Место эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка

Цель:

План.

Психопатии

2. Искаженное психическое развитие Задания.

I.

1. Определить место эмоциональный нарушений в психическом развитии ребенка.

2. Подготовить материал для диагностики эмоционального развития

ребенка

II.

1. Подготовить сообщение на тему : «Аутичный ребенок»

2. Методические рекомендации к выполнению заданий.

При изучении темы 7 основная задача — умение оценить особенности эмоционального развития ребенка.

Литература

ОСНОВНАЯ:

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1999.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1994.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.,

1985.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.,

1990.

2. Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.

Лекция 8 .СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ ДИСОНТОГЕНЕЗА.

8.1. Специфика коррекции при умственной отсталости Формы психологической коррекции могут быть направлены на

познавательную сферу, аффективной или личностной, отношений. При разных аномалиях развития в разном процентном отношении проводится коррекция этих сфер.

Психическое недоразвитие — жизнь в семье важнейший фактор возможностей коррекции, на первый план выступает коррекция познавательной сферы, с учетом динамики развития, наличие предела развития. Успеть сформировать необходимые навыки и знания до достижения момента постоянного обучения. Конечная цель психологической коррекции при любом варианте аномального развития это социальная адаптация. Проще достигнуть путем интеллектуального развития. Успешность коррекции характеризуется возможностью использования привитых навыков. Эмоционально – личностная коррекция не играет особенной роли, так как личность остается в недоразвитом состоянии. Коррекция личности направлена на волевой компонент, важно научить адекватно и безопасно выражать свои чувства. Так олигофрен не обладает волей, не в состоянии отвечать за свои поступки и не может регулировать свой аффект, необходимо сформировать поведенческие навыки касающиеся аффекта который не причинит вреда ему самому и окружающим. Наиболее эффективна работа методами поведенческой терапии; позитивное подкрепляется, к негативному применяются санкции. При нахождении в семье – необходима коррекция межличностных внутрисемейных отношений. По уровню интеллектуального и личностного развития олигофрен остается на этапе маленького ребенка, а физическое развитие продолжается. У родителей могут возникать проблемы, при общении как с маленьким отмечается стогнация в отношениях, особенно если в семье следующий ребенок рождается полноценным и младший

ребенок становиться более старшим по развитию чем аномальный ребенок. Часто происходит эмоциональное отвержение, чаще не осознанное. В ходе коррекции добиваются чтобы аномальный ребенок не был козлом отпущения, на котором все члены семьи разряжают свои эмоции. Если ребенок постоянно воспринимает агрессию на себе, то усваивает агрессию как нормативность поведения. То поведение будет агрессивным и не контролируемым, так как не моральных и этических убеждений. Агрессия может проявляться как все разрушающая. Когда наступает период подросткового возраста агрессия возрастает, при нормальном физическом развитии и силе семья не сможет осуществлять ограничение поведения, в таких случаях семья стремиться отдать в интернат, что усугубляет психологической травматизацией структуру основного дефекта.

8.2. Специфика коррекции З.П.Р.

Специфика коррекции З.П.Р. – приоритет интеллектуальной коррекции. Выделяют два основных направления :

1. организация снимания и контроля, актуализация мотивов деятельности. Средством для решения этой задачи в первую очередь является усиление речевого контроля. Вводится речевой отсчет предваряющий реализацию моторной программы или вводится проговаривание программируемого действия ( проба кулак – ребро – ладонь). Вводится отсроченное воспроизведение, требуется не импульсивный ответ, а выдерживание паузы. Включение игровой ситуации, так как эти дети не включаются в учебную деятельность, через игру формируются новообразования необходимые для учебной деятельности. Эмоциональная стимуляция, важно эмоциональное отношение – ребенок на многое готов , чтобы заслужить поощрение учителя.

2.Коррекция индивидуальных трудностей через расчленение программы на отдельные смысловые звенья. Уменьшение объема и скорости выполнения задания, через отработку речевой формулы программы с последующим ее совмещением с предметной деятельностью. Отставание функции программирования и контроля связано с недоразвитием речи, то есть возникает необходимость коррекции речевого развития – программирующей и регулирующей функции речи. Коррекционная работа психолога должна быть параллельно с работой логопеда.

