На развитие ребенка влияет не только наследственность

На развитие ребенка влияет не только наследственность thumbnail

Развитие ребенка: влияние наследственности на психику

Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.

Дети: генетическая предрасположенность

Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка. 

Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.

Развитие ребенка: влияние наследственности

Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.

Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.

Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.

Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.

Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях. 

Психическое развитие ребенка и наследственность

Наследственность для психического развития ребенка играет роль предпосылок, но никак не определяющего фактора. Психическое развитие ребенка — процесс сложный, в котором задействованы не только внутренние процессы, но и внешние: воспитание, среда обитания, внутрисемейные устои, обучение и социальная обстановка.

При этом существует мнение, что раннее развитие ребенка дошкольного возраста показывает как раз те результаты, которые заложены генетически. Проявляется это, как правило, до пятилетнего возраста. Позже к реализации генетически обусловленных задатков подключаются другие дополнительные механизмы неприродного происхождения. Вывод: психическое развитие ребенка — это, прежде всего, фактор, который формирует личностные характеристики, и который во многом зависит от внешних условий.

Более того, наследственность влияет на тип темперамента, который напрямую зависит от состояния нервной системы: возбужденной или, наоборот, заторможенной. В результате сложилось несколько типов темперамента — холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.

Генетически обусловлен и механизм восприятия окружающего мира — есть дети, которые воспринимают его посредством зрительных образов, есть те, кто предпочитает вербальный способ общения. 

Выявление генов, отвечающих за дальнейшее психическое развитие ребенка, так же как и рождение такой науки как психогенетика — явление недавнее, давшее первые результаты в 80-90-х годах прошлого столетия. Исследования, которые проводятся в этом русле, идут в нескольких направлениях — учитываются биохимические процессы, происходящие в мозге ребенка, изучаются молекулярно-генетические основы их поведения, сопоставляются группы психического развития детей, состоящие из однояйцевых близнецов и кровных родственников, также ведется поиск генов, связанных с психическими заболеваниями и отклонениями.

Общая психология / Маклаков А.Г.. — 2008

Детские болезни / Под ред. Баранова А.А.. — 2012

Источник

Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?

Как наследственность влияет на развитие ребёнка, его характер и возможное будущее

Что мы «выигрываем» в генетической лотерее

Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека. Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)

Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья. Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот. Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.

Читайте также:  Критерии психического развития ребенка до года

По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера.  С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).

Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности

Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка. Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте. С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.

Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.

В каких сферах «генетика» особенно важна

Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).

Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.

Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.

Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).

Передаются ли по наследству талант и гениальность?

Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному. Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).

Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно. Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете. Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.

Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя.  По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.

Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы. Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).

Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).

Не пытайтесь искусственно вырастить гения

Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом.  Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.

Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.

Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.

Не нужно всё списывать на «плохие» гены

Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.

Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка посредством дидактических игр

Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы. Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).

Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием.  А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что — от отца (или ещё от кого-то другого).

Источник

 Развивающая предметная среда дошкольного учреждения (основные требования)

«На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»

 Никакое обучающее влия­ние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются ок­ружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действу­ет, творит.

Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда, независимо от специфики образовательно­го учреждения? Обратимся к исследовани­ям С.Л. Новоселовой и обозначим, на наш взгляд, основные требования. Предметная среда должна:

■ быть системной, отвечающей це­лям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;

■ инициировать деятельность ре­бенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения зада­ются предметной средой;

■ учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. спе­цифику как ведущей деятельнос­ти (общения, предметной деятель­ности, игры), так и других, возни­кающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребен­ка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать ре­шению задачи создания «зоны ближайшего развития» (Л.С. Вы­готский) через организацию пред­метной среды;

обеспечивать возможность взаи­модействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;

■ иметь, наря­ду с консервативнымикомпонентами, часто меняющиеся составляющие, ко­торые проблематезируют  взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделе­нию новыми смыслами консер­вативных компонентов. Это по­рождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;

■ обеспечивать возможность ре­бенка жить в 3-мерном предмет­ном пространстве: со масштабном действиям его рук (масштаб «глаз-рука»), его росту и пред­метному миру взрослых.

С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.

Поскольку игра в дошкольном воз­расте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формиро­вания как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предмет­но-игровой среды для каждого дошколь­ного возраста, имеющего свою специфи­ку развития.

Для детей 3-4 лет

Очень важно создать необходимые условия для формирования такой игровой деятельности, которая бы отражала знако­мые сюжеты и передавала смысловые ре­зультативные связи между предметами.

Необходимо, чтобы в распоряжении малышей были наборы или игрушки, по­могающие доступно отражать содержа­ние занятий и социальные взаимоотно­шения взрослых. Поскольку в сюжетной игре дети осваивают предметные способы решения игровых задач, нужен разный по степени обоб­щенности игровой материал.

