Методика развития ребенка с задержкой развития речи

Оксана Стрижевская
Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В связи с этим одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.

Основная задача корекционно-логопедического воздействия:

корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

1. Развитие импрессивной речи. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваю с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

2. Развитие экспрессивной речи. Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающегося ребенка) начинаю с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

5. Развитие слухового восприятия. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале использую слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произношу с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекаю к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно перехожу к нормальному произнесению слов, а далее прикрываю рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

6. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми считаю игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.

7. Развитие зрительного восприятия. Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работу с ним веду по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.

8. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Читайте также:  Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста

В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Источник

Задержка развития речи для неопытных родителей звучит достаточно зловеще. Мы это пережили. В 2,5 года у Яны случился прорыв в развитии речи. На данный момент её речь стала предметом моей гордости ???? , поэтому я хочу рассказать, как мы к этому пришли.

Содержание

  • Нормы развития речи
  • Целесообразность медикаментозных способов стимуляции речи
  • Что важно знать при задержках развития речи
  • Динамика развития речи Яны
  • Наши занятия по развитию речи
  • Мои ошибки в развитии речи (как я бы действовала, если бы все пришлось начать с начала)

Задержка развития речи нормы 

В «Дневнике развития ребенка от рождения до трех лет» профессора А.М. Казьмина и его супруги — невролога Л.В. Казьминой приведены следующие средние темпы развития речи:

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития:

  • 1,5-2 МЕСЯЦА Появляются гласные и гортанные звуки (гуление).
  • 2-7 МЕСЯЦЕВ Малыш учится управлять интонацией.
  • 7-9 МЕСЯЦЕВ Произносит некоторые слоги (лепет).
  • 9-11 МЕСЯЦЕВ Подражает звукам речи взрослых.
  • 11-13 МЕСЯЦЕВ Ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2 годам значительно увеличивается.
  • OT ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.
Название реакцииПриблизительный возраст появления реакции
Произносит гласные звуки близкие к «а», «ы», «у», возможно, в сочетании с согласным «г» (гулит)4 мес.
Произносит серии одинаковых слогов:»дядядя…», «бабоба…», «мамама.,,» (лепечет)10 мес.
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п.1 год 2 мес.
«Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации1 год 6 мес.
Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя».1 год 6 мес.
Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: «а», «о», «у»» «и», «м», «п», «б», «к», «г», «дь», «ть», «нь», «ль», «сь». Например: «мама», «ляля», «дя» «дай», «ня» «на» и т.д.1 год 6 мес.
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» (киса).1 год 8 мес.
Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: «тетя», «катя», «синя» (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный1 год 10 мес.

Также сейчас популярно оценивать уровень развития речи у малышей по количеству слов. Средние показатели речевого развития:

  • 1 год 5-9 слов;
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов);
  • 2 года от 50 до 200 слов;
  • 3 года от 800 до 1000 слов;
  • 3,5 года — 1100;
  • 4 года 1600 — 1900;
  • 5 лет 1900 — 2200.

Задержка развития речи медикаментозная стимуляция

Задержка развития речи Яне была поставлена в год. За то, что она к году не научилась стоять без опоры, ходить и говорить (пары слов оказалось недостаточно) невролог прописал ей курс церебролизина внутримышечно + еще парочку лекарств в таблетках и, конечно же, массаж.

Эта задержка развития была в нашей карточке не первой. Темпы развития Яны всегда не устраивали неврологов. Поэтому я еще раз проштудировала особенности развития речи малышей и новые назначения на Русмедсервере (очень полезный ресурс, где советы дают исключительно врачи — противники злоупотребления лекарственными средствами без оснований). Там я в очередной раз нашла бесценную информацию, которая помогла уберечь Яну от ненужного лечения, а мне сохранить кучу нервов.

Основной посыл врачей доказательной медицины — задержки в развитии лекарственными препаратами не лечат.  Так принято в мировой медицинской практике. На территории бывшей СНГ ситуация складывается по-другому. Всем детям, которые не укладываются в определенные сроки развития, назначаются целые списки лекарственных препаратов. Я сделала выборку нескольких интересных, на мой взгляд, мнений о таких препаратах:

  • Церебролизин показать скрытый текст

  • Кортексин показать скрытый текст

  • Ноотропы. Также при подготовке этого поста мне встретилась отличная статья Доктора Комаровского о ноотропах (это группа лекарств, в которую входят церебролизин, кортексин, пантогам, актовегин и другие назначаемые неврологами «для развития ребенка»).  Приведу фрагмент: показать скрытый текст

Для тех, кто решается стоит или нет прибегать к средствам с недоказанной эффективностью хочу обратить внимание еще на один важный момент. Неврологи зачастую требуют слишком много от малышей. Например, в нашем случае от Яны, которой было ровно 1 год, неврологу не понравилось, что Яна не умеет стоять без опоры и ходить. Предвижу появление защитников неврологов. Поэтому уточню, что в остальном развитие у Яны было в норме. Подробности есть в дневнике.