Коррекция эмоционально- личностного развития при З.П.Р. направлена на ликвидацию психического инфантилизма, помощь в формировании адекватных возрасту поведенческих проявлений ребенка, навыки поведения и форма эмоционального реагирования.

Дополнительно используется нейропсихологическая коррекция, методы игровой терапии, психогимнастика, арт терапия. Важным условием эффективности работы с З.П.Р. при церебрально -органическом генезе и в сочетании с энцефалопатическими расстройствами ( проявления астении, адинамии, расторможенности) требуется медикаментозная коррекция под руководством неврологов и психотерапевтов.

Коррекция социальной ситуации развития – в большинстве случаев источник задержки неблагоприятная социальная ситуация, психогенный генез заболевания может быть обусловлен не правильным воспитанием. Задержка ведет к неуспеваемости в школе, при этом статус ребенка в группе в начальной школе зависит от его успешности и отношения педагога. Неуспеваемость автоматически относит ребенка в группу уатсайдеров, это усложняет социальную ситуацию развития, особенно при негативном отношении учителя к учащемуся, самооценка и уровень притязаний ребенка при этом падает. В поведении могут доминировать гиперкомпенсаторные реакции (фиксация на игре, позиция лидера во дворе). Задержка психического развития может приводить к аномальному формированию личности ребенка.

Читайте также:  Монтессори центр раннего развития ребенка

Коррекция семейной ситуации, необходимо выяснить, что не правильно делают родители, какой тип воспитания доминирует в семье. От результатов диагностики зависит выбор коррекции. Ситуация безнадзорности – беседа с родителями не всегда эффективна, создается новая среда — спортивные секции, формирование спортивных навыков и внимание развитию личности, поиск иной социальной среды. Гипер опека – коррекция типа взаимодействия ребенок- родитель, позволить ребенку вырасти до документального возраста, обращение с ребенком адекватно возрасту. Проблематика отношений родителей – скрывается конфликт родителя со своим ребенком, то , что родителю не дали дать своему ребенку. Иногда гипер опека скрывает эмоциональное отвержение ребенка, единственная возможность удержать мужа – попытка искупить свою вину . В ситуации школы объектом коррекции является педагог – формирование позитивного отношения к ребенку, хотя бы нейтральное. Ребенок неадекватно ведет себя в классе не чтобы плохо сделать учителю и не потому , что плохо воспитан, а потому что имеются медицинские проблемы. Коррекция положения в коллективе класса- проводится работа с детским коллективом, коллективная психотерапия. Помощь одноклассникам найти какие-то позитивные качества ребенка ( сказка, история) , элементы деловых игр, где этому ребенку удается блеснуть, социально-метрические техники. Организация шефства лидера группы над этим ребенком, дружба лидера с уатсайдером повышает статус аутсайдера, либо применить шевство старших. В С.С.С.Р. создавались специальные школы коррекции З.П.Р, длительность урока 35-40 минут, по 4-5 уроков в день, численность классов 10-15 человек. Все время обучения под наблюдением медиков. Продолжительность такой программы обучения дольше, однако это помогает снять истощаемость, утомляемость и расторможенность. Нормализуется неврологический статус при этом нормализуется обучение. Требуется интервал от1 до 3 лет чтобы подтянуть ребенка до нормального развития. В наиболее тяжелых случаях весь курс школьного обучения. Обязательна профориентация и трудовая деятельность. Сейчас существуют коррекционные классы, чтобы не вырывать ребенка из привычной социальной среды. Однако на сегодняшний день коррекционные классы

являются мусорным ведром, там обучаются дети у которых не сложились отношения с учителем, при отсутствии диагноза. С коррекционным классом работают те же учителя. Дети не имеющие возможность вернуться в массовую школу переводятся на домашнее обучение, свободное посещение школы, при этом не получают качественного образования и коррекция не

