Микроклимат семьи в развитии ребенка

Микроклимат семьи в развитии ребенка thumbnail

6 ноября 2015 г.

Спирина Эльвира Анатольевна

Социальный педагог МБОУ «ОСОШ №1»
СП «Детский сад «Ладушки»

опубликовала на сайте vestnikpedagoga.ru

учебно-методический материал:

«Микроклимат семьи».

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат.

Когда мы говорим: «микроклимат в семье»,  мы имеем в виду тот комплекс взаимосвязей и взаимоотношений, которые сложились в данной семье, которые определяют благополучие или, наоборот, неблагополучие в ней. Микроклимат — так можно охарактеризовать обстановку, которая царит в семье.

Микроклимат семьи, определяется в значительной степени характером взаимоотношений в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях разлад родителей наносит огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками. В связи с этим, важно знать особенности взаимоотношений в семье, преобладающий эмоциональный фон, отношение родителей к детям и т.д. Зная особенности микроклимата, специалист может четко определить направления профилактической и коррекционной работы с семьями в данном образовательном учреждении. В последние годы, исходя из статистических данных, социальную обстановку  среди некоторых семей нельзя назвать психологически комфортной: растет число неблагополучных семей, малообеспеченных, неполных.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми практическими рекомендациями по созданию и сохранению благоприятного микроклимата в семье, во взаимоотношениях между родителями и детьми.

  1. Говорите о своей любви к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  2. Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день. Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.
  3. Согласованность между родителями. Действия родителей по отношению к ребенку должны быть согласованными (совещайтесь с супругом по вопросам воспитания).  В противном случае ребенок встанет на чью-то сторону.
  4. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  5. Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
  6. Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Если вы кричите, у ребенка формируется привычка реагировать только на громкий звук.
  7. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.
  8. Будьте эмоционально уравновешены. Если Вы находитесь в возбужденном состоянии, раздражены, взвинчены – постарайтесь успокоиться. Для этого можно послушать спокойную музыку, прогуляться, 15 минут побыть в тишине– у каждого свои механизмы восстановления. Только в спокойном состоянии человек способен принимать взвешенные решения.
  9. Оценивайте поступок, но не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. То же самое касается и взаимоотношений между взрослыми.
  10. Никогда не вспоминайте о совершённых ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. Каждый имеет право ошибиться – и ребенок и взрослый.
  11. Ни в коем случае нельзя сравнивать. Нужно помнить, что каждый из нас уникален, неповторим, поэтому откажитесь от сравнений людей между собой. Если решили сравнить человека, то только с самим собой. Например: «Раньше ты часто злился, а теперь очень редко».
  12. Разговаривайте о чувствах и эмоциях друг друга. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам, но обязательно узнайте, что случилось. Делитесь со своим супругом и детьми переживаниями, это поддерживает доверие в отношениях, развивает эмпатию.
  13. Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!».
  14. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. НО: нельзя использовать в качестве наказания жизненно важные вещи: лишить ребенка еды («Ты наказан и останешься без ужина»), лишить прогулки (свежий воздух необходим ребенку), лишить сна и др.
  15. Похвала. Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное  — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой (старайтесь обходиться без материального поощрения). Если обещали похвалить – хвалите, иначе, ребенок перестанет вам верить, а вместе с тем подорвется доверие к окружающим. Супруги не должны забывать и друг о друге. Обязательно хвалите своего супруга, взрослые люди так же как дети нуждаются в похвале и внимании.
  16. Проводите с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.
  17. Использовать в повседневном общении приветливые, нежные фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Я люблю тебя. Как хорошо, что ты у меня есть. Ты мой хороший. Это укрепляет чувство самоценности, самооценку, укрепляет и объединяет Вашу семью.
Читайте также:  Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет купить

Чтобы было о чем задуматься…

Притча «Мудрец и бабочка». Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его: — Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: — У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: — Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: — Все в твоих руках.

Источник

Формирование базового доверия к миру, ощущения безопасности и любви окружающих — это та платформа, которая необходима для дальнейшего благополучного развития

важные достижения первого года, что должен уметь ребенок на первом году жизни, микроклимат в семье, материнство, секреты раннего развития малыша, психосоматика, семья, влияние семьи на ребенка, доверие к миру, формирование психики ребенка, воспитание ребенка

Источник: Shutterstock

Журнал «Мой ребенок» публикует отрывки из книги «До рождения и после». Автор — известный психолог и психотерапевт Гертруда Шпатаковская. Гертруда работает с причинами бесплодия, она прекрасный перинатальный психолог, а ее курсы по психосоматике выводят участников на новый уровень понимания себя, судьбы, заботы о здоровье.

