Логопед методика развития с ребенком у которого кохлеарный имплант

Логопед методика развития с ребенком у которого кохлеарный имплант thumbnail

Развитие речи после кохлеарной имплантацииКохлеарная имплантация — один из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество. Однако одно только наличие импланта — это всего лишь половина успеха. Вторая половина — в длительном процессе реабилитации и занятий.

Особенности развития речи у детей после кохлеарной имплантации

После установки и первичной настройки КИ дети начинают слышать окружающие их звуки. По медицинской шкале уровень их слуха соответствует 1 степени тугоухости, то есть в принципе ребенок, который изначально находился на таком уровне, развивается как и все окружающие его дети.

Совсем иначе обстоит ситуация после кохлеарной имплантации. Навыки восприятия, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза либо отсутствуют, либо значительно отстают от возрастной нормы. Чем позже проведено КИ, тем глубже отставание. По этой причине ребенку предстоит процесс реабилитации. Мало дать ему возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии — от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. Именно эта цель стоит у педагогов, занимающихся с детьми, прошедшими процедуру КИ.

Читайте также: Развитие речевого дыхания у ребенка

Этапы реабилитации после кохлеарного имплантирования

Настройка речевого процессора

Это скорее предварительный этап. В процессе реабилитации настройку процессора с определенной периодичностью нужно будет проводить регулярно. Качественное звучание должно включать звуки разного тембра, звонкости, громкости и т. д.

Начальный этап слухового и речевого развития

Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев.
В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них.

Второй этап развития слухового и речевого восприятия

Он длится от 6 месяцев до года. В это время происходит формирование слухового развития и осознания системы родного языка и речи.

Третий этап — языковое развитие

На процесс формирования собственной речи и качественного восприятия речи окружающей может потребоваться несколько лет. В этот период происходит становление речевого развития, умения общаться, коммуницировать и взаимодействовать с окружающими.

Заключительный этап — формирование сложной связной речи

Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка. Именно для такого, «натурального», формирования речевых навыков и ведется реабилитационная работа — как на начальном, так и на последующих этапах.

Кто занимается реабилитацией?

Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие детского психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка.

Основные задачи сурдопедагога и логопеда в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации:

Стимуляция развития слухового восприятия

В первую очередь проводятся занятия на закрепление понимания «слышу — не слышу». С детьми проводятся игры, в рамках которых он должен определенным образом реагировать на появление звука. Впоследствии задания усложняются — необходимо научиться определять источник звука, его местонахождение. Важным условием для всех видов занятий является их игровая форма и частая смена деятельности. Дети должны заниматься без перенапряжения.

Активизация слухового внимания и памяти

В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр. Концентрируя внимание, они приучаются опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание. Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры.

Работа по развитию голосовой активности

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. Кроме того, в процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Педагог научит ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса.

Расширение активного и пассивного словарного запаса

Всевозможные игровые упражнения направлены на узнавание новых слов и понятий. Тематические игры расширяют кругозор ребенка, дают представление об обобщенных понятиях, анализе и синтезе. Но, несомненно, значительную роль в пополнении словаря детей играет семейное окружение. Постоянное общение, чтение книг, рассказывание сказок родителями — эффективный и очень приятный способ для обеих сторон заниматься развитием речи.

Формирование фразовой речи

Детей учат грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания. Рассказы о различных событиях, постоянное ведение доверительного диалога, игры с составлением историй по картинкам помогают детям развивать речь естественным образом.

Читайте также:  Диссинхрония развития одаренного ребенка проявляется в алалии

Общее развитие

Нарушения слуха влекут за собой отставание в развитии речи и, как следствие, и общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики.

Зона ответственности семейного окружения:

  1. В первую очередь необходимо налаживание эмоционально-сенсорного контакта с ребенком. Именно родители могут помочь ему привыкнуть к своему новому положению, вызвать и стимулировать желание общаться.
  2. Кроме того, ограниченных по времени, даже самых качественных, занятий недостаточно, чтобы постоянно поддерживать развитие речи, расширение словарного запаса и познание правил родного языка. Поэтому близким людям, окружающим ребенка, требуется запастись терпением и быть готовыми проводить все время в постоянном монологе, общении, создавая подходящую речевую среду.
  3. Регулярное ведение Дневника наблюдений. В нем родители должны регулярно отмечать свои наблюдения за реакциями ребенка по двум основным пунктам — слуховому восприятию и речевому развитию. Эти наблюдения крайне важны для специалистов, ведущих реабилитацию. Исходя их них проводится планирование и коррекция плана занятий, появляется возможность вовремя решать проблемы, возникающие в процессе реабилитации.

Читайте также: Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

Очень важно, чтобы родители не переоценивали сам факт наличия КИ, а хорошо понимали необходимость регулярных занятий с ребенком по развитию речи и слуха, а также общего психического развития. Не менее важна и обстановка любви и понимания в семье. Именно в условиях всеобщей поддержки ребенок сможет максимально успешно реализовать возможности, данные ему путем кохлеарной имплантации.

