Методика особенности развития частной самооценки ребенка
Методика «Какой ты?»
Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка.
Организация: Ребенку (в индивидуальном порядке) предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все дети; плохой; хуже всех; когда как — иногда бываю хорошим, иногда — плохим; не знаю.
Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характеристики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и; с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит.
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе».
Обработка и интерпретация результатов. Ответы ребенка соотносят с одним из показателей эмоциональной окрашенности общей самооценки:
Варианты детских ответов | Эмоциональный знак | Балл |
Самый лучший. Хороший. Очень хороший | Позитивная | |
Такой же, как все (дети) | Нейтральная (неопределенная) | |
Когда как: иногда хороший, иногда плохой | Амбивалентная (противоречивая) | |
Не знаю. Никакой | Индифферентная (безразличная) | |
Хуже всех. Плохой. Самый плохой | Негативная |
Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указывающей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и социальной самоценности, а индифферентный — указывает на его информированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель говорит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивости в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозможности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания).
Методика «Особенности развития частной самооценки ребенка»
Цель. Выявить уровень самооценки и характер ее дифференциации.
Данная методика строится на основе метода семантического дифференциала, модифицированного и адаптированного нами применительно к детскому (начиная со старшего дошкольного) возрасту.
Организация. Ребенку предъявляется шкала Т. В. Дембо— С. Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и конце каждой из них, по которой он будет оценивать себя (укажет свое место на конкретной линии).
Представленные шкалы условно отражают 12 наиболее важных черт — характеристик различных аспектов «Я» личности. Каждое качество личности, предлагаемое ребенку в качестве опоры для самооценивания, предусматривает наличие инверсионной дефиниции. Причем группы линий на опросном листе соответственно отражают качества, относящиеся к физическому «Я» (первые три линии), социальному «Я» (вторая тройка слов), умственному «Я» (третья тройка), эмоциональному «Я» (четвертая тройка). Индексы слева на каждой линии обозначают самые низкие оценки конкретного качества (свойства, характеристики) личности, индексы справа — самые высокие.
Инструкция. «Представь, что на каждой из этих полос расположены все люди, живущие сейчас на земле. Люди, конечно, бывают разные. Среди них есть и добрые, и злые, и красивые, и безобразные — словом, обладающие множеством разных особенностей. Например, на первой полоске расположены люди от самых больных до самых здоровых. Слева (рукой указывают направление возвышения качества) находятся самые больные люди, справа — самые здоровые, посередине — и не больные, и не здоровые — средние. Где ты среди всех этих людей? Пометь крестиком или точкой свое место». И так по каждому из качеств.
Обработка результатов самооценочного профиля ребенка осуществляется в двух направлениях:
1) вычерчивается профильный график, отражающий частную
самооценку;
2) определяется совокупная балловая оценка, отражающая
обобщенный уровень самооценки.
Для выявления профиля самооценки отмеченные ребенком точки на полосках соединяют между собой прямыми линиями (рис. 5). Полученный график свидетельствует о степени дифференциации самооценки как по каждому из оцениваемых качеств отдельно, так и по группе качеств, относящихся к различным аспектам образа «Я».
Вторым этапом обработки результатов теста является оценка профиля в баллах. Для этого на опросном листе от каждого из шести крестиков, расположенных сверху над полосками, проводят вниз вертикальную линию. Полученным отрезкам присваивают баллы от 1 до 6. Каждую отметку на каждой полоске оценивают в зависимости от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. В заключение подсчитывают общую сумму баллов.
Полученная сумма баллов соотносится с возрастными показателями (таблица 3).
Интерпретация полученных результатов. Оптимальной для детей 6—7 лет признается профильная кривая, расположенная несколько правее середины и соответствующая высокому уровню самооценки. Для детей 5—6 лет кривая в норме должна быть расположена между пятым и шестым крестиками. Явно завышенная (линия проходит по краю справа) или заниженная (крайняя левая линия на рис. 5) самооценка могут быть следствием разных причин. На основе завышенной самооценки у индивида возникает идеализированное представление о своей личности, о своих возможностях. Такой ребенок нередко идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех ему кажется следствием неблагоприятного отношения к нему. Oн не желает признавать собственных ошибок. Явно заниженная самооценка указывает на неуверенность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.
Характер графика отражает степень дифференциации самооценки как в целом, так и относительно различных аспектов образа «Я» ребенка. Так, на инфантилизм в развитии частной самооценки указывает график в виде прямой линии (на рис. 5 он помечен буквой «В»). О становлении частной самооценки (начатки дифференциации как нормативные показатели для детей 5-лет- I него возраста) свидетельствует наличие редких изломов в профиль- J ной кривой (график «Б»). Ломаная кривая (норма для 6-7-летних детей) отражает достаточную степень дифференциации самооценки (график «А»).
