Интеллектуальное развитие ребенка в возрасте 4 лет

Интеллектуальное развитие ребенка в возрасте 4 лет thumbnail

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.

Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет

В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.

Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.

В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?

Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.

Математические умения:

  • знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
  • умеет считать до пяти;
  • способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
  • владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
  • может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.

Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.

Логическое мышление:

  • умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
  • понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
  • понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
  • собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
  • строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
  • находит различия и сходства предметов;
  • может найти предмет по описанию;
  • определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.

В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.

Окружающий мир:

  • ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
  • знает основные цвета;
  • различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
  • знает некоторые профессии;
  • может назвать время года по картинке;
  • различает погодные явления.

Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.

Речевое развитие:

  • знает около тысячи слов;
  • строит предложения из нескольких слов;
  • способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
  • учит наизусть короткие стихи;
  • знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
  • может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.

К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.

Повседневные навыки:

  • нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
  • застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
  • умело управляется с ложкой и вилкой;
  • может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.

В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.

Графические навыки:

  • может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
  • соединяет точки линиями;
  • умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.

В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.

Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.

Игры, развивающие интеллект

Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.

«Из чего состоит»

Читайте также:  Карта маршрут индивидуального развития одаренного ребенка

Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.

«Где можно увидеть»

Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.

«Съедобное — несъедобное»

Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.

Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.

«Соедини по точкам»

Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.

«Дорисуй предмет»

Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.

Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.

Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.

Источник

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.
Читайте также:  Центр развития ребенка в пензе

Развить интеллект ребенка

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Развитие речи у детей 4 лет

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост — мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Выводы

Итак, 4 года — это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник

Родители часто переживают, достаточно ли малыш развит для своего возраста, не отстаёт ли от сверстников. Что же должен уметь ребёнок в 4 года?

Физическое развитие ребенка в 4 года

До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:

  • Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
  • Быстро бегают, не меняя направления;
  • Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
  • Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
  • Катаются на велосипеде и самокате;
  • Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.

Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.

Развитие ребенка в 4 года

Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.

Читайте также:  Индивидуальная образовательная траектория развития ребенка

Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:

  • Нанизывает на леску бисер,
  • Застёгивает пуговицы,
  • Завязывает шнурки,
  • Умеет рисовать кистью и карандашом,
  • Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
  • Лепит из пластилина фигурки,
  • С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
  • Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
  • Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.

В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.

Видео развитие ребенка в возрасте четырех лет

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют определять время по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно говорить, согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

  • Различает части тела человека и животных;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.
Что умеет делать ребенок в возрасте четырех лет?

Психическое развитие детей в возрасте четырех лет

В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.

Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.

Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник