Моторное развитие ребенка дошкольного возраста

Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «Сенсорно-моторное развитие детей дошкольного возраста»
Автор: Шувалова Елена Алексеевна
Сенсорно – моторное развитие детей дошкольного возраста.
Сенсорно — моторное развитие – это воспитание, которое направлено на формирование представлений об окружающем мире. Это основа развития ребенка, которая служит для познания мира, первая ступень которой — чувственный опыт. Успех умственного, физического, эстетического развития ребенка зависит от уровня его сенсорного и моторного развития и воспитания, от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, качественно может переработать информацию, выражает свои впечатления и размышления в речи.
В основе сенсорно – моторного развития лежит высший психический процесс – восприятие. Восприятие – интегрированное отражение всей совокупности свойств предметов и явлений. Процесс восприятия тесно вязан с речью, памятью, представлением, мышлением. Ощущение и восприятие – процессы отражения предметов и явлений окружающего мира. Отражение возникает при воздействии на организм ребенка отдельных свойств предметов (цвета, звука, вкуса, запаха, двигательных стимулов). Недоразвитие данных психических процессов имеет место у детей с задержкой психического развития. У них замедлены процессы восприятия, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому необходимо развивать у детей процессы ощущения и восприятия. На занятиях по рисованию, в играх, на прогулках, в труде необходимо обращать внимание ребенка на те или иные свойства предметов, учить вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы на ощупь. Процесс узнавания – более сложный этап восприятия, тесно связанный с памятью, мышлением, речью. Очень важно, чтобы восприятие ребенка всегда было осмысленным.
В процессе предметной и игровой деятельности у детей необходимо развивать умение сравнивать, устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения. Данному развитию способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры, физические упражнения. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игры в теннис. Для развития восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами используются специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины и формы; развитие представлений о цвете; развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Такие занятия являются необходимыми для развития у ребенка предпосылок к обучению грамоте; следующие упражнения — узнавание геометрических фигур. Так, же очень важным является формирование зрительно – тактильного восприятия, когда ребенок узнает геометрическую фигуру на ощупь, а потом рассматривает ее; следующий вид упражненийбольшие затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений, с трудом усваивают такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», «сбоку», «спереди», «между» и т. п. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от его уровня сенсорно – моторного развития, потому что данное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорно – моторного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.
Сенсорно – моторное развитие неотъемлемая часть друг друга, что составляет фундамент умственного развития ребенка.
Сущность развития заключается в постепенном вхождении ребенка в человеческую культуру через овладение специфическими средствами «орудий ума».
Литература.
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2. Пономарева Н. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Источник
05 апреля 2017 г.
Ребенок стремительно развивается сразу же после рождения как в двигательной, так и в психической сфере. Однако у внешне здорового малыша могут возникать отклонения в этом процессе, способные привести к тяжелым осложнениям в дальнейшем. Раннее выявление отклонений в моторном развитии позволяет вовремя назначить дополнительные методы исследования и соответствующую терапию, предупреждая прогрессирование заболевания. Поэтому каждому родителю необходимо знать о том, что такое моторное развитие и как диагностировать его нарушения.
Что такое моторное развитие?
Термин «моторное развитие» широко используется в педиатрии. Под ним в медицине понимают совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте. Данный показатель характеризует степень развития центральной и периферической нервной системы.
Очень важно отметить, что подобные нормы относительны. Если согласно календарю освоения моторных навыков ребенок не начал самостоятельно ходить в годовалом возрасте, это не свидетельствует о наличие у него заболевания или умственной отсталости. Скорее всего, малыш просто немного запаздывает с освоением этого навыка, и уже скоро, в течение 1-2 месяцев, догонит сверстников. В связи с этим, например, в странах Европы и США строгих норм и вовсе не выделяют, позволяя детям развиваться в своем собственном режиме без давления со стороны медицинских и социальных служб.
Однако если ребенок отстает в освоении целого ряда моторных навыков на несколько месяцев, то родителям уже стоит забить тревогу и обратиться к врачу-педиатру.
Моторные навыки у детей
Для того чтобы правильно выявить нарушения двигательного развития у ребенка, необходимо знать установленные возрастные нормы.
- Если ребенку всего один месяц, то ждать уверенных движений ручками или ножками не стоит. Малыш часто свернут «калачиком», а конечности прижаты к туловищу. Это связано с особенностями мышечного тонуса крохи.
- В возрасте от одного месяца до года, малыш становится активным: появляется мимика (улыбка, огорчение и т.д.), активные движения руками и ногами. Ребенок уже может удерживать голову, если лежит на животе. Проведение массажа и специальной гимнастики позволяет укрепить развивающуюся мышечно-костную систему.
