Методика воспитания и развития личности ребенка

Методика воспитания и развития личности ребенка thumbnail

Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.

Глен Доман – воспитываем с пеленок

Глен ДоманАмериканский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Вальдорфская школаГлавное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.

Мария Монтессори – всестороннее воспитание

Мария МонтессориОдна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту

Леонид БереславскийДоктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.

Сесиль Лупан – учимся понимать малыша

Сесиль ЛупанАвтор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!

Жан Ледлофф – естественное воспитание

Жан ЛедлоффВрач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Николай ЗайцевЗнаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Никитины – здоровые и умные дети

Никитины-Борис-и-ЕленаВ основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.

Шалва Амонашвили – гуманная педагогика

Шалва АмонашвилиДоктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.

Доктор Сузуки – воспитание музыкой

Доктор СузукиШиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)

Читайте также:  Кроссворд о физическом развитии ребенка

Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Методики раннего развития ребенка
  • Какие вы родители: 9 ошибок воспитания

Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:

Источник

О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
  3. Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Важно

Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Источник

Методик воспитания ребенка известно очень много. В разных странах, у разных народностей, в разных сообществах практикуются отличающиеся подходы к этому вопросу. Пожалуй, сегодня просто не получится подсчитать, сколько всего есть систем, в соответствии с которыми можно выращивать молодое поколение. Выбрать среди всего этого разнообразия подходящее конкретному человеку довольно сложно. Как считают многие, лучше всего комбинировать подходы, дабы результат идеально соответствовал психическим особенностям личности и социальному окружению персоны.

Читайте также:  Дидактический материал развития ребенка с 2 лет

Общая информация

Представленные разными авторами методики воспитания ребенка имеют определенные плюсы, но не обошлось и без недостатков. Сами создатели обычно замалчивают минусы, и для непрофессионала непросто сориентироваться в этом вопросе. Иные настолько увлечены рекламой своей системы, попыткой подогнать ее положения под ожидания общественности, что просто забывают о том, ради чего создавали метод. Наиболее известные подходы из практикуемых в настоящее время — разработанные Торсуновым, Макаренко. Эти два автора в некоторых аспектах придерживаются одинаковых мнений, в других вопросах расходятся кардинально. Люди, изучающие пособия по воспитанию, зачастую не могут понять, что более подходит для их случая, а это становится фундаментом противоречий и недопонимания поколений.

теория методика воспитания дошкольного

Некоторые молодые родители, ознакомившись с популярными методиками воспитания ребенка, начинают вести себя с чадом слишком строго. Другие бросаются в противоположную крайность, дозволяя подрастающему поколению все, к чему его тянет. Это приводит к срывам и нарушению иерархии в семье. Люди перестают понимать друг друга, закладывается фундамент сложных психологических проблем. Классическое чередование кнута и пряника, как показывают наблюдения психологов, особенно слишком уж частое, не приводит ни к чему хорошему. Как заверяют специалисты, слишком часто подвергающийся наказанию ребенок растет злобным, склонным к мести. Избалованный же наверняка станет эгоистом.

Друг и родственник

Как говорят психологи, лучшая методика воспитания ребенка – это формирование дружеских отношений с чадом. При этом родители становятся образцом для подражания, примером для подрастающего поколениям. Впрочем, не все так однозначно. Эталонов может быть много. Для детей нередко образцами становятся герои мультиков, игр, а также актеры. Впрочем, такие персоны – это вторичный материал, предоставляемый обществом, а вот родители, которые всегда на виду, являются наиболее часто выбираемыми для копирования. Малыши любят и стремятся имитировать старших, зачастую даже не осознают своего поведения. Насилие со стороны взрослых, агрессивное поведение могут сделать ребенка мстительным, а вот отношение к нему как к неспособному ни к чему самостоятельному фактически лишит в будущем нормальной жизни, ведь ребенок не научится ничему в период, когда он должен усваивать основные навыки жизни.

