Мониторинг развития творческих способностей ребенка

«Мониторинг     развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».

                            Автор: Баязитова М.Н.,

                            педагог дополнительного

                            образования  МОУ ДОД

                            «РЦДОД»  при МОУ    

               «Невонская СОШ№1» 

                     Усть-Илимского района

             Иркутской области                        

 Все дети без исключения – художники, поэты. Их восприятие окружающего мира образное, яркое. Дети искренни и непосредственны.  С самого раннего возраста каждый ребёнок стремится сделать, что- либо своими руками. В начале это  незамысловатые фигуры , несложные рисунки ,  простые поделки . С каждым годом , взрослея , приобретая  новые знания, умения , навыки, постоянна развиваясь, ребёнок старается усложнить, усовершенствовать свою работу. На этапе творческого  развития ребёнка большую роль играет помощь  родителей,  учителей.  

Занятие изобразительным искусством меняет восприятие детей, учит по-новому  видеть мир.  Правильно направить ребёнка в нужном направлении, помочь ему развить те или иные способности  —  главные задачи  педагога дополнительного образования в это время. Педагог  должен не только совершенствовать  знания, умения и навыки своих учеников, но и уметь правильно  проанализировать результат их творческой деятельности. Уметь выявить, отследить слабые стороны художественного восприятия ребёнка для того что бы в дальнейшем помочь ему преодолеть трудность в том или ином  виде деятельности, продумать такие  формы  и методы работы, которые легко, непринужденно помогут развить в ребёнке  его творческие способности.  Эти проблемы помогает  решить  педагогический мониторинг, цель которого – изучить и отследить динамику развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы.

Педагогический мониторинг относится к числу эффективных технологий управления качеством образования,  как на уровне администрации образовательного учреждения, так и на уровне педагогов дополнительного образования и позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ  дополнительного образования детей. Таким образом, внедрение  мониторинга  в  деятельность педагога  – необходимое  условие  грамотного  подхода  к  организации образовательного процесса в детском объединении.

Задачи педагогического мониторинга:

  1. Осуществить разработку и отбор методик и способов получения информации о качестве освоения дополнительной образовательной программы, развитии творческих способностей обучающихся объединения.
  2. Разработать качественный  рабочий инструментарий для проведения мониторинговых исследований обучающихся, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые задания, анкеты и др.).
  3. Определить степень освоения каждым ребенком дополнительной образовательной  программы, выявить наиболее способных и одаренных обучающихся.
  4. Обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического процесса (ориентируясь на эталон), определить степень (уровень) личностного развития каждого обучающегося.
  5. Проанализировать полученные факты.
  6. Установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения.
  7. Выработать обоснованный и конкретный план корректировки  педагогической деятельности и дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников образовательного  процесса.

Специфика деятельности объединений дополнительного образования позволяет творчески подходить к выбору форм и методов творческого развития ребёнка. Результат мониторинга помогает скорректировать  процесс  творческого развития обучающегося.

Задача педагога при этом не прямо воздействовать на личность ребенка, стремясь «построить» её, а организовать деятельность воспитанников в преобразовании своей личности, дать возможность ребенку найти ценностно-значимые проявления для себя и обогатить жизненный опыт необходимым содержанием.

  В течение года обучающиеся в объединении «Юный художник» выполняют ряд тестов, опросов, при помощи системы карточек.  Ответы учеников  анализируются и заносятся в таблицу. В таблице определяется уровень развития каждого ученика таких психологических процессов как зрительная память, внимание, фантазия и воображение, творческая активность, самоконтроль.. Уровни обозначены  условным значком:

            I уровень – подготовительный

            II уровень – начальный

            III уровень – освоение

    Проанализировав данные этой таблицы мы можем отследить  какие психические процессы вызывают у обучающихся затруднения.  Используя данные таблицы педагог  выбирает такие методы и формы работы со своими учениками, которые наиболее эффективно помогут развить те творческие способности, которые пока вызывают у обучающихся затруднения. На своих занятиях я ставлю определённые задачи:

  • ориентация на дальнейшее продвижение и успех;
  • уточнение и закрепление определенных знаний, умений, навыков;
  • диагностика причин слабых и сильных сторон  личности;
  • развитие умений и навыков в новой ситуации.

