Международная программа развития ребенка icdp

Международная программа развития ребенка icdp thumbnail

Международный центр International Child Development Programme (ICDP)  зарегистрирован в Норвегии как благотворительная организация. Центр  объединяет  специалистов в области раннего развития детей и главной целью своей деятельности ставит  повышение качества заботы о детях, входящих в группу риска.

ICDP распространена более чем в 40 странах. Это такие страны, как: Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Румыния, Молдова, Россия, Япония, США, Кыргызстан, Украина, Китай, Непал, Македония, Босния, Португалия, Англия, Италия, Палестина, Ямайка, Бразилия, Колумбия, Аргентина, Парагвай, Эквадор, Перу, Уругвай, Сальвадор, Гватемала, Ангола, Эфиопия, Конго, Мозамбик, Зимбабве, Лесото, ЮАР, Индонезия, Шри-Ланка, Австралия и др.

Главный девиз программы: хочешь помочь ребенку – помоги взрослому, который о нем заботится.

Направление работы

ICDP реализует свои собственные проекты лишь в незначительной степени. Главное направление деятельности состоит в сотрудничестве с международными организациями, местными неправительственными организациями или частными  лицами, которые уже осуществляют свою деятельность. Сотрудники  ICDP проводят занятия для специалистов, работающих с семьей и детьми с целью повысить их  компетенцию в области воспитания, развития и обучения детей.

Кроме проведения  учебных курсов, специалисты ICDP наблюдают за  реализацией проекта, оказывают  необходимую информационную, психологическую  и образовательную поддержку.

История создания

International Child Development Programme (Международная программа развития ребенка) начала свое существование в 1985 году. Первое время над программой  работала небольшая группа специалистов, которую возглавляли Karsten Hundeide и Henning Rye. Группа  поддерживала контакты с университетами в Осло и Бергене. Велась активная подготовительная работа.  Идея заключалась в том, чтобы на основе научных исследований и экспериментов разработать  программу раннего вмешательства.

После того, как в 1986 году были установлены контакты с профессором Университета Бар План в Израиле Пниной Клейн началась работа с программой MISC — More Intelligent Sensitive Child (Более умный чувствительный ребенок). В MISC основной акцент был сделан  на интеллектуальном развитии ребенка. Эмоциональной  стороне  жизни придавалось мало значения.   Кроме того в More Intelligent Sensitive Child  не учитывались  культурные особенности воспитания детей, которые уже существовали  в каждой отдельной стране. Эти недостатки сильно снижали эффективность программы.

Авторы продолжали поиск. Они стремились разработать такую программу, в которой стала бы возможной активация позитивных идеалов и навыков воспитания уже существующих в семье и обществе, в которых ребенку предстоит расти и развиваться. 

Так появилась ICDP — International Child Development Programme (Международная программа развития ребенка). Главный акцент был сделан на развитии позитивного диалога и повышении качества взаимодействия между взрослыми и детьми. Была разработана программа поддержки и помощи взрослым, которые заботятся о детях. Программа показала свою эффективность и результативность. Была сформирована международная команда и в 1992 году в Норвегии, в Осло,  была зарегистрирована благотворительная организация.

Возглавил организацию  Карстен Хундаиде. Основным спонсором всех проектов ICDP с самого начала был Маркус Хофф Берге.  В сентябре 2011 года Карстен Хундаиде умер.

Новым  председателем International Child Development Programme избрали  Николетту Армстронг. Она была одним из учредителей ICDP, являлась членом правления организации. Николетта с самого начала принимала активное участие во многих видах деятельности организации. Совместно с Карстен Хундаиде она занималась  организационной и рекламной работой, разрабатывала дидактические и мониторинговые материалы.