К 5 годам у ребенка в основном должно быть сформировано позитивное ощущение собственного тела. К 6 годам — происходит интеллектуализация эмоций (Я — это тот, кто чувствует, испытывает эмоции и знает, что именно они выражают конкретные переживания),становление социального иинтеллектуального образа «Я» (Я — это тот, кто действует, играет, думает и т. п.). Следовательно, к концу дошкольного детства высокие показатели должны быть выражены в графике по всем составляющим образ «Я» ребенка.
В младшем школьном возрасте профильная кривая в норме располагается в диапазоне высокого уровня и соответствует графику «А», вкотором достаточно высокую позицию должны занимать характеристики интеллектуального и социального образа «Я».
Методика «Игра в мяч»
Цель. Выявить уровень притязаний ребенка.
Организация. Детям в индивидуальном порядке предлагают поиграть с мячом — его бросают на пол и каждый раз, когда он отскакивает от пола, по нему ударяют ладонью; или бросают мяч вверх и ловят его двумя руками. Ребенок ударяет по мячу до тех пор, пока он не упадет. Ребенок проделывает 8 попыток. Перед каждой попыткой ребенка спрашивают: «Сколько раз ты сейчас сможешь ударить по мячу, если постараешься?» Ответы ребенка в большинстве случаев находятся в зависимости оттого, сколько раз ему удалось ударить по мячу в предыдущей попытке, — эти показатели заносят во второй ряд (ПК— предполагаемое количество ударов) таблицы фиксации результатов. Количество реально отбитых ударов фиксируют в третьем ряду (РК — реальное количество отбиваний) таблицы.
Образец таблицы фиксации результатов
№ попытки | ||||||||
Предполагаемое (ПК) | ||||||||
Реальное (РК) |
Обработка и интерпретация результатов. Методика дает возможность выявить два вида характеристик:
1) успешность деятельности, которая выражается в количестве
ударов по мячу в каждой попытке;
2) уровень притязаний, выражающийся в предвосхищении ребенком своих результатов перед каждой попыткой.
Сравнение степени расхождения или совпадения между этими двумя характеристиками позволяет довольно точно судить об уровне притязаний испытуемого. Так, совпадение или незначительное расхождение (до±3) между ПК и РК свидетельствует об успешности деятельности ребенка.
Полученные показатели соотносят с одним из четырех уровней притязаний:
· Адекватный — при превышении РК ударов показатель ПК увеличивается, а при снижении РК количество предполагаемых ударов несколько уменьшается. Дети, для которых характерен адекватный уровень притязаний, проявляют критическое отношение к своим результатам, обычно они начинают с называния большого количества предполагаемых ударов. Им свойственна уверенность в себе, в своих силах, но при этом у них существует скрытая боязнь неуспеха, которая выражается в осторожном, незначительном повышении показателя ПК при достижении успеха и более резком его снижении при неудачах.
· Заниженный — показатель ПК низкий и не зависит от того, достигнуто его превышение или нет. Детям с заниженным уровнем притязаний свойственны неуверенность в своих силах, отсутствие желания лучше проявить себя. Довольно часто после 3—5 попыток они отказываются от деятельности, мотивируя это ссылкой на усталость или отсутствие интереса.
· Завышенный — показатель ПК очень высокий независимо от
неудач (показатель РК значительно низок). Дети, имеющие
завышенный уровень притязаний, отличаются способностью рисковать, а достижение успеха и особенно неуспеха влияет не столько на изменение выбора, сколько на его выполнение и на общее эмоциональное состояние. Обычно они в своих неудачах винят обстоятельства или других людей:
будь то плохо надутый мяч или неровный пол и т.д.
· Несформированный — достигаемый успех или неуспех не влияет на выбор показателя ПК и на процесс его достижения.
Обычно выбор носит случайный характер, который выражается в скачкообразности низких и высоких показателей ПК ударов. Реакции на замечания и оценки у детей с несформированным уровнем притязаний обычно или слабо выражены, или отсутствуют.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Пронина Анжелика Николаевна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Самооценка и её значение в процессе
социализации-индивидуализации детей-сирот дошкольного возраста.
Выполнено
при финансовой
поддержке
РГНФ научного
проекта
«07-06-73603 а/Ц»
В концепции искажённой
структуры самосознания (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан,
Н.Н. Толстых) личность ребёнка-дошкольника утратившего семью, рассматривается с
позиций становления его самосознания, т.е. представления о себе, отношения к
себе, образа – «Я», самооценки, а именно когнитивного, эмоционально-оценочного,
поведенческого компонентов.
Обобщённые познания себя
и отношение к себе закрепляются в соответствующую самооценку. В.М. Слуцкий
считает, что социально мотивированное поведение возможно в том случае если
сформировалась самооценка в Я-системе ребёнка. По исследованиям Р. Бернса в
узком смысле Я-концепция – это самооценка себя индивидом [2, С.89]. Самооценка
является компонентом социализации-индивидуализации личности
ребёнка-дошкольника, так как с одной стороны адекватная самооценка,
обеспечивает эффективное освоение социальных норм, правил в социальных видах
деятельности, общении, с другой – позволит ребёнку самоутвердиться,
самореализоваться, проявить индивидуальность.
По мнению Т.В. Архиреевой, данное положение подтверждается исследованием
Г.И. Моревой, изучавшей регулирующую функцию самооценки ребёнка в его
поведении. Оказалось, что соблюдение норм морали детьми старшего дошкольного
возраста опосредуется и регулируется отношением ребёнка к его собственному
поведению, проявляющемуся в самооценке. Если ребёнок нарушает норму, а
самооценка его по-прежнему остаётся высокой, то это не влечёт за собой и
изменений в поведении.
В самооценке дети
ориентируются на мнения и оценки других, прежде всего воспитателей. Любая
индивидуальность раскрывается не для себя и не в себе, а в оценке себя среди
других, другими, как значимого для других, то есть в степени социального
развития ребёнка, его способности, возможности, готовности понять свою
индивидуальность [7, С.96]. Социум в значительной степени влияет на
формирование самооценки. В.В. Столин утверждает, что ребёнок начинает оценивать
себя как хорошего и плохого в зависимости от внутренней позиции, которая
является лишь формой усвоения родительского мнения. Происходит замена
непосредственной оценки взрослого на внесённую этим взрослым внутреннюю систему
самооценок. Действительно, пишет В.В. Столин, ведь нормы и образцы существуют
для ребёнка не в силу своего опыта, а в силу авторитетности лиц,
провозглашающих эти нормы и внедряющие их в сознание ребёнка. Какой будет
самооценка ребёнка, зависит от двух причин: одобрение деятельности индивида со
стороны других и успех в собственной деятельности. В результате у индивида
появляется чувство собственной значимости.
Вышеперечисленные
особенности самооценки и условия, необходимые
её формирования характерны для развития детей дошкольного возраста в
норме. Какие изменения в формировании самооценки происходят у детей,
воспитывающихся вне семьи?
При выявлении
особенностей самооценки у детей-сирот нами были обследованы 60 воспитанников
дошкольного возраста из детских домов Липецкой области. Методами исследования
явилась методика «Особенности развития частной самооценки ребёнка» и методика
«Лесенка».
Методика «Особенности
развития частной самооценки ребёнка» заключалась в предъявлении ребёнку шкалы
Т.В. Дембо- С.Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий, условно
отражающих 12 наиболее важных черт – характеристик различных аспектов «Я»
личности. Индексы слева на каждой линии обозначали самые низкие оценки
конкретного качества (свойства, характеристики) личности, индексы справа –
самые высокие. Дети должны пометить крестиком или точкой своё место. Для
выявления профиля самооценки отмеченные ребёнком точки на полосках соединяли
между собой прямыми линиями, а также подсчитывали оценки профиля в баллах.
Анализ результатов
полученных по методике «Особенности развития частной самооценки ребёнка»
показал, что у 52 % детей-сирот график представлял прямую линию, которая
указывает на инфантилизм в развитии частной самооценки. Данная линия
располагалась ближе к правому краю, что соответствует высокому уровню
сформированности самооценки.
У 28 % детей-сирот
профильная кривая включала наличие редких изломов, но располагалась ближе к
левому краю. Такие данные
свидетельствовали о становлении частной самооценки, но уровень её был
заниженным.
Профиль у 30 %
воспитанников детского дома представлял ломаную кривую, смещённую в правую
сторону, что отражает завышенную самооценку и достаточную степень её
дифференциации.
Методика «Лесенка»
предполагала выбор детьми одной из 5 ступенек, котор ая по его мнению соответствует: 1) его положению между плохими,
не очень плохими, хорошими детьми; 2)
его положению, которое он занимает по мнению воспитателя, друга.
Результаты методики
«Лесенка» выявили, что в большинстве случаев (60%) самооценка ребёнка была
завышена с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый добрый и
т.д.). Эти данные совпали с данными по
методике «Особенности развития частной
самооценки ребёнка».
У 23 % детей-сирот
самооценка занижена, что указывает на наличие внутриличностных конфликтов.
Только 17 % детей-сирот
продемонстрировали адекватную самооценку. При этом они несколько положительных
качеств отмечали на верхней ступеньке, а одно-два качества – на средние лесенки
или несколько ниже.
