Литература для родителей по личностному развитию ребенка
1. Методика раннего развития Марии Монтессори
Автор: Виктория Дмитриева
Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.
Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.
2. После трех уже поздно
Автор: Масару Ибука
Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».
В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.
Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.
3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет
Автор: Пенни Уорнер
Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.
В книге собраны и адаптированы работы мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.
4. Правила развития мозга вашего ребенка
Автор: Джон Медина
В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.
Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.
Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.
5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним
Автор: Дана Саскинд
Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.
Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных демографических группах.
На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.
Рекомендации в книге построены на трех тезисах:
- нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
- использовать в речи описательные слова;
- вовлекать ребенка в беседу.
6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей
Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.
Автор книги — Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.
Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.
Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.
7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой
Автор: Джейсон Буг
В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.
Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.
В качестве бонуса в конце:
- список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
- список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.
8. Эйнштейн учился без карточек
Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф
Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет. Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.
Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.
Как общаться с трудным ребёнком? Чему надо научить детей до трёх лет? Каких ошибок можно было избежать? Воспитание детей — тяжёлый труд, в котором пригодятся помощники. Конечно, это могут быть родители, друзья или знакомые. Но обычно никто из них не является признанным экспертом в детской психологии (хотя они могут считать обратное). Поэтому, чтобы избежать бесполезных советов, лучше обратиться к профессионалам. То есть к психологам и врачам, которые специально для вас пишут полезные книги с разбором всевозможных сложных вопросов.
Заботливая редакция Тлум.Ру подготовила для вас 10 книг по воспитанию, которые нужно прочесть всем родителям.
«После трёх уже поздно» (Масару Ибука)
Издательство: Альпина нон-фикшн
Начнём со спорящих друг с другом книг о воспитании дошколят. Первая из них, японская, гласит, что «после трёх уже поздно». А именно — нужно учить детей всему на свете именно до трёх лет, потому что в этом возрасте они усваивают информацию, как губка. Книга расскажет, как сделать обучение не напрягающим и для малышей, и для родителей. Ранее развитие ребёнка — в ваших руках.
«В три всё только начинается. Как вырастить ребёнка умным и счастливым» (Галина Момот)
Издательство: Вектор
С предыдущим названием Галина Момот спорит напрямую, ведь в три всё только начинается! При том, что обе книги посвящены методам раннего развития, здесь авторка рассказывает о чуть более взрослом возрасте и учит читателей вариантам игровых форм вместо ненавистных уроков. При этом огромное внимание уделяется таким факторам как поддержка, уникальность, мотивация, зона ближайшего развития, самооценка, уважение и контроль.
«Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания. Книга для родителей дошкольников» (Марина Аромштам)
Издательство: Вектор
Психологиня Марина Аромшам отвечает на самые типичные, самые горячие и самые трудные вопросы о воспитании дошкольника. Здесь и профессиональные советы, и жизненные примеры, и разбор самых частых конфликтов из серии «отцы и дети». В чём причины поведения вашего ребёнка? Кризисы дошкольного периода не так страшны, как кажется, если у вас есть эта книга.
«Воспитание ребёнка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка» (Елизавета Филоненко)
Издательство: Феникс
И ещё одна книга о воспитании малышей. Вы недовольны (а может и довольны) тем, как вас воспитали родители, но своих собираетесь растить по-другому. И когда у вас появляются дети… вы неосознанно начинаете копировать знакомые методы. Просто не знаете, как по-другому.
Эта книга научит вас новому подходу, поможет освободиться от стереотипов и объяснит, как именно стоит взаимодействовать с ребёнком. Очень полезное приобретение для домашней библиотеки.
«5 методов воспитания детей» (Михаил Литвак)
Издательство: АСТ, Времена 2
Михаил Литвак — признанный психотерапевт и автор более 30 книг, посвящённых теме общения, в этот раз взялся за проблемы воспитания. В этой книге вы найдёте сборник статей на любой вкус и цвет. Тут и советы по воспитанию детей разного возраста, и вопросы, связанные с общением с воспитателями и учителями, короче — всё, что может пригодиться, если в вашей семье подрастает ребёнок.
