Музыкальное развитие ребенка ветлугина 1968
Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современного советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»
Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается общественными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.
Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.
Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.
Коммекспредметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,
Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.
В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей способностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .
Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.
В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.
В учеб ник вх одят различные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.
Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующим основные положения.
В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составление на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.
Прекрасное пРобужДает доброе.
Д. Б. Кабалевский
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА I
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
§ 1. Значение музыки как вида искусства
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?
Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.
«Какой интересный материал! … Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.
Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
§ 2. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важную функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои заведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.
В торой признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (…)
Источник
Загрузка …
Все с рубля!
-
- Основной раздел
- Как работает аукцион
- Зачем регистрироваться?
- Как покупать?
- Как продавать?
- Частые вопросы
- Корзина
- Продать
- Регистрация
- Недавние 1
- Лоты
- Разделы 1
- Поиски
- Избранные
- Лоты
- Разделы
- Поиски
-
- Недавние 1
- Лоты
- Разделы 1
- Поиски
- Избранные
- Лоты
- Разделы
- Поиски
- Покупаю
- Главная страница
- Избранные лоты
- Торгуюсь сейчас
- Я купил
- Не купил
- Подписка на новые лоты
- Запросы лотов у продавцов
- Предложения продавцов
- Продаю
- Продать
- В продаже
- Сделки
- Завершенные торги
- Пополнить счет
- Спрос
- Настройки продавца
- Мой магазин
- Активация
- Настройка
-
- Покупаю
- Избранные лоты
- Торгуюсь сейчас
- Я купил
- Подписка на новые лоты
- Запросы лотов у продавцов
- Предложения продавцов
- Продаю
- Продать
- В продаже
- Сделки
- Завершенные торги
- Пополнить счет
- Спрос
- Настройки продавца
Все лоты | Аукционы | Фикс. | |
---|---|---|---|
Имя Начало Окончание Цена +доставка Ставки |
---|
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка 426.00 р. |
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника 90.00 р. |
Ветлугина Н. А. и др Музыкальные занятия в детском саду 200.00 р. |
Ветлугина Н. А. и др Музыкальные занятия в детском саду 120.00 р. |
Ветлугина Н. А. и др Музыкальные занятия в детском саду 230.00 р. |
Н.И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5 — 6 лет. 1987 г. 70.00 р. |
Ред. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду 235.00 р. |
Мадорский Лев, Зак Анатолий Музыкальное воспитание ребенка 80.00 р. |
Кулакова Н. И. Развитие ребенка в первый год жизни 127.00 р. |
Кулакова Н.И. Развитие ребенка : второй год жизни : Практический курс для родителей 150.00 р. |
Шалаева Г. П. Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет 250.00 р. |
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка 490.00 р. |
ВЕРАКСА. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2008 (чм) 140.00 р. |
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. От рождения до 8 лет 450.00 р. |
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. От рождения до 8 лет 500.00 р. |
Анна Люблинская Беседы с воспитателем о развитии ребенка 280.00 р. |
Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет 100.00 р. |
Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка 450.00 р. |
Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста 100.00 р. |
Воспитание и развитие детей раннего возраста 1981 г. 200.00 р. |
Уточните поиск: букинистика воспитание детей дети книги СССР развитие речи |
Воспитание и развитие детей раннего возраста 1981 г. 200.00 р. |
Ред. Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста 70.00 р. |
Ред. Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста 136.00 р. |
Под редакцией Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой Педагогическая диагностика развитие детей пе… 170.00 р. |
Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка 290.00 р. |
Мочалова Рафикова Материалы для умственного развития ребенка 2002 Уфа Тираж 100 штук 150.00 р. |
Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) 300.00 р. |
Кочетова Н. П. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет 230.00 р. |
Кочетова Н. П. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет 230.00 р. |
Ред. Эльконина Д. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста 200.00 р. |
Гребешева И. И., Ананьева Н. А., Грибакин С. Г. и др Ваш ребенок 95.00 р. |
Гребешева И. И., Ананьева Н. А., Грибакин С. Г. и др Ваш ребенок 95.00 р. |
Гребешева И. И., Ананьева Н. А., Грибакин С. Г. и др Ваш ребенок 325.00 р. |
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. РАННИЙ ВОЗРАСТ. 2012 (чм) 120.00 р. |
В. Нанивская Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе 250.00 р. |
Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире 220.00 р. |
Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей 104.00 р. |
Пантелеев Г. Н. и др Декоративное искусство — детям 290.00 р. |
Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду 83.00 р. |
Михайлов О. Н. Любят ли ваши дети поэзию? 50.00 р. |
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг 150.00 р. |
Е.Мастюкова и др. Профилактика и коррекция нарушений психич. развития детей при семейном алкоголизме 150.00 р. |
Ветлугина Н. Музыкальное воспитание в детском саду 266.00 р. |
Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок 250.00 р. |
Музыкальное воспитание в детском саду. Выпуск второй Педагогические чтения. Редактор Ветлугина Н. 1400.00 р. |
Развитие и воспитание ребенка от рождения до трёх лет Аксарина 150.00 р. |
Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детских садов 1972 г 300.00 р. |
Музыкальное воспитание в детском саду Педагогические чтения. Редактор Ветлугиной Н. 1400.00 р. |
Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду 590.00 р. |
Развитие и воспитание ребенка 30.00 р. |
Показать еще 50 …
Источник
Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современного советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»
Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается общественными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.
Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.
Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.
Коммекспредметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,
Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.
В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей способностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .
Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.
В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.
В учеб ник вх одят различные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.
Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующим основные положения.
В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составление на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.
Прекрасное пРобужДает доброе.
Д. Б. Кабалевский
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА I
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
§ 1. Значение музыки как вида искусства
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?
Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.
«Какой интересный материал! … Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.
Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
§ 2. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важную функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои заведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.
В торой признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (…)
Источник