Музыка как средство развития ребенка

Музыка как средство развития ребенка thumbnail

Музыка обладает возможностями воздействия не
только на взрослых, но и на детей самого раннего
возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для последующего
развития человека: музыка, которую слушает
будущая мать, оказывает положительное влияние на
самочувствие развивающегося ребенка (может быть,
и формирует его вкусы и предпочтения). Только
развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно
приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее
основы. Дошкольный возраст важен для
последующего овладения человеком музыкальной
культуры. Если в процессе музыкальной
деятельности детей будет развито их
музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет
бесследно для последующего развития человека,
его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо
разнообразных сведений о музыке, имеющих
познавательное значение, беседа о ней включает
характеристику эмоционально-образного
содержания. Словарь детей обогащается образными
словами и выражениями, характеризующими
настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность предполагает
умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание, и таким образом
способствует не только музыкальному, но и общему
развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования
основ музыкальной культуры детей дошкольного
возраста. В дошкольной педагогике музыка
рассматривается как ничем не заменимое средство
развития у детей эмоциональной отзывчивости на
все доброе и прекрасное, с которым они
встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных
переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот
мир, надо развивать у него способности, и прежде
всего музыкальный слух и эмоциональную
отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои
воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку
из окружающих его звуков, шумов. Он
сосредоточивает свое внимание на услышанной
мелодии, замирает на какое-то время,
прислушивается, реагирует улыбкой, гулением,
отдельными движениями, проявляет “комплекс
оживления”. Дети постарше обладают уже
возросшими психическими способностями. Они
осмысливают некоторые связи между явлениями,
способны сделать простейшие обобщения —
определить, например, характер музыки, назвать,
по каким признакам сыгранная пьеса веселая,
радостная, спокойная или грустная. Им понятны и
требования: как надо спеть различную по
характеру песню, как двигаться в спокойном
хороводе или в подвижной пляске. Складываются
также и музыкальные интересы: оказывается
предпочтение тому или другому виду деятельности,
жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные
проявления художественного вкуса — способность
дать оценку произведениям и их исполнению.
Певческие голоса в этом возрасте приобретают
звонкость, напевность, подвижность.
Выравнивается диапазон, вокальная интонация
становится более устойчивой. Если четырехлетние
дети еще нуждаются в постоянной поддержке
взрослого, то при систематическом обучении
большинство шестилетних детей поет без
инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях
направлены на выполнение учебных и творческих
заданий. Они усваивают исполнительские навыки и
импровизируют собственные незатейливые мелодии,
а при исполнении различных танцев стремятся
по-своему передать различные танцевальные
движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка
обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи
эстетического воспитания с нравственным,
умственным, физическим. Осуществлению
идейно-нравственного воздействия помогают
правильно разработанная программа и подобранные
в соответствии с возрастными возможностями
детей произведения. Но самое главное — это
“школа чувств”, которые формируются благодаря
особому свойству музыки — вызывать
сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также
познавательная и умственная деятельность. Дети о
многом узнают, внимательно слушая произведение.
Однако воспринимают они лишь самые общие его
черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная
отзывчивость не утрачивает своего значения, если
перед ребенком будут поставлены задачи
вслушаться, различить, сравнить, выделить
выразительные средства. Эти умственные действия
обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического
воспитания достигается лишь в том случае, когда
используются все виды музыкальной деятельности,
доступные дошкольному возрасту, все творческие
возможности растущего человека. Вместе с тем,
усложняя педагогические задачи, нельзя
злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Само музыкальное искусство, его особенности
выдвигают перед педагогом необходимость решения
ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только
развитие эмоциональной отзывчивости и
восприимчивости дает возможность широко
использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в
определенно организованной системе с
разнообразными музыкальными произведениями и
используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам
музыкальной деятельности, формируя восприятие
музыки и простейшие исполнительские навыки в
области пения, ритмики, игры на детских
инструментах. Знакомить с начальными элементами
музыкальной грамоты. Все это позволит им
действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей
(сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом возрасте
ребенка обучают и приобщают к активной
практической деятельности, то происходит
становление и развитие всех его способностей.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с особенностями развития первого года жизни

5. Содействовать первоначальному развитию
музыкального вкуса. На основе полученных
впечатлений и представлений о музыке
проявляется сначала избирательное, а затем
оценочное отношение к исполняемым
произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке
прежде всего в такой доступной для детей
деятельности, как передача образов в музыкальных
играх и хороводах, применение новых сочетаний
знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению
самостоятельности, инициативы, стремления
использовать в повседневной жизни выученный
репертуар, музицировать на инструментах, петь,
танцевать. Конечно, такие проявления более
характерны для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.