Но главная тема книги — это любовь. «Научитесь любить друг друга просто так, ни за что», — вот, что советует нам автор. Нам кажется, что это хороший совет.
«Большая книга про вас и вашего ребёнка» (Людмила Петрановская)
Издательство: АСТ
На самом деле это сборник из двух книг — «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» и «Если с ребёнком трудно». Названия говорят сами за себя, а имя Петрановской на обложке добавляет уверенности в том, что книга обязательна к прочтению.
Как помочь ребёнку в сложный период взросления и как действовать в конфликтных ситуациях, что стоит за детскими капризами и как воспитать уверенного в себе человека — обо всём этом и о многом другом в этой многогранной и обширной работе.
«Самостоятельный ребёнок или как стать „ленивой мамой“» (Анна Быкова)
Издательство: Эксмо
Признайтесь, название вас заинтриговало? Или может вы уже слышали об этом — ведь несколько лет назад эта книга кочевала по Интернету, обрастая восторженными отзывами. О ней спорили и продолжают спорить до сих пор, поскольку тема самостоятельности и инфантильности нового поколения — одна из самых острых в наше время.
Как обеспечить условия для того, чтобы ребёнок научился всё делать сам, а мама могла быть «ленивой мамой»? Легко! И книга попробует вас этому научить.
«Самая важная книга для родителей» (Юлия Гиппенрейтер)
Издательство: АСТ, Времена 2
Это новое издание бестселлеров профессорки Ю.Б. Гиппенрейтер. И если вы не читали такие книги, как «Общаться с ребёнком. Как?», «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» и хрестоматию «Родителям. Как быть ребёнком», то тут вы найдете выжимку из самых важных советов для молодых родителей. Ведь с детьми нового поколения уже нельзя общаться и воспитывать «по старинке».
Как научиться говорить с современными детьми и как сделать так, чтобы дети вас слышали, а не слушали? На эти вопросы есть ответы.
«100 ошибок воспитания, которых легко избежать» (Ольга Маховская)
Издательство: Эксмо
Самые типичные ошибки родителей, а также способы их избежать или исправить собраны в этой книге. Как стать ребёнку другом, но не потерять свой авторитет? Как правильно реагировать на капризы и шантаж? Здесь вы найдёте не только множество советов, но и случаи из жизни, а также иллюстрирующие их забавные картинки.
И всё это от Ольги Маховской — авторки книг и телепередач, вложившей огромный вклад в проект «Улица Сезам в России».
«Как справиться с ребёнком. Руководство в 22 эпизодах и иллюстрациях» (Светлана Дорошева)
Издательство: Азбука
И последняя книга в нашей подборке — бонусом — с картинками! Авторка книги, воспитывая троих детей, делала записи и зарисовки происходящего в своей семье. Именно эти записи она и предлагает изучить читателям. Рекомендуется к прочтению не только родителям, а вообще — всем, кто хоть как-то контактирует с детьми. Ведь под этой обложкой так понятно написано (и нарисовано) почему дети врут, капризничают или грубят.
Может быть, эта книга принесет вам вдохновение, и вы тоже создадите подобное произведение про вашу семью. Мы бы вот почитали. Гармонии вашей семье!
Интересное по теме:
ЛУЧШИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ПУШКИНА
Также вам может понравиться:
10 детских книжек с красочными картинками
Я часто слышу о родителей просьбы порекомендовать какую –либо литературу для чтения. Литературу, которая бы популярно и доступно помогла объяснить главным образом, как решать проблемы, связанные с воспитанием детей, а также рассказать про особенности заботы об их физическом и психологическом здоровье . Поскольку эта тема интересует и меня, я со временем познакомилась с многими авторскими идеями и сейчас хотела бы рассказать о тех книгах, которые могут быть на вашей родительской полке. Невозможно объять необъятное и сделать обзор всего, но из того, с чем я знакома лично, могу привести список литературы, которая поможет пересмотреть многое в себе и научить относиться к родительству более осознанно.