В объединения «Юный художник» мы используем творческий подход к выбору форм педагогического контроля (выставка,  игра, Творческая работа, диалог, конкурсы, кроссворды, викторины ит.д.).

Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, конкурсов, кроссвордов, игровых программ.

Читайте также:  Развитие ребенка в одиннадцать месяц

  Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение. Выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет критически оценивать не только чужие работы,  но и свои.

На своём мастер-классе я хочу показать одну из форм педагогического  мониторинга –творческая работа в техники монотипия. С помощью этой работы у детей развивается фантазия, воображение, внимание, аккуратность. Техника монотипия это – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Два слова: «моно» и «типия» Монотипия (от «моно» — один и греч. «типос» — отпечаток, оттиск) – вид печатной графики.     Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание… Наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшку, точнее фартук и платок в техники монотипия. Обучающиеся в объединении знакомы с различными видами росписи матрешек (загорская, семёновская, калининская, полхов –майдановская).

   Перед вами находятся бумажные  шаблоны фартука и платка матрешки, которые вам будет необходимо расписать. Для этого необходимо сделать.

  1. На альбомный лист  в хаотичном порядке, порыве наносите краску
  2. Лист аккуратно  кладете на шаблоны краской внутрь.
  3. Продавливаете бумагу сверху руками или резиновым валиком. Плавно разворачиваете  лист.
  4. Всматриваясь в получившийся оттиск, попытайтесь увидеть какой-то образ, цветы, травку, ягоды, оживки.
  5. После росписи шаблонов аккуратно приклеиваете к фигуре матрешки.

Такая творческая работа вызывает большой интерес у ребёнка. Работая в технике монотипия, невозможно предугадать результат. Детские работы всегда разнообразны. Здесь нет цели ограничить ребёнка  определёнными  рамками и рисовать, писать по определённым правилам,  ученик сам выбирает свой стиль и раскрывает свои индивидуальные творческие способности. Роспись матрешки таким  художественным способом позволяет развивать у обучающихся такие творческие способности и психологические виды деятельности как аккуратность, внимание, зрительную память, воображение и фантазию.

ВЫВОД:  Различные формы мониторинговых исследований обучающихся позволяют наиболее полно обследовать каждого ребенка, выявить  динамику их развития творческих способностей, художественных умений и навыков. Причем обучение и  исследование детей проходят в интересной и увлекательной форме.

Проанализировав  художественную деятельность обучающихся в объединениях «Радуга творчества», «Юный художник»,   мы можем увидеть, что  на начало года  

творческая фантазия и воображение составляла 44%,

 внимание –  56%,

зрительная память – 48% ,

а  на конец года:

творческая фантазия и воображение составляла 67%,

 внимание –  82%,

 зрительная память –  74% .

Это только первые результаты моей работы  по организации системы контроля  за результатами качества обучения в объединениях, которыми я руковожу. В дальнейшем я планирую  осуществлять мониторинг теоретической и практической подготовки, предметных достижений и личностного развития обучающихся в процессе освоения реализуемых мной программ по методикам выработанным в нашем учреждении, которые необходимо адаптировать под конкретные дополнительные образовательные программы   «Радуга творчества», «Юный художник».

Источник

2.1. Мониторинг творческих способностей детей младшего дошкольного возраста (3-4г.)

Для определения уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  был проведен мониторинг.

Мониторинг – систематическое, организованное наблюдение, за состоянием объекта, процессов с помощью показателей, отображающих  приоритетную причинную зависимость  с целью оценки, контроля, прогноза, развития.

Цель мониторинга — изучить уровень сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Мониторинг сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Средствами мониторинга являлись наблюдение за активностью ребенка в процессе рисования, анализ продуктов детской деятельности и спе­циальные педагогические задания, организуемые педагогом.

Данные средства позволили определить уровень творческих способностей детей дошкольного возраста.

       Мониторинг осуществляется с учетом методических рекомендаций и педагогических исследований в области творческих способностей детей дошкольного возраста .

