Методика особенности развития частной самооценки ребенка

Методика «Какой ты?»

Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка.

Организация: Ребенку (в индивидуальном порядке) предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все дети; плохой; хуже всех; когда какиногда бываю хорошим, иногда — плохим; не знаю.

Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характерис­тики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и; с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе».

Обработка и интерпретация результатов. Ответы ребенка соот­носят с одним из показателей эмоциональной окрашенности об­щей самооценки:

Варианты детских
ответов
Эмоциональный знак Балл
Самый лучший. Хороший. Очень хороший Позитивная
Такой же, как все (дети) Нейтральная (неопределенная)
Когда как: иногда хороший, иногда плохой Амбивалентная (противоречивая)
Не знаю. Никакой Индифферентная (безразличная)
Хуже всех. Плохой. Самый плохой Негативная

Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указываю­щей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и со­циальной самоценности, а индифферентный — указывает на его информированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель го­ворит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивос­ти в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозмож­ности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания).

Методика «Особенности развития частной самооценки ребенка»

Цель. Выявить уровень самооценки и характер ее дифферен­циации.

Данная методика строится на основе метода семантического дифференциала, модифицированного и адаптированного нами применительно к детскому (начиная со старшего дошкольного) возрасту.

Организация. Ребенку предъявляется шкала Т. В. Дембо— С. Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий со сло­весными индексами в начале и конце каждой из них, по которой он будет оценивать себя (укажет свое место на конкретной линии).

Представленные шкалы условно отражают 12 наиболее важных черт — характеристик различных аспектов «Я» личности. Каждое качество личности, предлагаемое ребенку в качестве опоры для самооценивания, предусматривает наличие инверсионной дефи­ниции. Причем группы линий на опросном листе соответственно отражают качества, относящиеся к физическому «Я» (первые три линии), социальному «Я» (вторая тройка слов), умственному «Я» (третья тройка), эмоциональному «Я» (четвертая тройка). Индек­сы слева на каждой линии обозначают самые низкие оценки конкретного качества (свойства, характеристики) личности, индексы справа — самые высокие.

Инструкция. «Представь, что на каждой из этих полос располо­жены все люди, живущие сейчас на земле. Люди, конечно, бывают разные. Среди них есть и добрые, и злые, и красивые, и безобраз­ные — словом, обладающие множеством разных особенностей. Например, на первой полоске расположены люди от самых боль­ных до самых здоровых. Слева (рукой указывают направление воз­вышения качества) находятся самые больные люди, справа — са­мые здоровые, посередине — и не больные, и не здоровые — сред­ние. Где ты среди всех этих людей? Пометь крестиком или точкой свое место». И так по каждому из качеств.

Обработка результатов самооценочного профиля ребенка осу­ществляется в двух направлениях:

1) вычерчивается профильный график, отражающий частную
самооценку;

2) определяется совокупная балловая оценка, отражающая
обобщенный уровень самооценки.

Для выявления профиля самооценки отмеченные ребенком точки на полосках соединяют между собой прямыми линиями (рис. 5). Полученный график свидетельствует о степени дифферен­циации самооценки как по каждому из оцениваемых качеств от­дельно, так и по группе качеств, относящихся к различным аспек­там образа «Я».

Вторым этапом обработки результатов теста является оценка профиля в баллах. Для этого на опросном листе от каждого из шес­ти крестиков, расположенных сверху над полосками, проводят вниз вертикальную линию. Полученным отрезкам присваивают баллы от 1 до 6. Каждую отметку на каждой полоске оценивают в зависимос­ти от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. В заключение подсчитывают общую сумму баллов.

Полученная сумма баллов соотносится с возрастными показа­телями (таблица 3).

Интерпретация полученных результатов. Оптимальной для детей 6—7 лет признается профильная кривая, расположенная несколь­ко правее середины и соответствующая высокому уровню самооценки. Для детей 5—6 лет кривая в норме должна быть расположена между пятым и шестым крестиками. Явно завышенная (линия проходит по краю справа) или заниженная (крайняя левая линия на рис. 5) самооценка могут быть следствием разных причин. На основе завышенной самооценки у индивида возникает идеализированное представление о своей личности, о своих воз­можностях. Такой ребенок нередко идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех ему кажется следствием небла­гоприятного отношения к нему. Oн не желает признавать собствен­ных ошибок. Явно заниженная самооценка указывает на неуве­ренность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.

Характер графика отражает степень дифференциации самооценки как в целом, так и относительно различных аспектов образа «Я» ребенка. Так, на инфантилизм в развитии частной самооценки указывает график в виде прямой линии (на рис. 5 он помечен буквой «В»). О становлении частной самооценки (начатки дифференциации как нормативные показатели для детей 5-лет- I него возраста) свидетельствует наличие редких изломов в профиль- J ной кривой (график «Б»). Ломаная кривая (норма для 6-7-летних детей) отражает достаточную степень дифференциации самооценки (график «А»).