Гертруда Шпатаковская

Гертруда Шпатаковская

психолог, психотерапевт, Ассоциация «Психея», семейный центр «Крошка Ру» FB: Гертруда Шпатаковская

Разница между новорожденным малышом и годовалым ребенком воистину огромна! В первый год жизни ребенок проходит короткий, но очень насыщенный путь своего развития.
Первый год предполагает приобретение множества важнейших новообразований: это прямохождение и автономная подвижность; формирование пассивного словарного запаса и появление примитивной речи; основополагающее развитие основных сенсорных структур; закладываются первые сценарии дальнейшего взаимоотношения человека с миром. И все эти новообразования позволяют в ближайшие годы жизни ребенка быть готовым к новым видам деятельности, взаимоотношениям с окружающим миром и дальнейшему когнитивному, психомоторному и личностному развитию.

важные достижения первого года, что должен уметь ребенок на первом году жизни, микроклимат в семье, материнство, секреты раннего развития малыша, психосоматика, семья, влияние семьи на ребенка, доверие к миру, формирование психики ребенка, воспитание ребенка

Источник: Shutterstock

Понимая важность этого периода для дальнейшей жизни, следует отнестись к организации соответствующей среды для развития малыша с высокой ответственностью.
Первое, на что стоит обратить внимание родителей, — это на климат семьи, в которой малыш растет. Личность растущего человека, его характер во многом пред­определяется его самым близким социальным окружением.

Массажи, динамическая гимнастика, уроки грудничкового плавания — это те виды совместной деятельности, которые позволят вам не только развить малыша, но и получить огромное удовольствие от своего родительства и от ваших совместных успехов

Да что он понимает?

На первый взгляд может показаться, что ребенок, которому всего пару месяцев от роду, еще мало понимает, ничего не запоминает — но это не так!
Семейный микроклимат — это основа развивающей среды ребенка. Еще рано говорить о каком-то специализированном обучении и воспитании. Но всестороннее гармоничное развитие ребенка берет свое начало в семейном микроклимате.

важные достижения первого года, что должен уметь ребенок на первом году жизни, микроклимат в семье, материнство, секреты раннего развития малыша, психосоматика, семья, влияние семьи на ребенка, доверие к миру, формирование психики ребенка, воспитание ребенка

Источник: Shutterstock

Чаще прикасайтесь, улыбайтесь и берите на руки малыша — нет причин беспокоиться о том, что его можно разбаловать. Любви много не бывает! В первые месяцы жизни ребенка ему важно почувствовать каждой клеточкой своего тела, что он нужен, что его любят и что мама всегда рядом, что на его зов всегда придут и его всегда услышат. Такие малыши растут уверенными и целеустремленными. Их понимание безопасности и любве­обильности окружающего пространства становится частью личности и характера. Они в дальнейшем быстрее устанавливают контакты. Они менее агрессивны и тревожны.

Читайте также:  Развитие вокальных данных у ребенка

Чем бы нам заняться…

Разговаривайте с малышом, пойте ему песни, рассказывайте сказки, комментируйте, что происходит рядом. Это может выглядеть забавно, когда общаются с младенцем, который ничего еще не может ответить. Разговаривать дети начинают в возрасте около года, но перед тем, как они начнут отвечать, у них должен сформироваться пассивный словарный запас. Они должны научиться понимать человеческую речь, а это можно сделать только тогда, когда они ее слышат и соотносят с тем, что видят или ощущают.

важные достижения первого года, что должен уметь ребенок на первом году жизни, микроклимат в семье, материнство, секреты раннего развития малыша, психосоматика, семья, влияние семьи на ребенка, доверие к миру, формирование психики ребенка, воспитание ребенка

Источник: Shutterstock

Можно договориться с близкими и начинать общаться с крохой на нескольких языках. Малыши первого года жизни механически, просто и надолго запоминают речевые конструкции разных языков одновременно. Так что, если вам повезло и у вас в семье есть и украинский, и английский, и русский, подарите ребенку возможность говорить на этих языках. Помните? «Сколько языков вы знаете, столько раз вы человек!»

Психомоторное развитие первого года жизни идет очень быстрыми темпами. И наличие стимулов, способствующих развитию и грубой, и мелкой моторики, позволяет крохе изучать окружающее пространство, приступать к элементарной конструкторской деятельности, развиваясь интеллектуально. Гармоничное моторное развитие ребенка способствует в дальнейшем правильному формированию позвоночника и всей костной системы. Первые годы костная система малыша имеет хрящевую природу, и правильное своевременное развитие мышечной системы дает возможность правильно развиваться скелету, формирует осанку.

важные достижения первого года, что должен уметь ребенок на первом году жизни, микроклимат в семье, материнство, секреты раннего развития малыша, психосоматика, семья, влияние семьи на ребенка, доверие к миру, формирование психики ребенка, воспитание ребенка

Источник: Shutterstock

Есть древняя притча, которая говорит о том, как ценен первый год жизни ребенка: «Приходит женщина с малышом к мудрецу и говорит:
— У меня растет сыночек, когда мне начать его обучать и воспитывать?
— А сколько вашему малышу?
— Скоро год.
— Как жаль, вы уже на целый год опоздали…»
Так что не откладывайте воспитание на потом! Наши малыши очень многое умеют уже при рождении и очень-очень многому с вашей помощью могут научиться в первый год вашей совместной жизни!