Музыка — искусство, воздействующее на ребенка
уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное
влияние ее на эмоциональную сферу способствует
возникновению первоначальных ответных действий,
в которых можно видеть предпосылки к
формированию в дальнейшем основных музыкальных
способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении
совершалось успешно, необходимо организовать
работу по музыкальному воспитанию с учетом
особенностей музыки и возрастных возможностей
детей.

Содержанием музыкального воспитания детей от
рождения до четырех лет является вовлечение их в
разные виды музыкальной деятельности,
формирование у них внимания, интереса к музыке,
подготовка их к приобретению некоторых
исполнительских навыков.

Уже на первом году жизни педагог организует
общение детей с музыкой, накапливая у них опыт
слушания простейших мелодий (спетых или
исполненных на детских музыкальных
инструментах), побуждает реагировать на них
голосом или движением, создает предпосылки для
активной музыкальной деятельности ребенка на
последующих этапах развития.
Все музыкальные способности объединяются единым
понятием — музыкальность. “Музыкальность – это
комплекс способностей, развиваемых на основе
врождённых задатков в музыкальной деятельности,
необходимых для успешного её осуществления”
(Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).

Ядром музыкальности являются три основные
способности, которые необходимы для успешного
осуществления всех видов музыкальной
деятельности: эмоциональная отзывчивость,
музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку — это
центр музыкальности ребенка, основа его
музыкальной деятельности, необходимая для
прочувствования и осмысления музыкального
содержания и его выражения в исполнительской и
творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого
интонирования при пении, чувство ритма – для
движения, танцев и игре на музыкальных
инструментах.

Современными исследователями доказано, что
формировать основы музыкальной культуры,
развивать музыкальные способности нужно
начинать как можно раньше. Бедность музыкальных
впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно
будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для
формирования основ культуры необходима
соответствующая окружающая среда, которая даст
ему возможность познакомиться с разнообразной
музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются
следующие виды музыкальной деятельности:
восприятие, исполнительства, творчество,
музыкально-образовательная деятельность. Все
они имеют свои разновидности. Так, восприятие
музыки может существовать как самостоятельный
вид деятельности, а может предшествовать и
сопутствовать остальным видам. Исполнительство
и творчество осуществляется в пении,
музыкально-ритмических движениях и игре на
музыкальных инструментах. Музыкально-
образовательная деятельность включает в себя
сведения общего характера в музыке как виде
искусства, музыкальных жанрах, композиторах,
музыкальных инструментах и т.д., а так же
специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои
особенности, предполагает овладение детьми теми
способами деятельности, без которых она не
осуществима, и оказывает специфическое влияние
на музыкальное развитие дошкольников. По этому
та важно использовать все виды музыкальной
деятельности.

Музыкально-образовательная деятельность не
существует изолированно от других видов. Знания,
сведения о музыке даются детям не сами по себе, а
в процессе восприятия музыки, исполнительство,
творчество, по ходу, к месту. Каждый вид
музыкальной деятельности требует определенных
знаний. Для развития исполнительства, творчества
нужны специальные знания о способах, приемах
исполнительства, средствах выразительности.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания,
необходимые для овладения певческими навыками
(звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В
музыкально-ритмической деятельности
дошкольники осваивают различные движения и
способы их исполнения, что также требует
специальных знаний: о слитности характера музыки
и движений, о выразительности игрового образа и
его зависимости от характера музыки, от средств
музыкальной выразительности (темпа, динамики,
акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия
танцевальных шагов, усваивают названия танцев,
хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных
инструментах, дети так же получают определенные
знания о тембрах, способах, приемах игры на
разных инструментах.

Таким образом, необходимо помнить, что
музыкальное развитие положительно влияет на
общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется
мышление, обогащается эмоциональная сфера, а
умение переживать и чувствовать музыку помогает
воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость
в жизни. Развиваются и мыслительные операции,
язык, память. Поэтому развивая ребёнка
музыкально, мы способствуем становлению
гармонично развитой личности, что очень важно.
Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.

Читайте также:  Раннее детство познавательное развитие ребенка

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском
    саду. –М.; Просвещение, 1981г.
  2. Методика музыкального воспитания в детском
    саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.
  3. Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального
    воспитания. – М.: 1972г.
  5. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального
    образования. – М.; 1986г
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей
    – М., Л., 1977г.
  7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.
    Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. К. Н. Игумнова»

Г. Лебедянь. Липецкая область РФ

МБУ ДО «ДМШ им К. Н. Игумнова»

Доклад

На тему «Музыка как средство всестороннего развития ребёнка».

Подготовила: преподаватель

Яковлева М. В.

Лебедянь, 2016

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…». Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1.Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2.Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3.Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5.Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6.Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Читайте также:  Диагностика коррекции нормального и аномального развития ребенка

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей — это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально — ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки  на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  3. Горюнова А.В. Детское музыкальное воспитание как средство эстетического воспитания // Искусство и эстетическое воспитание. – М., 1973.

  4. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

  5. Крупская Н.К. Пед. соч., т. 5. – М., 1959.

Источник