       Средствами мониторинга являются три группы критериев:

    Выбор материала Художественное изображение объекта Художественное выражение объекта.

Оценка критериев:

3 балла — критерий ярко выражен.

2 балла — критерий не ярко выражен.

1 балла — критерий не выражен.

Таким образом, с помощью мониторинга определяется  сформированность творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Выбор материала и техники рисования

Художественное изображение объекта

Художественное выражение объекта

Средний балл

Традиционный

Нетрадиционный

Степень реальности изображения

Наличие целевой установки

Эстетическое восприятие (эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него)

Способность видеть, чувствовать выразительность предмета

Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального художественно – выразительного образа)

1

3

3

3

2

2

2

2.1

2

3

3

3

2

2

2

2.1

3

3

3

2

2

2

2

2

4

3

3

2

2

2

2

2

5

3

3

2

2

2

2

2

6

3

3

2

3

3

2

2.3

7

3

3

2

3

3

2

2.3

8

3

3

3

2

2

2

2.3

9

3

3

3

2

2

2

2.3

10

3

3

2

2

2

2

2

11

3

3

2

2

2

2

2

12

3

3

3

2

2

2

2.1

13

3

3

3

2

2

2

2.1

14

3

3

2

3

3

2

2.3

15

3

3

2

3

3

2

2.3

16

3

3

2

2

2

2

2.3

17

3

3

2

2

2

3

2.1

18

3

3

3

2

2

3

2.3

19

3

3

3

2

2

2

2.1

20

3

3

2

2

2

2

2.1

21

3

3

2

2

2

2

2.1

22

3

3

2

3

3

2

2.3

23

3

3

2

3

3

2

2.3

24

3

3

2

2

2

2

2

25

3

3

2

2

2

2

2

Средний балл

2

1

3

2.3

2.4

2.4

2

2.1

с

н

в

с

с

с

с

с

Выбор материала и техники рисования

Художественное изображение объекта

Художественное выражение объекта

Средний балл

1.5

2.6

2.3

2.1

В процессе мониторинга на начало года воспитанникам было предложено нарисовать время года на выбор, живой объект природы, предмет из окружающей жизни. В процессе рисования велось наблюдение за выбором детьми материала для рисования (традиционный материал или нетрадиционный), техникой рисования, художественным изображением объектов и изображением их выразительной стороны. 

Читайте также:  Роль родного языка и речи в развитии ребенка по алексеевой

Мониторинг показал, что воспитанники понимают поставленную задачу, но самостоятельно, без помощи воспитателя осуществляют выбор материала, продумать свой замысел, цветовое решение-не могут. Наблюдения показали, что младшие дошкольники в основном выбирают традиционный материал и способ рисовании — рисуют красками, карандашами. Степень реальности изображенных предметов средний и соответствует -2.6 балла. Дети, изображая объект, не совсем точно передавали его характерные особенности.

Рисуя время года, ребята рисовали все зиму, так как исходили из собственных наблюдений и впечатлений (сейчас-зима). Рисовали в основном деревья, снег, при этом наблюдались проявления творчества: появление линий разного характера, точек. Использовали традиционные цвета, характерные для данного времени года. Нарисованное время года можно охарактеризовать так: как учил педагог рисовать зиму, так  дети и рисовали.

Из предметов окружающей действительности дети рисовали те игрушки, с которыми они в основном играют: мяч, шарик, рисовали елку, так как в памяти были сохранены впечатления про новый год. При передаче их строения передавали форму, цвет, размер.

Наиболее распространенные темы, изображенные детьми, представлены в таблице.

Темы, представленные детьми в рисовании

Категория участников

Время года

Природный объект

Предмет из окружающей жизни

Техника и способ рисования

Воспитанники младшего дошкольного возраста.

Зима-100%

Весна -0%

Лето -0%

Осень -0%

Цветы -15%

Насекомые -5%

Животные -42%

Мяч-50%

Елка-30%

Шарик -14%

Зайка -6%

32% использовали нетрадиционный материал и технику рисования

58%-традиционный материал и техника рисования.