Игрушки могут быть реалистически­ми, условными, символическими. Прежде всего, это различные условно-образные куклы (мальчики, девочки, мягконабивные, из пластика, от 35 до 40-50 см) и наборы разнообразной одежды для них, комплек­ты предметов игрового обихода для кухни (плита, мойка с краном и т. д.), различная посуда; постельные принадлежности; ко­ляски, санки для кукол; различная мебель, домики с мебелью для кукол;различные предметы домашнего обихода (ведра, тази­ки, сумки, корзинки, телефоны и др.); предметы игрового обихода для игры в ма­газин: касса и др.; игрушки, изображаю­щие животных с детенышами; наборы объ­емных и плоскостных игрушек, изобража­ющих овощи и фрукты; различные маши­ны (грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, трактор); комплект «Железная дорога»; самолет, кораблик; комплект эле­ментов костюмов и украшений; различные народные игрушки (клюющие курочки, медведь-плясун, шагающий бычок и др.). При организации игр на участке с песком и снегом с целью развития орудийных действий необходимы комплекты различ­ных формочек, комплекты силуэтов на ко­лышках.

Детям также нужен разнообразный обобщенный игровой материал: обрезки поролона, меха, кожи, пластмассовые флаконы, катушки и др. Чтобы в самостоятельных играх у детей возникали игровые действия с во­ображаемыми предметами, следует ис­пользовать своеобразные игрушки-кар­тинки. Например, на картонном круге взрослый рисует знакомые детям фрук­ты, овощи. Получается тарелка. Можно использовать и крупные элементы офор­мления, представленные на панно-карти­нах. Но важно помнить, что различные панно-картины не надо оставлять в груп­пе надолго.

Детям этого возраста интересны му­зыкальные инструменты с фиксирован­ной мелодией (шарманка, музыкальная шкатулка и др.), образные заводные и ме­ханические игрушки (музыкальный вол­чок, заводные зайцы, медведи и др.).

Для детей 4-5 лет

Замыслы игр у детей становятся раз­нообразнее. Для их реализации дошколь­никам нужны разные по тематике игруш­ки. Тематика зависит от игровых интере­сов детей и того окружения, в котором они живут.

В сюжетно-ролевой игре дети при­нимают на себя роли. Для выразительно­го их исполнения нужны самые разнооб­разные элементы костюмов: юбки, жиле­ты, пелерины, украшения, головные убо­ры, др.

Для игр дошкольникам требуются разные ролевые атрибуты, это могут быть руль, бинокль, сумки, фотоаппарат и видео­камера, якорь и др. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре.

Появлению ролевых высказываний помогают игрушки-партнеры. У девочек ими становится кукла. С ней девочки раз­говаривают, и тем самым у них формиру­ются ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру. Девочки играют с са­мыми разными куклами — мальчиками, девочками, младенцами. Различна одежда кукол: это всевозможные комплекты се­зонной одежды и обуви; комплекты про­фессиональной одежды. Разнообразнее становятся комплекты мебели, посуды, предметов домашнего обихода и др.

Увеличивается количество игрушек, изображающих животных — диких и до­машних. Для детей этого возраста инте­ресны игрушки, воспроизводящие обра­зы различных птиц, насекомых, рыб и других обитателей морей.

Чтобы появились ролевые высказы­вания, обращенные к воображаемому собеседнику, нужно предложить телефон или телефонную будку, в которой ребе­нок может уединиться от остальных де­тей и в спокойной обстановке сосредото­читься на разговоре, преодолеть стесни­тельность.

Читайте также:  Три месяца ребенку развитие и режим дня и вес

В сюжетно-ролевой игре дети этого возраста вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для совмес­тных игр. Объединению воспитанников помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например, макеты машины, теплохода и др., а также предметы-заместители: средообразующие модули, конструкторы. Используя крупный игровой материал, дети замеща­ют в игре не один предмет, а целый ком­плекс объектов. Например, построили корабль, вокруг разбросали кубы, как будто лодки или льдины; поставили тре­угольники — это скалы или акулы. Такая обстановка создает у дошкольников ил­люзию подлинности переживаемых со­бытий. Ценность крупногоматериала и в том, что, играя с ним, воспитанники мно­го двигаются. Установлено также, что чем разнообразнее отображаемые в иг­рах события, тем более обобщенный иг­ровой материал требуется, поэтому, на­ряду с игрушками, предлагаются круп­ные и мелкие предметы-заместители.

Используются различные тематичес­кие наборы игрушек, например, «Гараж», «Ферма», «Магазин», «Пожарная станция», «Аэропорт», «В деревне» и др. (всего 6-7 разновидностей); наборы игрушек, изоб­ражающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный (ав­тобус, машина-фургон, пожарная машина, машина скорой помощи и др.), воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, ко­рабль, яхта) и др.

Для более яркого представления отображаемых событий воспитатели при­бегают кразличного рода картинам. С этой же целью можно использовать и кол­лективные детские работы, которые могут быть выполнены вместе со взрослыми.

В группе обязательно должен быть «чудесный короб», в котором хранится не­оформленный материал (веревка, шнуры, проволока, природный материал, пластмас­совые флаконы и др.). Такой «короб» может находиться в доступном для детей месте.

Для режиссерских игр детям нужны мелкие игрушки, изображающие транс­порт, животных, предметы быта и др. Чтобы с ними было удобно играть, их размещают на возвышениях, подиумах.