- В три месяца малыш уже активно шевелит верхними и нижними конечностями, пытаясь ухватить интересующие его предметы.
- В возрасте четырех месяцев ребенок может переворачиваться со спины набок, а так же поднимать голову, лежа на спине. Именно в этот период появляется интересный рефлекс – если под стопы малыша положить свою ладонь, позволив ему упереться в нее, то ребенок начинает ползти вперед.
- В 5-6 месяцев малыш начинает учиться ползать, а так же переворачиваться со спины на живот и обратно. К концу шестого месяца ребенок уже может уверенно сидеть.
- В 7-8 месяцев ребенок уверенно ползает, играет и перекладывает свои игрушки и другие вещи, а так же легко садится.
- В возрасте девяти месяцев малыш может уверенно стоять на ножках и пытается ходить, конечно, при поддержке родителей.
- В 10-12 месяцев ребенок уверено ползает, наклоняется, присаживается и сам встает. При этом малыш уже способен ходить даже при минимальной поддержке. Движения становятся очень точными и уверенными.
Важно помнить, что указанные нормы развития моторных навыков являются относительными и могут отставать у конкретного ребенка, не являя при этом патологию.
Диагностика моторного развития у ребенка
Перед тем как определять степень моторного развития у своего ребенка, важно помнить, что его активность определяется не только состоянием головного мозга, но и степенью его сытости, отдыха и множества других факторов. Поэтому самостоятельно интерпретировать полученные результаты стоит с большой осторожностью, особенно при сравнении их с «общепринятыми» нормами.
Диагностику моторного развития всегда стоит проводить в спокойной обстановке, в удобное для ребенка время (не сразу после сна или, наоборот, после длинного периода бодрствования), на фоне сытости. Если малыш отказывается выполнять какое-либо действие, то паниковать ни в коем случае не стоит. Необходимо повторить диагностику немного попозже или даже в другой день.
Для выявления отставания развития ребенка в уровне освоения моторных навыков ребенку предлагают или помогают (зависит от возраста) выполнить ряд простых действий. Например, помогают ему самостоятельно пройтись и оценивают уверенность и характер ходьбы. После этого происходит оценка увиденного и сравнение результата с возрастной нормой для данного двигательного акта.
Если же у ребенка действительно наблюдаются значительные отставания в моторном развитии, то необходимо посетить своего врача-педиатра и невролога, которые смогут провести диагностику на профессиональном уровне и правильно интерпретировать результаты.
Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Источник
В 3 года, то есть в младшем дошкольном возрасте движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Ребенок часто падает, что определяется особенностями изгибов позвоночника, свода стопы, недостаточным развитием вестибулярного аппарата, слабостью мышц ног. У детей этого возраста замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы разгибатели. Малыши быстро утомляются. Наблюдается незрелость анализаторов. Новые условнорефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице.
На четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.
В среднем дошкольном возрасте движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобрел некоторую прочность в связи с активным процессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы шейного и грудного отделов позвоночника вполне отчетливы и определенны. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руководством взрослых дети могут дать Элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Более устойчивыми становятся внимание, двигательная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей. На пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других.
В старшем дошкольном возрасте позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес, сила мышц, их функции.
На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании не только его основные элементы, но и детали. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.
Оценка движений приобретает конкретность, объективность; формируется самооценка. Дети начинают понимать красоту, грациозность движений. Они почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений для освоения движений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Однако физическое и нервное напряжение для этих детей не должно быть длительным. Поэтому новые упражнения надо сочетать с уже известными.
Желаем успехов!
Провела: Миркина О.И.
2014г.
Источник
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ это:
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ — в до школьном детстве, охватывающем возраст от 3 до 6-7 лет, происходит дальнейшее совершенствование двигательных функций ребенка. Движения становятся более координированными, чему способствует игровая деятельность. особенно подвижные игры. Однако координация движений дошкольников еще менее совершенна, чем у детей более старшего возраста и взрослых. Лишь к семи годам начинают уверенно выполняться координаторные пробы (пальценосовая, коленопяточная, проба на диадохокинез и др.). Благодаря возрастающим возможностям артикуляционной моторики уже к 4-5 годам большинство дошкольников овладевают правильным звукопроизношением, вырази тельными средствами речи
Психомоторика: cловарь-справочник.— М. ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008 .