При выборе материала и техники для рисования дети в основном выбирали –рисование отпечатком (кусочек картошки), пальчиками, 32% детей использовали нетрадиционный материал и технику рисования. 58%-традиционный материал и техника рисования, при этом не проявляли интереса к нетрадиционным техникам.

Анализ мониторинга уровня развития творческих способностей показал, что общий уровень составляет 2.1 балл, что соответствует среднему уровню. Наиболее высокий является критерий – «Степень реальности изображения»-3 балла.

Два критерия – «Эстетическое восприятие (эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него) и «Способность видеть, чувствовать выразительность предмета» соответствуют среднему уровню-2.4 балла. Это позволяет судить о том, что в процессе рисования и по его завершению дети не проявляли эмоциональность, не давали эстетическую оценку изображению, воспринимал данный образ спокойно, называя и указывая его характерные особенности. 

Критерий «Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального художественно – выразительного образа)» соответствует 2 баллам — среднему уровню. Воспитанники не проявляли высокой интеллектуальной активности, использовали незначительные детали, позволяющие судить о выразительности изображаемого.

Следовательно, выявлено основное направление работы — развитие художественного выражения объекта, развитие эмоциональности в процессе рисования, использования нетрадиционных техник и материалов для рисования. Для этого был разработан перспективный план работы с детьми, в который были включены занятия, на которых с детьми использовались нетрадиционные техники рисования.

Вывод о проделанной работе.

               Дошкольный период является синзетивным периодом для всестороннего развития детей. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальнейших задач дошкольного образования, обусловленная требованиями современного общества, запросами семьи и государства. 

       Вопрос развития творческих способностей интересует ведущих педагогов и психологов на протяжении многих лет. Их исследования показали, что  способности – это индивидуальные особенности человека. Они являются  врождённые (природными), их можно развить и даже сформировать в процессе жизни, обучая и воспитывая ребёнка. Проявляются в какой-либо деятельности и зависят от условий жизни ребенка. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной). В деятельности ребенок создает новое и необычное, что позволяет судить об имеющихся у него творческих способностей.

               Исходя из понимания сущности способностей и условий их формирования, мы убеждены, что рисование является той деятельностью, в которой наиболее ярко могут проявляться и развиваться творческие способности. Но для этого необходимы условия:

Раннее начало деятельности (рисования). Создание обстановки (положителный климат, ситуация успеха). Наличие самого творческого процесса (рисования). Предоставлении ребенку большой свободы (в выборе деятельности, в продолжительности занятия, в выборе способов рисования, техник, материала). Предоставление самостоятельности в мыслительной активности (думать, анализировать, продумывать этапы). Обогащение впечатлений об окружаюшем. Поощрение проявления воображения. Системность и целенаправленность процесса рисования.

Данные условия мы учли, выстраивая работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию у них творческих способностей. Это позволило получить положительные результаты и увидеть динамику развития творческих способностей.

       Уровень творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста повысился на ___. баллов составил ___ балла, что соответствует ________уровню, что позволяет судить о результативности проведенной работы.

Таким образом, цель достигнута, а задачи-решены.

Источник

Работа в составе творческой группы в рамках экспериментальной площадки ДОУ по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение развития творчества детей дошкольного возраста»

Мониторинг развития творческих способностей у детей

Бронскова Ю.С., Каменская М.Б., Передельская С.И., Полякова О.А.

     Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Ведь ребёнок, который не просто усвоил программу дошкольного учреждения, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество!

     На базе нашего учреждения ведётся экспериментальная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению развития творчества детей. В настоящее время нашей целью является выявить уровень творческого развития детей на разных возрастных этапах.

     Группой специалистов психолого-педагогического сопровождения (музыкальные руководители, учитель-логопед, педагог — психолог, социальный педагог) на начальном этапе работы был разработан перечень вопросов для дошкольников. Опросник состоит из нескольких блоков, направленных на раскрытие определенных способностей ребёнка:

  • познавательно-исследовательских;
  • литературных;
  • художественных;
  • музыкальных;
  • артистических;
  • общих интеллектуальных;
  • технических;
  • спортивных.