К 5 годам у ребенка в основном должно быть сформировано позитивное ощущение собственного тела. К 6 годам — происходит интеллектуализация эмоций (Я — это тот, кто чувствует, испытывает эмоции и знает, что именно они выражают конкретные переживания),становление социального иинтеллектуального образа «Я» (Я — это тот, кто действует, играет, думает и т. п.). Следовательно, к концу дошкольного детства высокие показатели должны быть вы­ражены в графике по всем составляющим образ «Я» ребенка.

В младшем школьном возрасте профильная кривая в норме рас­полагается в диапазоне высокого уровня и соответствует графику «А», вкотором достаточно высокую позицию должны занимать характеристики интеллектуального и социального образа «Я».

Методика «Игра в мяч»

Цель. Выявить уровень притязаний ребенка.

Организация. Детям в индивидуальном порядке предлагают поиграть с мячом — его бросают на пол и каждый раз, когда он отскакивает от пола, по нему ударяют ладонью; или бросают мяч вверх и ловят его двумя руками. Ребенок ударяет по мячу до тех пор, пока он не упадет. Ребенок проделывает 8 попыток. Пе­ред каждой попыткой ребенка спрашивают: «Сколько раз ты сей­час сможешь ударить по мячу, если постараешься?» Ответы ребенка в большинстве случаев находятся в зависимости оттого, сколько раз ему удалось ударить по мячу в предыдущей попытке, — эти показатели заносят во второй ряд (ПК— предполагаемое количество ударов) таблицы фиксации результатов. Количество реально отбитых ударов фиксируют в третьем ряду (РК — реальное коли­чество отбиваний) таблицы.

Образец таблицы фиксации результатов

№ попытки
Предполагаемое (ПК)                
Реальное (РК)                

Обработка и интерпретация результатов. Методика дает возмож­ность выявить два вида характеристик:

1) успешность деятельности, которая выражается в количестве
ударов по мячу в каждой попытке;

2) уровень притязаний, выражающийся в предвосхищении ре­бенком своих результатов перед каждой попыткой.

Сравнение степени расхождения или совпадения между этими двумя характеристиками позволяет довольно точно судить об уров­не притязаний испытуемого. Так, совпадение или незначительное расхождение (до±3) между ПК и РК свидетельствует об успешно­сти деятельности ребенка.

Полученные показатели соотносят с одним из четырех уровней притязаний:

· Адекватный — при превышении РК ударов показатель ПК увеличивается, а при снижении РК количество предполага­емых ударов несколько уменьшается. Дети, для которых ха­рактерен адекватный уровень притязаний, проявляют кри­тическое отношение к своим результатам, обычно они начинают с называния большого количества предполагае­мых ударов. Им свойственна уверенность в себе, в своих си­лах, но при этом у них существует скрытая боязнь неуспеха, которая выражается в осторожном, незначительном повы­шении показателя ПК при достижении успеха и более рез­ком его снижении при неудачах.

· Заниженный — показатель ПК низкий и не зависит от того, достигнуто его превышение или нет. Детям с заниженным уров­нем притязаний свойственны неуверенность в своих силах, отсутствие желания лучше проявить себя. Довольно часто после 3—5 попыток они отказываются от деятельности, мотивируя это ссылкой на усталость или отсутствие интереса.

· Завышенный — показатель ПК очень высокий независимо от
неудач (показатель РК значительно низок). Дети, имеющие
завышенный уровень притязаний, отличаются способнос­тью рисковать, а достижение успеха и особенно неуспеха влияет не столько на изменение выбора, сколько на его вы­полнение и на общее эмоциональное состояние. Обычно они в своих неудачах винят обстоятельства или других людей:
будь то плохо надутый мяч или неровный пол и т.д.

· Несформированный — достигаемый успех или неуспех не вли­яет на выбор показателя ПК и на процесс его достижения.
Обычно выбор носит случайный характер, который выра­жается в скачкообразности низких и высоких показателей ПК ударов. Реакции на замечания и оценки у детей с несформированным уровнем притязаний обычно или слабо выражены, или отсутствуют.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Пронина Анжелика Николаевна

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Самооценка и её значение в процессе
социализации-индивидуализации детей-сирот дошкольного возраста.

Выполнено
при финансовой

поддержке
РГНФ научного

проекта
«07-06-73603 а/Ц»

В концепции искажённой
структуры самосознания (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан,
Н.Н. Толстых) личность ребёнка-дошкольника утратившего семью, рассматривается с
позиций становления его самосознания, т.е. представления о себе, отношения к
себе, образа – «Я», самооценки, а именно когнитивного, эмоционально-оценочного,
поведенческого компонентов.