Смотреть что такое МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ в других словарях:
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ — овладение различными двигательными актами через овладение каждым конкретным движением, его усвое нием, закреплением и последующим применением в составе двигательной деятельности (см. также Моторика, Моторного развития фазы, Моторное развитие в … Психомоторика: cловарь-справочник
СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — (англ. Montessori s system) система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). Добившись успеха в разработке метода развития органов чувств у умственно отсталых детей, … Большая психологическая энциклопедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять, … Энциклопедия Кольера
Де́тские параличи́ — непрогрессирующие неврологические расстройства, возникающие в результате повреждения нервной системы на разных этапах развития. Различают детские периферические параличи (см. Родовая травма новорожденных (Родовая травма новорождённых)) и детские … Медицинская энциклопедия
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ это:
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ — овладение различными двигательными актами через овладение каждым конкретным движением, его усвое нием, закреплением и последующим применением в составе двигательной деятельности (см. также Моторика, Моторного развития фазы, Моторное развитие в младенчестве, Моторное развитие в раннем возрасте, Моторное развитие в дошкольном возрасте, Моторное развитие в младшем школьном возрасте, Моторное развитие в подростковом возрасте)
Психомоторика: cловарь-справочник.— М. ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008 .
Смотреть что такое МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ в других словарях:
моторное развитие — judėjimo tobulinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kokybiškai sudėtingų judesių, veiksmų ir jų derinių atlikimo kitimas individui augant, bręstant, įgyjant patirtį. atitikmenys: angl. motor development vok. motorische … Sporto terminų žodynas
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ — в младшем школьном возрасте, охватывающем период от 6 7 до 10 11 лет, двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, … Психомоторика: cловарь-справочник
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ — под ростковый возраст, охватывающий период от 10 11 до 15 16 лет, характеризуется существенными изменениями в организме ребенка, которые связаны с половым созреванием. Происходит интенсивное физическое развитие ребенка, совершенствование его … Психомоторика: cловарь-справочник
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ — в раннем возрасте, охватывающем период от 1 года до 3 лет, при нормальном он тогенезе продолжается начавшееся в младенчестве активное развитие моторики. В период от 1 года до 2 лет развивается равновесие, походка обретает устойчивый характер; … Психомоторика: cловарь-справочник
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ — в до школьном детстве, охватывающем возраст от 3 до 6 7 лет, происходит дальнейшее совершенствование двигательных функций ребенка. Движения становятся более координированными, чему способствует игровая деятельность, особенно подвижные игры. … Психомоторика: cловарь-справочник
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ — в нормальном онтогенезе младенческого возраста, который охватывает первый год жизни ребенка, выделяют несколько периодов в моторном развитии. От 1 до 3 месяцев: наблюдается уменьшение характерной для детей первого месяца жизни сгибательной … Психомоторика: cловарь-справочник
Моторное топливо — жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). М. т. подразделяют на группы: карбюраторное, в том числе авиационные и автомобильные бензины (см. Бензин, … Большая советская энциклопедия
Развитие моторное — 1. процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно мышечных волокон (см. Движения произвольные). Проявляется в динамике … Педагогический терминологический словарь
Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост количественное увеличение биомассы организма за счёт увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их … Педагогический терминологический словарь
Неонатальное развитие (neonatal development) — Вслед за пренатальным периодом и родами наступает неонатальный период развития, охватывающий первые недели жизни новорожденного. Средний вес при рождении составляет 7 фунтов, а рост 20 дюймов. Быстрый физ. рост, имевший место в пренатальном … Психологическая энциклопедия
Книги
- Лабиринт Салатовый . На основании лабиринта прикреплены цветные проволочки. На каждую проволоку нанизаны маленькие цветные фигурки из дерева, которые можно передвигать. В процессе игры развиваются крупная и Подробнее Купить за 489 руб
- Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. М. А. Безбородова. Термин «психомоторика», несмотря на его значимость для психологического анализа деятельности человека, до сих пор не получил однозначной трактовки в психологии. Ванализе психомоторной сферы Подробнее Купить за 200 руб электронная книга
- Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. Безбородова М. А. Термин психомоторика , несмотря на его значимость для психологического анализа деятельности человека, до сих пор не получил однозначной трактовки в психологии. В анализе Подробнее Купить за 200 руб
Другие книги по запросу МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
- Называет 4 основных цвета.
- Переступает через препятствия высотой в 10-15 см.
- В речи использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
- Часто задает вопросы почему?, когда?, зачем?.
- Проявляются элементы ролевой игры -дочки-матери, воспитательница и др.
- В игре используются сюжетные постройки.
- Рисунки карандашом отражают предметы, при лепке создаются простые фигуры из пластилина.
- Полностью сам одевается, пользуется салфеткой и носовым платком.
- Двигательные умения: свободные, координированные движения рук, бросает мяч двумя руками, ловит его, не прижимая к груди, прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, по сигналу сдерживает движения, любит лазать, заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии.
- Сенсорное развитие. знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку, знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставить по длине, ширине, высоте, правильно ориентируется в пространстве, узнает на ощупь предметы.
- Умственное развитие: считает до 5, знает время года, время суток. Задает вопросы что?, зачем?, почему?, слушает и пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин, речь фразовая, грамматически оформленная.
