Методы развития ребенка с умственной отсталостью
Методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми
В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования.
В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».
В нашей школе обучаются разные категории детей, среди них — это дети с нарушением интеллекта.
Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически
Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Применение адекватных программ и методов, приемов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми я выбрала те, которые, на наш взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.
Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.
Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.
Я представляю следующие методы и приемы, которые наиболее часто использую в работе с умственно отсталыми детьми.
I. Игры с крупой и манкой
1.Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.
Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.
Итак, аппликация:
— Развивает познавательную сферу
-Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
-Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
-Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
Помогает выучить цвета и формы.
Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
2.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие
это упражнение помогает развить:
-Гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию.
3. Упражнение сортировка различных зерен
Такое упражнение развивает у ребенка:
— Внимание, усидчивость
4. Упражнение «сухой бассейн»
Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д. В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)
Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.
Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.
5. Упражнение рисование песком (манкой)
Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.
Существуют 3 вида упражнений:
1. Рисование щепоткой
Суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.
2. Рисование кулачком
3. Рисование пальцем
II. Игровые технологии
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, мы пришли к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.
Среди разновидностей игровых технологий мы наиболее часто используем«Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И.
После ознакомления с этой технологией, мы стали применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
Нами используются:
Методы:
— аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь).
-театрализации, где учитель – режиссер, использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»).
III. Упражнения, которые способствуют сенсорному развитию,
технология Марии Монтессори
Украшение рисунков пуговицами, монетами.
Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.
Упражнения, которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка.
«Шнуровка»
Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная.
Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона.
Игры с прищепками.
Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.
Игры со шнурками.
Развитие внимания, усидчивости и концентрации и пространственных представлений.
IV.Здоровье, сберегающее технологии (физ. минутка)
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Упражнения с макаронами
— развиваем память и произвольное внимание
— гибкость и подвижность пальчиков
— точность и координацию
Пальчиковая асинхронная гимнастика
Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи.
Гармонизация работы правого и левого полушария
Упражнения «Резиночки РИНГЛ- ДИНГ»
Развивают внимание, память, воображение.
V. Упражнения на развитие познавательной сферы
Это упражнения с тактильными предметами, которые развивают память, внимание, мышление, логика, синтез, классификация.
VII. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.
Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, я сделала следующие выводы: эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.
Источник
Методы и приемы обучения детей с умственной отсталостью на уроках.
Меленюк М. Н., г. Новосибирск, МКОУ С(К)Ш № 107, учитель начальных классов первой квалификационной категории
В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта. Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Дети-олигофрены способны к развитию, хотя их развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, существенно важным является не всякое, а специально организованное воспитание и обучение. Основной задачей такого обучения является подготовка детей к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем, выработать умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность, а так же научить использовать математические знания, без которых невозможна социальная реабилитация и адаптация детей-олигофренов в повседневной жизни. В развитии умственно отсталых детей существуют процессы, которые возникают из-за того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность, и в процессе развития, активного приспособления к среде, вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают недостатки. Личность умственно отсталого ребенка компенсируется процессами развития ребенка. Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребенка к жизни в обществе.
Умственная отсталость затрудняет обучение и воспитание детей. Делает особенно сложным процесс формирования их личности. Такие дети с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях и методах обучения и воспитания. Опыт работы показывает, что даже при значительном отставании детей от нормального развития, их состояние может быть улучшено. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам.
Когда же речь идет об обучении умственно отсталых детей, имеется виду не столько усвоение знаний, умений и навыков, сколько развитие у ребенка высших психических функций, при помощи которых он и будет усваивать учебную программу. Целью такого обучения является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению им учебного материала, а это есть не что иное, как коррекционно-развивающее обучение. Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедлено с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду. Л.С. Выготский отмечал, что «только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями». Поэтому, наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, используются коррекционные приемы обучения в результате которых одни недостатки у детей преодолеваются, другие — ослабевают, хотя это происходит медленно и неравномерно. Научной основой подходов к коррекции дефектов умственно отсталых детей является теория о развитии детей-олигофренов под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л. С. Выготским. В ней было показано, что у умственно отсталых детей под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. В практике работы с умственно отсталыми детьми существуют педагогические приемы, направленные на развитие у детей умений, выполнять мыслительные операции и действия в процессе усвоения знаний, благодаря которым у них формируются высшие психические функции. Опираясь на учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии аномальных детей, было установлено, что коррекционная работа должна производиться не на изолированных от учебных программ специальных занятиях, а во всем процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей, путем использования специальных педагогических приемов. Физиологической основой коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей является учение о пластичности функций центральной нервной системы и компенсации дефектов. Компенсация представляет собой одну из форм приспособляемости организма при нарушении функций. В детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в состоянии формирования. В условиях специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания под влиянием целенаправленного педагогического воздействия обнаруживают огромные возможности развития. В связи с этим возникают качественные изменения познавательной деятельности. Известно, что основной дефект умственно отсталых детей заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности — мышления. Поэтому необходима коррекционная работа для исправления дефектов мышления. Основой мышления считается сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, осуществляемая совместной работой чувственной и словесной систем. Неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями характерна для этапа наглядно-действенного мышления. Для умственно отсталых детей характерно, что процесс развития их мышления в 7 — 8 лет находится на уровне наглядно-действенного мышления, в то время, как у детей с нормальным психическим развитием к этому времени он завершается. Поэтому коррекционную работу умственно отсталых детей в этом возрасте необходимо направлять на развитие и использование их наглядно-действенного мышления и заключаться она будет в развитии у ребенка способности правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления и использовать свои восприятия в качестве основы мыслительных процессов. Известно, что восприятие — это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей действительности в совокупности их частей и свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Несовершенство восприятия детей-олигофренов состоит в отклонениях восприятии как сложной психической функции. Работа над развитием восприятий относится к коррекционной работе. Это выражается в специальной организаций наблюдений детьми. Сам процесс восприятия наблюдаемых объектов должен быть активным. А его организация должна включать в себя соответствующие умственные операции, направленные на анализ воспринимаемых объектов и выделение в них существенных признаков и связей. Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия является сравнение изучаемых объектов. На каждом занятии планируется коррекционная работа в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки памяти и мышления детей. Развивающие игры помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность.