Обобщённые познания себя
и отношение к себе закрепляются в соответствующую самооценку. В.М. Слуцкий
считает, что социально мотивированное поведение возможно в том случае если
сформировалась самооценка в Я-системе ребёнка. По исследованиям Р. Бернса в
узком смысле Я-концепция – это самооценка себя индивидом [2, С.89]. Самооценка
является компонентом социализации-индивидуализации личности
ребёнка-дошкольника, так как с одной стороны адекватная самооценка,
обеспечивает эффективное освоение социальных норм, правил в социальных видах
деятельности, общении, с другой – позволит ребёнку самоутвердиться,
самореализоваться, проявить индивидуальность. 
По мнению Т.В. Архиреевой, данное положение подтверждается исследованием
Г.И. Моревой, изучавшей регулирующую функцию самооценки ребёнка в его
поведении. Оказалось, что соблюдение норм морали детьми старшего дошкольного
возраста опосредуется и регулируется отношением ребёнка к его собственному
поведению, проявляющемуся в самооценке. Если ребёнок нарушает норму, а
самооценка его по-прежнему остаётся высокой, то это не влечёт за собой и
изменений в поведении.

В самооценке дети
ориентируются на мнения и оценки других, прежде всего воспитателей. Любая
индивидуальность раскрывается не для себя и не в себе, а в оценке себя среди
других, другими, как значимого для других, то есть в степени социального
развития ребёнка, его способности, возможности, готовности понять свою
индивидуальность [7, С.96]. Социум в значительной степени влияет на
формирование самооценки. В.В. Столин утверждает, что ребёнок начинает оценивать
себя как хорошего и плохого в зависимости от внутренней позиции, которая
является лишь формой усвоения родительского мнения. Происходит замена
непосредственной оценки взрослого на внесённую этим взрослым внутреннюю систему
самооценок. Действительно, пишет В.В. Столин, ведь нормы и образцы существуют
для ребёнка не в силу своего опыта, а в силу авторитетности лиц,
провозглашающих эти нормы и внедряющие их в сознание ребёнка. Какой будет
самооценка ребёнка, зависит от двух причин: одобрение деятельности индивида со
стороны других и успех в собственной деятельности. В результате у индивида
появляется чувство собственной значимости.

Вышеперечисленные
особенности самооценки и условия, необходимые 
её формирования характерны для развития детей дошкольного возраста в
норме. Какие изменения в формировании самооценки происходят у детей,
воспитывающихся вне семьи?

При выявлении
особенностей самооценки у детей-сирот нами были обследованы 60 воспитанников
дошкольного возраста из детских домов Липецкой области. Методами исследования
явилась методика «Особенности развития частной самооценки ребёнка» и методика
«Лесенка».

Методика «Особенности
развития частной самооценки ребёнка» заключалась в предъявлении ребёнку шкалы
Т.В. Дембо- С.Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий, условно
отражающих 12 наиболее важных черт – характеристик различных аспектов «Я»
личности. Индексы слева на каждой линии обозначали самые низкие оценки
конкретного качества (свойства, характеристики) личности, индексы справа –
самые высокие. Дети должны пометить крестиком или точкой своё место. Для
выявления профиля самооценки отмеченные ребёнком точки на полосках соединяли
между собой прямыми линиями, а также подсчитывали оценки профиля в баллах.      

Анализ результатов
полученных по методике «Особенности развития частной самооценки ребёнка»
показал, что у 52 % детей-сирот график представлял прямую линию, которая
указывает на инфантилизм в развитии частной самооценки. Данная линия
располагалась ближе к правому краю, что соответствует высокому уровню
сформированности самооценки.

У 28 % детей-сирот
профильная кривая включала наличие редких изломов, но располагалась ближе к
левому  краю. Такие данные
свидетельствовали о становлении частной самооценки, но уровень её был
заниженным.   

Профиль у 30 %
воспитанников детского дома представлял ломаную кривую, смещённую в правую
сторону, что отражает завышенную самооценку и достаточную степень её
дифференциации. 

Методика «Лесенка»
предполагала выбор детьми одной из 5 ступенек, котор      ая по его мнению соответствует: 1) его положению между плохими,
не очень плохими, хорошими  детьми; 2)
его положению, которое он занимает по мнению воспитателя, друга.  

Результаты методики
«Лесенка» выявили, что в большинстве случаев (60%) самооценка ребёнка была
завышена с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый добрый и
т.д.). Эти  данные совпали с данными по
методике  «Особенности развития частной
самооценки ребёнка».

У 23 % детей-сирот
самооценка занижена, что указывает на наличие внутриличностных конфликтов.

Только 17 % детей-сирот
продемонстрировали адекватную самооценку. При этом они несколько положительных
качеств отмечали на верхней ступеньке, а одно-два качества – на средние лесенки
или несколько ниже.