    Данный опросник позволил нам подготовить мониторинговую таблицу для выявления уровня индивидуального развития творческих способностей детей. Для составления мониторинговой таблицы мы систематизировали данные из авторских методик. За основу мы взяли вариант анкеты Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушина, которая была нами адаптирована для детей дошкольного возраста нашего учреждения.

     В мониторинге принимали участие дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Нашей задачей на этом этапе работы являлось выявление способностей, которые недостаточно развиты (проблемные точки), а также развиты на высоком уровне (перспективные точки).

Результаты мониторинга мы можем проследить по таблице.

  Возраст детей

Проблемные точки

Перспективные точки

   Младший

  Технические способности (45%)

  Общие интеллектуальные (43%)

  Музыкальные (28%)

  Спортивные (26%)

   Средний

  Литературные (56%)

  Артистические (55%)

  Музыкальные (47%)

  Спортивные (47%)

   Старший

  Технические (35%)

  Музыкальные (35%)

  Художественные (40%)

  Спортивные (37%)

     Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что у детей младшего дошкольного возраста хуже всего развиты технические (у 45% детей) и общие интеллектуальные (у 26% детей) способности. Дети:

— не интересуются необычными фактами, не задают вопросы о них

— расстраиваются в случае неудачи и отсутствии поддержки

— недостаточно любопытны

— не интересуются машинами и механизмами, не стремятся понять принцип их работы

— затрудняются выделить строение объектов, соотношение и отношение их частей

     Наиболее развитыми способностями в младшем дошкольном возрасте прослеживаются музыкальные (28%) и спортивные (26%). Дети:

— любят слушать музыку и выполнять танцевальные действия под неё

— энергичны и счастливы в движении

— любят активно играть на воздухе

     В среднем дошкольном возрасте наименее развитыми способностями являются литературные (56%) и артистические (55%). Дети:

— не любят пересказывать, теряют сюжетную линию

— не могут подобрать нужные слова для выражения эмоционального состояния героев

— затрудняются менять тональность и выражение голоса при рассказывании, при подражании

— не могут самостоятельно создавать образы при помощи атрибутов и элементов костюмов

Наиболее развитыми для среднего возраста остаются музыкальные (47%) и спортивные (47%) способности. Дети:

— любят слушать музыку и выполнять танцевальные действия под неё

— энергичны и счастливы в движении

— любят активно играть на воздухе, интересуются видами спорта

— быстро восстанавливаются после физических нагрузок

— любят участвовать в спортивных играх и соревнованиях

     В старшем дошкольном возрасте недостаточно развиты технические (35%) и музыкальные (35%) способности. Дети:

— не интересуются чертежами и схемами заданий

— затрудняются выделить строение объектов, соотношение и отношение их частей

— не любят чинить игрушки, не стремятся устранить их неисправность

— не желают учиться играть на каком-нибудь инструменте

— затрудняются сочинять свои мелодии

     К старшему дошкольному возрасту высокими показателями творческого развития остаются спортивные (37%), а также приобретают актуальную значимость художественные (40%) способности. Дети:

— энергичны и счастливы в движении

— любят активно играть на воздухе, интересуются видами спорта

— быстро восстанавливаются после физических нагрузок

— любят участвовать в спортивных играх и соревнованиях

— гибки, ловки, координировано двигаются

— любят лепить, рисовать, выражая свои чувства

— любят изображать разнообразные предметы, объекты, ситуации

— с удовольствием рассматривают художественные произведения

— изготавливают что-либо прикладного значения (украшения для дома, мамы..)

— могут принимать участие в критике работ других детей, взрослых

— готовы пробовать в художественной работе новые материалы.

     Таким образом, мы наблюдаем, что на протяжении всего дошкольного возраста наиболее перспективными творческими способностями являются музыкальные, спортивные и художественные.

     Формирование творческих способностей ребёнка может осуществляться при наличии определённых условий  —  организационных, кадровых, материально технических: нужные пособия, оборудование и место для творческой деятельности.

     Проблема творчества и развития творческих способностей детей обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявления творческих способностей. К этим факторам относятся: природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности, влияние социальной среды на развитие и проявление творческих способностей, зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

Источник

Читайте также:  Методика для оценки речевого развития ребенка