Делая анализ
сформированности самооценки у детей-сирот по результатам обследования можно
выделить некоторые особенности самооценки и их причины.
Самым сложным для
ребёнка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет
собой зеркало, в котором человек видит своё отражение. Родители, с одной
стороны, безусловно любят ребёнка, вне зависимости от его реального поведения,
свойств характера и т.п., а с другой стороны, объективно оценивают –хорошо или
плохо- то, каков он в различных конкретных ситуациях. Дети-сироты лишены,
прежде всего, безусловной любви, поэтому для
них характерно простое одномерное, нерасчленённое отношение к себе,
сводящееся к оценке. Отсутствие семьи приводит к искажённому представлению
ребёнка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в различных
видах деятельности. У детей-сирот самооценка не соответствует их реальным
возможностям. В чём причина завышенной самооценки у детей-сирот?
Проведённая нами
дополнительная диагностика была направлена на выявление уровня притязаний
детей-сирот, так как он тесно связан с самооценкой и оказывает влияние на её
характеристику. Мы констатировали, что у
большинства детей-сирот уровень притязаний очень высокий, но при этом низкий
уровень способностей. Такое соотношение и является причиной завышенной
самооценки у детей-сирот.
На основе завышенной
самооценки у детей-сирот возникает идеализированной представление о своей
личности, о своих возможностях. В деятельности такие дети нередко идут на
игнорирование своих неудач, ради сохранения привычной для него самооценки,
своих дел и поступков. Любой неуспех ему кажется следствием неблагоприятного
отношения к нему. Он не желает признавать своих ошибок. При этом он обвиняет
либо окружающих, либо какие-то объекты, которые не позволили ему достичь успеха
в деятельности [4, С.59].
Заниженная самооценка
указывает на неуверенность детей-сирот в себе, невозможность реализовать свои
задатки и способности. Как показано Е.Т. Соколовой, главной причиной
становления заниженной самооценки, отрицательного отношения к себе выступает
отсутствие доверия к социальному миру, неразвитость отношений привязанности
между матерью и ребёнком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное
отвержение личностью собственного «Я» [6, С.122]. Это положение вполне можно
отнести к отсутствию связи ребёнка с матерью или заменой этой связи с другим
лицом. Для детей-сирот характерно также ситуативное, «сиюминутное» проживание
жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельно пережитые эпизоды не
становятся событиями жизни, не присваиваются и не выходят в личный
психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки.
По данным С. Ю.
Мещеряковой, Л. В. Бороздиной, Е.А. Залученовой
детям с заниженной самооценкой, как правило, свойственно острое
переживание чувства неполноценности, неспособность к эффективной реализации
своих возможностей [3]. Типичное проявление заниженной самооценки — повышенная
тревожность. По исследованиям А.В. Полиной снижение самооценки у детей-сирот
ведёт к возникновению таких симптомокомплексов как чувства неполноценности,
тревожности, конфликтности, враждебности, трудностей в общении, незащищённости,
что проявляется в деятельности, взаимодействии и общении с другими людьми и
препятствует позитивной социализации-индивидуализации.
Самооценка не выбирается
ребёнком произвольно, а определяется условиями его жизни- она всегда объективно
обусловлена и адекватна породившим её обстоятельствам. Самооценка воспитанников
детского дома, по сути повторяет оценку окружающих. Анализируя динамику самооценки и уровнятревожности детей старшего дошкольного возраста О.А. Белобрыкина
установила, что использование педагогами в преобладающем количестве негативных
и безразличных оценок приводит к снижению уровня самооценки, нарушает характер дифференциации
и повышает уровень тревожности у большинства детей [1].
Исследования показывают,
несформированность самооценки у детей-сирот, приводит к отсутствию знаний о
своих возможностях, что в дальнейшем проявляется пассивной жизненной позиции в
решении социальных ситуаций, неспособности привлечь свои собственные ресурсы
для их разрешения.
Литература:
1. О.А. Белобрыкина Влияние социального
окружения на развитие самооценки старших дошкольников// Вопросы психологии,
2001.- № 4, С. 31-38.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и
воспитание.- М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
3. Бороздина Л.В., Залученова Е.А.
Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний//
Вопросы психологии, 1993, № 1.- С.103-113.
4.
Особенности развития ребёнка лишённого родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением: сб. науч.
трудов; под общей ред. В.С. Мухиной.- М.: Прометей, 1989.-228 с.
5. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология
сиротства — СПб.: Питер, 2005 – 400 с.
6.
Соколова Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности.- М.: МГУ, 1989.- 278 с.
7.
Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства — М.: Московский психолого-социальный институт
ООО «Флинта», 1997.- 262 с.
Источник