Индивидуальные программы развития ребенка в семье
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
МБОУ «Мишуковская ООШ» Порецкий Район
Чувашская Республика
Программа
индивидуального развития ребёнка
«Ребёнок из неполной семьи»
Разработала: классный руководитель
8 класса,
Март 2012 года
Участник программы
Учащийся 8 класса МБОУ «Мишуковской ООШ» 26.01.1998 года рождения. Живёт в селе Мишуково с отцом — Галочкиным Олегом Валерьевичем. В основном учится на «хорошо» . Желает стать ударником. Умеет выражать свои мысли. Всегда сосредотачивает своё внимание на объяснение учителя, быстро схватывает суть материала у него хорошая память. Здоров.
В начальной школе учился на хорошо и отлично. Семья была полная мальчик отличался способностями по математике, развито умение логически мыслить. После того как в семье начались проблемы, отношение к учёбе у Сергея стало меняться в худшую сторону. В 2007 году мама выехала на заработки в Москву, а дети остались с отцом. Сережа очень тосковал по матери, между родителями разрастался конфликт, который отражался на детях. В 2008 году без документов, в тайне от отца мать, вывезла его в город Москву, где он пробыл учебный год. Обучался в ГОУ СОШ № 000 ЮАО г. Москвы. По его рассказам он часто пропускал занятия, любил кататься в метро.
Летом 2009 года он вернулся в Мишуково к отцу. Ребёнок очень сильно переживал ему хотелось жить с матерью, но не хотел ехать в Москву. В этот момент семья окончательно распалась. Отец подал на развод и их развели без присутствия матери, но родительских прав мать не была лишена.
В 2009 года Галочкин Сергей вновь начал обучаться в 6 классе Мишуковской школы. Сложно начал проходить процесс слияния с классом. С одной стороны учащиеся помнили его с начальной школы, они были рады его возвращению, ведь в течение 5 класса они поддерживали с ним связь переживали о его судьбе, ждали его возвращения, но с другой стороны они часто не понимали его поведение ведь он целый год прожил в городе, изменился, отдалился от них. Изменилось в худшую сторону отношение Сергея к учёбе.
Пояснительная записка
. Каждый человек является неповторимой индивидуальностью, в которой заложены присущие ей, и только ей, те или иные качества. Главнейшей задачей школы является забота о всестороннем развитии каждого школьника, учитывая его индивидуальность. Передо мной как перед классным руководителем встала сложная задача: урегулировать конфликты в коллективе, помочь Серёже влиться второй раз в классный коллектив. Помочь привыкнуть к новому коллективу учителей предметников. Наладить отношения с отцом и свою жизнь вдали от матери.
При всех жизненных трудностях нужно было подтянуться в учебе и определиться с жизненными целями. Мной был разработан индивидуальный план развития учащегося, который явился не только современной эффективной формой оценивания, но и помог решать важные педагогические задачи:
v выявлять те или иные проблемы в развитии ребенка, в воспитании, и устранить их;
v поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
v поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
v формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
v содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
v формировать коммуникативные, познавательные навыки;
v защищать права и интересы обучающихся;
v формировать здоровый образ жизни;
Обоснование
Программа индивидуального развития разработана по следующим причинам:
Ученик оказался в трудной жизненной ситуации. Помочь слиться с коллективом класса и школы. Ученик способен на более высокие показатели в развитии своей личности и в учебе. Способность ребенка ставить приемлемые цели.
Цель программы
Выявить и устранить причины, подавляющие личность ребенка, и устранить их для дальнейшего максимального развития положительных качеств; формировать социально адаптированную личность, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности. Направить ученика по пути здорового образа жизни, выявить его индивидуальные способности и помочь их развитию.
Задачи
- Выявить причины душевного дискомфорта учащегося для дальнейшего их устранения. Оказать психолого-педагогическую помощь в преодолении конфликта с учениками класса. Создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка с целью повысить его самооценку, помочь раскрыться внутренне. Помочь ребенку расширить круг интересов. Создать условия для поддержания стабильного здоровья.
Программа рассчитана на 4 года
Данная программа рассчитана на отрезок времени с 6 по 9 класс
Методы работы при реализации программы
Индивидуальные беседы (по принципу диалогизации — позиции взрослого и подростка считаются равноправными). Наблюдение (по принципу последовательности и систематичности). Тестирование (по принципу дифференцированности — учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.). Психологические тренинги (личностно-ориентированный принцип).
5. Анкетирование родителей и учащихся (по принципу гуманизации отношений в классном коллективе).
Анализ участия учащегося в мероприятиях (по принципу комплексности (психолог, учителя-предметники, администрация, классный руководитель)). Посещение семьи с целью контроля и оказания психологической помощи.
Этапы реализации программы
1 этап – диагностический (подготовительный)
Диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь, май. После каждой диагностики возможна некоторая корректировка индивидуальных траекторий.
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. На данном этапе ставится следующая задача:
Провести психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения положительной динамики положения ребенка в коллективе и ростом заинтересованности в результатах деятельности. Приоритетные направления:
— диагностика познавательной деятельности учащихся / учение (мониторинг успеваемости по годам, Приложение ), способности (наблюдения), внимание (наблюдение)/
— исследования эмоционально-личностной сферы / уровень воспитанности (наблюдение), самоанализ (анкета), Приложение /;
— диагностика межличностных отношений /тест «Конфликтная ли я личност»,
анкета «Анализ воспитанности детей в семье» (для родителей)/
— диагностика психологического здоровья / наблюдение/;.
2 этап – разработка индивидуальной программы развития учащегося (основной)
Цель: разработка индивидуальной программы развития ребёнка.