Тренер Henning RyeТренер Karsten HundeideТренер Nicoletta Armstrong

На фото Karsten Hundeide, Henning Rye и Nicoletta Armstrong

В 1993 году International Child Development Programme  была представлена  в Отделе по охране психического здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Женеве. ВОЗ признала ICDP как программу, эффективно работающую  в области  психического здоровья. Руководство ICDP было опубликовано в качестве  документа Всемирной организации здравоохранения. В это же время  было налажено тесное сотрудничество с ЮНИСЕФ.

Основные черты International Child Development Programme

1. Программа не навязывает готовых формул извне. Она работает внутри уже существующих индивидуальных и культурных концепций.

2. Руководящие принципы программы являются универсальными и подходят для любой системы воспитания детей.

3. ICDP опирается на положительные моменты в существующей повседневной практике.

4. Подход ICDP облегчает и активизирует самоинициированные процессы, которые развивают и закрепляют уверенность в себе.

Достоинства ICDP:

  1. Простота. Программа основана на простых принципах, которые легко понять каждому человеку.

  2. Акцент на действии. Мы можем думать о своих знаниях и способностях что угодно, но если не получается, значит не умеем. Поэтому в программе мы делаем акцент на обучении через практику.

  3. Универсальность. Несмотря на то, что изначально программа предназначалась для детей раннего возраста, оказалось что принципы, заложенные в основе этой программы, прекрасно подходят и для всех остальных возрастов, включая взрослых людей.

  4. Одно из важных достоинств программы ICDP – гибкость. Программа допускает адаптацию к местным особенностям работы при условии сохранения базовых принципов и основного курса ICDP. Таким образом, программу можно адаптировать к особенностям работы в отдельных организациях, социальных центрах и т.д. Ее также можно адаптировать к особенностям работы с конкретной категорией населения.

Программа направлена на работу в трех направлениях:

— с родителями;

— с детьми;

— со специалистами.

Наиболее важные компоненты ICDP:

1. Восприятие ребенка воспитателем.

2. Три диалога и восемь принципов положительного взаимодействия с ребенком.

3. Семь принципов развития чувствительности у родителей.

Читайте также:  Расстройство развития речи у ребенка

4. Принципы применения.

ICDP может быть полезна:

  1. Для индивидуальной работы с ребенком. Использование 8 принципов положительного взаимодействия позитивно влияет на результат.

  2. Для семейного консультирования. В программе предусмотрены критерии, по которым можно определить сильные и слабые стороны взаимодействия между родителями и детьми.

  3. Для индивидуальных консультаций родителей. Программа позволяет проще доносить до родителей информацию, способствующую улучшению взаимоотношений с ребенком.

Кроме того ICDP:

  1. Способствует тому, что между родителями и детьми выстраиваются доверительные отношения.

  2. Помогает снизить тревожность и агрессию у детей.

  3. Эффективна в тех случаях, когда противопоказана психотерапия. Отличительные принципы программы – позитивное подкрепление, активация позитивного родительского опыта и повышение чувствительности по отношению к ребенку.

  4. Эффективна и в индивидуальной, и в групповой работе.

Основные цели программы ICDP:

  1. Воздействие на положительный опыт взрослого по отношению к ребенку таким образом, что взрослый будет способен присоединиться и «чувствовать» ребенка, ощущать его состояние и потребности и на основе этого приспосабливать свои действия по заботе о ребенке к его потребностям и инициативам.

  2. Способствовать чувствительному эмоциональному выразительному общению и взаимодействию между родителем и ребенком, которое может приводить к позитивным эмоциональным и развивающим отношениям.

  3. Способствовать обогащающему, стимулирующему взаимодействию между родителем и ребенком, которое бы расширяло и направляло опыт ребенка и его действия по отношению к окружающему миру.

Акцент делается на основных и критических аспектах хорошего взаимодействия, таких как:

— внимание и способность распознать эмоциональные сигналы ребенка;

— рефлексия и расширение опыта ребенка;

— похвала;

— поддержка способности ребенка регулировать, планировать и контролировать свое поведение.