Автор текста: Гертруда Шпатаковская, психолог, психотерапевт, Ассоциация «Психея», семейный центр «Крошка Ру»

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник

Иванова О.В., Давыдик О.Л., Буланова Л.В., Гофман Е.А.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

города Омска «Детский сад № 336»

Влияние семейного микроклимата на поведение ребенка

«Тяжело передать словами то особенно светлое чувство,

 когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда.

 До глубокой старости остаются у нас какие-то

задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли»

К.Д.Ушинский

        Ежедневно, общаясь с детьми в дошкольном учреждении, замечаем, что их поведение, настроение и соответственно поступки разнятся. Причина этих перемен и заинтересовала нас. Приходят они в дошкольное учреждение из дома, из семьи. Тогда нам изначально следует разобраться, что сегодня включает в себя понятие «семья».

        Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С. В. Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности»

        Микроклимат в семье – это своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Понятия «благополучная», «не совсем благополучная», «неблагополучная семья» характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между супругами, между супругами и детьми, а  иногда супругами, детьми  и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.).[1,с 56-87]

        Ни для кого не секрет, что человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того каким было у человека детство, зависит весь склад его личности. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного действия. Почему же так важен микроклимат  семейных взаимоотношений?

        Дело в том типе общения, который отличает семью. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, в первую очередь близкими людьми. С этой позиции развитие личности предстает как развитие общения.

        Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье.

        Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается. Возможно семья, состоящая из матери и ребенка, вполне полноценна с позиции психологии общения. Правда достичь этого намного труднее, чем в большой полноценной семье с бабушками и дедушками, где это происходит естественно и как бы само собой в силу существующих в семье традиций и жизненного уклада. В то же время нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на ее, казалось бы, исчерпывающее благополучие, образованности родителей и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка до года окружность головы

        Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной среде. Депривация – неудовлетворение потребности ребенка в общении – может иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в качестве.

        Что же есть такое в семье, что так трудно воспроизвести в государственном учреждении? Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует, что он беспредельно дорог родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками, и, всегда будет оставаться таковыми, несмотря ни на что. Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят родне, близкие люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Ласки, поцелуи – это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно если по каким-то причинам он испытывает дискомфорт.  Правда, следует учитывать, что всему свое время, поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.

        Специальное изучение влияния семьи на психическое состояние ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родителями, в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяют весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности, черты характера  и модель поведения.

        При всем разнообразии внутрисемейных отношений, зависящих от традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа отношений к детям.

        В одном случае главным ориентиром является ребенок, а в другом – взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.

        Как же достичь такого взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного?

        На такие вопросы нельзя дать однозначного ответа. Главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь к глубокому внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где – себялюбием и предрассудками. Следует помнить, не может быть внутренней свободы без нравственных ориентиров, как не может быть формирования гармоничной личности без нравственного воспитания.[2,с.96-105].

        Как было бы здорово, если бы к крошечной ножке каждого появляющегося на свет малыша крепилось персональное пособие по его воспитанию! И если бы всем новоиспеченным мамам и папам делали прививку – противоядие от повторения ошибок их собственных родителей! А еще хотелось бы, чтобы у всех людей, занимающихся воспитанием детей – матерей и отцов, бабушек и дедушек, педагогов и друзей,- были устройства для чтения мыслей. Уж тогда они ни в коем случае не понимали бы превратно намерения малышей и не допускали бы ошибок в воспитании! И как хорошо было бы, если бы каждый ребенок рос здоровым, счастливым, безмятежным и свободным!

        Увы, нет на маленьких ножках никаких руководств, не существует пока на свете ни приборов для чтения мыслей, ни вакцин, которые бы помогли взрослым, но именно от родителей будет зависеть, станет  ли ваш ребенок агрессивным, упрямым, беспокойным, тревожным, застенчивым или гиперактивным. [3, с. 3]

        Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд. Однако при всей универсальности и незаменимости семейного общения все же современная семья не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Дошкольное образовательное учреждение может и должно восполнить эту сторону жизни ребенка. Однако чтобы эта возможность стала действительностью для всех детей, необходимо лозунг о единстве общественного и семейного воспитания сделать реальной жизнью. Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы нам, взрослым, суметь взглянуть на мир глазами наших детей и сделать их интересы нашими собственными.

Список литературы:        

  1. Акимова Л.А. Социология досуга.  —  М.: МГУКИ, 2005. — 149с.
  2. Коробицына Е.В.  Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Волгоград,  Издательство «Учитель», 2009. — 133с.
  3. Шитова Е.В.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Волгоград,  Издательство «Учитель», 2011.-169 с.

Источник