Карта физического развития ребенка 4 лет

Татьяна Шипицына
Диагностика по физической культуре детей 3–4 лет

Диагностическая карта по образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

раздел «Физическая культура»

Возраст детей: младший (3 – 4 года)

Методы диагностики: наблюдение, игра, практические упражнения, анализ процесса самостоятельной двигательной деятельности детей, беседа.

№ п/п Показатель Диагностический инструментарий Оценивание результатов

1.Прыжок в длину с места Игровые упражнения:

«Через канавку», «Допрыгни до флажка»,

«Перепрыгни ручеек», «Кузнечики»,

«Кто прыгнет дальше»Количественные показатели: (По Е. Н. Вавиловой)

3 балла — М – больше 75 см; Д – больше 70 см.

2 балла — М – 52 – 75 см; Д – 47 – 70 см.

1 балл — М – меньше 52 см; Д – меньше 47 см.

2.Метание на дальность Игровые упражнения:

«Кто дальше бросит»,

«Добрось до флажка»Количественные показатели: (по Г. П. Юрко)

3 балла — М – дальше 4,1 м; Д – дальше 3,4 м.

2 балла — М – 2,5 – 4,1 м; Д – 2,4 – 3,4 м.

1 балл — М – меньше 2,5 м; Д – меньше 2,4 м.

3. Бег на скорость 10 м с хода (конец года)Игровые упражнения:

«Быстро к флажку»Количественные показатели: (По Е. Н. Вавиловой)

3 балла — М – меньше 2,8 сек. ; Д – меньше 2,9 сек.

2 балла — М – 3,0 – 2,8 сек. ; Д – 3,1 -2,9 сек.

1 балл — М – больше 3,0 сек. ; Д – больше 3,1 сек.

4. Навык правильной осанки у ребёнка Игровые упражнения:

«Змейка на четвереньках»

«Не урони мешочек»Количественные показатели: (по А. Б. Лагутину)

3 балла – выполнил правильно, самостоятельно

2 балла — выполнил правильно с помощью взрослого

1 балл – затруднился в выполнении

Оценка уровня индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста:

Низкий уровень развития (соответствует среднему баллу — 1) — ребёнок затруднился в выполнении упражнения (требуется внимание специалиста).

Средний уровень развития (соответствует среднему баллу — 2) — ребёнок выполнил упражнение самостоятельно частично правильно, либо с помощью взрослого.

Высокий уровень развития (соответствует среднему баллу — 3) — ребёнок выполнил правильно, самостоятельно предложенные упражнения.

Диагностическая карта по образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Возраст детей: младший (3 – 4 года)

Методы диагностики: наблюдение, беседа, игра, практические упражнения, анализ процесса самостоятельной деятельности ребёнка, игровая ситуация, наблюдение и практические действия в режимные моменты.

№ п/п Показатель Диагностический инструментарий Оценивание результатов

1. Представления об органах чувств, их роли и гигиене. Беседа об органах чувств человека, их роли и гигиене с опорой на сюжетные картинки.

Наблюдение за практическими действиями личной гигиены ребёнка. 1 балл — ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления.

2 балла — ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления.

3 балла — ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному показателю.

2. Представления о пользе здоровой пищи. Беседа о здоровом питании.

Чтение произведений:

«Маша обедает» Сильва Капутикян

«Где обедал, воробей?» Самуил Маршак

Беседа о полезной и вредной для здоровья человека пище.

3. Представления о пользе физической активности (игр, зарядки, упражнений, закаливания, о здоровом образе жизни. На6людения за двигательной активностью детей.

Беседа с родителями об особенностях двигательных и спортивных способностей детей.

Беседы-опросы детей по изучению представлений о здоровом образе жизни.

Обобщение опыта наблюдений за детьми в повседневной жизни, на физкультурных занятиях и прогулке.

4. Умение сообщать о своём самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Беседа по сюжетной картинке «Надя заболела».

Наблюдение за практическими действиями личной гигиены ребёнка в режимные моменты и в свободной самостоятельной деятельности. 1 балл — ребёнок имеет отрывочные представления и несформированные самостоятельные действия.

2 балла – ребёнок выполняет с помощью взрослого практические действия личной гигиены.

3 балла – умение сформировано, выполняет действия самостоятельно.

5. Потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни Наблюдения за детьми в режимные моменты.

Беседы-опросы по оценке сформированности культурно-гигиенических навыков.

Оценка уровня индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста:

Низкий уровень развития (соответствует среднему баллу — 1) — требуется корректирующая работа педагога (ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления и практические действия по выявляемым показателям).