Источник

14 июля 2018

Очередные проделки и проказы капризного непослушайки вызывают у вас раздражение, злость, а иногда даже чувство бессилия и беспомощности?

Наказание детей — не выход.

14 июля 2018

Похвала просто необходима ребенку. Но делать это нужно правильно, только тогда воспитание будет успешным.

Как воспитывать детей, чтобы они росли не только счастливыми, но и уверенными в себе, могли твердо идти к своей цели?

ПОЧЕМУ ХВАЛИТЬ НУЖНО?

27 июня 2018

Когда необходимо начинать учить детей самостоятельности? 
Что может помешать родителям, достигнуть желаемого результата?

Рядовая ситуация, свидетелем которой мне удосужилось стать давеча, не уникальна.

Тема о том, как воспитать самостоятельного ребенка часто обсуждаем в родительских кругах.

27 июня 2018

Большинство малышей с удовольствием отправляются в первый класс, ведь желание познания нового и общения с другими детьми так естественно для семилетки. Но дальше случается так, что ребенок не хочет учиться, отказывается идти в школу.

Почему так происходит и как помочь ребенку полюбить учебу — будем  разбираться.

27 июня 2018

Мечтая о ребенке, большинство из нас представляет себя стопроцентно осведомленным, всезнающим, любящим и, практически идеальным родителем. С момента появления детей, подобная уверенность у многих родителей начинает таять, случается, что на смену приходит разочарование в своих силах, убеждённость в своей родительской несостоятельности.

3 января 2017

Обучающая программа «Кинотренинг. Приемы и техники»

Для психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных педагогов.

Длительность курса — пять вебинаров по три часа. 
Начало 21 января 2017 года.

Расписание:
Каждую неделю по субботам в 18.00 до 21.00

6 ноября 2019

Международная программа развития ребенка icdp

Большую работу, в этом году,  проделала группа фасилитаторов  ICDP вместе с тренером ICDP Марией Горшковой в Виннице.

Координатор ICDP в Виннице Мария Горшкова рассказывает, что в декабре 2018 года, на семинаре для Фасилитаторов Винницкой области, где…

4 ноября 2019

Международная программа развития ребенка icdp

Одесса замечательный город!

Участники одной из наших одесских групп ответственно и оригинально подошли к организации работы.

Совместно они  составили каркас встреч с родителями и активно принялись за работу.

Несколько пар вели одновременно  по 2…

17 сентября 2019

Международная программа развития ребенка icdp

Осень традиционно считается началом учебного года.

Сентябрь 2019 года в Одессе стал, для группы фасилитаторов, одновременно началом учебного года и выпускным .

Участники этой группы — представители сразу нескольких городов: Одессы, Киева, Полтавы и Харькова.

Да, такое…

Полезные материалы

Международная программа развития ребенка icdp

Мы в соцсетях

Получайте свежие новости из наших групп в социальных сетях.

Education — This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.

Источник

Сергей КРАСИН

Тезисы в  материалах конференции
“Перспективные вопросы мировой науки”
(г. София)

 Тема:т “Международная программа развития ребенка, как способ повышения качества взаимоотношений между родителями и детьми”

Оригинал: украинский язык. Скачать оригинал можно по ссылке в конце публикации.

Международная программа развития ребенка icdp

Перевод: русский язык

Сначала идет перевод на русский язык, затем оригинальный текст на украинском языке

 Перевод на  русский язык

Международная программа развития ребенка, как способ  повышения качества взаимодействия между родителями и детьми

Качественные взаимоотношения между родителями и детьми являются важным  условием как   эффективного воспитания, так  и полноценного развития ребенка. Они способствуют его интеллектуальному, социальному, эмоциональному развитию, стимулируют  раскрытие творческого потенциала, оказывают влияние на формирование личности. Поэтому тема улучшения  детско-родительских отношений все чаще становится предметом современных теоретических и практических исследований.