1. Ю.Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как?»
Это замечательная книга отечественного психолога, профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер о том как научиться понимать своих детей, как правильно говорить с ними и как правильно слушать. Она о том, что важно сформировать язык общения между взрослыми и ребенком для построения теплых и доверительных внутрисемейных отношений. Эта книга написана очень живым и доступным языком, в ней приведено много примеров из жизни и практических упражнений, отрабатывая которые читающий овладевает инструментами эффективного общения. К слову сказать, эти инструменты универсальны, как универсальны законы психики, и потому применимы не только в общении с детьми, но и в целом, в общении среди взрослых. Информация на страницах книги предоставляется последовательно, по урокам. Важные мысли вынесены отдельно, то есть материал легок для усвоения и к нему хочется и нужно возвращаться снова и снова, перелистывая страницы назад. Такие книги открывают новые горизонты для личностного развития вне зависимости от возраста читающего. Постигая все тонкие грани взаимоотношений с ребенком, как будто начинаешь трансформироваться и сам, понимаешь, что неразрешимых ситуаций не бывает и что любой конфликт имеет свое решение, главное грамотно им управлять, а еще лучше не доводить до точки кипения.
2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
Это книга-продолжение вышеописанной. Многие вопросы уже освещенные ранее продолжают изучаться уже более глубоко, с использованием новых примеров. И если первая книга показывает особенности внутреннего мира ребенка, рассказывает о том, что может сделать родитель для того, чтобы лучше понимать своего ребенка, его интересы, то вторая книга посвящена тому, как избежать растраты нервов во взаимооотношениях, как выстраивать дисциплину, приучать ребенка к порядку и повседневным делам без конфликтов. В ней автор рассказывает о том, как наказание влияет на поведение ребенка, его характер и развитие и о том, как пресекать неправильное поведение, не унижая растущую личность. Вообще книги Юлии Борисовны хороши тем, что их можно читать в любом возрасте и советы, наблюдения ее подходят как к детям младшего возраста, так и к подросткам. Это книги, к которым возвращаешься снова и снова, каждый раз с очередным прочтением, открывая что-то новое.
3. А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
Авторы книги – известные эксперты в области общения с детьми. Их книги переведены на 24 языка мира и входят в списки бестселлеров, заслужив благодарности родителей и признание профессионального сообщества. Данная книга полностью оправдывает свое название, она именно о том, КАК говорить с детьми. Даны пошаговые инструкции, приведено много диалогов, описаны реальные ситуации. Много книг посвящено важности того, что детей нужно слушать, проявлять к ним интерес и уважение, выражать свой гнев без нападок и оскорблений. Эта книга помогает перейти к действиям, описывая конкретные шаги, слова для построения конструктивного, правильного диалога. Язык, который используется авторами доброжелательный, легкий для восприятия и понимания. Материал воспринимается легко за счет живых диалогов, таблиц, заданий, памяток.
4. Я. Корчак «Как любить ребенка»
Януш Корчак – писатель, педагог, врач и общественный деятель. Из – под его пера вышло много замечательных произведений и все они так или иначе показывают его природу педагога с большой буквы, бесконечно любящего и уважающего детей, тонко чувствующего их природу. Описанная книга открывает целый мир, задевает потаенные струны души, показывая, как самоуверенны и грубы бывают родители и учителя по отношению к детям, когда логикой и разумом вторгаются в мир детских чувств. В книге Януша Корчака нет готовых рецептов и свода правил автор не подсказывает, как сделать ребенка покладистее и послушнее. Но она помогает задуматься о многом, заглянуть в самую суть, чтобы попытаться отыскать источник проблем, понять первопричины. Она призывает поразмыслить над тем, что есть ребенок, о его правах и месте в нашем мире. Корчак говорил, что педагогика есть наука не только о ребенке, но и о человеке. Он тонко и мудро подмечает мотивы детских поступков, но не они ли лежат в основе взрослого человека тоже? Ведь в каждом из нас живет ребенок! Принуждать человека к любви нельзя, но дать новое направление его мыслям подобными точными наблюдениями возможно. И как знать, может быть новое восприятие привычной действительности откроет в родителях, во взрослых новые горизонты, новый уровень отношений с детьми и с окружающими людьми.