Задачи: — способствовать определению целей развития на предстоящий период времени и план их реализации;
— составить индивидуальную программу развития.
На основе диагностических данных классным руководителем выявляются проблемы в развитии, психоэмоциональном состоянии ученика, определяются дальнейшие цели развития с учетом выявленных проблем и разрабатывается план их реализации.
Ребенок из неполной семьи переживающий распад семьи и оставшийся жить с отцом требует особого внимания, ему без психологической помощи очень трудно преодолеть эти свои качества, которые становятся тормозом его нормального развития. При общении с ним надо придерживаться определенных правил:
а) Не давить ребенка своим авторитетом;
б) Отмечать успехи, пусть даже незначительные:
в) Подчеркивать его достоинства перед сверстниками;
г) Стараться повысить его самооценку, учить его уважать себя;
д) Хвалить его, делать комплименты, акцентировать внимание на его сильных сторонах;
е) Не критиковать вслух, где бы ребенок стал объектом насмешек
ж) Постоянно держать под контролем посещение школы.
з) Привлекать к делам школы и класса.
и) Показать преимущества здорового образа жизни.
Система программных мероприятий для реализации программы
№ п/п | Название мероприятий | Формы работы | Класс |
1. | Самопознание – осознание своего «Я» | Упражнение «Мы похожи…»; Упражнение «Кто я? | 6 7 |
2. | «Мои главные достижения» | Упражнение «Мое хобби»; | 7 |
3. | «Доверительная поддержка» | Упражнение «Пообщаемся руками»; | 8 |
4. | «Я — положительный лидер» | Тренинг осознания лидерских качеств; Групповое самотестирование; | 8 9 |
5. | «Быть успешным – это здорово» | Тест «Насколько вы уверены в себе»; Упражнение «Помоги другу». | 9 8 |
3 этап – коррекционно-развивающий (заключительный)
Его цель – реализация индивидуальной программы развития ребенка.
Реализация индивидуальной программы развития происходит прежде всего через включение ученика во внеклассные и внеурочные мероприятия, через коллективные дела, где он может выступать как инициатор, организатор, исполнитель и созерцатель. Но, учитывая психологические особенности трудного ребенка, чаще всего в коллективных делах он выступает как созерцатель и участник. Поэтому одной из задач этой программы является повышение уровня самооценки ребенка и повышение его статуса, чтобы он попробовал себя и в роли организатора и инициатора. В коллективных делах для таких детей надо создавать ситуацию успеха, чтобы помочь им самоутвердиться. На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей на предстоящий период времени. Воспитанник становится объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Текущие результаты.
Процесс слияния с классным коллективом шёл медленно и трудно. Целых полгода возникали мелкие конфликты и недопонимание. Особенно часто возникали проблемы в отношениях Сергея с новыми учениками класса, которые поступили учиться в нашу школу в 5 класс из деревни Малое Кузьмино Ардатовкого района Мордовской Республики. К концу 6 класса проблемы в отношениях с одноклассниками были улажены. Это хорошо было видно во время летнего похода с классом на природу. Сергей вместе со всеми резвился, а с ребятами из д. Малое Кузьмино купался в озере, ловил рыбу, жарил шашлык как будто он всегда был с ними и был им другом. В течение 6 класса он привык к новому коллективу учителей. Сложно складывались отношения с отцом. Когда отец пытался требовать лучше учиться, он заявлял, что уедет в Москву к матери., но и эта проблема вскоре уладилась.
В 7 классе ситуация стала ещё лучше. Во-первых, Сергей окончательно решил, что он останется жить с отцом. Во-вторых, отношения в классе наладились и он стал активно участвовать во всех классных и школьных делах. Не проходило ни одного праздника без его участия. У него стал проявляться талант артиста. Он хорошо танцует, выступает в инсценировках, на сцене ведёт себя естественно, без комплексов.
В 8 классе продолжилась положительная динамика как в общественной жизни, так и в учёбе. В составе школьной команды Сергей стал участвовать в районных соревнованиях, и команда в состав которой входил Сергей Галочкин заняла 3 место в районных соревнования по шашкам, а затем и 3 место в соревнованиях по шахматам. В году он стал серьёзнее относится к таким предметам как физика, алгебра и геометрия. В этом году он представлял Мишуковскую школу на районной олимпиаде по физике. О занимается дополнительно по физике с учителе А недавно он мне сообщил, что у него появилась цель и он после окончания 9 класса решил продолжить учёбу в техникуме по специальности программиста.
Ожидаемые результаты по реализации Программы
Реализация Программы позволит:
Сформировать жизненную позицию подростка, помочь преодолеть излишнюю конфликтность, застенчивость, неуверенность, повысить самооценку учащегося и помочь ему органично вписаться в коллектив сверстников. Научить понимать жизнь такой, какая она есть, относиться к ней позитивно и уметь делать выбор. Воспитать законопослушного гражданина, обладающего правовой грамотностью.
Список литературы
1 . Справочник социального педагога. 5-11 классы. 2007 год.
2 Внеклассные мероприятия 9 класс Черных.-М.: 2009
3 Материалы из интернета.
4 Соловьева диагностика. Чебоксары. 2003 год.
Приложение
Анкета для учащихся «Самоанализ».
Ответь честно, что в тебе за этот год «выросло»( и тогда поставь рядом с представленным качеством знак «+»), а что стало хуже (поставь «-»);
Качества
1. Физическая сила и выносливость
2. Умственная работоспособность
3. Сила воли
4. Выдержка, терпение
5. Память
6. Объем знаний
7. Внимание
7. Умение планировать работу
8. Умение беречь время
9. Чуткость и отзывчивость к людям
10. Умение вести себя в обществе
Источник