Некоторых удивляет, как быстро растут дети. Каждый новый день – это шаг вперед, сопровождающийся увеличением мира, доступного чаду. Не найти такой методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которая бы одобряла родительский контроль за каждым шагом. Некоторые стараются по максимуму долго держать ребенка в своей кровати, не выделяя ему отдельную, другие ходят за чадом по пятам, третьи стараются сделать за ребенка все уроки. Собирая везде малыша, делая за него все то, что он должен делать сам, родители лишь подкладывают ему свинью. Конечно, старшее поколение должно участвовать во всех жизненных процессах, но в рамках разумного. Не просто бесполезно, но исключительно вредно постоянное присутствие и детальный контроль во всех аспектах жизни.

методика воспитания ребенка

Ты и я

Современные педагогические методики воспитания детей призывают родителей оценивать детское поведение, попытавшись представить себя на месте ребенка. Работает это и в обратную сторону: нужно попытаться представить, что ребенок, когда вырастет, становится таким, как его родитель. Представив, какие черты желательны для персоны, и помня о склонности чада копировать старших, нужно демонстрировать ему важные качества на своем примере каждый день. Нужно общаться с ребенком так, чтобы он воспринимал себя равным родителям, а старших – равными себе. Нельзя растить малолетнего так, словно бы он – центр Вселенной. Не менее вредно показывать ему малозначительность его персоны. Если удастся найти баланс и построить отношения равноправия в семье, когда чадо вырастет, оно будет справедливым, способным относиться к другим адекватно. В будущем такой человек не допустит, чтобы его обижали, на корню прекратит любые попытки чужих людей принизить свои качества, способности или социальный статус.

Одна из ключевых особенностей методик воспитания детей, популярных в настоящее время, обусловлена пониманием индивидуальности персоны. Родители, как считают психологи, обязаны учитывать: характер есть с самого рождения, и даже пока ребенок совсем мал, нужно уважать его и разумно относиться к малышу. Некоторые качества и особенности можно скорректировать, но есть и такие, которые не поддаются внешнему воздействию. Иные родители силой пытаются заставить ребенка быть другим, словно бы перекраивают чадо под свои требования и ожидания. Это неправильный подход. Полноценной и адекватной личностью вырастет тот, чей характер уважали с самого девства, чье право на индивидуальность признавали близкие люди. Даже отрицательные черты имеют право на существование. Все качества характера в комплексе – это основа личности, которую нельзя ломать.

Участие в жизни

Классическая методика воспитания детей младшего школьного возраста предполагает адекватное участие в детской жизни старшего поколения. Только лишь подавать пример своим поведением недостаточно. Не менее значима мотивация. Если ребенок склонен капризничать, он обычно не желает согласиться и понять, что ряд действий направлен на его благо и совершенно обязателен. Классический пример – обучение ритуалу чистки зубов. Чтобы справиться с характером, родителям приходится обещать некоторую награду за то, что ребенок смиряется с обязанностью. При этом некоторые находят простой выход из ситуации: дают чаду деньги. Психологи считают этот подход неверным. Гораздо большую пользу принесут иные награды, например, дополнительная порция вкусной и полезной еды на завтрак.

Родители могут прибегать к упражнениям как методике воспитания и обучения детей. Необходимые для освоения ребенком задачи можно делать вместе с ним. Можно поставить условие: кто первый справится с поставленной задачей, достигнет цели, выполнит действие, тот получит награду. Это превращает повседневные и привычные процессы в игру, воспринимаемую ребенком любой возрастной категории. Интеллектуальные задачки, физические упражнения – все это упрощает и повышает эффективность воспитательного процесса. Семья, в которой практикуется такая методика, сплочена, между родственниками отношения хорошие, крепкие и позитивные.

методики воспитания дошкольного возраста

Различные игры

Современные методики воспитания детей школьного возраста предполагают применение различных игр с воспитательными и образовательными целями. Некоторые консервативные родители считают, что игры могут быть только домашними или уличными, но в настоящее время создано много виртуальных проектов, также направленных на развитие малолетних. Правильно определив среди всего многообразия, что подходит конкретному ребенку, заинтересовав его в игре, тем самым родитель ускоряет развитие мелкой моторики. Малыш быстрее обучится мыслить логически, выискивая причинно-следственные связи. Кроме того, современные игры положительно влияют на творческие способности, обучают играющего фантазировать. Одновременно родители получают некоторый период сравнительно свободного времени. Конечно, присматривать за ребенком все равно нужно, но не так зорко, как за скучающим и ничем не занятым несовершеннолетним.