Кроме этого, для режиссерской и те­атрализованной игры используются набо­ры фигурок и декораций по сюжетам ска­зок, набор для пальчикового театра. Для театрализованной игры необходимы на­бор кукол на штоках, элементы костюмов сказочных героев, набор масок на штоках, фланелеграф с набором картинок.

Для детей 5-7 лет

Предметно-игровая среда старших дошкольников не должна сковывать ини­циативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу игрового замысла. В группе и на участке следует разместить необходимое количес­тво разнообразного игрового материала, который дети используют по своему ус­мотрению. Наряду с многофункциональ­ными предметами (кубы, бруски, цилинд­ры), разными по размеру, форме, матери­алу, детям старшего возраста требуются обычные игрушки и игровая атрибутика.

Нужны и готовые игрушки, и полу­фабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Готовые игрушки могут быть различными по тема­тике (куклы, бытовая техника, средства труда, транспорт, различная мебель) и по степени обобщенности их образного ре­шения. Они могут быть детализирован­ные, приближенные к реальным прототи­пам (куклы с различным набором одежды, куклы в национальных костюмах, игру­шечные орудия труда и оборудование, модель-копия машины и т. д.); условные, в которых акцентирована лишь какая-ли­бо характерная черта предмета (плита с яркими переключателями) или только обозначена образность (кукла-чурбачок в косынке, комната — складная коробка с окошком и т. п.).

Старшим дошкольникам нужны комплекты игрушек самой различной те­матики: изображающие воинов разных эпох; животных разных континентов; на­бор динозавров и других животных древ­них времен.

Для развития театрализованной иг­ры полезно использовать комплекты ку­кольного театра (би-ба-бо), теневого те­атра, куклы-марионетки.

Старшим дошкольникам необходи­мыразличные настольно-печатные игры различной тематики («Наша улица», «Кем что выращено», «Космос», «Океан», «Подводный мир» и др.).

Наиболее насыщенная игра возника­ет тогда, когда дети могут комбинировать в ней любые средства, доступные им: мо­дули, традиционные игрушки, неоформ­ленный бросовый материал, который они будут использовать как мелкие предметы- заместители, разнообразную атрибутику и пр. «Костюмерная», помимо традицион­ных наборов костюмов, должна напол­ниться множеством самых разных аксес­суаров (шарфики, платочки, шляпки, лен­точки, сумочки, бусы, браслеты и др.), а также разными по фактуре тканями. Нуж­ный им костюм для игры (если в этом воз­никнет необходимость) дети скомбиниру­ют из имеющихся элементов сами.

Самостоятельная организация игро­вой среды, подбор атрибутики, дополня­ющей настоящую самодеятельную игру, в которой дети сами придумывают сю­жет, сами моделируют и разыгрывают свои роли, способствуют развитию игры и их творчества, а также их активности, инициативности и воображения.

В заключение хотелось бы акценти­ровать внимание на проблеме готовности ребенка к школе, прежде всего, психоло­гической.

Как правило, к концу старшего воз­раста дети выражают желание пойти в школу, «быть школьником», что является лишь внешним мотивом и не всегда устой­чивым. Однако развитие умственной ак­тивности, любознательности, познаватель­ного интереса являются предпосылками возникновения подлинной мотивации, зна­чимой для подготовки ребенка к школе.

Целенаправленное наблюдение предметов и явлений в системе, выделе­ние в них разных свойств и на основе этого установление взаимосвязей и зави­симостей способствуют высокому уров­ню развития образного мышления и от­дельных логических операций. Обобще­ние способов в «специфически детских видах деятельности» в результате их са­мостоятельного нахождения и творчес­кого использования приводят детей к осознанию самих способов, что является важным компонентом учебной деятель­ности.

В процессе игр и продуктивных ви­дов деятельности (рисование, конструи­рование и др.) начинает формироваться умение управлять своим поведением (произвольность), действовать по прави­лам, добиваться цели и контролировать свои действия, что также играет колос­сальную роль в подготовке детей к школь­ному обучению.

Развитие речи детей как средства общения, мышления, присвоения культурно-исторического опыта, общечело­веческих ценностей, которым в дошколь­ных учреждениях уделяется особое вни­мание, является одним из оснований дальнейшего успешного обучения в шко­ле. Игра, толкование разных смыслов вербальными и невербальными средства­

ми формируют у дошкольников умение осмысливать разные ситуации, поэтому такие дети никогда не будут «складывать землекопов с лопатами».

Обучение детей грамоте в дошколь­ных учреждениях не ставит своей основ­ной задачей научить читать, а преследует цели общего развития ребенка (фонема­тический слух, обращенность к письмен­ной речи, символическая функция мыш­ления и т. п.).

И, наконец, диалогическое общение в играх, на занятиях, в повседневной жиз­ни способствует формированию у ребенка уверенности, направленности на успеш­ность, открытость и доверительность, что является немаловажным для адаптации его к новым условиям школьной жизни.

Итак, правильно организованная предметно-пространственная среда, позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Позволяет обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Источник