В то же время с точки зрения Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) окно появления умений гораздо шире (подробней об окнах развития ВОЗ тут). Например, по мнению ВОЗ умение стоять без поддержки ребенок может получать до 17 месяцев. Умение самостоятельно ходить до 18 месяцев. 

Задержка развития речи | Важные моменты

Первое, что следует сделать при задержке речи — это обратить внимание на развитие мышления и слухового восприятие.

Читайте также:  Развитие ребенка на втором году

Развитие мышления ребенка демонстрируется при общении со взрослыми и в играх. Необходимо проанализировать соответствуют ли мыслительные процессы возрасту ребенка. Для этого можно воспользоваться контрольной информацией из дневника развития Американской Академии Педиатрии.

Проверка слуха. Очень развернуто о проверке слуха для малышей разных возрастов написано Жияновой Полиной Львовной тут. Мы в свое время для развития слухового восприятия играли в следующие игры.

Если мышление и слух в норме, то по мнению специалистов до 3 лет можно ограничиться занятиями с мамой. Детям с задержками развития речи в первую очередь рекомендуются совместные игры со взрослыми. Очень важно, чтобы эти игры получали эмоциональный отклик и мотивировали к диалогу. Если позже у ребенка не появляется положительной динамики в развитии речи, то следует вести совместную работу над речью ребенка с логопедом.

Подробные полезные материалы Жияновой Полиной Львовной — дефектолога:

  • Формирование речи, стимуляция развития;
  • Задержка речевого развития;
  • Логопедический массаж (для малышей с 6-7 месяцев при отсутствии лепета и для малышей со сложностями при произношении звуков).

Кстати, тут Полина Львовна ведет абсолютно бесплатные консультации. Можно задавать свои вопросы, но зачастую бывает достаточно почитать указанную ветку форума.

Задержка развития речи | Динамика развития речи Яны

Хронология развития речи с рождения в текстовом виде: показать скрытый текст

Ряд видео, на которых продемонстрирована динамика развития речи в активном периоде развития с 2,5 лет:

В 2 года 2 месяца Яна для общения предпочитала использовать жесты и осмысленное мычание:

В 2 года 6 месяцев у Яны начали появляться непонятные звуки в большом количестве. При съемке видео Яна закрылась и вытянуть удалось не очень много:

В 2 года 7 месяцев Яна начала очень много и очень непонятно говорить. В видео ниже Яна поет песенку:

«Елочка стояла, стройной вырастала.
Вот такой, вот такой, стройной вырастала.
 А на елке птички, воробьи, синички.
Чик-чирик, чик-чирик, воробьи, синички.
А под елкой зайки, зайки — попрыгайки,
Прыг да скок, прыг да скок, зайки — попрыгайки.
А у елки детки весело танцуют
Вот так вот, вот так вот, весело танцуют.»

Текст сложный для произношения, но это любимая песенка Яны, поэтому в тот момент чаще всего она пела именно её. Детский плеер для Яны оказался очень полезным и востребованным приобретением.

В 2 года 9 месяцев речь стала понятной. Старая песенка про ёлочку спустя 2 месяца:

Ниже видео с возможностями речи Яны в 2 года 9 месяцев, а также наши некоторые упражнения по дальнейшему совершенствованию речи. Пальчиковые игры обычно проходят у нас немного иначе — текст читаю я и при этом демонстрирую жесты. В ролике Яна делает все самостоятельно по памяти, на камеру, еще и рукава оказались неудобными, поэтому капуста была порублена не очень качественно ???? .

Мне кажется, на данном этапе полезны упражнения на калибровку простых похожих звуков Т-Д, С-З. Я не уверена, что в возрасте Яны нужна проработка сложных звуков Р, Щ, Ц, просто при занятиях я на ходу выбираю наиболее простые тексты. Среди них порой случайно попадаются и сложные звуки.