Средний уровень развития (соответствует среднему баллу — 2) — ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления, частично сформированные действия по выявляемым показателям).

Высокий уровень развития (соответствует среднему баллу — 3) — ребёнок имеет полностью усвоенные представления, стабильно сформированные самостоятельные действия по выявляемым показателям.

Диагностическая карта по образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

раздел «Физическая культура»

Возраст детей: средний (4 -5 лет)

Методы диагностики: наблюдение, игра, практические упражнения, анализ процесса самостоятельной двигательной деятельности детей, беседа.

№ п/п Показатель Диагностический инструментарий Оценивание результатов Характеристика уровней

1. Прыжок в длину с места (определение силы ног)Игровые упражнения:

«Перепрыгни ручеек»

«Допрыгни до флажка»

«Кто дальше прыгнет?»

«Прыгни как можно дальше»Количественные показатели:

(по Е. Н. Вавиловой)

Высокий уровень – М – больше 91 см;

Д – больше 88 см.

Читайте также:  Развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка

Средний уровень – М – 68 – 91 см;

Д – 68,5 – 88 см.

Низкий уровень — М — меньше 68 см;

Д — меньше 68,5 см. Высокий уровень – правильное исходное положение ног, выполняет правильный замах руками, энергично отталкивается одновременно двумя ногами и приземляется на обе ноги, перекатом с пятки на носок, движение рук вперед.

Средний уровень – правильное исходное положение ног, правильный, но не энергичный толчок ногами с незначительным взмахом рук вперед и правильное приземление, без движения рук вперед.

Низкий уровень – не правильное исходное положение ног, слабый неодновременный толчок ногами, жесткое приземление на всю стопу или неодновременное приземление на обе ноги.

2. Метание на дальность (определение силы рук) «Кто дальше бросит»

«Добрось до флажка»

«Кто дальше?»Количественные показатели:

(по Г. П. Юрко)

Высокий уровень – М – дальше 5,7 м;

Д – дальше 4,4 м.

Средний уровень – М – 3,9 – 5,7 м;

Д – 3,0 – 4,4 м.

Низкий уровень — М — меньше 3,9 м;

Д – меньше 3,0 м. Высокий уровень –правильное исходное положение ног, замах рукой, перенос массы тела при прицеливании, замахе и броске, бросок завершается кистью руки.

Средний уровень – правильное принятие исходного положения ног, направление замаха, направление броска, отсутствие или незначительный перенос массы тела при прицеливании, замахе и броске.

Низкий уровень – не правильное исходное положение ног, отсутствует прицеливание, не правильный замах, не энергичный бросок, нет переноса массы тела при прицеливании, замахе и броске.

3. Бег на скорость 30 м «Пробеги как можно быстрее»

«Быстро к флажку»Количественные показатели:

(по Е. Н. Вавиловой)

Высокий уровень – М – меньше 7,9 сек;

Д – меньше 8,3 сек.

Средний уровень — М – 9,2 – 7,9 сек;

Д – 9,8 – 8,3 сек.

Низкий уровень — М – больше 9,2 сек;

Д – больше 9,8 сек. Высокий уровень – наклон тела слегка наклонено вперед, плечи не подняты, координация движения рук скрестно, кисти не напряжены, прямолинейный и равномерный бег, отсутствие топанья и шарканья ногами, параллельная постановка стопы.

Средний уровень — наклон тела слегка наклонено вперед, но делаются боковые раскачивания туловища, иногда поднимаются плечи, наличие отдельных неточностей в выполнении элементов, относящихся к координации движений, бег с незначительным отклонением в сторону, постановка стопы с небольшим разворотом.

Низкий уровень – туловище чрезмерно напряжено, голова опущена, отсутствие содружественных движений и наличие «лишних» движений рук, нечеткость движений, топанье и шарканье, мелкий семенящий шаг, боковые раскачивания туловища, значительное отклонение от заданного направления в сторону, постановка стопы с развернутым наружу носком.

4. Гибкость Контрольное упражнение — наклон вниз, стоя на скамейке

«Наклон вперёд, стоя на полу, руками коснуться пола»Количественные показатели:

(по В. Н. Шебеко)

Высокий уровень – М – больше 4 см;

Д – больше 7 см;

Средний уровень — М – 1-4 см;

Д—3-7 см;

Низкий уровень — М—меньше 1 см;

Д – меньше 3 см.

5. Бег с огибанием препятствий 10 м (ловкость) «Пробеги, не задень»

«Пробеги и не сбей»»Количественные показатели:

(по Е. Н. Вавиловой)

Высокий уровень – М – меньше 7,2 сек;

Д – меньше 8,0 сек.