проводится. При этой тенденции общий интеллектуальный уровень
общества падает, общество деградирует.  
8.3. Коррекция дефицитарного развития  
Коррекция дефицитарного развития – нарушение слуха, зрения,

направлена на вторичные дефекты. При поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используется зрительный, двигательный и тактильный анализаторы ( чтение по губам); при поражении зрения опора на слуховое восприятие и осязание. Опора на сохранные функции далеко стоящих от дефекта – обязательно стимулирование остаточных явлений нарушенного анализатора. Воздействие на дефект возможно сверху –вниз путем вербализации и интеллектуализации сенсорного опыта. У слепого ребенка активно развивают речь, речевое общение со взрослым помогает быстрее овладеть опытом. Коррекция сверху вниз возможна при нарушении слуха через активное развитие речи, может улучшить состояние слуха. Опора на те сохранные функции которые находятся в сенсетивном периоде, на этом построена коррекция Солнцевой для слепых детей. На 1 году жизни ведущий кинестетический и двигательный анализатор, на 2 году сенсетивный период речи. Важна помощь в овладении большим запасом слов, освоение предложений, формирование представлений о окружающем мире, предметные действия – на этой основе развивать мышление. Коррекция эмоционально- личностной сферы направлена на профилактику вторичных нарушений в развитии личности, риск формирования личности по дефицитарному типу. Отталкиваясь от возрастной специфики потребностей ребенка необходимо обеспечить ребенку –общение с здоровыми сверстниками, и с такими же нарушениями, коррекция семейно ситуации направлена на избежание гипер опеки. Коррекция дисонтогенеза связанного с двигательными нарушениями

– важна коррекция познавательной, эмоционально- личностной сфер и социальной ситуации развития. Коррекция познавательной сферы заключается в формировании пространственных представлений, функции программирования и контроля, коррекция двигается сверху- вниз. Коррекция эмоционально-личностной сферы направлена на профилактику двух нарушений в развитии личности – склонны к формированию комплекса неполноценности, ущербности, склонны к аутизации, избегают контактов со сверстниками. Могут быть включены компенсаторные механизмы – направленные на компенсацию физического дефекта. Требуется избегание перекосов в развитии личности и помощь в адекватной оценке дефекта и его значение для дальнейшей жизни. Коррекция социальной ситуации развития в семье и вне семьи. Коррекция чувства вины и стыда родителей. Создать

наиболее благоприятные условия социальных связей вне семьи, адаптация в социуме.

Поврежденное развитие – основная коррекция направлена на семью такого ребенка, особенно если деменция грубо прогрессирует. Коррекция интеллектуальной сферы сложна так как идет распад психики на фоне органической патологии. Коррекция личности так же затруднена.

8.4. Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза – главный

дефект эмоционально — волевой сферы, личностной и социальной ситуации развития. Как правило интеллект сохранен. Требуется нивелирование негативных характерологических особенностей препятствующим нормальной социальной адаптации ребенка, учат контролировать собственные эмоции. При декомпенсированной психопатии необходимо просвещение родителей о истоках поведения ребенка, коррекция родительско — детских отношений, обучение техникам, методам наиболее

адекватного обращения с ребенком.

8.5. Коррекция раннего детского аутизма

Коррекция раннего детского аутизма – Никольская О.С.

Преимущественная ориентация коррекционных воздействий на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы; любое психологическое воздействие влияет не только на конкретные патологические проявления и на целостность проявления. Ориентация на структуру уровней, точное определение объекта задачи работы. Ориентация на структуру определяет выбор тактики и стратегии работы, позволяет дать точный прогноз динамики состояния и поведения ребенка. Поиск места данного симптома в иерархии аффективной дезадаптации. Выявление патологической иерархии внутри системы аффективной организации. Содействие развития тонической регуляции эмоциональной системы обеспечивает приток необходимых аффективных впечатлений. Работа направлена на коррекцию эмоциональной сферы личности ребенка. В ходе работы формируются устойчивые поведенческие механизмы, обеспечивающие стабильность саморегуляции внутренних аффективных процессов и адекватно эмоционально контактировать с миром. Ведется работа по налаживанию взаимоотношения ребенка с близкими. Этапы работы при Р.Д.А.: выявление глубины аффективной дезадаптации, проведение качественной диагностики – выявить сохранные уровни регуляции для опоры при коррекции. Коррекционная работа начинается с установления аффективного контакта с ребенком. Для установления контакта имеющего свои сложности используются самые разные средства: опосредованного непрямого контакта( через игрушку), проследить внешнюю активность ребенка, следуя за ним и называя предметы до тех пор пока ребенок не поймет и будет вести опосредованную игру, специально останавливая взгляд. Параллельно идет работа направленная на повышение тонуса ребенка. Расширить сферу положительных эмоций и заблокировать отрицательные – через всевозможные манипулирования со

