова его психическая установка, а поэтому даже самая убогая и тусклая юность все-таки есть прекрасной). Одобрительно отзывался о исследования К. Грооса, И.А. Сикорского.

Е. Мейман (1862-1915) утверждал, что детская психология должна изучать возрастные и индивидуальные особенности, одаренность и отсталость. Обучение и воспитание должны базироваться на знании общих закономерностей индивидуальных различий психики конкретного ребенка. Основатель первого специального журнала «Журнал по педагогической психологии», посвященного педологічним проблемам. Основной труд: «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907).

Дж. Селли (1843-1923) считал, что ребенок имеет врожденные предпосылки психических процессов, которые формируются в течение жизни (ум, воля, чувства). Выяснил, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем на основе ассоциаций совместимости формируются образы предметов, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по контрасту. Автор трудов «Очерк по психологии детства» (1895), «Педагогическая психология» (1894-1915).

Дж.Болдуин (1861-1934) обосновал концепцию познавательного развития детей. Считал, что эмоциональное и нравственное становление ребенка необходимо изучать в социальном сообществе, а не вне ее. Доказывал, что развитие состоит из нескольких стадий, где первой является врожденные моторные рефлексы. Определил специальные механизмы развития мышления — ассимиляцию (інтеріоризація средовых воздействий) и аккомодацию (изменения организма). Основатель журнала «Психологический обзор» (1895). Автор труда «Генетическая логика» (1903-1908).

В дальнейшем пропаганда в Западной Европе генетических идей связано с именами А. Валлона, К. Бюлера, Ш. Бюлер, Г. Заззо, Е. Клапареда, М. Мид, Же. Пиаже и других ученых.

В имперской России генетические идеи развивали прежде всего П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, И.А. Сикорский, И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский.

В СССР в исследование законов развития психики ребенка весомый вклад внесли П.Л. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, ОМ. Запорожец, Г.С. Костюк, ОМ. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.

В целом возникновение и становление идей возрастной психологии происходило под влиянием социально-экономического развития общества и распространение в XIX ст. диалектических взглядов Г. Регеля (1770-1831); развития естествознания ( Ч.Дарвин, экспериментального изучения деятельности мозга и органов чувств (И. Сеченов, 1829-1905; Т.Гельмгольц, 1821-1894); френології (Ф. Галль, 1758-1829). Как следствие, в начале XX века. сформировалось несколько научных позиций, которые часто взаимно исключали друг друга.

Источник