Средний уровень — М – 7,2 сек. ;

Д – 8,0 сек.

Низкий уровень — М – больше 7,2 сек;

Д – больше 8,0 сек.

6.Выносливость 160 м Количественные показатели:

(А. Б. Лагутин)

Высокий уровень – меньше 1 мин.

Средний уровень – 1 – 1,5 мин.

Низкий уровень – больше 1,5 мин.

Источник

Диагностическая карта физического развития и физической подготовленности  на ребенка  (средняя группа).

Вывод о сформированности общей физической подготовленности, состоянии здоровья.

Ф.И ребенка           Р.Л.А.                                   возраст 4 – 5лет (средняя группа)

показатель

Начало года

Конец года

1

Общее состояние здоровья (заболевания в днях)

В теч. Учебного года 41 день (ОРЗ, ОРВИ)

    Группа здоровья (I-Y)

    Рост

    Вес

    2

    109см

    17 кг

    2

    112см

    19 кг

    2

    Уровень физического развития (гармоничное, отклонения)

    гармоничное

    гармоничное

    3

    Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков (норма, ниже нормы, выше нормы)

    норма

    норма

    4

    Вредные привычки ребенка

    5

    Интересы и склонности

    Умеренно подвижный активный ребенок, (бегает, ходит на лыжах и др), любит рисовать (усидчивость)

    6

    Уровень развития психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость).

    норма

    норма

    7

    Быстрота

    Бег на 30 м (сек)

    9,02

    8,18       * (10%)

    8

    Скоростно-силовые качества

    Прыжок в длину с места (см)

    Прыжок в высоту с места (см)

    Метание мешочка левой рукой (м) 

    Метание мешочка правой рукой (м) 

    Метание набивного мяча (1кг) из-за головы (см) 

    100

    28

    2,8

    4,3

    162

    109          (9%)  

    31            (10%)

    3,1           (10%)

    4,7           (9%)

    177          (9%)

    9

    Выносливость

    Скорость бега на 150 м (сек)

    62

    56             (10%)

    10

    Гибкость

    Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (см)

    56

    61              (9%)

    11

    Ловкость

    Скорость бега на 10м (сек)

    4,25

    3,86          (10%)

    12

    Статическое равновесие

    Удержание равновесия, стоя на одной ноге (сек)

    15

    17             (13%)

    13

    Координационные способности

    Количество подбрасываний и ловли мяча

    14

    17             (19%)

    Читайте также:  Развитие восприятия у ребенка 5

    * темпы прироста физических качеств детей дошкольного возраста.

    Ребенок в данной возрастной группе не имеет отклонений в физическом развитии, развитии психофизических качеств. Соответствует возрастным нормам  нервно–психического развития, а частые острые респираторные заболевания позволяют отнести ребенка ко II группе здоровья.  В целом состояние здоровья удовлетворительное, необходимо повышать иммунитет, проводить закаливающие процедуры. Владеет главными элементами техники большинства движений и может самостоятельно выполнять упражнения по предварительному показу. В таблице можно видеть динамику физического и     моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления. По тесту для определения прироста показателей психофизических качеств по формуле, предложенной В.И. Усачевым:

    W = 100(V1 – V2) / (½ (V1+V2)),

    где    W — прирост показателей темпов в %, V1 — исходный уровень, V2 — конечный уровень.

    можно посчитать и увидеть, что ребенок естественно растет, активно двигается и по большинству показателей дает свои результаты целенаправленная система физического воспитания. О данном ребенке можно сказать — сформирована общая физическая подготовленность на данном этапе развития.

    * Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста:

    Темпы прироста (%)

    Оценка

    За счет чего достигнут прирост

    До 8

    Неудовлетворительно

    За счет естественного роста

    8-10

    Удовлетворительно

    За счет естественного роста и естественной двигательной активности

    10-15

    Хорошо

    За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания

    Свыше 15

    Отлично

    За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

    Источник

    Последнее обновление статьи: 13.05.2019

    Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.

    Общие нормы и особенности развития детей в возрасте 4-5 лет

    В этом возрасте средний рост у мальчиков составляет 100,3 см, а у девочек – 99,7 см. Весят мальчики в среднем 15-20 кг, а девочки – 14-18кг. Средняя прибавка в весе – 1,5-2 кг в год, а в росте – 5-7 см. Некоторые особенности развития могут быть связаны с наследственность ю.

    Если показатель роста или веса ребёнка имеет значительное отклонение от нормы, необходимо проконсультирова ться у педиатра и эндокринолога. Причины отклонений могут крыться в неправильном обмене веществ, нарушении гормонального фона, сидячем образе жизни и недостаточной физической нагрузки, плохо сбалансированном питании.