Читайте также:  Развитие ребенка до года окружность головы

В настоящее время разработано много программ оптимизации отношений между родителями и детьми. Одни из них используют инструктивный подход, другие – фасилитативний.

В программах с  инструктивным подходом родителям предлагаются готовые образцы поведения, которые они могут использовать в своем  общении с ребенком.  Фасилитативний подход направлен на создание таких условий, в  которых появляется   возможность научиться принимать решения и осуществлять действия, максимально способствующие выполнению задач, направленных  на обучение и развитие ребенка. [3]

Международная программа развития ребенка (International Child Development Programme, сокращенно ICDP) использует именно фасилитативний подход и направлена ​​на оптимизацию детско-родительских отношений. ICDP основана на восьми принципах качественного взаимодействия с ребенком.  Эти принципы объединены в три диалога – эмоциональный, посреднический и регулятивный. Эмоциональный диалог направлен на оптимизацию эмоциональной составляющей детско-родительских  отношений  и объединяет четыре принципа: любовь, следование инициативе, эмоциональную беседу и похвалу. Посреднический диалог направлен на оптимизацию передачи знаний и опыта и объединяет три принципа: концентрация внимания, придавание значения и расширение опыта ребенка. Основная цель регулятивного диалога состоит в том, чтобы научить ребенка контролировать себя во взаимодействии с окружающим миром и состоит из одного принципа: регуляция. [2]

Программа разработана для передачи  смысла этих принципов родителям в доступной форме, с использованием  практических примеров их собственного взаимодействия с детьми и дальнейшего обсуждения этого опыта в группах. Важно, что ICDP  не ограничивается только определением принципов взаимодействия, а, также,  направлена ​​на повышение чувствительности родителей к детям и мотивацию участников к получению практических навыков общения с учетом возраста ребенка. [1]

На ранних стадиях взаимодействия матери с ее ребенком подчеркивается важность  в эмоциональной отзывчивости, взаимодействия лицом к лицу, в тактильном контакте. Это значит, что родители  тренируются  видеть и понимать выражение лица, жесты, язык тела, голос ребенка. Ведь  это  важное условие  понимания чувств и намерений ребенка  еще до того, как он выразит их с помощью  слов. [1]

Для того, чтобы родители более  эффективно сопровождали  ребенка на этапах взросления,  их стимулируют  к развитию    способностей,  направленных  на поддержку инициативы ребенка, принятие и признание его опыта, на  обучение и объяснение того, что происходит в его жизни. Такая поддержка дает возможность детям постепенно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в окружающем мире.

К важным составляющим  ICDP  относят позитивное восприятие ребенка и  отношение к нему, как к личности с потенциалом для развития и обучения.  Акцент в программе  сделан  на готовности родителей к  восприятию и принятию  потребностей ребенка в любви, признании, уважении, понимании. Из актов взаимодействия исключаются такие вещи, как недооценка, унижение, неприятие, равнодушие, непонимание. [2]  Вместо этого  предлагается эмпатическое единство. Важность эмпатического единства состоит в том,  что оно  помогает  родителям  увидеть потребности, удовлетворение или страдания ребенка таким образом, как они сами чувствовали бы их в подобных ситуациях. Это способствует  тому, что взрослый  начинает сочувствовать и разделять тяготы и радости ребенка. [2]

К важнейшей составляющей в работе  с родителями относят:  повышении чувствительности родителей к ребенку,   создание чувства доверия,  уверенности в своих  способностях  в воспитании детей.  Для этого в программе есть методы исследования того,  как родители  воспринимают  своих детей и методы диагностики  восприятия родителями  себя в роли воспитателей.

С помощью эффективного сопровождения, обмена мнениями, «положительной обратной связи», указаний только на положительные аспекты взаимодействия родителей и детей ICDP стимулирует проявление способностей  родителей к воспитанию. Программа   концентрируется на таких  аспектах воспитания, которые  создают  условия  гармоничного развития ребенка . С помощью техник и упражнений в ICDP созданы условия,  в которых актуализируется  уже существующий у родителей позитивный  опыт воспитания детей.