Предлагаю некоторые коррекционные игры и упражнения на уроках.
Игры и упражнения для развития моторики и внимания
— Ребенок должен по инструкции:
— потянуть руки вверх (вниз, направо, налево);
— показать вытянутой рукой на называемый предмет (стол, книга, окно и т. д.);
— нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, крестик) на верху (внизу, слева, справа) доски или тетради.
— Упражнения для пальцев рук:
— растопырить пальцы, сжать в кулак, разжать;
— из сжатого кулака попеременно выпрямлять пальцы;
— скатать из пластилина шарики (змейки, цепочки); — перекладывать мелкие предметы (шарики, пуговицы) из одной коробки в другую;
— собрать рассыпанные по полу мелкие предметы в коробку;
— прокалывать толстой иглой дырочки в толстой бумаге.
— Мелом или карандашом на доске или в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию их соединяющую (точки даются в разных направлениях.)
Упражнение для различения цвета, формы и величины
— Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, круг, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (цвету).
— Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок по памяти должен подобрать такую же.
— Раскладывание разноцветных кружочков, шариков, палочек в кучки по цвету.
— Складывание различных пирамидок, матрешек.
— Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. — Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
— Выстраиваются однородные предметы разного размера (грибочки, матрешки). Ребенку предлагается показать самую большую (самую маленькую.)
— Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенок должен отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета.
— Затем учат правильно называть эти цвета, постепенно вводя новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их, называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета.
Упражнения для развития памяти и внимания
— Педагог показывает картинки и быстро убирает их, ребенок должен по памяти назвать, что видел.
— Несколько раз ударяет в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать, сколько раз.
— Произноситься ритмический стук (карандашом о стол или в ладоши), ребенок должен повторить его.
— «Что изменилось?»
— 1 вариант: перед ребенком ставят игрушки или картинки. Предлагается внимательно посмотреть и запомнить. Закрыть глаза. Одна игрушка убирается, открыв глаза, ребенок определяет, что изменилось.
— 2 вариант: ставятся 2 — 3 кубика разных цветов. Предлагается внимательно посмотреть, запомнить, закрыть глаза. Ставится еще один кубик другого цвета. Ребенок должен определить, что изменилось или какой кубик добавился.
Упражнения для развития мышления
— Игра «Обезьянка» или «Зеркало». Ребенок повторяет за взрослым физические упражнения, пальчиковую гимнастику, артикуляцию. — Ребенок должен выложить из двух, трех палочек фигуры по образцу. (III, +, = и т. д.)
— «Сложи узор» накладывание геометрических фигур на рисунок в масштабе 1 : 1.
— Складывание разрезных картинок из двух, трех, четырех, и т. д. частей. — Сортировка предметов (картинок) по размеру, цвету.
— Градация на материале и по таблице фигур
— Выкладывание узоров из двух контрастных цветов.
— Складывание платка: — «Чудесный мешочек». Ребенок должен достать такой же предмет, как у взрослого из мешочка.
— «Почтовый ящик». Узнать предмет по контурному изображению.
— «Кому что?». Ребенку предлагаются картинки, например: рука, перчатка, кошка, молоко…
Упражнение для развития внимания — «Что изменилось?» (наряд куклы). — Найди два одинаковых предмета или две одинаковых картинки, например, из пяти.
— «Сортировка». Парные предметы или картинки сортируют по цвету, размеру, «летает-нелетает», «съедобное — несъедобное», одежда мальчиков или девочек.
— «Что забыли нарисовать?» Предлагаются картинки с недостающими элементами на предметах.
Упражнения для развития слуховой памяти
— Повторить 3 — 5 слов. — Запомнить слова с помощью картинок. — Заучивание стихотворений, песенок, чистоговорок.
— Пересказ короткого рассказа по серии картинок.
Практика показывает, что проведение на занятиях развивающих игр осуществляется в насколько этапов:
на первом этапе дети учатся понимать словесную инструкцию; на втором этапе, после многократных повторений, дети выполняют задание по образцу; на третьем этапе, после короткой и знакомой инструкции, — выполняют задание осмысленно.
Коррекционно-развивающие игры ориентированы на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного занятия. Например, на занятии по элементарному счету от детей требуется умение логически рассуждать, значит наиболее активно будет работать мыслительная деятельность (процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения). Поэтому проводятся игры на развитие мышления, которые способствуют мотивации к учению, улучшают контакт с педагогом, активизируют речь и общение.
Источник