Делая анализ
сформированности самооценки у детей-сирот по результатам обследования можно
выделить некоторые особенности самооценки и их причины.

Самым сложным для
ребёнка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет
собой зеркало, в котором человек видит своё отражение. Родители, с одной
стороны, безусловно любят ребёнка, вне зависимости от его реального поведения,
свойств характера и т.п., а с другой стороны, объективно оценивают –хорошо или
плохо- то, каков он в различных конкретных ситуациях. Дети-сироты лишены,
прежде всего, безусловной любви, поэтому для 
них характерно простое одномерное, нерасчленённое отношение к себе,
сводящееся к оценке. Отсутствие семьи приводит к искажённому представлению
ребёнка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в различных
видах деятельности. У детей-сирот самооценка не соответствует их реальным
возможностям. В чём причина завышенной самооценки у детей-сирот?

Проведённая нами
дополнительная диагностика была направлена на выявление уровня притязаний
детей-сирот, так как он тесно связан с самооценкой и оказывает влияние на её
характеристику. Мы констатировали, что  у
большинства детей-сирот уровень притязаний очень высокий, но при этом низкий
уровень способностей. Такое соотношение и является причиной завышенной
самооценки у детей-сирот.

На основе завышенной
самооценки у детей-сирот возникает идеализированной представление о своей
личности, о своих возможностях. В деятельности такие дети нередко идут на
игнорирование своих неудач, ради сохранения привычной для него самооценки,
своих дел и поступков. Любой неуспех ему кажется следствием неблагоприятного
отношения к нему. Он не желает признавать своих ошибок. При этом он обвиняет
либо окружающих, либо какие-то объекты, которые не позволили ему достичь успеха
в деятельности [4, С.59].

Заниженная самооценка
указывает на неуверенность детей-сирот в себе, невозможность реализовать свои
задатки и способности. Как показано Е.Т. Соколовой, главной причиной
становления заниженной самооценки, отрицательного отношения к себе выступает
отсутствие доверия к социальному миру, неразвитость отношений привязанности
между матерью и ребёнком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное
отвержение личностью собственного «Я» [6, С.122]. Это положение вполне можно
отнести к отсутствию связи ребёнка с матерью или заменой этой связи с другим
лицом. Для детей-сирот характерно также ситуативное, «сиюминутное» проживание
жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельно пережитые эпизоды не
становятся событиями жизни, не присваиваются и не выходят в личный
психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки.

По данным С. Ю.
Мещеряковой, Л. В. Бороздиной, Е.А. Залученовой 
детям с заниженной самооценкой, как правило, свойственно острое
переживание чувства неполноценности, неспособность к эффективной реализации
своих возможностей [3]. Типичное проявление заниженной самооценки — повышенная
тревожность. По исследованиям А.В. Полиной снижение самооценки у детей-сирот
ведёт к возникновению таких симптомокомплексов как чувства неполноценности,
тревожности, конфликтности, враждебности, трудностей в общении, незащищённости,
что проявляется в деятельности, взаимодействии и общении с другими людьми и
препятствует позитивной социализации-индивидуализации.

Самооценка не выбирается
ребёнком произвольно, а определяется условиями его жизни- она всегда объективно
обусловлена и адекватна породившим её обстоятельствам. Самооценка воспитанников
детского дома, по сути повторяет оценку окружающих.  Анализируя динамику самооценки и уровнятревожности детей старшего дошкольного возраста О.А. Белобрыкина
установила, что использование педагогами в преобладающем количестве негативных
и безразличных оценок приводит к снижению уровня самооценки, нарушает характер дифференциации
и повышает уровень тревожности у большинства детей [1].

Исследования показывают,
несформированность самооценки у детей-сирот, приводит к отсутствию знаний о
своих возможностях, что в дальнейшем проявляется пассивной жизненной позиции в
решении социальных ситуаций, неспособности привлечь свои собственные ресурсы
для их разрешения.

Литература:

1.     О.А. Белобрыкина Влияние социального
окружения на развитие самооценки старших дошкольников// Вопросы психологии,
2001.- № 4, С. 31-38.

2.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и
воспитание.- М.: Прогресс, 1986.- 422 с.

3.     Бороздина Л.В., Залученова Е.А.
Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний//
Вопросы психологии, 1993, № 1.- С.103-113.

4.
Особенности развития ребёнка лишённого родительского попечительства.     Дети с отклоняющимся поведением: сб. науч.
трудов; под общей ред. В.С. Мухиной.- М.: Прометей, 1989.-228 с.

5.  Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология
сиротства — СПб.: Питер, 2005   – 400 с.

6.
Соколова Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности.- М.:     МГУ, 1989.- 278 с.

7.
Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства —   М.: Московский психолого-социальный институт
ООО «Флинта», 1997.-   262 с.

Источник