Некоторые родители, испробовавшие на практике описанную теорию (методику воспитания детей), жаловались на агрессивное влияние виртуальных игр на подрастающее поколение. Ученые вынуждены были организовать специальные исследования, дабы подтвердить или опровергнуть высказанные обывателями предположения. Некоторые посчитали, что игры делают детей агрессивными, другие доказывали, что такие проекты изменяют восприятие реальности, искажают картинку мира, имеющуюся у ребенка в голове. Однако тесты, организованные в соответствии с правилами научного эксперимента, не подтвердили такие идеи и предположения. Хотя, конечно, это не распространяется на сцены насилия. Их, равно как и кровавые картины, детям, особенно малолетним, показывать нельзя. Такие изображения исключительно плохо отражаются на психическом здоровье не только малышей, но подростков и даже взрослых людей.

Читайте также:  Значение воображения в развитии ребенка

Что полезно?

Чтобы хорошо раскрывающаяся в теории методика воспитания детей раннего возраста с применением современных средств и технологий на практике оказалась столь же положительной, нужно контролировать, как и во что играет ребенок. Родители могут отслеживать приложения, которыми пользуется чадо, устанавливать для него специально те, где все персонажи – милые, добрые, приятные, а сюжет совершенно безобиден. Применяя такие разработки в повседневности, можно намного быстрее и результативнее научить чадо считать, читать. Более того, увеличивается скорость познания мира. С раннего возраста ребенок познакомится с правилами пользования современной техникой, без которой невозможно представить себе цивилизованное общество. Впрочем, применение виртуальных технологий и игр в формате онлайн не исключает необходимости писать или читать книги. Чем большее количество средств, позволяющих обучить ребенка, используют родители, тем эффективнее будет процесс воспитания. Многокомпонентная программа с применением всех возможных средств – залог успешного взросления чада.

теория методика воспитания детей

Комплекс методов: нюансы выбора

Выбирая, насколько эффективна будет в конкретном случае методика музыкального воспитания детей, следует ли пользоваться современными машинами и компьютерной техникой, разумно ли прибегать к спорту, книгам (и каким), зачастую родители отталкиваются от того, как воспитывали их. Многое зависит от особенностей характера и наличия педагогических навыков. Чем больше старшее поколение знает о психологии, тем больше методов сможет совместить при формировании воспитательной программы ребенка. При подборе определенных решений нужно отталкиваться от принятой стилистики поведения. Некоторые семьи подчинены авторитарному стилю общения, в других царит демократия, а где-то детям просто попустительствуют. Это необходимо учитывать, подбирая подходящие варианты воспитательных мероприятий.

Современные методики воспитания детей раннего возраста – это средство формирования адекватной личности. Правильно сформировав такой комплекс и реализовав его на практике, тем самым родители помогают чаду развиться гармонично и вырасти в зрелую личность. Неудачное воспитание наверняка станет причиной психологических комплексов, в будущем – препятствием для реализации себя.

Поговорим?

Классический вариант методики воспитания детей дошкольного возраста – общение с целью убеждения ребенка в правоте старшего. Этот метод считается в современной психологии одним из основных. Его можно применять и для детишек постарше. Считается, что убеждение эффективно вне зависимости от особенностей характера несовершеннолетнего. Беседа – это взаимодействие, позволяющее старшему объяснить, аргументировав свою позицию, как ребенку нужно повести себя в конкретных обстоятельствах. При этом задача взрослого – определить, каковы мотивы уже совершенных чадом действий. Чтобы такой метод был результативным, нужно говорить твердо, уверенно. Даже самые маленькие дети, еще не умеющие говорить, способны отреагировать на беседу, отталкиваясь от интонации сказанного. Отмечается, что дети любого возраста обычно внимательно слушают родителей.