Также в Международной  программе развития ребенка  много  внимания  уделяется действиям педагога  в момент оказания помощи  родителям в вопросах  улучшения их взаимоотношений с детьми. Обращается внимание на способность  педагога осуществлять эту  деятельность и дальнейшее сопровождение.

С целью повышения результативности действий   педагога программа предлагает семь принципов развития чувствительности.  Принципы направлены на  поддержку  деятельности и повышение уровня самосознания родителей [2].

Литература

  1. Хундейде, К. Восемь принципов хорошего диалога: ПрограммаICDPдля помощи родителям / К. Хундейде; Пер. с англ. М. Никоновой. – СПБ.: ИРАВ, 1999. – 12 с.
  2. Хундейде, К. Направляемый диалог: Пособие для программы  ICDPпоразвитию чувствительности / К. Хундейде; Пер. с норв. М. Никоновой. – СПб.: ИРАВ, 1999. – 117 с.
  3. Isaeva O. M., Vilkova E.N. Early psycho-social intervention program WHO/ICDP as an effective optimization method for child-parental relationships / Prosedia – Social and behavioral Sciences Vol. 233: Fifth Annual International Conference “Early childhood Care and Education”, 12-14 may 2016, Moscow, Russia, ELSEVIER, 2016. 423 – 427

Оригинал на украинском языке

Міжнародна програма розвитку дитини, як засіб поліпшення якості  взаємодії  між батьками і дітьми

Якісні взаємостосунки між батьками та дітьми є важливою умовою ефективного виховання та повноцінного розвитку дитини. Вони сприяють її інтелектуальному, соціальному, емоційному розвитку, призводять до розкриття творчого потенціалу, впливають на формування  особистості. Тому тема оптимізації дитячо-батьківських  стосунків  все частіше стає  предметом сучасних теоретичних та практичних наукових досліджень.

Читайте также:  Диагностика нервно психическое развитие ребенка

Розроблено багато програм оптимізації стосунків між батьками та дітьми. В деяких з них  використано  інструктивний підхід, в інших – фасилітативний. В програмах з інструктивним підходом батькам пропонуються готові зразки поведінки, які вони можуть використовувати під час спілкування з дитиною. Фасилітативний підхід спрямовано на  створення умов, при яких батьки мають можливість навчитись приймати такі рішення  та здійснювати такі дії, які будуть максимально сприяти виконанню завдань з навчання та розвитку дитини.[3]

Міжнародна програма розвитку дитини (International Child Development Programme, скорочена назва ICDP) використовує саме фасилітативний підхід та спрямована на оптимізацію дитячо-батьківських стосунків.  Вона  заснована на восьми принципах якісної взаємодії з дитиною. Ці принципи  об’єднані в три діалоги – емоційний, посередницький та  регулятивний. Емоційний діалог спрямовано на оптимізацію емоційної складової дитячо-батьківської взаємодії та об’єднує чотири принципи: любов, слідування ініціативі, емоційна бесіда та похвала. Посередницький діалог спрямовано на оптимізацію передачі знать та досвіду та об’єднує три принципи: концентрація уваги, надання значення та сенсу, розширення досвіду  дитини. Регулятивний діалог спрямовано на те, щоб навчити дитину контролювати себе у  взаємодії з навколишнім світом та складається з одного принципу: регуляція.[2]

Програма розроблена для передачі сенсу цих принципів батькам у доступній формі, із застосуванням практичних прикладів з їх власної взаємодії і подальшого обговорення цього досвіду в групах. Важливо, що програма  не обмежується  тільки визначенням принципів взаємодії з дітьми, а спрямована на підвищення чутливості батьків до дітей  та мотивацію учасників до  отримання практичних навиків взаємодії з урахуванням віку дитини. [1]