5. И. Млодик « Современные дети и их несовременные родители, или о том, в чем так непросто признаться»; И. Млодик « Книга для не идеальных родителей, или жизнь на свободную тему»
Ирина Млодик – известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук. Эти ее книги о воспитании, но не для детей, а именно для родителей. Автор помогает разобраться не столько в том, почему ребенок совершает те или иные действия, а то, почему мы реагируем на эти действия именно так, а не иначе. Ирина Юрьевна показывает нам ошибки, совершаемые нами, указывает на то, какие стереотипы и неверные установки мешают нам в процессе общения с ребенком, в его воспитании. Она же помогает понять, как эти ошибки и несовершенства можно устранить, разобраться в себе. В этой книге нет конкретных практических советов и универсальных решений. На примере своей практики автор показывает как делать НЕ надо, демонстрируя беззащитность ребенка перед взрослым, его острую зависимость. Еще эти книги о том, что родитель не должен стремится к тому, чтобы быть идеальным. Идеальный родитель детям не нужен. Дети нуждаются в живых. Чувствующих, любящих взрослых.
6. Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»
В этой книге признанным специалистом в области развития детей, разбираются конкретные проблематичные ситуации, которые встречаются во многих семьях. Автор анализирует причины и предлагает варианты их решений. Почему ребенок грубит капризничает? Как научиться прощать? Десять важных вещей, которым родитель может научить своего ребенка и так далее. Эта книга может быть интересна не только родителям, но и педагогам, психологам, тем людям, чья профессиональная деятельность связана с детским воспитанием, преподаванием, семейным консультированием.
7. А. Нилл « Саммерхилл – воспитание свободой»
В 1921 году Александр Нилл основал собственную школу «Саммерхилл», воплощая свои педагогические идеи и подтверждая их жизнеспособность 50- летней практикой. Автор говорит о том, что все дети любознательны и дисциплинированы по своей природе, каждый наполнен внутренней мотивацией к труду и учебе, а трудновоспитуемыми их делают навязываемые взрослыми стандарты, принуждение и наказания. Автор призывает отказаться от власти и дать детям свободу, отменить унижающие наказания и бесконечные поучения, заменить учебу по принуждению игрой. Многие из этих идей заставляют задуматься над тем, как же разорвать порочный круг давления со стороны взрослого и следующего за ним негативизма ребенка.
8. В. Леви «Нестандартный ребенок»
Книга была написана популярным советским психотерапевтом в конце 1980-х гг. и она пропитана советской действительностью, из которой мы родом и которая оставила в нас след. В то время книга была откровением и находкой, сейчас кому-то уже может показаться простоватой, хотя не потеряла своей актуальности. Книга позволяет проникнуться духом наших родителей, понять их, посочувствовать и в чем – то простить. Автор предлагает поразмышлять над тем, что каждый ребенок нестандартен, уникален и НЕ является продолжением своих родителей. Каждый из нас – живая душа и тайна.
9. Д. Ньюмарк « Как воспитывать эмоционально здоровых детей»
Книга очень проста, в ней приводятся житейские ситуации на примере которых автор показывает основные потребности ребенка, удовлетворение которых обеспечивает его здоровое эмоционально-психическое состояние.. Рекомендации автора просты и доступны. В приложении приводится перечень занятий для совместного времяпрепровождения с детьми; даются советы по совмещению карьеры и воспитательного процесса; по организации и планированию своего дня; приводится пошаговый план по восстановлению и налаживанию отношений между родителями и ребенком.
Пожалуй, на этом основной список интересной литературы, которую я бы рекомендовала к прочтению, стоит завершить. Уверена, что прочтения этих книг родители смогут по-другому взглянуть на многие вопросы воспитания собственных детей. Призываю вас к тому, чтобы читать, ставить все новые вопросы, находить на них ответы и строить гармоничные отношения в семье!