методика физического воспитания детей

О спорте

Довольно любопытна теория методики физического воспитания детей. Предполагается воспитание ребенка через занятия спортом. С давних пор считается, что такие практики дисциплинируют человека. Дополнительно наблюдается оздоровление организма в целом. Применяя методики физического воспитания детей, можно гарантировать полноценное, стабильное, разностороннее развитие личности. Кроме того, ребенок, привыкший сталкиваться с определенными физическими нагрузками, будет обладать крепким телом, в котором, как известно из старинной мудрости, обитает здоровый дух.

В настоящее время физическое воспитание – это средство, доступное для родителей, готовых заниматься со своим чадом. Такое воспитание практикуют и в образовательных учреждениях, рассчитанных на детей разных возрастов. В садиках программы довольно сильно отличаются, а для школьников и студентов предусмотрено стандартное физическое воспитание как элемент образовательного курса. При желании можно направить ребенка в специальную секцию. Это также поможет развить его личность полноценной, добиться становления сильного, выраженного характера. Дети, увлеченные спортом, чаще имеют четкие цели и готовы прикладывать усилия для их достижения.

Подкрепление

Одна из перспективных методик воспитания детей дошкольного возраста названа «позитивным подкреплением». Она предполагает некоторые совершаемые родителями действия, которые являются ответом на поступок чада. Кроме положительного, подкрепление может быть негативным – это замечания и выговоры. Позитивное, в свою очередь, является похвалой, некоторым позитивным поступком. Например, таким подкреплением может выступать подарок, дополнительный просмотр любимого ребенком мультфильма. Позитивное подкрепление работает за счет возможности выражать соответствующие эмоции, обусловленные некоторым совершенным чадом действием. Если ребенок сделал что-то полезное, позитивное, он заслуживает похвалы. Его нужно поцеловать, дать ему что-то приятное, выразить благодарность другим способом, обнять. Самое важное, чтобы малыш понял, что он хороший, потому что сделал нечто позитивное. Такая реакция родителя станет причиной положительных ощущений, эмоционального подъема, поэтому будет стимулом.

В теории методики воспитания детей дошкольного возраста негативное подкрепление объясняется необходимостью демонстрации малолетнему отрицательной реакции на совершенное плохое действие. Можно укорять малыша, можно делать ему замечания. При достаточно серьезном проступке можно наказывать ребенка, однако в рамках разумного. Наказания бывают разными. Довольно эффективный способ – тайм-аут, пауза, на период которой малолетнего оставляют в одиночестве. В это время запрещено что-то делать, играть, общаться. В прежние времена наказывали, ставя в угол, даже отводилось специальное место в доме. Ребенок, попав сюда, сразу осознавал, что совершил нечто плохое. Поскольку пребывание затягивается на некоторое время, а заняться нечем, чадо впадает в раздумья относительно того, почему его наказали за совершенное, что было сделано плохого и как нужно было поступить правильно.

методика музыкального воспитания детей

О наказании подробнее

В теории, методике воспитания детей дошкольного возраста и проблеме адекватного выбора наказания уделяется особенное внимание. Иногда подходящим вариантом становится штраф. При этом следует заранее обсудить с ребенком систему штрафных санкций, применяющуюся в семье. Например, если чадо сделало что-то неправильно, старшие на время могут забрать любимую игрушку. Можно сократить отведенное под игры время или отказать в просмотре мультфильма. При этом не следует подводить под штрафную систему действия, которые должны восприниматься чадом позитивно. Например, нельзя в качестве штрафа заставить читать или убираться – малолетний начнет воспринимать такие действия как неприятные, а значит, изо всех сил будет их избегать. А вот отказать в сладком можно, при этом нельзя ограничить в еде в принципе.

Это любопытно

Метод подкрепления некоторые называют «дрессировкой». Это звучит несколько грубовато, но отлично отражает суть. Хорошее поведение провоцирует позитивный ответ со стороны старших, плохое – негативный. Система легко и быстро усваивается ребенком. При этом следует пользоваться и наградами, и подкреплениями. Подкрепление – реакция, следующая сразу же за совершенным действием.

теория методика физического воспитания

Например, если ребенок что-то сделал хорошо, его можно похвалить, и похвала будет подкреплением. Наградой станет исполнение его желания, например, прогулка на выходных по парку.

Источник