Задержка развития речи занятия

  • Общение с близкими. Самое важно для развития речи — это общение с близкими. С рождения Яны я старалась уделять ей как можно больше времени и предоставлять общение. Еще, когда она не умела сидеть или ползать, она уже наблюдала за спектаклем, который разыгрывался из пальчиковых и других сюжетных игрушек. Игры на эмоциональный отклик (первые прятки — «ку-ку») начали успешно практиковаться на 5-ом месяцев. В год мы уже кормили кукол из игрушечной посудки. Всё это было предоставлено в большом количестве.
  • Изучение окружающего мира. Это еще одно направление по которому я Яну усердно развивала. Практически ежедневно я ей рассказывала и показывала игрушки, предметы интерьера, а также действия которые можно с ними делать. В 6 месяцев я подключила к развитию окружающего мира карточки. Но позже поняла, что это делать было еще рановато. Подробней об этом в отдельном посте. В 10 месяцев Яна могла по просьбе принести (ползая) многие из своих игрушек, а также показать основные части тела плюшевых игрушек. На втором году жизни мы подключили множество развивающих занятий о которых можно почитать тут. Могу отметить, что несмотря на моторное отставание Яны, развитие мышления у нее всегда было в норме. А за счет её спокойного темперамента, усидчивости и нашим занятиям развитие мышление опережало сверстников.
  • Мелкая моторка (движения мелкими частями тела — пальцами, кистями). Учеными доказано, что уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи тесно взаимосвязаны.  Поэтому я с первого года предлагала Яне занятия на развитие мелкой моторики. Её крупная моторика (движения крупными частями тела) развивалась медленней, чем у большинства малышей.  Еще во время беременности я частенько переживала, что шевеления происходят редко. Но к концу первого года, я убедилась, что Яна — обладательница спокойного темперамента и её медленное моторное развитие я напрямую связываю с этим. В самом раннем возрасте я делала игровые массажи для пальчиков «сорока-ворона» и другие. В 9 месяцев Яна научилась хлопать в ладушки. Уже в 10 месяцев для развития мелкой моторики я предложила Яне игры с крупами. Подробности тут. На втором году мы начали пробовать рисование и лепку. На третьем мы конечно же продолжали рисование, но добавили к нему раскраски и лабиринты. Про лепку пора писать еще один пост. Хотя результаты лепки пока не очень эстетично выглядят, Яна лепку особенно полюбила и это самое важное. У малышей уровень развития мелкой моторики и речи не всегда прямопропорционален. Но это не значит, что занятия на мелкую моторику для поздноговорящих малышей неэффективны. Просто в этом случае результат проявляется позже. Наш случай это подтверждает. 
  • Развитие слуха. Речь ребенка очень зависит от его слухового восприятия. У малышей звуковой аппарат, как и зрительный несовершенен. Поэтому мы помимо прочего прорабатывали слух. Парочка наших игр для малышей от полутора лет тут.
  • Дыхательные упражнения. Для правильного произношения звуков важна сила дыхания поэтому в нашем арсенале также есть игры для развития дыхания:

    • нюхать цветы (Яна научилась в 1 г. 3 месяца).
    • задувать свечи (результативно дуть Яна научилась ровно в 2 года);
    • надувать мыльные пузыри;
    • дуть на подвешенные на нитки предметы, чтобы заставить их летать или кружится (перышки, помпоны с глазками, бумажные поделки, небольшие игрушки с шарообразным телом);
    • бурлить в стакане с водой;
    • свистеть в свистки, дудочки (к сожалению, хорошего свистка нам еще не попалось).
  • Артикуляционная гимнастика. Этот тип гимнастики предназначен для укрепления мышц ротовой полости. Она рекомендована не только для детей с задержками в развитии речи, но и просто в рамках совершенствования произношения звуков. Самые простые упражнения мы практиковали на втором году жизни. Вот некоторые из них:

    • открыть широко рот (сказать АААА) и держать его открытым секунды 3-4;
    • вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении секунды 3-4; 
    • показать язык и подержать его в таком положении секунды 3-4.

    Артикуляционную гимнастику необходимо делать перед зеркалом. На третьем году жизни для Яны стал доступен большой спектр упражнений. В обзоре книг по развитию речи я привела очень хорошие сборники с артикуляционной гимнастикой. Рекомендую!