Источник

Современный мир, в котором есть Кохлеарная имплантация открывает огромные возможности для формирования речи и полноценной жизни людей с нарушеннным слухом. Операция, в результате которой  устанавливается кохлеарный имплант полностью слух не восстанавливает, но очень сильно расширяет границы возможностей  людей с нарушенным слухом понимать речь людей их окружающих.

Длительная реабилитация ранооглохших детей, необходимая после кохлеарной имплантации, включает точную настройку речевого процессора, развитие навыков коммуникации, развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи, развитие языковой способности, развитие устной речи, развитие различных психических функций, навыков общей и мелкой моторики, помощь в психологической поддержке ребенку и его близким. В процессе послеоперационной реабилитации участвует целая команда специалистов: аудиолог, оториноларинголог, сурдопедагог, логопед, психолог, инженер по настройке речевого процессора кохлеарного импланта.

В классической сурдопедагогике накоплен большой опыт по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. На начальном этапе  после кохлеарной имплантации детям необходимы занятия с сурдопедагогом. В отличии от детей слухопротезированных обычным способом, у детей с кохлеарными имплантами развитие слуховых навыков происходит спонтанно. Поэтому детям после кохлеарной имплантации  необходимо находиться среди говорящих детей и взрослых, чтобы был создан эталон звуков, слов, фразой речи. В связи с этим, детям после кохлеарной имплантаци рекомендуют посещать логопедическую группу детского сада, индивидуально заниматься с логопедом.

Роль логопеда, при организации коррекционной помощи после кохлеарной имплантации, очень велика и заключается в следующем.

Во время того, когда ребенок с кохлеарным имплантом посещает группу совместного обучения и воспитания с детьми – логопатами (логопедической группы) для выработки правильной стратегии коррекционной работы логопед  организовывает  обследование слуха и речи ребенка с кохлеарным имплантом совместно с сурдопедагогом. Специалисты  проводят совместное обследование методом наблюдения за ребенком в процессе общения со сверстниками, родителями; опроса, анкетирования родителей, сотрудников группы. Сурдопедагог обследует слуховое восприятие. Логопед проводит классическое  логопедическое обследование в соответствии с возрастом ребенка, которое может дать необходимые  сведения о развитии компонентов речи ребенка: фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе. После получения результата и  анализа данных обследования логопед устанавливает уровень речевого и слухового развития ребенка с кохлеарным имплантом.

Коррекционно – логопедическую работу логопед строит только  с учетом уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком логопед разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы, составляет карта индивидуального маршрута.

Идея объединения усилий двух специалистов связана с тем, что сурдопедагог на своем занятии сконцентрирован на развитии у ребенка слухового восприятия, восприятия речи и ее понимания. Логопед же больше внимания уделяет развитию произносительных навыков.[1, 301с.]

Читайте также:  Презентация центра развития ребенка доу

Если логопед и сурдопедагог будут работать в тесном контакте, свои усилия они направят на разные стороны формирования речи. Поэтому очень важно, чтобы они работали в содружестве. Сурдопедагог работает над развитием слухоречевого восприятия, пониманием устной и письменной речи. Так как , логопед владеет методиками работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, которые также имеются у детей с нарушениями слуха, он большое внимание уделяет развитию произносительных навыков. В свою очередь, каждый из специалистов на своих занятиях следит за отработанным материалом коллеги. Поэтому и сурдопедагог, и логопед на своих занятиях используют один и тот же речевой материал. В свою очередь, каждый из специалистов помогает друг другу, так как сурдопедагог стимулирует правильное произнесение звуков и слов на своих занятиях, а логопед требует от ребенка внимательно прислушиваться к звукам.

Конечно же очень хорошо, когда сурдопедагог знает работу логопеда и наоборот. То есть, сурдопедагог владеет методиками логопедической работы, а логопед – методиками развития слухового и слухоречевого восприятия. В этом случае, они работают согласовано. Ребенок с кохлеарным имплантом, который занимается с двумя педагогами, кроме всего прочего, получает опыт слушания речи различных людей, различных стилей общения.

Необходимость привлечения логопеда к реабилитации детей с кохлеарным имплантом, обусловлена еще и тем, что в логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями — моторной алалией, дизартрией, артикуляторной диспраксией, дисфонией. Большое количество детей с нарушенным слухом имеют эти речевые расстройства, в результате поражения соответствующих центров мозга, либо, как следствие нарушения развития двигательных речевых центров из-за глухоты в раннем возрасте.

Таким образом, важными условиями в работе логопеда с детьми после кохлеарной имплантации можно выделить:

  • логопед, который работает с детьми с кохлераными имплантами должен владеть методиками логопедической работы с лицами, имеющими тяжелые нарушения речи (сенсорная и моторная алалия, дизартрия, ринолалия и др.);
  • очень важно, чтобы логопед был ознакомлен с методической литературой по развитию слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями речи, детей с кохлеарными имплантами;
  • логопед, должен иметь хорошее представление об операции кохлеарной имплантации, устройстве кохлеарного импланта и речевого процессора кохлеарного импланта, знать механизм передачи звуков при помощи электронного слухопротезирования.