- Игровая деятельность. Появляются сюжетно-ролевые игры с другими детьми, продолжительность игры до 40 мин, появляются любимые игры, любит играть со строительным материалом. Занимается конструированием, обыгрывает постройку -гараж, дом.
- Поведение. Внимательно слушает взрослых, называет взрослых по имени, отчеству. Соблюдает правила поведения в обществе, сформированы основные гигиенические навыки: опрятность, умывание, мытье рук после туалета.
- Навыки. самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.
- Двигательные умения. Сформирована правильная осанка, хорошо координированы движения рук и ног при ходьбе, умеет ходить и бегать по кругу, без боязни прыгает с высоты, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см. Подбрасывает мяч, ловит его, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует горизонтальные и вертикальные линии.
- Сенсорное развитие. Знает 8 цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки, может расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке, ориентируется в частях собственного тела.
- Умственное развитие. Считает до 5, формирует обобщенные понятия типа мебель, фрукты и т. д. Речь фразовая с хорошим произношением.
- Нервная деятельность. Есть любимые игры, в игре отражается окружающий мир.
- Поведение. Выполняет правила поведения. Навыки: все умеет делать самостоятельно.
- Моторное развитие. Движения приобретают легкость и изящество, увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину, ловит мяч одной рукой, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см, умеет обращаться с мячом, ловит его, ударяет о землю, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует карандашом и красками, вырезает ножницами простые формы.
- Сенсорное развитие. Может исследовать предметы зрительно и осязательно, может назвать ромб и овал, называет оттенки цветов -голубой, розовый, фиолетовый, серый.
- Умственное развитие: Считает до 10, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части, называет по порядку дни недели, времена года; называет составляющие обобщенных понятий, делает последовательные заключения по 2-3 картинкам. Речь с правильным построением предложений.
- Игровая деятельность: есть любимые игры и роли.
- Поведение. Cледит за тем, чтобы другие дети выполняли правила поведения.
- Навыки. все умеет делать. Самостоятельно поддерживает чистоту в доме, свободно пользуется ножницами.
- Двигательные умения. Двигательные умения: быстро перестраивается во время движения, держит равнение в колонне, шеренге, круге. Может выполнять движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде. Может плавать, играть в бадминтон, теннис, хорошо работает с разными материалами -бумагой, картоном, тканью. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком.
- Сенсорное развитие. правильно называет простые и сложные геометрические формы, правильно указывает на основные различия геометрических форм. При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.
- Умственное развитие. Владеет прямым и обратным счетом до 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание, дифференцирует количество независимо от формы, четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги..
- Игровая деятельность. Создает новые игры, предпочитает групповые игры, обобщает и анализирует свою деятельность, отдает предпочтение групповым играм.
- Поведение. Выполняет индивидуальные поручения, убирает комнату, ухаживает за цветами. Способен критически анализировать черты характера.
- Навыки. самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.
Читали это? Что значит некогда? Прочтите!
Отметьте задания, которые ребенок умеет выполнять. Нормальное развитие констатируется, если ребенок выполняет не менее семи-восьми.
Отметьте задания, которые ребенок умеет выполнять. Нормальное развитие констатируется, если ребенок выполняет не менее четырех-пяти.
Сейчас стало модным такое понятие как раннее развитие. Все мамы, папы, бабушки и дедушки хотят.
Рост Резко недоста-точная Недоста-точная Ниже среднего Средняя Выше среднего Избыточ-ная 50 см 2,8 2,9 3,1.
Источники: https://psychomotor.academic.ru/10363/%25D0%259C%25D0%259E%25D0%25A2%25D0%259E%25D0%25A0%25D0%259D%25D0%259E%25D0%2595_%25D0%25A0%25D0%2590%25D0%2597%25D0%2592%25D0%2598%25D0%25A2%25D0%2598%25D0%2595_%25D0%2592_%25D0%2594%25D0%259E%25D0%25A8%25D0%259A%25D0%259E%25D0%259B%25D0%25AC%25D0%259D%25D0%259E%25D0%259C_%25D0%2592%25D0%259E%25D0%2597%25D0%25A0%25D0%2590%25D0%25A1%25D0%25A2%25D0%2595, https://psychomotor.academic.ru/10368/%25D0%259C%25D0%259E%25D0%25A2%25D0%259E%25D0%25A0%25D0%259D%25D0%259E%25D0%2595_%25D0%25A0%25D0%2590%25D0%2597%25D0%2592%25D0%2598%25D0%25A2%25D0%2598%25D0%2595, https://mamkam.spb.ru/about/psixomotornoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-ot-3-do-7-let/
Комментариев пока нет!
Источник