  • Занятия с книжками. Помимо прочих занятий, мы практиковали занятия по книжкам. О наших книгах по развитию речи я написала отдельный обзор.
Читайте также:  Где купить карточку развития ребенка

Задержка развития речи  ошибки

Моя основная ошибка в том, что я мало предоставляла Яне порционных знаний по развитию речи. Особенно это касается самого раннего возраста. Ближе к году мы практиковали занятия по альбому для развития речи, в котором используются словозаменители и просто короткие слова, но это было в недостаточном количестве.

Если бы у меня была вторая попытка, для более быстрого развития речи я бы делала следующее:

  • С рождения в обыденную речь временно ввела бы много словозаменителей. Словозаменитель — это упрощенное произношение слова. Например, собачка — аф, аф, машинка — би-би и т.п. Не путайте словозаменители с сюсюканьем. Второе действительно лишнее. Сюсюканье затрудняет восприятие речи, так как искажает её. Я в свое время не разобралась с вопросом и скептически отнеслась к словозаменителям, в том числе. На самом деле словозаменители полезны на этапе формирования речи, когда ребенок еще не готов произносить целые слова. Он уже может практиковаться на упрощенных. Я максимально избегала словозаменителей. Думаю, это один из факторов достаточно длительной задержки речи Яны. Тем не менее природой заложено очень много естественных механизмов развития. Когда развитие речи переходит в активную фазу ребенок сам начинает придумывает словозаменители сложным словам.
  • Ежедневно, в виде пары получасовых занятий, говорила бы с Яной только короткими предложениями включая простые для произношения и понимания слова и словозаменители. Множество раз повторяла бы одни и те же предложения. Добавляла бы в эти занятия действия игрушек. Кстати, вспомните, что русские народные сказки для малышей буквально построены на повторениях — колобок, заячья избушка, сказка про белого бычка и многие другие. Уже в старину люди знали пользу повторений.
  • Хотя я использовала сюжетные игрушки, я недооценивала их восприятие ребенком. Я бы еще больше их вовлекала в нашу жизнь и оживляла. Кстати, для «оживления» совсем не обязательно покупать специальные перчаточные игрушки. Раньше мне казалось, что Яна понимает, что это я управляю игрушками и от этого ей менее интересно. Ничего подобного не происходит!  Дети воспринимают игрушку, как живую, несмотря на руки родителей, которые управляют их движениями.

В нашей практике был случай, когда свекровь (педагог с большим стажем работы в коррекционной школе) научила годовалую Яну новому короткому слову за вечер. Она просто повторяла целый вечер громко и четко одно и тоже слово. На тот момент я восприняла это с негативом. Так часто дети воспринимают действия старшего поколения ???? . В том момент я посчитала, что такой подход противоречит природе детей и оправдан только для тех, кто в этом нуждается. Например, дети, которые имеют задержки в развитии мышления.

Свои ошибки по развитию речи я выявила не так давно, и теперь уверена, что в развитии речи, как и в остальном важна порционность и последовательность. Конечно, повторять одно слово весь вечер не следует, должна быть мера. Но до момента, когда ребенок не заговорил, прорабатывать небольшой набор слов пару раз в день в течении одной-двух недель, думаю, может быть очень эффективным.

Задержка развития речи | В завершении

Я считаю, что темпы развития речи, помимо прочего, тесно связаны с тактикой изучения окружающего мира и типом общения взрослых. За последние десятилетия эта тактика существенно изменилась, одновременно с этим увеличилось количество детей с задержками развития речи. Раньше порции информации, которые предлагали мамы для малышей были значительно меньше. Сейчас раннее развитие стало очень популярным и мамы уже с первых месяцев жизни предлагают малышам большое разнообразие информации. Если мы обратим внимание на жизнь общества, то она тоже существенно изменилась. Объем информации, которым оперируют взрослые люди, тоже значительно увеличился. У взрослых появилось много инструментов, которые помогают справится с возросшими объемами информации, у детей этого нет. Поэтому современным детям сложней усвоить необходимый объем информации. Буду рада если мои выводы кому-нибудь помогут.

Прошу принять участие в сборе статистики, чтобы картина происходящего стала более понятной:

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте ???? .

Полезные ссылки:

  • Книги по развитию речи для малышей
  • Раннее развитие. Системный подход. Теория (с чего начать раннее развитие);
  • После трех НЕ поздно — ошибочные выводы 60-х (о важности последовательной и порционной подачи информации)
  • Лабиринты для малышей (материалы для печати);
  • Мелкая моторика — наполнители, игры, советы;
  • Полный каталог моих статей.

Источник