    В возрасте 4-5 лет скелет ребёнка пока ещё остаётся гибким, поэтому ему не рекомендованы силовые нагрузки. Необходимо всё время следить за осанкой малыша, смотреть, чтобы он правильно сидел за столом, спал на не слишком мягком матрасе.

    В этом возрасте происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Исчезают пухлые щёчки, округлый животик и складочки на ручках. Дети напоминают маленьких взрослых. Большинство из них становится худее, но аппетит не теряют и с удовольствием едят 4-5 раз в день.

    Большинство детей, которые не ходят в садик, к 4 годам отказываются от дневного сна. Те, кто ходит в садик, продолжают спать днём, так как привыкают к ежедневному режиму.

    Особенности физического развития в 4 года

    Малыш 4 лет полон энергии. Ему нужно постоянно чем-то заниматься. В 4 года ребёнок умеет:

    1. Прыгать, бегать и кувыркаться (на полу в помещении, на траве или на песке на улице).
    2. Стоять на одной ноге (почти 10 секунд), ходить на цыпочках.
    3. Изображать на бумаге простые геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник), людей, животных.
    4. Уверенно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), аккуратно есть.
    5. Мыть руки, чистить зубы.
    6. Самостоятельно одеваться и раздеваться. Помощь родителей требуется только со сложными крючками.
    7. Лазать по «шведской стенке» вверх и вниз, держаться за канат и висеть на нём. Подниматься по канату ему ещё сложно.
    8. Строить объекты из 10 и более блоков.
    9. Кататься на 3-колёсном велосипеде.

    Малыш в 4 года уверенно бегает, редко падает. Играя в «догонялки», он может уворачиваться от рук ловящего его человека. Ребёнок хорошо владеет своим телом, но с равновесием ещё могут возникать проблемы: по узкой скамейке он ходит очень неуверенно. Чтобы потренировать малыша, можно разложить на асфальте верёвку и предложить ему походить по ней, дальше можно тренироваться на бревне.

    Ребёнок может пробежать около 150 метров, но с такими нагрузками надо быть очень осторожными. Прыжки у него получаются неплохо: и вперёд, и назад. Он способен перепрыгивать различные невысокие предметы, прыгать на ступеньку и с неё, но со скакалкой малыш, которому 4 года, работать ещё не может.

    Читайте также:  Центр развития ребенка росток санкт петербург

    В этом возрасте многие дети пытаются сами завязывать шнурки, но у большинства это пока не получается.

    Особенности физического развития в 5 лет

    Ребёнок, достигший 5 лет, способен:

    • Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.
    • Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха. Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.
    • Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.
      Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».
      Легко и долго лазить по «шведской стенке».
    • Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подняться по канату, но отжиматься от пола пока ещё не получается.

    Роль родителей в развитии детей 4-5 лет

    Если малыш ходит в детский садик, то его развитием в основном занимается воспитательница. В саду ребёнок играет в активные игры, общается со сверстниками, учится лепить из пластилина, рисовать карандашами и красками. Если же малыш не посещает детское дошкольное учреждение, то его развитием и воспитанием обязаны заниматься родители, которые должны учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента своего отпрыска.

    Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.

    Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.

    Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.

    Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.

    Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.

    К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).

    В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоциональн ого развития малыша.

    Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.

    Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.

    Основные признаки задержки в развитии детей

    Опасными признаками в развитии детей 4-5 лет являются:

    1. Чрезмерная агрессивность, застенчивость, тревожность или боязливость.

    2. Проблемы в общении с другими детьми, нежелание играть с ними.

    2. Слабая двигательная активность, неспособность без помощи подниматься по «шведской стенке».

    3. Рассеянность внимания, не способность концентрации на чём-то одном более чем на 5 мин.

    4. Ограниченность интересов.

    5. Неспособность назвать своё имя.

    6. Ограниченный спектр эмоций, подавленное состояние.

    7. Неспособность удерживать в руке карандаш, построить пирамиду из 8 кубиков.

    8. Проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, походом в туалет.

    9. Неспособность самому мыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду.

    Если родители замечают у своего малыша хотя бы один из этих признаков, необходимо срочно показать его педиатру. Он объективно оценит ситуацию и направит к одному из более узких специалистов — детскому психологу, неврологу, хирургу.

    Каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то получается развиваться быстрее, у кого-то — чуть медленнее. Родители должны в любом случае поддерживать своего малыша, учитывать его личные особенности. Кроме того, им необходимо знать основные параметры развития детей в том или ином возрасте, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблему ещё на истоке её возникновения.

    Источник