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам видео

светом, звуком, огнем, водой, песком, простые игровые действия, ритмические игры и танцы. Все это способствует позитивному эмоциональному восприятию окружающего и ведет к побуждению собственной эмоциональной активности ребенка. Выяснить какие объекты вызывают страх, тогда этих объектов не должно быть в пространстве психотерапии; при их наличии вызывать позитивные эмоции трудно. Стимуляция активности ребенка к самостоятельной деятельности – пение, танцы, для снятия двигательного возбуждения. Важное значение коррекции негативных эмоциональных переживаний ( страхов и агрессии). Наиболее эффективными средствами коррекции страхов является десенсибилизация и психодрама. Десенсибилизация метод коррекции аффективных нарушений – наиболее пугающий стимул предъявляется после релаксации, если пугают опять релаксация до полного отсутствия страха, увеличение интенсивности стимула, разъигрывание не с ребенком , а с объектом ( на куклах). Коррекция агрессии – техника игнорирования, психолог не замечает агрессивных выпадов . Включение агрессии в контекст игры, либо запрет ребенку на агрессивное поведение. Психотравматическое разворачивание агрессии до ее позитивного завершения. Коррекция межличностного взаимодействия и социальной ситуации методом холдинг-терапии Марта

Веми: приласкать адекватно ситуации. Матери взять ребенка на руки и
удерживать его на руках. Мама должна в максимальной степени
использовать средства убеждения а не физическую силу. Желательно
    

присутствие отца поддерживающего маму в ситуации, иногда берет ребенка к себе, для отдыха матери. Задача психолога поддержать обоих. В начале холдинг терапии ребенок бурно сопротивляется и вырывается, поначалу необходимо много усилий и говорить, что любят, что он важен, и что хотят сделать ему хорошо. Через некоторое время успокаивается и ведет себя адекватно, становиться возможным смотреть в глаза и разговаривать с сидящим рядом. С каждым следующим сеансом первая фаза сокращается а вторая удлиняется, в поведении прослеживается амбивалентность . При освоении техники родители могут проводить дома, а в центре устанавливается контроль правильности проведения. Вторая фаза длится от 15 минут до 1,5-2 часов. Хороший контакт позволяет заниматься обучением, воспитанием и развитием ребенка, создается возможность привить навыки. Возможна и интеллектуальная коррекция. Трудности в работе с детьми с Р.Д.А. связаны с формированием функции внимания, памяти, развития мышления. Убирать аутизм направлять и развивать совместно со взрослым,

в деятельности ( лепка, рисунок). Длительность эффекта выше при
проведении терапии не менее года. Прекращение работы может свести

результаты на нет, необходимая частота -3 раза в неделю.

Семинарское занятие Цель: Овладеть основными принципами коррекционно-развивающей

работы с разными категориями детей группы риска.

План.

1. Специфические особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

2. Особенности коррекционной работы при дефицитарном развитии

3. Коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом.

Дата добавления: 2015-02-04; просмотров: 733; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9896 — | 7681 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Апресян Елена
Консультация «Эмоциональные нарушения у дошкольников»

Нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные для жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Читайте также:  Индивидуальные программы развития ребенка в семье

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

• Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

• Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

• Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать.Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.

• Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.

• Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.

• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

1. перенесённые стрессы;

2. отставание в интеллектуальном развитии;

3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;

4. социально-бытовые причины;

5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;

6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Источник