На ранніх стадіях взаємодії між матір’ю та її дитиною підкреслюється потреба в емоційній чуйності, спілкуванні з допомогою взаємодії віч-на-віч, в  тактильному контакті. Це означає, що ми тренуємося бачити і розуміти вираз обличчя, жести, мову тіла, голос дитини. Це є важливою умовою для розуміння почуттів та намірів дитини ще до того,  як вона висловить їх на словах. [1]

З метою ефективного супроводу дитини на етапах дорослішання   батьків заохочують розвивати в собі здатності, які спрямовані на  підтримку ініціативи дитини,  на прийняття та підтримку її досвіду, навчання та пояснення того, що відбувається в її житті. Така підтримка дає можливість дитині поступово розвивати в собі знання, необхідні для адаптації до потреб навколишнього світу.

Важливою умовою програми є позитивне сприйняття дитини. Ставлення до неї, як до особистості з потенціалом для розвитку та навчання.  Наголос ставиться  на готовність батьків то сприйняття потреб дитини в любові, визнанні, повазі,  розумінні тощо.  Це означає що батьки розвивають здатність   ставитися до дитини належним чином. Мається на увазі виключення з актів взаємодії таких  речей, як недооцінювання, приниження, неприйняття, байдужість, нерозуміння. [2] Замість цього пропонується емпатична єдність. Емпатична єдність  дуже важлива, так як дозволяє дорослим  бачити потреби, задоволення або страждання дитини так, як вони самі  відчували б їх в подібних ситуаціях. Завдяки цьому людина починає співчувати і розділяти тяготи і радості дитини. [2]

Найважливішою складовою роботи з батьками  є  такі напрямки, як підвищенні чутливості батьків до дитини та створення почуття довіри і впевненості у них до своїх власних здібностей у вихованні дітей. Для цього в програмі є  методи з’ясування картини сприйняття батьками своїх дітей та методи з’ясування того, як вони бачать та сприймають себе в ролі вихователів.

За допомогою ефективного супроводу, обміну думками, «позитивного зворотного зв’язку», вказівок тільки на позитивні аспекти взаємодії батьків з дитиною програма сприяє реалізації власної здатності батьків до виховання та  концентрується на тих аспектах практики виховання, які є істотними для створення умов гармонійного розвитку дитини. Завдяки створенню умов для  залучення батьків до  вправ і видів діяльності, які засновані  на їх власному досвіді, програма сприяє позитивним змінам в практиці виховання, фундаментом для яких є вже наявний та самостійно  досягнутий батьками досвід.

Також міжнародна програма розвитку дитини приділяє значну увагу тому, як під час надання допомоги батькам з питань поліпшення їх взаємин з дитиною  поводиться сам педагог. Як він підтримує діяльність та здійснює супровід. З метою підвищення дій педагога програма  пропонує сім принципів розвитку чутливості, які роблять акцент на підтримці  діяльності та самосвідомості батьків. [2]

Література

  1. Хундейде, К. Восемь принципов хорошего диалога: ПрограммаICDPдля помощи родителям / К. Хундейде; Пер. с англ. М. Никоновой. – СПБ.: ИРАВ, 1999. – 12 с.
  2. Хундейде, К. Направляемый диалог: Пособие для программы  ICDPпоразвитию чувствительности / К. Хундейде; Пер. с норв. М. Никоновой. – СПб.: ИРАВ, 1999. – 117 с.
  3. Isaeva O. M., Vilkova E.N. Early psycho-social intervention program WHO/ICDP as an effective optimization method for child-parental relationships / Prosedia – Social and behavioral Sciences Vol. 233: Fifth Annual International Conference “Early childhood Care and Education”, 12-14 may 2016, Moscow, Russia, ELSEVIER, 2016. 423 – 427

Скачать оригинал можно здесь –  “Международная программа развития ребенка, как способ повышения качества взаимоотношений между родителями и детьми”

Источник