Основной целью реабилитации детей после кохлеарной имплантации является научить ребенка воспринимать звуковые сигналы (неречевые и речевые), понимать эти сигналы и использовать эти слуховые ощущения для формирования устной речи.

Если интеллект ребенка сохранен, то формирование речи после кохлеарной имплантации будет происходить по этапам развития речи детей с нормальных слухом. Они естественным образом накопят активный и пассивный словарь, овладеют грамматическими навыками и навыками связной речи. Поэтому только совместная работа сурдопедагога и логопеда позволяет достигать оптимальных результатов в реабилитации детей после кохлеарной имплантации.

Таким образом, роль логопеда в реабилитации после кохлеарной имплантации несомненно очень велика.

Список литературы:

  1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электронное протезирование слуха). – СПб.: КАРО, 2008. – 752 с.
  2. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых с кохлеарными имплантами / И.В.Королева. – СПб.:СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2007.- 104 с.
  3. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М.:Просвещение,1991. -319 с.
  4. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Методическое пособие / Т.В. Николаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 112 с. 
  5. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. — М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2003. -224 с.
  6. Сатаева А.И. Методические подходы в педагогической работе с глухими детьми, имплантированными в раннем возрасте // Материалы 3-го национального конгресса аудиологов и 7-го международного симпозиума «Современные проблемы физиологии и патологии слуха». (Суздаль, 26 – 28 мая 2009г.). – М., 2009. – С.194-196.
  7. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. — М.: Просвещение, 2003. -204 с.

Источник

Ольга Петровна Гантимурова
О работе с детьми после кохлеарной имплантации

«Особенности логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации«

За последние десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает глухому человеку слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта они понимают окружающих. На сегодняшний день дети с имплантами посещают речевые и общеобразовательные группы детского сада, чтобы находится в среде говорящих и интегрироваться в обществе. Но имплант это лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь логопеда и сурдопедагога.

Читайте также:  Дидактические игры на развитие и обогащение словаря ребенка

В нашем детском саду появились такие ребятишки и перед администрацией, специалистами встал вопрос о том, как помочь детям. Возникла идея объединения усилий всех специалистов, где особое внимание уделить логопедической деятельности. Нужно помочь ребенку сделать скачок в развитии, но учитывать особенности каждого и четко разделить функции логопеда и сурдопедагога. Оказалось, что сделать только операцию недостаточно, необходимо научить детей слышать и слушать. Итак, сурдопедагог акцентирует внимание на развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти и внимания, а логопед – на произносительные навыки, обязательно на одном лексическом и речевом материале. Оба специалиста стимулируют речь ребенка во время занятий. Важно отметить, что логопед должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (моторная, сенсомоторная алалия, дизартрия, ринолалия,и прослушать лекции специалистов данной области и ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей, детей с КИ (кохлеарной имплантации). Также отмечаем, что специалисты не учат ребенка целенаправленно. каким-то словам или грамматическим правилам, а помогают осваивать речь, прислушиваться к окружающему миру. Доказано, чем раньше проведена операция, тем выше результат коррекционного воздействия, потому что формирование основных процессов восприятия речи окружающих и собственной происходит как бы спонтанно, скажем естественно. Логопед должен активизировать голос ребенка и развивать артикуляционную моторику. На начальном этапе главное не качество произношения, а интонационно-ритмическая структура слова или фразы, плавность речи, звучание голоса т. е просодический компонент. Затем, работая с КИ, формируется языковой компонент речи (пассивный и активный словарь, грамматические категории, связная речь, т. е готовые образцы высказываний для умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы и сурдопедагог и логопед работали согласованно и владели различными методиками работы с детьми с КИ. Отмечается, что в работе логопеда нужно помнить, что дети с КИ не нуждаются в использовании сопряженной речи, необходимо сидеть рядом с ребенком во время игры, а не напротив, только в этом случае он будет более внимательно прислушиваться. На начальном этапе развития произносительных навыков можно использовать приемы, связывающие звук с жестом (верботональная методика, фонетическая ритмика, побуквенно —послоговое чтение, и лишь после 4-х лет, если отсутствует ожидаемая динамика или проведена поздняя операция, включаем в работу дактильные формы речи.

В коррекционной работе со слабослышащими детьми выделяют четыре этапа:

1. Начальный период развития слухового и речеслухового восприятия. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.

2. Основной период развития слухового и речеслухового восприятия. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Он часто повторяет за взрослым слова, но не понимает их значение. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией (ребенок должен уметь повторять новое слово, даже если не понимает).

3. Языковой период развития восприятия речи (в том числе и собственной). Длительность более 5 лет. Главным, в эот период, является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.

4. Период развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.

Особая роль в коррекционной работе отводится родителям. Забота о глухом ребенке требует от родителей дополнительного труда и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима настоящая мудрость, самоотверженность. Вся семья становится первой необходимой речевой средой для ребенка, поэтому все реабилитационно-образовательные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ними.

Подводя итог, отмечаем огромные возможности интеграции детей с КИ в детских садах. Конечным результатом является то, что они становятся говорящими и могут жить полноценной жизнью.

Подготовил:

учитель- логопед МБДОУ №11 «Машенька» г. Сургут Гантимурова О. П.

Источник